Особенности культуры античной Греции.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ История мировой культуры Понятия «культура», «цивилизация». Слово «культура» латинского происхождения означало возделывание, обрабатывание, уход. Первоначально это распространялось на землю, материалы, которые подвергались обработке. В Древней Греции в более раннее время чем в Древнем Риме сформировалось понятие, обозначающее воспитание, обучение в узком смысле, в более широком - просвещение, образование. Греческое слово «пайдейя» заставляло задуматься над тем, что обработке, уходу подвергается нe только почва, металл, глина, но и человек. Возникла ассоциация между возделыванием земли и воспитанием человека, так как и в первом, и во втором случае преследуется одна цель - получение богатого урожая в прямом смысле и в переносном - в виде образованной, всесторонне развитой личности. Поэтому римляне в качестве синонима греческой пайдейи используют слово «культура», пока тождественное образованию, воспитанию. С распространением христианства культура понимается как нечто противостоящее природе и это нечто связано с миром высокой духовности, с понятием «Бог». В эпоху Просвещения с развитием наук наблюдается стремление к целостному восприятию культуры. Культура рассматривается как результат активного действия мировых сил. Но в это же время обнаружилось трагическое противоречие в человеке «природного» и «культурного» и, как следствие, противоречие между материальной культурой и духовной. Таким образом, в XVIII - XIX вв. сформировалось представление о структуре культуры, под которой понимается все то, что создано людьми, при этом выделяются сфера материальная (средства производства, технологии), духовная (наука, искусство, религия, идеология).
В это же время появляется термин цивилизация. В XVIII в. «цивилизация» - плод господствовавшего европоцентризма. Европейская культура противопоставляется культурам т. н. «диких» народов и благодаря успехам в области науки, техники, искусства считается, что европейская культура определяет развитие человечества и указывает направление этого развития. Под цивилизацией понимается высокий уровень развития культуры. В XIX в. благодаря археологическим находкам в Месопотамии, на о. Крит, расшифровке древнеегипетской письменности возникает сомнение относительно культурного прогресса Европы. Деградация нравственных устоев европейского общества, I мировая война позволили сделать вывод о том, что цивилизация обозначает упадок культуры. В узком контексте цивилизаздия выражает техническую сторону культуры. Культура, противопоставленная цивилизации, - это ее духовный срез. В то же время историки термин «цивилизация» используют для обозначения тех культур, которые перешли к письменности, городской культуре, сформировали государственность. Под культурой понимается совокупность социально приобретенных, социально значимых, транслируемых из поколения в поколение знаков, символов, традиций, верований, достижений науки, искусства, системы образования, воспитания, норм поведения, посредством которых люди организуют свою деятельность. Изучение культуры позволяет не только лучше понимать природу человека, общества, но и увидеть перспективы дальнейшего их развития.
Функции культуры. Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции. К числу основных относятся информационная, коммуникативная, аксиологическая и социализаторская функции культуры. Информационная функция культуры. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции в пространстве и времени знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в знаковых системах: устных преданиях, памятниках художественной культуры и искусства, научных, философских, религиозных и прочих сочинениях, навыках, умениях и др. Таким образом, информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти. Она становится общественным достоянием. И каждое новое поколение не начинает с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями, в свою очередь, обобщая, приумножая его. Поэтому культуру по праву считают социальной памятью коллектива, «негенетической» памятью человечества. Она содержит колоссальный объем информации о прошлом, настоящем и - как следствие - будущем человечества.
Свойство культуры быть социальной памятью основано на действии механизма преемственности. Преемственность - это связь предшествующего и последующего состояния культуры, когда социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, не отрицается полностью, а в значительной степени усваивается новыми поколениями людей. Преемственность реализуется в форме традиции. Традиции - это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени обычаи, порядки, правила поведения. Благодаря сохранению традиции в обществе поддерживается достигнутый уровень культуры. Разрыв, утрата традиции весьма опасны, так как грозят крахом народной культуры или снижением ее уровня, «одичания» граждан, вследствие чего в обществе нарастает число конфликтов, потрясений. Трансляция информации происходит не только во временном аспекте - от поколения к поколению, но и в рамках одного поколения - как процесс обмена опытом между обществами и социальными группами. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и нерефлексивные (неосознаваемые) формы трансляции культурного опыта. К рефлексивным формам относятся целенаправленное обучение (приобретение новых знаний и умений) и воспитание (усвоение культурных норм). К нерефлексивным формам следует отнести стихийное усвоение культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого подражания окружающим. Нерефлексивной формой трансляции культурного опыта является формирование архетипов - спонтанных, неосознаваемых реакций человека на явления общественной жизни. Коллективное бессознательное как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, имеющих культурное происхождение, не представлено отчетливо в сознании людей, не имеет исчерпывающего выражения на понятийном уровне. Тем не менее, оно в значительной степени определяет человеческую деятельность.
Социокультурный опыт транслируется посредством действия таких социальных институтов, как семья, общая система образования, средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и др.), учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и т. п.). С течением времени производство и накопление знаний идет все более быстрыми темпами. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Возрастание темпов прироста знаний приводит к увеличению скорости общественного развития. Таким образом, культура, исполняя информационную функцию, делает возможными процесс культурной преемственности, связь народов, эпох и поколений, различные формы исторического прогресса. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо, ведущее общественный образ жизни, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Посредством коммуникации происходит координация сложных действий, становится возможной сама общественная жизнь. Средством общения является язык как любая система знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Это и естественные языки, и специфические языки всех областей - культуры, науки, искусства и др. Таким образом, культура, являясь формой накопления информации и передачи ее посредством знаковых систем (языка), делает возможными общение, объединение людей, координацию их деятельности.
Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, телевидения, кино, аудио и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. В культурный контакт вступили отдаленные в географическом и историческом плане личности и народы. Увеличение коммуникативных возможностей культуры приводит к определенной утрате ее национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации. Тем не менее, проблем внутрикультурной и межкультурной коммуникации все еще достаточно. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества по принципу «свои» и «чужие». Все чужое кажется непонятным и враждебным. Солидарность между своими может сопровождаться настороженностью и неприязнью по отношению к чужим. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами становились нередко питательной почвой для их противостояния и вражды (крестовые походы европейских рыцарей против «неверных» сарацин, столкновения на религиозной почве католиков и протестантов, недавняя война в Югославии сербов и албанцев и т. п.). Истинная же причина напряженности и конфликтности отношений между различными сообществами коренится не в различии культур, а в особенностях биологической природы человека, таких врожденных инстинктах, как агрессия, эгоизм, ксенофобия и т. п. Для установления мира и согласия между различными социальными группами необходимо не стирание культурных различий, а превращение в норму отношений взаимную терпимость людей и культур, уважение к иным ценностям и ориентациям. Аксиологическая функция культуры. Люди из всего многообразия природных и социальных явлений выбирают те, которые имеют для них значение. Поскольку степень значимости этих явлений для их жизнедеятельности неодинакова, постольку формируется определенная система ценностей общества или социальной группы, в которой они некоторым образом структурированы. От набора ценностей, их соотношения друг с другом зависит специфика общества, социальной группы. Ценности являются фундаментом и сбережением всякой культуры. Без определенной общепризнанной системы ценностей невозможно сосуществование коллективов людей. Доминирующая система ценностей влияет на решение проблемы смысла жизни каждым отдельным человеком, определение целей своей деятельности. Она ориентирует массы людей в одном направлении, формирует общепринятые образцы и стандарты поведения - культурные нормы. Тем самым она предупреждает возникновение разногласий, конфликтов, способствует улучшению взаимопонимания людей, их сплочению, консолидации.
Под влиянием общественной системы ценностей складываются ценностные ориентации индивидов. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутреннего мира личности, закрепленные жизненным опытом и всей совокупностью переживаний человека и разграничивающие значимые существенные для него явления от незначимых, несущественных. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутреннего мира личности, закрепленные жизненным опытом и всей совокупностью переживаний человека и разграничивающие значимые, существенные для него явления от незначимых, несущественных. Ценностные ориентации существуют в форме философских (мировоззренческих), нравственных, политических убеждений, глубоких и постоянных привязанностей, нравственных принципов поведения человека. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим деятельность людей. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, когда она находит опору своей деятельности в себе самой, в системе принятых ею убеждений, принципов, норм. Поведение и деятельность такой личности характеризуются преемственностью, последовательностью, предсказуемостью. Неразвитые ценностные ориентации - признак инфантилизма, отсталости развития личности, когда поведение и деятельность человека в значительной степени отличаются хаотичностью, импульсивностью, непоследовательностью. Непоследовательность поведения может быть обусловлена и противоречивостью ценностных ориентации. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации определяет такие качества личности, как цельность, надежность, верность избранным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, упорство в достижении цели. Таким образом, культура, продуцируя и транслируя системы ценностей, выступает организующим и регулирующим общественную жизнь фактором. Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения той общественной среды, в которой они живут. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение общества, сохранившихся в нем форм жизни. В обществе, как и в природе, постоянно происходит эстафета жизни, люди рождаются и умирают. Появившись на свет, человек, в отличие от животного, почти не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Громадное значение как социализирующий институт (форма организации и регулирования общественной жизни) имеет семья. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно и бессознательно перенимают дети, предопределяя во многом сценарий своей жизни на десятилетия вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых. Детство является важнейшим периодом социализации, во время которого примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Но социализация не заканчивается в детстве. Она является непрерывным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни. Условиями и средствами ее выступают школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание. Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, норму поведения. Тем самым человек программируется на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей. Исследования социологов показали, что в среде рабочих больше ценится исполнительность и послушание, чем инициатива и свободомыслие, тогда как в образованных слоях общества - наоборот. Мальчиков воспитывают, поошряя активность, самостоятельность, смелость, от девочек требуют благовоспитанности, аккуратности, домовитости. Почти во всех культурах считается, что мужчина обязан обеспечивать благосостояние семьи, женщина - растить детей и вести домашнее хозяйство. Для эффективности социализации большое значение имеет экономическая и политическая обстановка в обществе. В кризисные периоды, когда происходит значительный пересмотр системы ценностей, идеалов и норм жизни, социализация индивидов протекает более сложно. Об этом свидетельствуют наблюдаемые в обществе вспышки асоциальных форм поведения - преступности, наркомании, проституции, коррупции и прочего. Особенности культуры античной Греции. Античная культура Средиземноморья считается одним из величайших творений человека. Ограниченная пространством (побережье Средиземноморья) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки своего исторического существования став исключительным, неповторимым и во многом непревзойденным феноменом в истории мировой культуры. Термин «античность» (от лат. antiques - древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стал появляться интерес к изучению греко-римского культурного наследия. Расцвет культуры Древней Греции оказался столь велик, что дал основание говорить о «греческом чуде». Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Давая столь высокую оценку достижениям греков, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян. Древняя Греция стала родиной всех современных форм государства и управления, и прежде всего - республики и демократии. Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединила аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе - на всех граждан полиса. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали цели и ценности полиса. Наиболее ярким выражением античного агона стали Олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Все постройки: храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной покрытыми зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В знаменитом храме Зевса Олимпийского (V в. до н. э.) находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. Древние авторы писали, что взглянув на нее человек чувствовал как светлеет и успокаивается его душа. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали со своими речами и произведениями, художники и ваятели представляли свои скульптуры и картины. Государство оглашало здесь свои законы, договора. Раз в четыре года устанавливался праздник, равного которому античность не знала. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам. В этих играх самое характерное - их направленность на выявление победителя, того, чья колесница обойдет все другие, чье копье полетит дальше всех и так далее. Рекорды как таковые ни участников, ни зрителей совершенно не интересовали, о них не сохранилось никаких сведений. Что же восхищало греков в победителе? Не столько сила, ловкость, мужество сами по себе, сколько то, что победитель был избранником богов, на него падал отсвет их божественности, он признавался божественным человеком. Его божественность, и это существенно, достигалась не в ритуальном очищении, не в жертвоприношении, а человек, находясь среди людей, через соревнования выявлял и прославлял свою божественность. Состязательность составила основу всего уклада жизни, будь то Олимпийские игры, поле боя, политическая жизнь, театр. Состязательность проявлялась и в том, что Древняя Греция никогда не образовывала единого государства, на Древнем Востоке, а потом и на Западе образовались крупные государства. У всех народов существовало мнение: чем больше государство, тем лучше. В Древней Греции существовало несколько сот полисов, которые занимали территорию 120 - 150 тыс. км2. На один полис в среднем приходилось около 300 км2 и приблизительно 10 тыс. человек населения. Нередко полисы между собой воевали. Города брались штурмом и разоружались, мужское население истреблялось, женщины и дети продавались в рабство, однако, что не было принято, так это присоединение победившим полисом территории завоеванного государства. Дело не в отсутствии корыстолюбия или жажды власти, а в том, что создание единого государства через слияние множества полисов противоречило коренным основаниям мировоззрения греков. Грекам мысль о единстве и объединении была также нестерпима, как и мысль о порабощении их внешним врагом. В единой стране они боялись потерять свободу. Полисная жизнь, независимость родного полиса была для греков непременным условием их собственной свободы. Свобода была тем критерием, по которому греки отличали себя от окружающих их народов. Как и на Востоке, в Греции царей считали божественными. Они также происходили от богов. Именно родство с богами давало царям право на власть в своем полисе. Но эта власть была властью одного гражданина над другими. У царя могло быть больше прав, власти, богатства, чем у кого бы то ни было в его полисе, но он не был вознесен над своим государством, как бог вознесен над людьми. Пока царь правит, он остается «человеком, гражданином, хотя после смерти может обрести бессмертие и быть причисленным к богам. Невозможность обожествления человека и проявления божественности в человеке приводит греков к пониманию, что власть в полисе должна проявляться через общение свободных граждан. В этом общении - властвовании - граждане участвуют неравномерно и не в равной степени. В демократических общинах любой полноправный гражданин мог быть избран на любую должность, царская власть была здесь упразднена очень рано. Переставали граждане править в полисе тогда, когда в нем устанавливалась тирания. Тиран в греческом представлении - это тот царь, который забирает власть и превращает граждан в подданных. Тирания никогда не считалась нормальной формой государственной власти. Греки понимали свободу как самодостаточность. Свобода предлагала прежде всего независимость от чего-либо внешнего (отсюда и существование мелких городов-государств). Внешнее неконтролируемо и таит угрозу рабства. Но человек и внутренне может стать рабом, рабом своих страстей. Чтобы быть свободным, необходимо достичь внутренней гармонии, стать независимым, на этот раз от самого себя, отделить разумное начало от чувственного. Полис, общение в полисе, ценности полиса давали человеку такую свободу. У полисной жизни было несколько наиболее значимых проявлений. Среди них - управление своим государством, выполнение воинского долга, досуг, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесленное производство, торговля, хотя и составляли материальную основу существования полиса, собственно в полисную жизнь не входили. Это были занятия достойные рабов или свободных людей низшего достоинства. Для античности «политическое» - синоним «гражданского». Гражданин полиса - полноправный участник всех государственных дел. Он принимает участие в решении вопросов войны и мира; торговой политике; организации празднеств и театральных представлений; распределении пошлин среди торговых, вообще всех имущественных кругов; раздела денег малоимущим гражданам и так далее. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций в древнегреческих государствах не существовало. Отношение граждан с государством - прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни демократического полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Участие в гражданских делах, личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность). Многоаспектная государственная жизнь требовала определенной подготовки граждан, в частности их грамотности. Ведь целый ряд вопросов экономического, дипломатического, религиозного, судебного и так далее характеров, которыми в древневосточных государствах занималась каста жрецов, чиновников, находится в ведении граждан, причем политическая сфера требовала не только навыков грамотности, не только военных навыков или ораторской подготовки, но и определенного их сочетания в личности гражданина, то есть она требовала подготовленных и сформировавшихся личностей. Полис как феномен культуры выработал и новое понимание морали. Доблесть - это привилегия граждан полиса и необходимость исполнения гражданских функций. Все граждане до 60-летнего возраста должны защищать отечество. В связи с перемещением центра общественной жизни в народное собрание компонентом доблести (добродетели), наряду с «военным» аспектом, стали добродетели разума, умеренности и рассудительности. Сила, как аргумент, перестает быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех гражданских добродетелей на первый план выступала справедливость, которая реализовывалась через деятельность различных государственных органов, к которым граждане получали прямой и непосредственный доступ. Слава перестала быть привилегией воина. Она распространилась на атлетов, поэтов, драматургов, философов. Механизм общественного признания осуществлялся благодаря посредствующей роли государственных органов и прежде всего народного собрания. В народном собрании деятельность граждан регламентируется законом. С переходом власти к народному собранию законы потеряли божественный характер, стали человеческими установлениями. Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия. Верховным божеством становится Зевс - владыка неба, грома и молнии. Вторым после него идет Аполлон - покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не менее важное место занимал Дионис (Вакх) - бог производящих, буйных сил - сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества — Дионисии и Вакханалии. Богом Солнца был Гелиос (Гелий). Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина, родившаяся из головы Зевса. Ее постоянной спутницей была богиня победы Ника. Символом мудрости Афины выступала сова. Не меньшее внимание привлекала богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены. Деметра была богиней земледелия и плодородия. В компетенцию Гермеса входило, видимо, наибольшее число обязанностей: он был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли и материального достатка, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов. Он также провожал души умерших в подземный мир, во владения Аида (Гадес, Плутон). Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся, вступают в браки между собой и с людьми. Их нравы похожи на человеческие: здесь царят прелюбодеяние, борьба за власть, непримиримое соперничество и полуприкрытое коварство. Так, женитьба Зевса на покровительнице брака Гере не помешала его связям с другими богинями и смертными женщинами. Леду он соблазнил, обратившись лебедем, Европу — быком, а Данаю — золотым дождем. Бог виноградарства Дионис не только путешествовал по свету, обучая людей виноделию, но устраивал веселые гульбища, называвшиеся оргиями (отсюда берет начало понятие оргиастического культа), которые греки относили к разряду религиозных мистерий. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны. В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок, предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам. Главное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Однако их божественная красота считалась вполне достижимой и для человека. Греки не отождествляли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Посредниками между ними выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной и которые за подвиги могли быть приобщены к миру богов. Близость между человеком и богом оказывала существенное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они верили своим богам, поклонялись им, строили им храмы и приносили жертвы. Но у них не было слепого поклонения, трепета и тем более фанатизма. Можно сказать, что задолго до христианства греки уже придерживались известной христианской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Греки могли позволить себе критическое высказывание о богах. Более того, они нередко бросали им вызов. Ярким примером тому служит все тот же миф о Прометее, который бросил дерзкий вызов богам, похитив у них огонь и подарив его людям. Если другие народы обожествляли своих царей и правителей, то у греков подобное исключалось. Лидер афинской демократии Перикл, при котором она достигла высшей точки, для убеждения своих сограждан в правоте своей точки зрения не имел в своем распоряжении ничего иного, кроме выдающегося ума, аргументов, ораторского искусства и красноречия. Особое своеобразие имеет греческая мифология. Все происходящее в ней является таким же человеческим, как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги «богоравных героев», которые часто являются главными действующими лицами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего». Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы. Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом греко-микенской культуры. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800-1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже - та часть материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода называют крито-микенской. В конце III тыс до н. э. на юге Балканского полуострова, Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н. э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой». Дворцы напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе прозван греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, связанных с нижними целой системой лестниц. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца. Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища. Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ. Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI - XV века до н. э. Однако в конце XV века до н. э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы скорее всего стало извержение вулкана. Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Пилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 метров) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем, эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н. э. пришли собственно греческие племена - ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию стали называть ахейской. Каждый центр-дворец являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз - как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаще принадлежала Микенам. Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV - XIII века до н. э., однако уже к концу XIII века до н. э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII века до н. э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы. Период XI - IX веков до н. э. в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|