Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурная жизнь Беларуси в составе Российской империи (XIX – н. XX вв.).




В конце XVIII - первой половине XIX в. культура белорусских земель развивалась под воздействием идей Просвещения и роман­тизма.

Основные черты Просвещения:

светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных порядков и религиозного мировоззрения, отстаивание права каждого человека на свободу, в том числе на свободу мысли.

В начале XIX в. в Российской империи проводилась реформа системы образования. В 1802 г. было создано Министерство на­родного просвещения. Европейская часть Российской империи была разделена на 6 учебных округов. Территория Беларуси вош­ла в Виленский учебный округ, созданный в 1803 г. Попечителем Виленского учебного округа был назначен князь А.Чарторыйский. Он проводил политику полонизации системы образования. Единс­твенным языком обучения в Виленском учебном, округе был поль­ский. Научным и административным центром Виленского округа стал открытый в 1803 г. Императорский Виленский университет. Высшее образование было доступно только для детей дворян (шляхты).

При Виленском университете действовали астрономическая обсервато­рия, ботанический сад, зоологический музей, библиотека.

В 1840 г. в Горках была открыта земледельческая школа, преоб­разованная в 1848 г. в земледельческий институт, который стал пер­вым в Российской империи агрономическим учебным заведением.

Среднее образование в первой половине XIX в. давали гимна­зии (Минск, Гродно, Могилев, Витебск, Жировичи, Свислочь), а также иезуитские коллегиумы. Высоким уровнем образования ртличался Полоцкий коллегиум. В 1812 г, он был преобразован в иезуитскую академию, которая действовала до 1820 г. Начальное образование давали школы при католических и униатских монас­тырях, иезуитские коллегии, частные школы.

В 1819 г. в имении графа М. П. Румянцева (Гомель) была открыта пер-вая в Российской империи ланкастерская школа. Английские педагоги Дж. Ланкастер и А. Белл разработали систему дешевого и быстрого по­лучения элементарного образования. Учебный процесс в ланкастерских школах основывался на принципе взаимного обучения. Наиболее подго­товленные ученики под руководством учителя обучали взрослых и детей грамоте.

В 1840-е гг. появились начальные школы для детей государс­твенных крестьян. Для детей крепостных крестьян даже началь­ное образование было практически недоступно.

После восстания 1830-1831 гг. на территории Беларуси в уч­реждениях образования наряду с польским использовался русский язык. Активное участие студентов и преподавателей Виленского университета в восстании стало причиной его закрытия в 1832 г. В 1832-1833 гг. в Вильно на базе университета были созданы Медико-хирургическая и Римско-католическая академии. В 1842 г. они также были закрыты в связи с раскрытием в них организаций, принадлежащих к польскому национальному движению.

В первой половине XIX в. начинается изучение Беларуси и белорусского народа. Польские и русские ученые собирали ар­хеологический, этнографический, фольклорный материал, изучали народный язык. В 1842 г. Константин Тышкевич основал в своем имении Логойск первый на территорий Беларуси исторический музей. В1855 г. по инициативе Евстафия Тышкевича в Вильно был создан музей древностей. При музее действовала археологическая комиссия. Е. Тышкевич являлся почетным членом Петербургской и Стокгольмской академий наук и Лондонского археологического института.

Работы, содержавшие ценные сведения, этнографического, фольклорного, краеведческого характера, написал Павел Шпилевский. Наиболее известным из его произведений является книга «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».

П. Шпилевский работал над Созданием словаря и грамматики белорус­ского языка.

Художественная культура Беларуси в первой половине XIX в. развивалась под влиянием романтизма. Романтизм, противопо­ложность рационализму и культу знаний, присущих эпохе Про­свещения, на первое место выдвигал эмоциональность, фантазии, интуицию. Для романтизма характерна идеализация природы, действительности и исторических деятелей.

В художественной литературе на территории Беларуси гос­подствовал польский язык. На белорусском языке были написаны анонимные (не имеющие установленного автора) поэмы, которые распространялись в рукописных копиях.

Ян Барщевский - -«Шляхтич Завальня»;

Викентий Дунин-Мартинкевич - «Селянка» («Идиллия»);

Павел Багрим - «Заиграй, заиграй, хлопча малы...»;

Людвиг Кондратович (писал под псевдонимом Владислав Сырокомля) -

«Добрые вести», «Почтальон» («Когда я на почте служил ямщиком»).

Анонимные поэмы:

«Энеида навыворот» - (предполагаемый автор - Викентий Ровинский)

«Тарас на Парнасе» - (предполагаемый автор - Константин Вереницын).

В изобразительном искусстве сочетались романтизм и клас­сицизм. Наибольшее распространение получили жанры: портрет, историческая картина, пейзаж, натюрморт.

Иосиф Алешкевич - портрет А. Чарторийского, «Групповой портрет»; Иван Хрупкий - «Портрет жены с цветами», «Портрет мальчика в соло­менной шляпе», натюрморт «Цветы и фрукты»;

Ян Дамель - картины на исторические сюжеты «Смерть магистра крес­тоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобож­дение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.».

Викентий Дмоховский - пейзажи «Озеро Свитязь», «Дом Мицкевича в Новогрудке».

Валентий Ванькович - портреты Наполеона, А. С.. Пушкина, картина «Мицкевич на скале Аю-Дат». В 1998 г. в Минске открылся музей «Дом Ваньковича» - филиал Национального художественного музея.

Музыкальные произведения с использованием белорусских мотивов создали композиторы С. Монюшко, А. Абрамович.

Станислав Монюшко - основатель польской классической музыки, рот лился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии (Червенский район Минской области). Написал музыку к комической опере В. Лунина-Мартинкевича «Селянка», поставленной в 1852 г. в Минске. Антон Абрамович - уроженец Витебщины, автор музыкальной поэмы «Белорусская свадьба».

В архитектуре первой половины XIX в. господствующим сти­лем был классицизм. Внешний вид дворцов» административных зданий, храмов соответствовал принципам античной архитекту­ры. Городская застройка становилась симметричной, соблюдалась прямолинейность улиц и площадей. В стиле классицизма были построены дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Святых Петра и Павла в Гомеле, Иосифовский собор в Могилеве, губернаторский дворец в Витебске. Романтизм распространился в садово-парковом искусстве. В первой половине XIX в. в Бобруй­ске, Борисове и Бресте были построены крепости;

В 1777 г. на правом берегу р. Сож генерал-фельдмаршал П. А. Румянпев-Задунайский, которому Екатерина II подарила Гомель, заложил Гомель­ский дворец. Почти 30 лет дворцом владел его сын М. П. Румянцев. При нем был построен собор Святых Петра и Павла. В 1835 г. дворец перешел к генерал-фельдмаршалу графу И. Ф. Паскевичу. Вместе с парком дворец составляет дворцово-парковый комплекс первой половины XIX в.

В связи с капиталистической модернизацией, которую пережи­вала Российская империя во второй половине XIX - начале XX в., ускорился процесс формирования белорусской нации.

Нация - это устойчивое исторически сложившееся сообщество людей, основанное на общности территории, социально-экономической и поли­тической жизни, языка, культуры, самосознания.

Этническая территория белорусов в основном сформирова­лась еще в XIII-XVI вв. В конце XIX в. она входила в состав пяти губерний Российской империи: Виленской, Витебской, Гродненс­кой, Минской, Могилёвекой. По переписи 189? г. на этой террито­рии проживало свыше 6,7 млн человек.

Национальный состав населения пяти губерний: 65,6 % - белорусы, 14,6 % — евреи, 6 % - русские, 5,2 % - поляки, 4,6 % - украинцы. По данным переписи 1897 г. православные составляли около 2/3 всего населения белорусских губерний.

В XIX в. хозяйство Беларуси втягивалось в рыночные связи, что способствовало формированию социальной структуры, харак­терной для буржуазного общества. Этот процесс имел ряд особен­ностей: более 90 % белорусов жили в сельской, местности и были связаны с сельским хозяйством. Промышленный пролетариат Беларуси был многонациональным, его концентрация оставалась невысокой. Торгово-промышленная буржуазия также характеризовалась многонациональностью. Собственно белорусская буржуа­зия и интеллигенция были немногочисленными и слабо органи­зованными слоями общества. Слабость национальной буржуазии замедляла процесс складывания белорусской нации. Затрудняло консолидацию белорусской нации исторически сложившееся де­ление белорусов на православных и католиков.

Во второй половине XIX ~ начале XX В; шел процесс развития белорусского языка. Старобелорусский язык еще в конце XVII в. был выведен из употребления и исчез. Широкое распространение на белорусских землях получили польский, а со второй половины XIX в. и русский язык. Белорусский язык существовал в виде жи­вых говоров (диалектов), на основе которых постепенно склады­вался новый белорусский литературный язык. Белорусским язы­ком (диалектной формой) пользовалось крестьянство, часть обед­невшей шляхты и городского населения. В конце XIX – начале XX в. он развивался, главным образом, как язык художественной и публицистической литературы. В белорусскоязычных печатных изданиях использовался преимущественно латинский алфавит. С конца XIX в. кириллица стала постепенно вытеснять латинку.

Национальное самосознание большей части народа длительное время оставалось на низком уровне. Наряду с названием «бело­рус» продолжали существовать местные самоназвания (полешук, пиньчук, случак, могилевец), самоидентификация по конфессио­нальному признаку («русские - православные», «поляки - като­лики»). В отдельных местностях часть сельского населения назы­вала себя «тутэйшими».

С сентября 1906 г. начала издаваться первая легальная бело­русская газета «Наша доля», но вскоре ее выпуск был прекращен. В ноябре 1906 г. началось издание более умеренной газеты «Наша Ніва». Газета издавалась до августа 1915 г. Своей целью редакция «Нашай Нівы» ставила пробуждение национального самосозна­ния белорусского народа и развитие национальной культуры.

Потребности капиталистического развития обусловили даль­нейшее развитие системы образования. Преимущественно в сель­ской местности действовали церковно-приходские школы, прина­длежавшие к Русской православной церкви. В этих школах изу­чали Закон Божий, основы письма и счета, в кратком изложении давалась церковная и российская история. В начале XX в. таких школ в Беларуси насчитывалось около 5 тысяч.

Дети мелкой буржуазии, ремесленников, служащих, торговцев, мелкой шляхты получали -образование в 6-летних городских учи­лищах, которые не давали законченного среднего образования.

Школьная реформа 1864 г. демократизировала систему обра­зования, сделала ее более доступной для низших слоев общества. В литовско-белорусских губерниях школьная реформа проводи­лась с особенностями. Устав гимназий и прогим­назий 19 ноября 1864 г. разделил средние учебные заведения на классические и реальные. Гимназии были мужские и женские, в
которых обучались 7 лет.

Девушки, окончившие женские гимназии, получали аттестат на звание учительницы начальной школы. Выпускницы 8-го (педагогического класса) женской гимназии имели право работать в качестве домашних учительниц.

Программа прогимназий соответствовала 4 классам гимназии. В гимназии Принимались дети всех сословий и вероисповеданий, но высокая плата за обучение ограничивала возможность полу­чения образования выходцам из беднейших слоев населения. В классических гимназиях преобладали предметы гуманитарного цикла. Окончание гимназии давало право поступления в университеты. Реальные гимназии (с 1871г. - реальные училища) гото­вили кадры для промышленности и торговли.

В конце XIX в. в Беларуси действовало 13 гимназий, 3 прогимназии, бо­лее 20 уездных училищ. В 1899 г. здесь насчитывалось свыше 6 тыс. народных и церковно-приходских школ.

Кадры учителей для начальных школ готовили учитель­ские семинарии в Молодечно (1864), Несвиже (1872), Свислочи (1876) и Полоцке. Несвижскую учительскую семинарию закончил Я. Колас. По переписи 1897 г. уровень грамотности населения Беларуси составлял 25,7 %.

После закрытия в 1864 г. Горы-Горецкого земледельческого института на территории Беларуси не осталось высших учебных заведений. Наряду с государственными существовали частные учебные заведения. Во второй половине XIX в. в Беларуси действовали профессиональные школы и училища: Горы-Горецкое зем­ледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус, духовные семинарии, ремесленные, сельскохозяйственные и др.

Существенное влияние на развитие системы образования в Бе­ларуси в начале XX в. оказала революция 1905-1907 гг. С 1906 г. сократилось количество церковно-приходских школ и увели­чилось число народных училищ с 3-х, 5-ти и 6-летними сроками обучения, В городах действовали начальные школы повышенного типа - городские училища. В 1912 г. они были преобразованы в вы­сшие 4-классные начальные училища. Гимназии и реальные учили­ща давали полное среднее образование, прогимназии - неполное. На 1914 г. в Беларуси действовало 122 государственных и частных сред­них учебных заведения. 57 % учащихся составляли дети мещан, купцов и крестьян.

В 1909-1916 гг. для подготовки профессиональных педагогов открывались учительские семинарии (Рогачев, Орша, Борисов, Гомель, Бобруйск) и учительские институты (Витебск, Могилев, Минск). Учительские институты давали неполное высшее обра­зование.

К началу 1910 г. на территории Беларуси действовало 66 профессиональ­ных учебных заведений разного профиля: ремесленные, железнодорож­ные, сельскохозяйственные, коммерческие, медицинские, музыкальные, художественные училища и школы.

Во второй половине XIX в. активизировалось изучение исто­рии, языка, культуры белорусского народа представителями рос­сийских научных учреждений и местной интеллигенцией, Цент ром изучения белорусских губерний в 1867-1915 гг. стало Севе­ро-западное отделение императорскою Русского географического общества (Вильно). Его сотрудниками были этнографы Павел Щейн, Евдоким Романов, Иван Носович и др.

Павел Шейн - «Материалы к изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края».

Иван Носович - «Словарь белорусского наречия».

Евдоким Романов - «Белорусский сборник».

Ефим Карский - «Белорусы».

Изучением истории Беларуси занимались историки Митрофан Довнар-Запольский, Вацлав Ластовский, который в 1910 г. из­дал на белорусском языке книгу «Кароткая гісторыя Беларусі».

В 1870-1880-е годы появился ряд анонимных (без автора) про­изведений на белорусском языке: «Разговор Данилы со Степаном» («Гутарка Данілы са Сцяпанам»), «Дядька Антон, или Разговор обо всем, что болит, а почему болит - не знаем» («Дзядзька Антон, або гутарка аб yciм, што баліць, а чаму баліць - не ведаем»).

Во второй половине XIX в. для белорусской литературы было характерно стремление показать этнокультурные особенности бело­русов и самостоятельность белорусского языка. Творчество Ф. Богушевича было направлено на пробуждение гражданского и национального самосознания белорусского крестьянства. Он издал два сборника стихотворений на белорусском языке латинским шриф­том: «Дудка белорусская» («Дудка беларуская») (Краков, 1891) и «Смычок белорусский» («Смык беларускі») (Познань, 1896) под псевдонимами Матей Бурачок и Сымон Ревка из-под Борисова.

Народническое направление в белорусской литературе пред­ставляли Иван Неслуховский, писавший под псевдонимом Янка Лучина (сборник стихотворений «Вязанка»} и А. Пашкевич (Тет­ка). В 1906 г. А. Пашкевич издала сборники «Крест на свободу» («Хрэст на свабоду») и «Скрипка белорусская» («Скрыпка бе­ларуская»). Она составила хрестоматию для начальной школы «Первое чтение для детей белорусов» («Першае чытанне для дзетак беларусаў»),

В начале XX активизировалось развитие белорусской худо­жественной литературы. Высокого художественного уровня бело­русская литература достигла в творчестве Я. Купалы, Я. Колоса, М. Богдановича.

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) родился в фольварке Вязынка Минского уезда. Первое стихотворение «Мужик» («Мужык») опубли­ковано в 1905 г. Первые сборники стихов «Жалейка» («Жалейка») (1908) и «Гусляр» («Гусляр») (1910), «Дорогой жизни» («Шляхам жыцця») (1913). Он является автором романтических поэм «Курган» («Курган»), «Бондаревна» («Бандароўна»), пьес «Павлинка» («Паўлінка») и «Раз­бросанное гнездо» («Раскіданае гняздо»).

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) родился в застенке Акинчицы Минского уезда (теперь в черте г. Столбцы). В 1910 г. был из­дан его первый сборник стихотворений «Песни-жалобы» («Песні-жальбы»). В 1911 г. Колас начал писать поэму «Семен-музыкант» («Сымон музыка»).

Максим Богданович родился в Минске. Единственный прижизненный сборник стихов «Венок» («Вянок») был издан в Вильно в 1913 г.

В начале XX в. в Беларуси активизировался процесс перерас­тания любительского театра в профессиональный. Из самоде­ятельного театрального кружка (1907) вырос коллектив «Первой белорусской труппы» И. Буйницкого (1910), просуществовавший до 1913 г. Широкое распространение получили любительские те­атрально-музыкальные кружки. С 1910 г. в Вильно под руководс­твом А.Бурбиса действовал любительский театральный коллек­тив «Беларускі музычна-драматычны гурток». Он впервые осуществил постановку комедии Я. Купалы -«Павлинка» («Паулинка»), В марте 1917 г. Ф. Жданович создал «Первое товарищество белорусской драмы и комедии» - театральный коллектив, состояв­ший из актеров-профессионалов и любителей,

В изобразительном искусстве второй половины XIX в. основ­ным стилем стал реализм.

Реализм - направление в искусстве и литературе, которое ставило целью точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее ти­пических чертах.

Наиболее распространенными в живописи Беларуси были исторический, пейзажный, портретный, бытовой жанры.

Казимир Альхимович - «Похороны Гедймина», «Жатва», «Хата батра­ка», «Найм работников».

Наполеон Орда во время путешествий по Беларуси, Украине, Польше,
Литве сделал зарисовки Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире,
Новогрудке, Несвиже, Гродно, Лиде.

Никодим Силиванович - «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Художник принимал участие в создании мозаичного панно «Тайная вече­ря» для главного иконостаса Исаакиевскога собора в Петербурге. Аполлинарий Горавский - «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина», «Молящаяся старуха». Витольд Белыницкий-Бируля - «Зимний сон».

Юдаль Пэн - «Часовщик», «Старый портной», «Нищий». Марк Шагал - «Я и деревня», «Скрипач», «Над Витебском». Фердинад Рущиц - «Земля», «Старая мельница», «Эмигранты».

Во второй половине XIX в. в архитектуре распространилась эклектика (смешение стилей предыдущих эпох). На территории Беларуси при строительстве архитектурных сооружений разного назначения использовались разные стили. Здания банков и учеб­ных заведений строились, как правило, в стиле классицизма, те­атры - преимущественно в стиле барокко, костелы - в неоготи­ческом стиле, православные храмы - в ретроспективно-русском стиле. Характерными чертами ретроспективно-русского стиля яв­лялись купола, высокие шатровые звонницы, декор в виде кокош­ников (каплица князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове, светские здания Могилева (городской театр, городская управа, женская гимназия, реальное училище)).

В неоготическом (ретроспективно-готическом) стиле строились преимущественно здания костелов (Святого Роха в Минске, в Видзах, Вилейке, Ивье, Поставах). Костелы строились из красного кир­пича Местные архитекторы, особенно в Западной и Центральной Беларуси, использовали природный камень, этнографические де­тали, художественную ковку, декоративную керамику (Холмские ворота в Брестской крепости, здание Минской женской гимназии, дом купца Муравьева в Гродно, Мирская каплица).

Господствующим стилем в мировой архитектуре начала XX в. стал модерн: Для него характерны асимметрия и закругленность линий, смелое сочетание железобетона, стекла, стали. Для вне­шнего и внутреннего украшения зданий использовались кера­мика, изразцы, витражи, скульптура, мозаика, фрески. В стиле модерн строились вокзалы, мосты, промышленные и обществен­ные здания. Примерами модерновой архитектуры в Беларуси являются поземельный крестьянский банк в Витебске, гостиница «Европа» в Минске, некоторые жилые дома в Гродно, Могилеве, Минске. Продолжала использоваться эклектика. Сочетание не­оготических и неороманских мотивов присуще католическим хра­мам, например костелу св. Симеона и Елены («Красный костел») в Минске (1908).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...