Средневековая культура: особенности, культурные очаги.
Средние века - это многовековой период зарождения, господства и гибели феодализма. В Европе он длился 12 столетий (с 476 года - даты падения Римской империи и по XVI столетие). Это период между Античностью и Новым временем. Если обратиться к первым векам средневековья, то кажется, будто Античность ушла беследно и последующее время не восприняло от Античности ничего. Разрушение цивилизационных основ было настолько глубоким, что первые ростки средневековой культуры возникнут только в конце VIII века. Время с V по VIII век никакой периодизации не поддается. Существовали некие подобия государственных образований, но не было государств в современном понимании, была власть конкретного лица над какой-то территорией, была система иерархических отношений между высшими слоями общества. Происшедшее на античных землях нельзя просто назвать варваризацией, вызванной захватом этих земель примитивными германскими племенами. Варварство заключалось в результате соприкосновения столь разных культур. Города уничтожены, поля запущены. Жизнь оказалась дезорганизованной на столетия вперед. На политической карте после Римской Западной Европы мы обнаружим несколько крупных государств. Это королевство вестготов в Испании, королевство франков, занимавшее большую часть территории нынешней Франции, королевство остготов, включившее в себя итальянские земли. В действительности это образования с некоторыми признаками государств. Короли ведут полукочевой образ жизни, собирая дань с подвластных земель. Нет ощущения государственного или этнического единства. В этих условиях организацию общества на новых началах вынуждена была взять на себя церковь.
В основе средневекового миросозерцания и миропредставления лежала особая система ценностей, созданная христианством. Мировоззрение средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией. Сама средневековая эпоха была сформирована христианским наследием. Христианство в качестве новой религии появилось еще во времена Римской империи (в I в. н. э.) и с самого начала играло двойственную роль: оно восприняло духовные ценности античного мира, поставив в центр мироздания человека, а с другой стороны оно выступило в качестве самого мощного разрушителя античных ценностей. Оно выработало свои представления о начале и конце мира; оно пересмотрело учение о человеке, рассматривая его, как средоточие всего богатства мира и его единства, а с другой - раба Создателя, долженствующего испытывать вечный страх перед загробными карами. Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, что он существует вечно, а человек является органической частью этого мира. Античное мироощущение также придавало большое значение человеческому разуму, его способности самостоятельно познавать мир и изменять его. В христианстве утвердилась иная система ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Творца - Бога в качестве существа изначального, вечного и неизменного. Бог в своем триединстве (Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Святой Дух) мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека. Идея о греховности человека занимает центральное место в христианстве, а сцены Страшного Суда преобладают над всеми сюжетами. Теоцентризм (от греческого теос - Бог) средневековой культуры принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью судьбы, непрочностью жизни и близостью смерти. Для средневекового мировоззрения характерно было представление о дуализме мира: в сознании средневекового человека мир делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный - небесный, которые неотделимы друг от друга. Высший, небесный мир был главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира.
Так же как мир делился на две части, так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось «темницей души», которую нужно было освободить для достижения вечного блаженства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом, поэтому усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека был аскет, добровольно принявший физические страдания, обрекший себя на лишение и одиночество. Христианство утверждало особый вид духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам, смыслу человеческого существования, осуждению насилия, идеям всеобщего равенства. У средневековья были свои нравственные нормы и принципы: основой нравственности стала верность, вера, которые вытеснили греко-римские гражданские добродетели. Если античный человек должен быть справедливым, средневековый же - верным, а неверность сделалась злом. Средневековая культура, в своем становлении, не могла обойтись без античного образования. Важнейшим инструментом культурной преемственности между античностью и средневековьем была латынь, сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Но если для античного человека образование и наука это средство для осознания человеком себя, осознание свободы, то для средневекового человека образование средство для служения Богу. Образование едва теплилось и сосредоточилось в монастырях. Соответственно, хоть сколько-нибудь ученый человек был, как правило, монахом. Еще в начале XIX века принято считать, что в основу средневековой культуры было положено три начала: христианство, Античность и германо-варварский элемент. Каждый из них привнес нечто свое в ту целостность, образование которой начнется в VIII в. и которая заявит себя со второй половины XI века. Пока же, в эпоху исторического безвременья, христианство, Античность и германство скорее сосуществовали или образовывали внешние сочетания, нечто новое и самобытное.
Германцы в первые века после крушения Античности разрушили античную культуру, но и открыли для западной культуры новые горизонты. Первоначально они внесли грубость, свирепость нравов. Позитивным внесением в культуру будет дух свободы, предоснова европейского индивидуализма. Античный гражданин видит свою свободу в свободе полиса, германец не служит своей общине, не видит в ней высшей цели и смысла, он служит царю - индивиду. Отношения, следовательно, изначально личностные. Они предполагают долг не перед полисом - государством, а перед вождем - царем. Для античности верность - это верность государству, для варварского мира верность - это верность лица лицу. После XIII намечается мировоззренческий поворот, все более осознаются притязания отдельной личности на признание. Этот процесс идет поэтапно, начинается с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, где личные характеристики возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены самим коллективом. Человек становится сословной личностью (в отличие от рядовой личности античного мира). Следующий этап - выполнение человеком своих социальных ролей. Собственно в зрелом средневековье человек выступал не столько как личность, сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь человека есть выполнение своей социальной роли. Главной чертой духовной культуры средневековья является ее религиозность. Она выступает как мировоззренческая опора человека. Второй чертой является традиционализм, обращенность в прошлое. Новаторство считали проявлением «гордыни», отступление от старины рассматривалось как отступление от истины. Отсюда ананимность произведений, ограничение свободы творчества рамками сложившегося религиозного мировоззрения. Третья черта - каноничность, то есть опора на определенные труды отцов церкви, их некритическое восприятие, на общепринятые нормы духовной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.
Четвертой чертой является символизм: текст Библии дает возможность для толкования ее содержания, для самостоятельных размышлений. Вся духовная культура средневековья основана на различном комментировании Библии, трудов теологов.
6. Культура западноевропейского средневековья: литература, стили (романский, готика). Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуется искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в начале романского периода. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548). Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легковоспламенявшихся деревянных перекрытий зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Малоразмерная скульптура романской эпохи изготавливалась под влиянием византийских моделей. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы. Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они скорее воспринимаются как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко ис пользовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности собора Святого Марка (Венеция).
XII столетие в истории культуры Западной Европы было переломным. Его нередко называют «веком гуманизма», «средневековым ренессансом» или даже «средневековой культурной революцией». Эти (и другие) определения признают особое значение XII века в культурной жизни средневековья, а главную особенность последней усматривают, как например Ж. Ле Гофф, в обновлении системы ценностей, в перемещении центра внимания «с небес на землю», т. е. в обращении человека к земному миру. Именно в XII столетии возникает в Западной Европе светская литература, городская и рыцарская культура, поэзия на национальных языках, вновь возрождается интерес к античному наследию. Шире распространяется грамотность, письменное слово одерживает победу над устным. В городах - центрах новой городской культуры - возникают, постепенно замещая старые монастырские, новые кафедральные школы при главных соборах и епископских резиденциях. В них обучались не только представители духовенства (клирики), но и миряне, т. к. школы готовили кадры для светской администрации. Кроме кафедральных школ появляются также городские нецерковные школы, возглавляемые учителями - магистрами. В конце XII - начале XIII вв. в крупных городах Западной Европы наиболее влиятельные кафедральные школы перерастают в университеты. Университеты появлялись и не на базе старых соборных школ, и в таком случае они были свободны от опеки церкви. Возникновение университетов способствовало процессу превращения обучения в ремесло: каждый магистр должен был обязательно получить лицензию на преподавание своего предмета. Университеты изменили и роль книг: из объекта почитания и дорогостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли. На протяжении XII - ХШ вв. университеты появились в Париже, Монпелье, Салерно, Болонье, Палермо, Оксфорде, Кембридже, Саламанке, Неаполе и др. городах. В XIV в. были основаны университеты в Праге, Кракове, Кельне, Эрфурте и др. Литература Западной Европы XI - ХШ вв. Как полагает большинство исследователей, одним из самых блестящих выражений «средневекового ренессанса» XII в. был расцвет литературы на национальных языках. В XII - XIII вв. был записан существовавший до этого в устной традиции героический эпос, который стал важнейшей составной частью письменной культуры средневековья. Эпос выступал хранителем коллективной памяти В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос и фантастический эпос, более близкий к фольклору, сказке. Эпические произведения раннего XII в. получили название «поэмы о деяниях» - chansons de gestes. В начале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами - жонглерами. Самыми знаменитыми chansons de gestes являются «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Небелунгах». Другим направлением литературного творчества XII - XIII вв. была рыцарская литература - важная часть рыцарской культуры средневековья. Ее возникновение связывают с процессом консолидации сословия светских феодалов, к которым стали применять термин «рыцарство» (раньше рыцарями назывались только представители низшего дворянства). Рост сословного самосознания рыцарства усиливал их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую социальную и моральную высоту. В рамках рыцарской культуры XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» обозначал первоначально только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от текста на латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра. Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде. Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов - Артуре (V-VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе циклов романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его - Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис - воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, в т. ч. бретонского цикла (Бретань - область во Франции), были поиски святого Грааля - чаши, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа. В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Тристане и Изольде» - поэма о вечной, неумирающей страсти, которая разгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством. Солнечный французский Прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникшей при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в тоже время изысканностью и утонченностью. Вместе со светской рыцарской культурой в Западной Европе XII -ХШ вв. распространяется культура городов, антифеодальная и антицерковная по своей направленности, сатирически заостренная и весьма вольнолюбивая. Эти черты были особенно характерны для городской литературы, отразившей возросшее самосознание третьего сословия. Городские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города - ремесленников, торговцев, феодалов, служителей церкви. Они ценили трудолюбие, практическую смекалку, лукавство и хитроумие горожан. Героями городской литературы стали смышленый ремесленник или крестьянин, хитроумный поп, которые без особого труда оставляли в дураках богачей, кичащихся своим сословным превосходством. Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. В XII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем им были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Таков, например, «Роман о Лисе», составлявшийся рядом авторов на протяжении XII - XIII вв. В основе «Романа о Лисе» лежат народные сказки о животных, бытовавшие среди европейских народов. Другим направлением народной культуры было городское театральное искусство, являвшееся выражением карнавально-смеховой народной культуры средневековья. В средневековую эпоху существовали два основных пласта культуры: церковная, официальная, или ученая, культура, находившая свое выражение главным образом в философии и богословии, и народная, или карнавально-смеховая, культура, выразившая себя в различных видах народного творчества, в фольклоре. Эти два культурных слоя неодинаково выражали себя и в традициях: первая - в основном в письменной, книжной, а вторая нашла свое отражение в устной, фольклорной традиции. В народной культуре средневековья содержалась специфическая точка зрения на мир, изначальная убежденность народа в неискоренимости жизни, в ее способности постоянно обновляться прежде всего при воздействии животворящего смеха. Смеховая культура господствовала в карнавале, площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров -жонглеров, акробатов, танцоров, певцов, музыкантов. Высшим проявлением площадной народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К ним причислялись бродячие актеры и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость» и лицедейство. Оппозиция официальному церковно-феодальному мировоззрению сосредоточивалась, главным образом, в городах, где в ХII-ХШ вв. происходил постоянный рост городских нецерковных школ. Именно они были очагами свободомыслия. Своеобразным рупором таких настроений была латинская поэзия бродячих школяров (их называли вагантами). Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей. Остроумные песни и стихи вагантов распевала в XII-XIII вв. вся Европа. В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. В XIII в. литература на латинском языке приходит в упадок и уступает свое место произведениям на национальных языках. Мировоззренческие основы культуры. XIII столетие было временем расцвета схоластики в Западной Европе. Крупнейшим религиозным мыслителем этой эпохи был Фома Аквинский (1225-1274), деятельность которого стала итогом развития зрелой схоластики. Католическая церковь, обеспокоенная широким распространением аристотелизма с его учением о вечности мира, оказалась перед необходимостью приспособить аристотелевскую доктрину к своему учению. Эту задачу осуществил Фома Аквинский. В своих сочинениях «Сумма теологии», «Сумма против язычников» он пытался примирить рациональное знание с верой, а философию с теологией. Хотя Фома и признавал ценность человеческого разума, тем не менее он считал, что разум призван подтверждать и истолковывать истины откровения, поэтому наука должна быть «служанкой богословия». Фома Аквинский осуществил синтез всего средневекового миросозерцания; в XIX в. он был признан абсолютным авторитетом для католической церкви, основоположником ее официальной философии - томизма или неотомизма. Идейным противником Фомы Аквинского были аверроисты (последователи арабского мыслителя Аверроэса). Они во главе с Сигером Брабантским (преподавателем Сорбонны) настаивали на освобождении философии от церковной догмы, на отделении разума от веры. Аверроизм был осужден католической церковью, Сигер Брабатский убит. Однако наиболее радикальные идеи аверроизма были продолжены английскими философами ХШ в. Дунсом Скотом и Уильямом Оккамом, а также мыслителями эпохи Возрождения (Пикко делла Мирандола, Дж. Бруно и др.). В искусстве зрелого средневековья человек как бы заново осваивает пространство, которое становится трехмерным. Получает более глубокое выражение индивидуализация творческого процесса: творческое «Я» проникает в литературу, живопись, прикладное искусство. Но главные идеи и устремления с наибольшей полнотой выразились лишь в архитектуре, в которой в XIII столетии расцветает готический стиль, ставший высшим художественным синтезом средневековья. Термины «готика», «готический» возникли в Италии в среде теоретиков итальянского Возрождения XVI в. и заключали в себе первоначально отрицательный смысл, т. к. готическое искусство рассматривалось как прямое наследие разрушителей античного Рима - варваров-готов. Готика была синонимом «варварства» и считалась искусством примитивным. Но подобная оценка готического стиля в искусстве средневековья не соответствует действительности, т. к. готические соборы являются красивейшими архитектурными сооружениями, предметом гордости многих европейских городов. В современном искусствоведении термин «готический» применяется для обозначения периода развития искусства средних веков с конца романской эпохи до эпохи Возрождения, т. е. с XIII в. до XV в. Ведущим видом искусства в готике было зодчество, а высшим его достижением - строительство городских кафедральных соборов. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы. Готическое искусство тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков и пр. Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая - его независимости. Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре совершился в ХН-ХШ вв. Он был отмечен целым рядом технологических новшест и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе лежало введение стрельчатой арки, а появление последней связывалось с арабским влиянием. У романской и готической архитектуры имеются общие черты: в основе той и другой лежит тип римской базилики. Но готический храм, в отличие от романского, имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. В основе ее лежит не вертикальный упор и горизонтальное покрытие, а арка и свод. Задача облегчения всего сооружения в готике решалась также применением огромных пространств окон, которые, по сути, заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. В готическом витраже ярче всего проявилось торжество цвета и света. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечательный - капелла Сен Шапель во Франции - включает 146 окон с 1359 различными сюжетами. В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми размерами, готический храм необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота всего здания стала более значительной. Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Изменился и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы, а также интерьер храма. Родиной готической архитектуры была Франция, пережившая в ХII-ХШ вв. расцвет. Одним из шедевров французской готики (строился собор в XII-XIV вв.) является собор Парижской Богоматери - знаменитый Парижский Нотр-Дам. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью выделяется его западный фасад. Нотр-Дам - это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещавшая около 9000 человек. Она имеет могучие формы, но его башни высоки и горделивы, а тонкий изящный шпиль стремительно возносится к небу. В центре его фасада красуется огромная ажурная «готическая роза». Собор значительно пострадал от времени. Исчезли многие скульптуры и рельефы. Вместо исчезнувших скульптур в XIX вв. были установлены копии. Образцом «зрелой готики» и «академией искусств» стал знаменитый французский собор в Реймсе - месте традиционной коронации королей Франции. Почти одновременно с Реймским было начато строительстве собора в Амьене (1220 г.). Затем собор достраивался и перестраивался. Амьенский собор - самое большое и высокое готическое сооружение во Франции: длина его - 145 м, высота свода центрального нефа - 42,5 м. Этот собор ярче всего воплотил архитектурные принципы и художественные идеалы своего времени. XIV-XV вв. в Западной Европе называют периодом поздней (или пламенеющей) готики. Позднеготические соборы имеют сложный и замысловатый декор и обычно бывают перегружены узорами и резьбой. Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля и даже в период своего расцвета осталось менее праздным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Фрейбурга и Страсбурга составляют исключение). Самый знаменитый готический собор Германии - Кёльнский (начат в 1248 г., строился до XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Английские соборы сосредоточены в основном в монастырях, а не в городах. Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче другого. Таков Кентерберийский собор - резиденция главы английской церкви, соборы в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (XIII в.). Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средокрестием, наконец, сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым). Из гражданской архитектуры Англии того времени наиболее известен Вестминстерский дворец (XIV в.). Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (соборы в Леоне, Бургосе, Толедо). Итальянская готика занимает особое место в западноевропейской художественной культуре XI1I-X1V вв. Уже в конце XIII вв. в Италии сложились условия для расцвета в следующем столетии культуры Проторенессанса. Итальянская культура всегда была более светской, чем религиозной, и в высшей степени городской. Эти ее особенности сказались и в архитектуре. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, окна-«розы», в то время как основа архитектуры оставалась чисто романской. Немногочисленные в общем готические соборы Италии поражают своими «неготическими» особенностями. Таковы в основном соборы Флоренции - Сайта Кроне, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьо-ре. Последний, например, покрыт круглым куполом, а отдельно стоит колокольня. Горизонтальные линии в итальянских соборах доминируют над вертикальными. Система аркбутанов и контрфорсов почти совершенно чужда итальянской готике, ее скульптура бедна и мало связана со всем ансамблем. Исключением является лишь огромный Миланский собор, вмещающий до 40000 человек, - самый большой из всех соборов Италии (конец XIV - начало XV в., строительство завершено в XIX в.), который включает чрезмерно пышный скульптурный наряд. Ясной уравновешенностью архитектурных форм отличается знаменитая флорентийская церковь Санта Мария Новелла (XIII-XIV вв.), которую очень любил Микеланджело. В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу. Западноевропейская культура XIV - XV вв. На втором этапе развитого средневековья значительно возрастает роль Европы как носителя прогрессивных тенденций мировой истории. Если раньше страны Востока по темпам своего развития несколько опережали Запад, то к XIV в. Европа выдвигается на ведущее место. Показательно, что этот процесс сразу же проявился в изменении отношения европейцев к достижениям, например, арабо-мусульманской культуры: некогда живой интерес к ней и даже восхищение ее успехами уступили место почти полному безразличию. В XIV в. произошло падение авторитета католической церкви и папства, что привело к значительным последствиям и изменениям в духовной жизни Европы. Развитие городов и торговли, укрепление централизованных государств также способствовало высвобождению духовной культуры из-под диктата церкви, успехам техники и научного знания, развитию интереса к светскому знанию. Центрами интеллектуальной жизни становятся университеты, где схоластика постепенно теряет свое значение и накапливаются позитивные научные знания, особенно в таких областях, как физика, механика, астрономия, медицина, география. Культурное развитие западноевропейского региона в XIV—XV вв. характеризовалось следующими основными особенностями: - освобождением от влияния церкви, - постепенным складыванием национальных характеров и национальных культур, - возникновением в Италии особого гуманистического мировоззрения, нового понимания человека и нового типа культуры - ренессанского. Литература. Рубеж XIII—XIV вв. оказался переломным в культурной жизни Италии. Как бы венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величайшая фигура Данте Алигьери (1265—1321 гг.). Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодального мировоззрения и нового, гуманистического. Сложнейшая фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни средневековья, а с другой стороны, стала предвестником новой культурно-исторической эпохи - Возрождения. Великому итальянскому поэту, стоящему на грани двух эпох, была свойственна двойственность мышления, выразившаяся в сочетании абстрактных средневековых аллегорий и символов с глубокими и искренними человеческими чувствами. Данте не отвергает догматов христианства, он продолжает оставаться на позициях средневекового католицизма, но, рассматривая соотношение двух начал - божественного и природного, - он склоняется к мысли о том, что жизнь и творчество имеют не божественные, а природные истоки, основывающиеся на жизненном восприятии человека. В главном произведении Данте - «Божественной комедии» - наряду с высочайшими абстракциями выражена реальность мира, его конкретика, живые люди, их чувства и действия. Поэтому сама поэма, живописующая загробный мир, тем не менее очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью, потустороннее в ней нисколько не заслоняет земного. Именно поэтому художественные образы Данте открывали путь новой эпохе в развитии мировой культуры - Возрождению с его новым (не средневековым) отношением к миру и человеку. Данте считают создателем обгцеитальянского литературного языка - его главное произведение написано не на средневековой латыни, а на народном тосканском диалекте. Своим многогранным творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе. Он показал всем пример способности искусства охватить одним взором весь мир. Поэзия Данте исходит из таких глубин человеческого чувства и владеет такими простыми и сильными приемами словесного выражения, что до сих- пор остается недосягаемым образцом высочайшего искусства. Из Италии ростки новой культуры распространились в другие страны Европы. Гуманистическая культура постепенно формируется во Франции, Германии, Нидерландах, Англии, Испании и др. странах. Аскетические идеалы и религиозный спиритуализм сменяются признанием ценности и красоты реального мира, а искусство проявляет повышенный интерес к изображению природы, человеческих характеров и подлинных чувств. В XIV-XV вв. продолжается расцвет городской литературы, распространяются такие ее жанры, как поэзия, драма и прозаическая новелла. Искусство. Во втором периоде развитого средневековья ускоренными темпами развивалось изобразительное искусство Западной Европы, которое приобрело некоторые новые черты, связанные с формированием ренессансных художественных принципов. Раньше всего переход к последним произошел в Италии (на рубеже XIII—XIV вв.), в других же странах Европы необходимые условия сложились позже, а в XIV—XV вв. закладывались основы этих перемен. Симптомами наступления новой эпохи в искусстве являлось, во-первых, стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы в реальном пространстве и с учетом законов перспективы, а во-вторых, интерес к человеческим переживаниям и чувствам становится более связанным с отдельными личностями. Центрами искусства становятся королевские дворы и резиденции крупных феодалов, а заказчиками - не церковь, как прежде, а представители аристократии и богатой бюргерской верхушки. В городах не только церкви, но и ратуши насыщались произведениями искусства. Искусство XIV-XV вв. постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается не к массе, а к отдельному человеку. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика) стали вытесняться станковыми. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается деревянная резная скульптура, книжная миниатюра. В XIV-XV вв. прокладывались пути к жанрам европейской живописи нового времени - пейзажу, интерьеру, бытовому жанру. Культура развитого феодализма была отмечена значительными достижениями, подготовившими расцвет науки и искусства в XVI в. Однако будущее уже было за Возрождением, пролагавшим путь в новое время. Характерные особенности эпохи. Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные сооружения (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т. д.) романского и готического стиле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|