Культурная жизнь Беларуси в составе Российской империи (XIX – н. XX вв.).
В конце XVIII - первой половине XIX в. культура белорусских земель развивалась под воздействием идей Просвещения и романтизма. Основные черты Просвещения: светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных порядков и религиозного мировоззрения, отстаивание права каждого человека на свободу, в том числе на свободу мысли. В начале XIX в. в Российской империи проводилась реформа системы образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. Европейская часть Российской империи была разделена на 6 учебных округов. Территория Беларуси вошла в Виленский учебный округ, созданный в 1803 г. Попечителем Виленского учебного округа был назначен князь А.Чарторыйский. Он проводил политику полонизации системы образования. Единственным языком обучения в Виленском учебном, округе был польский. Научным и административным центром Виленского округа стал открытый в 1803 г. Императорский Виленский университет. Высшее образование было доступно только для детей дворян (шляхты). При Виленском университете действовали астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоологический музей, библиотека. В 1840 г. в Горках была открыта земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в земледельческий институт, который стал первым в Российской империи агрономическим учебным заведением. Среднее образование в первой половине XIX в. давали гимназии (Минск, Гродно, Могилев, Витебск, Жировичи, Свислочь), а также иезуитские коллегиумы. Высоким уровнем образования ртличался Полоцкий коллегиум. В 1812 г, он был преобразован в иезуитскую академию, которая действовала до 1820 г. Начальное образование давали школы при католических и униатских монастырях, иезуитские коллегии, частные школы.
В 1819 г. в имении графа М. П. Румянцева (Гомель) была открыта пер-вая в Российской империи ланкастерская школа. Английские педагоги Дж. Ланкастер и А. Белл разработали систему дешевого и быстрого получения элементарного образования. Учебный процесс в ланкастерских школах основывался на принципе взаимного обучения. Наиболее подготовленные ученики под руководством учителя обучали взрослых и детей грамоте. В 1840-е гг. появились начальные школы для детей государственных крестьян. Для детей крепостных крестьян даже начальное образование было практически недоступно. После восстания 1830-1831 гг. на территории Беларуси в учреждениях образования наряду с польским использовался русский язык. Активное участие студентов и преподавателей Виленского университета в восстании стало причиной его закрытия в 1832 г. В 1832-1833 гг. в Вильно на базе университета были созданы Медико-хирургическая и Римско-католическая академии. В 1842 г. они также были закрыты в связи с раскрытием в них организаций, принадлежащих к польскому национальному движению. В первой половине XIX в. начинается изучение Беларуси и белорусского народа. Польские и русские ученые собирали археологический, этнографический, фольклорный материал, изучали народный язык. В 1842 г. Константин Тышкевич основал в своем имении Логойск первый на территорий Беларуси исторический музей. В1855 г. по инициативе Евстафия Тышкевича в Вильно был создан музей древностей. При музее действовала археологическая комиссия. Е. Тышкевич являлся почетным членом Петербургской и Стокгольмской академий наук и Лондонского археологического института. Работы, содержавшие ценные сведения, этнографического, фольклорного, краеведческого характера, написал Павел Шпилевский. Наиболее известным из его произведений является книга «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».
П. Шпилевский работал над Созданием словаря и грамматики белорусского языка. Художественная культура Беларуси в первой половине XIX в. развивалась под влиянием романтизма. Романтизм, противоположность рационализму и культу знаний, присущих эпохе Просвещения, на первое место выдвигал эмоциональность, фантазии, интуицию. Для романтизма характерна идеализация природы, действительности и исторических деятелей. В художественной литературе на территории Беларуси господствовал польский язык. На белорусском языке были написаны анонимные (не имеющие установленного автора) поэмы, которые распространялись в рукописных копиях. Ян Барщевский - -«Шляхтич Завальня»; Викентий Дунин-Мартинкевич - «Селянка» («Идиллия»); Павел Багрим - «Заиграй, заиграй, хлопча малы...»; Людвиг Кондратович (писал под псевдонимом Владислав Сырокомля) - «Добрые вести», «Почтальон» («Когда я на почте служил ямщиком»). Анонимные поэмы: «Энеида навыворот» - (предполагаемый автор - Викентий Ровинский) «Тарас на Парнасе» - (предполагаемый автор - Константин Вереницын). В изобразительном искусстве сочетались романтизм и классицизм. Наибольшее распространение получили жанры: портрет, историческая картина, пейзаж, натюрморт. Иосиф Алешкевич - портрет А. Чарторийского, «Групповой портрет»; Иван Хрупкий - «Портрет жены с цветами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», натюрморт «Цветы и фрукты»; Ян Дамель - картины на исторические сюжеты «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Викентий Дмоховский - пейзажи «Озеро Свитязь», «Дом Мицкевича в Новогрудке». Валентий Ванькович - портреты Наполеона, А. С.. Пушкина, картина «Мицкевич на скале Аю-Дат». В 1998 г. в Минске открылся музей «Дом Ваньковича» - филиал Национального художественного музея. Музыкальные произведения с использованием белорусских мотивов создали композиторы С. Монюшко, А. Абрамович. Станислав Монюшко - основатель польской классической музыки, рот лился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии (Червенский район Минской области). Написал музыку к комической опере В. Лунина-Мартинкевича «Селянка», поставленной в 1852 г. в Минске. Антон Абрамович - уроженец Витебщины, автор музыкальной поэмы «Белорусская свадьба».
В архитектуре первой половины XIX в. господствующим стилем был классицизм. Внешний вид дворцов» административных зданий, храмов соответствовал принципам античной архитектуры. Городская застройка становилась симметричной, соблюдалась прямолинейность улиц и площадей. В стиле классицизма были построены дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Святых Петра и Павла в Гомеле, Иосифовский собор в Могилеве, губернаторский дворец в Витебске. Романтизм распространился в садово-парковом искусстве. В первой половине XIX в. в Бобруйске, Борисове и Бресте были построены крепости; В 1777 г. на правом берегу р. Сож генерал-фельдмаршал П. А. Румянпев-Задунайский, которому Екатерина II подарила Гомель, заложил Гомельский дворец. Почти 30 лет дворцом владел его сын М. П. Румянцев. При нем был построен собор Святых Петра и Павла. В 1835 г. дворец перешел к генерал-фельдмаршалу графу И. Ф. Паскевичу. Вместе с парком дворец составляет дворцово-парковый комплекс первой половины XIX в. В связи с капиталистической модернизацией, которую переживала Российская империя во второй половине XIX - начале XX в., ускорился процесс формирования белорусской нации. Нация - это устойчивое исторически сложившееся сообщество людей, основанное на общности территории, социально-экономической и политической жизни, языка, культуры, самосознания. Этническая территория белорусов в основном сформировалась еще в XIII-XVI вв. В конце XIX в. она входила в состав пяти губерний Российской империи: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилёвекой. По переписи 189? г. на этой территории проживало свыше 6,7 млн человек. Национальный состав населения пяти губерний: 65,6 % - белорусы, 14,6 % — евреи, 6 % - русские, 5,2 % - поляки, 4,6 % - украинцы. По данным переписи 1897 г. православные составляли около 2/3 всего населения белорусских губерний.
В XIX в. хозяйство Беларуси втягивалось в рыночные связи, что способствовало формированию социальной структуры, характерной для буржуазного общества. Этот процесс имел ряд особенностей: более 90 % белорусов жили в сельской, местности и были связаны с сельским хозяйством. Промышленный пролетариат Беларуси был многонациональным, его концентрация оставалась невысокой. Торгово-промышленная буржуазия также характеризовалась многонациональностью. Собственно белорусская буржуазия и интеллигенция были немногочисленными и слабо организованными слоями общества. Слабость национальной буржуазии замедляла процесс складывания белорусской нации. Затрудняло консолидацию белорусской нации исторически сложившееся деление белорусов на православных и католиков. Во второй половине XIX ~ начале XX В; шел процесс развития белорусского языка. Старобелорусский язык еще в конце XVII в. был выведен из употребления и исчез. Широкое распространение на белорусских землях получили польский, а со второй половины XIX в. и русский язык. Белорусский язык существовал в виде живых говоров (диалектов), на основе которых постепенно складывался новый белорусский литературный язык. Белорусским языком (диалектной формой) пользовалось крестьянство, часть обедневшей шляхты и городского населения. В конце XIX – начале XX в. он развивался, главным образом, как язык художественной и публицистической литературы. В белорусскоязычных печатных изданиях использовался преимущественно латинский алфавит. С конца XIX в. кириллица стала постепенно вытеснять латинку. Национальное самосознание большей части народа длительное время оставалось на низком уровне. Наряду с названием «белорус» продолжали существовать местные самоназвания (полешук, пиньчук, случак, могилевец), самоидентификация по конфессиональному признаку («русские - православные», «поляки - католики»). В отдельных местностях часть сельского населения называла себя «тутэйшими». С сентября 1906 г. начала издаваться первая легальная белорусская газета «Наша доля», но вскоре ее выпуск был прекращен. В ноябре 1906 г. началось издание более умеренной газеты «Наша Ніва». Газета издавалась до августа 1915 г. Своей целью редакция «Нашай Нівы» ставила пробуждение национального самосознания белорусского народа и развитие национальной культуры. Потребности капиталистического развития обусловили дальнейшее развитие системы образования. Преимущественно в сельской местности действовали церковно-приходские школы, принадлежавшие к Русской православной церкви. В этих школах изучали Закон Божий, основы письма и счета, в кратком изложении давалась церковная и российская история. В начале XX в. таких школ в Беларуси насчитывалось около 5 тысяч.
Дети мелкой буржуазии, ремесленников, служащих, торговцев, мелкой шляхты получали -образование в 6-летних городских училищах, которые не давали законченного среднего образования. Школьная реформа 1864 г. демократизировала систему образования, сделала ее более доступной для низших слоев общества. В литовско-белорусских губерниях школьная реформа проводилась с особенностями. Устав гимназий и прогимназий 19 ноября 1864 г. разделил средние учебные заведения на классические и реальные. Гимназии были мужские и женские, в Девушки, окончившие женские гимназии, получали аттестат на звание учительницы начальной школы. Выпускницы 8-го (педагогического класса) женской гимназии имели право работать в качестве домашних учительниц. Программа прогимназий соответствовала 4 классам гимназии. В гимназии Принимались дети всех сословий и вероисповеданий, но высокая плата за обучение ограничивала возможность получения образования выходцам из беднейших слоев населения. В классических гимназиях преобладали предметы гуманитарного цикла. Окончание гимназии давало право поступления в университеты. Реальные гимназии (с 1871г. - реальные училища) готовили кадры для промышленности и торговли. В конце XIX в. в Беларуси действовало 13 гимназий, 3 прогимназии, более 20 уездных училищ. В 1899 г. здесь насчитывалось свыше 6 тыс. народных и церковно-приходских школ. Кадры учителей для начальных школ готовили учительские семинарии в Молодечно (1864), Несвиже (1872), Свислочи (1876) и Полоцке. Несвижскую учительскую семинарию закончил Я. Колас. По переписи 1897 г. уровень грамотности населения Беларуси составлял 25,7 %. После закрытия в 1864 г. Горы-Горецкого земледельческого института на территории Беларуси не осталось высших учебных заведений. Наряду с государственными существовали частные учебные заведения. Во второй половине XIX в. в Беларуси действовали профессиональные школы и училища: Горы-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус, духовные семинарии, ремесленные, сельскохозяйственные и др. Существенное влияние на развитие системы образования в Беларуси в начале XX в. оказала революция 1905-1907 гг. С 1906 г. сократилось количество церковно-приходских школ и увеличилось число народных училищ с 3-х, 5-ти и 6-летними сроками обучения, В городах действовали начальные школы повышенного типа - городские училища. В 1912 г. они были преобразованы в высшие 4-классные начальные училища. Гимназии и реальные училища давали полное среднее образование, прогимназии - неполное. На 1914 г. в Беларуси действовало 122 государственных и частных средних учебных заведения. 57 % учащихся составляли дети мещан, купцов и крестьян. В 1909-1916 гг. для подготовки профессиональных педагогов открывались учительские семинарии (Рогачев, Орша, Борисов, Гомель, Бобруйск) и учительские институты (Витебск, Могилев, Минск). Учительские институты давали неполное высшее образование. К началу 1910 г. на территории Беларуси действовало 66 профессиональных учебных заведений разного профиля: ремесленные, железнодорожные, сельскохозяйственные, коммерческие, медицинские, музыкальные, художественные училища и школы. Во второй половине XIX в. активизировалось изучение истории, языка, культуры белорусского народа представителями российских научных учреждений и местной интеллигенцией, Цент ром изучения белорусских губерний в 1867-1915 гг. стало Северо-западное отделение императорскою Русского географического общества (Вильно). Его сотрудниками были этнографы Павел Щейн, Евдоким Романов, Иван Носович и др. Павел Шейн - «Материалы к изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края». Иван Носович - «Словарь белорусского наречия». Евдоким Романов - «Белорусский сборник». Ефим Карский - «Белорусы». Изучением истории Беларуси занимались историки Митрофан Довнар-Запольский, Вацлав Ластовский, который в 1910 г. издал на белорусском языке книгу «Кароткая гісторыя Беларусі». В 1870-1880-е годы появился ряд анонимных (без автора) произведений на белорусском языке: «Разговор Данилы со Степаном» («Гутарка Данілы са Сцяпанам»), «Дядька Антон, или Разговор обо всем, что болит, а почему болит - не знаем» («Дзядзька Антон, або гутарка аб yciм, што баліць, а чаму баліць - не ведаем»). Во второй половине XIX в. для белорусской литературы было характерно стремление показать этнокультурные особенности белорусов и самостоятельность белорусского языка. Творчество Ф. Богушевича было направлено на пробуждение гражданского и национального самосознания белорусского крестьянства. Он издал два сборника стихотворений на белорусском языке латинским шрифтом: «Дудка белорусская» («Дудка беларуская») (Краков, 1891) и «Смычок белорусский» («Смык беларускі») (Познань, 1896) под псевдонимами Матей Бурачок и Сымон Ревка из-под Борисова. Народническое направление в белорусской литературе представляли Иван Неслуховский, писавший под псевдонимом Янка Лучина (сборник стихотворений «Вязанка»} и А. Пашкевич (Тетка). В 1906 г. А. Пашкевич издала сборники «Крест на свободу» («Хрэст на свабоду») и «Скрипка белорусская» («Скрыпка беларуская»). Она составила хрестоматию для начальной школы «Первое чтение для детей белорусов» («Першае чытанне для дзетак беларусаў»), В начале XX активизировалось развитие белорусской художественной литературы. Высокого художественного уровня белорусская литература достигла в творчестве Я. Купалы, Я. Колоса, М. Богдановича. Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) родился в фольварке Вязынка Минского уезда. Первое стихотворение «Мужик» («Мужык») опубликовано в 1905 г. Первые сборники стихов «Жалейка» («Жалейка») (1908) и «Гусляр» («Гусляр») (1910), «Дорогой жизни» («Шляхам жыцця») (1913). Он является автором романтических поэм «Курган» («Курган»), «Бондаревна» («Бандароўна»), пьес «Павлинка» («Паўлінка») и «Разбросанное гнездо» («Раскіданае гняздо»). Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) родился в застенке Акинчицы Минского уезда (теперь в черте г. Столбцы). В 1910 г. был издан его первый сборник стихотворений «Песни-жалобы» («Песні-жальбы»). В 1911 г. Колас начал писать поэму «Семен-музыкант» («Сымон музыка»). Максим Богданович родился в Минске. Единственный прижизненный сборник стихов «Венок» («Вянок») был издан в Вильно в 1913 г. В начале XX в. в Беларуси активизировался процесс перерастания любительского театра в профессиональный. Из самодеятельного театрального кружка (1907) вырос коллектив «Первой белорусской труппы» И. Буйницкого (1910), просуществовавший до 1913 г. Широкое распространение получили любительские театрально-музыкальные кружки. С 1910 г. в Вильно под руководством А.Бурбиса действовал любительский театральный коллектив «Беларускі музычна-драматычны гурток». Он впервые осуществил постановку комедии Я. Купалы -«Павлинка» («Паулинка»), В марте 1917 г. Ф. Жданович создал «Первое товарищество белорусской драмы и комедии» - театральный коллектив, состоявший из актеров-профессионалов и любителей, В изобразительном искусстве второй половины XIX в. основным стилем стал реализм. Реализм - направление в искусстве и литературе, которое ставило целью точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах. Наиболее распространенными в живописи Беларуси были исторический, пейзажный, портретный, бытовой жанры. Казимир Альхимович - «Похороны Гедймина», «Жатва», «Хата батрака», «Найм работников». Наполеон Орда во время путешествий по Беларуси, Украине, Польше, Никодим Силиванович - «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Художник принимал участие в создании мозаичного панно «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исаакиевскога собора в Петербурге. Аполлинарий Горавский - «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина», «Молящаяся старуха». Витольд Белыницкий-Бируля - «Зимний сон». Юдаль Пэн - «Часовщик», «Старый портной», «Нищий». Марк Шагал - «Я и деревня», «Скрипач», «Над Витебском». Фердинад Рущиц - «Земля», «Старая мельница», «Эмигранты». Во второй половине XIX в. в архитектуре распространилась эклектика (смешение стилей предыдущих эпох). На территории Беларуси при строительстве архитектурных сооружений разного назначения использовались разные стили. Здания банков и учебных заведений строились, как правило, в стиле классицизма, театры - преимущественно в стиле барокко, костелы - в неоготическом стиле, православные храмы - в ретроспективно-русском стиле. Характерными чертами ретроспективно-русского стиля являлись купола, высокие шатровые звонницы, декор в виде кокошников (каплица князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове, светские здания Могилева (городской театр, городская управа, женская гимназия, реальное училище)). В неоготическом (ретроспективно-готическом) стиле строились преимущественно здания костелов (Святого Роха в Минске, в Видзах, Вилейке, Ивье, Поставах). Костелы строились из красного кирпича Местные архитекторы, особенно в Западной и Центральной Беларуси, использовали природный камень, этнографические детали, художественную ковку, декоративную керамику (Холмские ворота в Брестской крепости, здание Минской женской гимназии, дом купца Муравьева в Гродно, Мирская каплица). Господствующим стилем в мировой архитектуре начала XX в. стал модерн: Для него характерны асимметрия и закругленность линий, смелое сочетание железобетона, стекла, стали. Для внешнего и внутреннего украшения зданий использовались керамика, изразцы, витражи, скульптура, мозаика, фрески. В стиле модерн строились вокзалы, мосты, промышленные и общественные здания. Примерами модерновой архитектуры в Беларуси являются поземельный крестьянский банк в Витебске, гостиница «Европа» в Минске, некоторые жилые дома в Гродно, Могилеве, Минске. Продолжала использоваться эклектика. Сочетание неоготических и неороманских мотивов присуще католическим храмам, например костелу св. Симеона и Елены («Красный костел») в Минске (1908).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|