Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средневековая культура: особенности, культурные очаги.




Средние века - это многовековой период зарождения, господства и гибели феодализма. В Европе он длился 12 столетий (с 476 года - даты падения Римской империи и по XVI столетие). Это период между Антич­ностью и Новым временем. Если обратиться к первым векам средневеко­вья, то кажется, будто Античность ушла беследно и последующее время не восприняло от Античности ничего. Разрушение цивилизационных основ было настолько глубоким, что первые ростки средневековой культуры возникнут только в конце VIII века. Время с V по VIII век никакой периодизации не поддается. Существовали некие подобия государственных об­разований, но не было государств в современном понимании, была власть конкретного лица над какой-то территорией, была система иерархических отношений между высшими слоями общества. Происшедшее на античных землях нельзя просто назвать варваризацией, вызванной захватом этих зе­мель примитивными германскими племенами. Варварство заключалось в результате соприкосновения столь разных культур. Города уничтожены, поля запущены. Жизнь оказалась дезорганизованной на столетия вперед.

На политической карте после Римской Западной Европы мы обна­ружим несколько крупных государств. Это королевство вестготов в Испа­нии, королевство франков, занимавшее большую часть территории нынеш­ней Франции, королевство остготов, включившее в себя итальянские зем­ли. В действительности это образования с некоторыми признаками госу­дарств.

Короли ведут полукочевой образ жизни, собирая дань с подвластных земель. Нет ощущения государственного или этнического единства. В этих условиях организацию общества на новых началах вынуждена была взять на себя церковь.

В основе средневекового миросозерцания и миропредставления ле­жала особая система ценностей, созданная христианством.

Мировоззрение средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией. Сама средневековая эпоха была сформиро­вана христианским наследием.

Христианство в качестве новой религии появилось еще во времена Римской империи (в I в. н. э.) и с самого начала играло двойственную роль: оно восприняло духовные ценности античного мира, поставив в центр ми­роздания человека, а с другой стороны оно выступило в качестве самого мощного разрушителя античных ценностей. Оно выработало свои пред­ставления о начале и конце мира; оно пересмотрело учение о человеке, рассматривая его, как средоточие всего богатства мира и его единства, а с другой - раба Создателя, долженствующего испытывать вечный страх пе­ред загробными карами.

Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, что он существует вечно, а человек явля­ется органической частью этого мира. Античное мироощущение также придавало большое значение человеческому разуму, его способности само­стоятельно познавать мир и изменять его.

В христианстве утвердилась иная система ценностей, которая отри­цала вечность мира и признавала роль Творца - Бога в качестве существа изначального, вечного и неизменного. Бог в своем триединстве (Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Святой Дух) мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека. Идея о греховности человека занимает цен­тральное место в христианстве, а сцены Страшного Суда преобладают над всеми сюжетами.

Теоцентризм (от греческого теос - Бог) средневековой культуры при­нуждал к постоянным раздумьям над тщетностью судьбы, непрочностью жизни и близостью смерти.

Для средневекового мировоззрения характерно было представление о дуализме мира: в сознании средневекового человека мир делился на види­мый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, идеальный - небесный, которые неотделимы друг от друга. Высший, небесный мир был главным, а земное существование рассматри­валось лишь как отражение бытия небесного мира.

Так же как мир делился на две части, так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа. Тело мыслилось «темницей души», которую нуж­но было освободить для достижения вечного блаженства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом, поэтому усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека был аскет, добро­вольно принявший физические страдания, обрекший себя на лишение и одиночество.

Христианство утверждало особый вид духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравствен­ным установкам, смыслу человеческого существования, осуждению наси­лия, идеям всеобщего равенства.

У средневековья были свои нравственные нормы и принципы: осно­вой нравственности стала верность, вера, которые вытеснили греко-римские гражданские добродетели. Если античный человек должен быть справедливым, средневековый же - верным, а неверность сделалась злом.

Средневековая культура, в своем становлении, не могла обойтись без античного образования. Важнейшим инструментом культурной преемст­венности между античностью и средневековьем была латынь, сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, меж­дународного общения, науки и учености. Но если для античного человека образование и наука это средство для осознания человеком себя, осознание свободы, то для средневекового человека образование средство для служе­ния Богу. Образование едва теплилось и сосредоточилось в монастырях. Соответственно, хоть сколько-нибудь ученый человек был, как правило, монахом.

Еще в начале XIX века принято считать, что в основу средневековой культуры было положено три начала: христианство, Античность и германо-варварский элемент. Каждый из них привнес нечто свое в ту целостность, образование которой начнется в VIII в. и которая заявит себя со второй по­ловины XI века. Пока же, в эпоху исторического безвременья, христианст­во, Античность и германство скорее сосуществовали или образовывали внешние сочетания, нечто новое и самобытное.

Германцы в первые века после крушения Античности разрушили ан­тичную культуру, но и открыли для западной культуры новые горизонты. Первоначально они внесли грубость, свирепость нравов. Позитивным вне­сением в культуру будет дух свободы, предоснова европейского индиви­дуализма. Античный гражданин видит свою свободу в свободе полиса, германец не служит своей общине, не видит в ней высшей цели и смысла, он служит царю - индивиду. Отношения, следовательно, изначально лич­ностные. Они предполагают долг не перед полисом - государством, а перед вождем - царем. Для античности верность - это верность государству, для варварского мира верность - это верность лица лицу.

После XIII намечается мировоззренческий поворот, все более осоз­наются притязания отдельной личности на признание. Этот процесс идет поэтапно, начинается с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, где личные характеристики возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены самим коллекти­вом. Человек становится сословной личностью (в отличие от рядовой лич­ности античного мира).

Следующий этап - выполнение человеком своих социальных ролей. Собственно в зрелом средневековье человек выступал не столько как лич­ность, сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь человека есть выполнение своей социальной роли.

Главной чертой духовной культуры средневековья является ее рели­гиозность. Она выступает как мировоззренческая опора человека.

Второй чертой является традиционализм, обращенность в прошлое. Новаторство считали проявлением «гордыни», отступление от старины рассматривалось как отступление от истины. Отсюда ананимность произ­ведений, ограничение свободы творчества рамками сложившегося религи­озного мировоззрения.

Третья черта - каноничность, то есть опора на определенные труды отцов церкви, их некритическое восприятие, на общепринятые нормы ду­ховной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.

Четвертой чертой является символизм: текст Библии дает возмож­ность для толкования ее содержания, для самостоятельных размышлений. Вся духовная культура средневековья основана на различном комментиро­вании Библии, трудов теологов.

 

6. Культура западноевропейского средневековья: литература, стили (романский, готика).

Первым самостоятельным, специфически европейским художествен­ным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризу­ется искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй поло­вины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен.

Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек. Во мно­гих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусст­ва. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из ви­зантийской архитектуры, строились в начале романского периода. Наибо­лее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548).

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легковоспламенявшихся деревянных перекрытий зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использо­ванию тяжелых стен и столбов.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрирова­но в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Малоразмерная скульптура романской эпохи из­готавливалась под влиянием византийских моделей. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчерки­вали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих компо­зициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мо­заике, фигуры стилизованы и плоски, так что они скорее воспринимаются как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко ис пользовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церк­вей, в особенности собора Святого Марка (Венеция).

XII столетие в истории культуры Западной Европы было перелом­ным. Его нередко называют «веком гуманизма», «средневековым ренессан­сом» или даже «средневековой культурной революцией». Эти (и другие) определения признают особое значение XII века в культурной жизни сред­невековья, а главную особенность последней усматривают, как например Ж. Ле Гофф, в обновлении системы ценностей, в перемещении центра внимания «с небес на землю», т. е. в обращении человека к земному миру. Именно в XII столетии возникает в Западной Европе светская литература, городская и рыцарская культура, поэзия на национальных языках, вновь возрождается интерес к античному наследию. Шире распространяется грамотность, письменное слово одерживает победу над устным.

В городах - центрах новой городской культуры - возникают, посте­пенно замещая старые монастырские, новые кафедральные школы при главных соборах и епископских резиденциях. В них обучались не только представители духовенства (клирики), но и миряне, т. к. школы готовили кадры для светской администрации. Кроме кафедральных школ появляют­ся также городские нецерковные школы, возглавляемые учителями - маги­страми.

В конце XII - начале XIII вв. в крупных городах Западной Европы наиболее влиятельные кафедральные школы перерастают в университеты. Университеты появлялись и не на базе старых соборных школ, и в таком случае они были свободны от опеки церкви. Возникновение университетов способствовало процессу превращения обучения в ремесло: каждый ма­гистр должен был обязательно получить лицензию на преподавание своего предмета. Университеты изменили и роль книг: из объекта почитания и до­рогостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли.

На протяжении XII - ХШ вв. университеты появились в Париже, Монпелье, Салерно, Болонье, Палермо, Оксфорде, Кембридже, Саламанке, Неаполе и др. городах. В XIV в. были основаны университеты в Праге, Кракове, Кельне, Эрфурте и др.

Литература Западной Европы XI - ХШ вв. Как полагает большинство исследователей, одним из самых блестящих выражений «средневекового ренессанса» XII в. был расцвет литературы на национальных языках. В XII - XIII вв. был записан существовавший до этого в устной традиции героический эпос, который стал важнейшей составной частью письменной культуры средневековья. Эпос выступал хранителем коллективной памяти
об историческом прошлом, был выразителем идеалов и эстетических ценностей европейских народов. Его корни уходят далеко в глубь эпохи Великого переселения.

В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидно­сти: исторический эпос и фантастический эпос, более близкий к фолькло­ру, сказке.

Эпические произведения раннего XII в. получили название «поэмы о деяниях» - chansons de gestes. В начале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами - жонглерами.

Самыми знаменитыми chansons de gestes являются «Песнь о Ролан­де», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Небелунгах».

Другим направлением литературного творчества XII - XIII вв. была рыцарская литература - важная часть рыцарской культуры средневеко­вья. Ее возникновение связывают с процессом консолидации сословия светских феодалов, к которым стали применять термин «рыцарство» (раньше рыцарями назывались только представители низшего дворянства). Рост сословного самосознания рыцарства усиливал их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую социальную и мо­ральную высоту.

В рамках рыцарской культуры XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» обо­значал первоначально только стихотворный текст на живописном роман­ском языке в отличие от текста на латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культур­ной среде. Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов - Артуре (V-VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосак­сами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе циклов рома­нов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его - Лансе­лот и Персеваль, Пальмерин и Амадис - воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, в т. ч. бре­тонского цикла (Бретань - область во Франции), были поиски святого Граа­ля - чаши, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа.

В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Три­стане и Изольде» - поэма о вечной, неумирающей страсти, которая разго­рается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любов­ный напиток.

Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский Прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникшей при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной по­эзии центральное место занимал культ дамы. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в тоже время изысканностью и утонченностью. Вместе со светской рыцарской культурой в Западной Европе XII -ХШ вв. распространяется культура городов, антифеодальная и антицерков­ная по своей направленности, сатирически заостренная и весьма вольнолюбивая. Эти черты были особенно характерны для городской литературы, отразившей возросшее самосознание третьего сословия. Городские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города - ремес­ленников, торговцев, феодалов, служителей церкви. Они ценили трудолю­бие, практическую смекалку, лукавство и хитроумие горожан. Героями го­родской литературы стали смышленый ремесленник или крестьянин, хит­роумный поп, которые без особого труда оставляли в дураках богачей, ки­чащихся своим сословным превосходством.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихо­творная новелла, басня или шутка. В XII в. появились также произведе­ния городского сатирического эпоса. Всем им были присущи реалисти­ческие черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и не­вежество феодалов, их алчность и вероломство. Таков, например, «Роман о Лисе», составлявшийся рядом авторов на протяжении XII - XIII вв. В ос­нове «Романа о Лисе» лежат народные сказки о животных, бытовавшие среди европейских народов.

Другим направлением народной культуры было городское театраль­ное искусство, являвшееся выражением карнавально-смеховой народной культуры средневековья.

В средневековую эпоху существовали два основных пласта культуры: церковная, официальная, или ученая, культура, находившая свое выра­жение главным образом в философии и богословии, и народная, или карнавально-смеховая, культура, выразившая себя в различных видах народ­ного творчества, в фольклоре. Эти два культурных слоя неодинаково выра­жали себя и в традициях: первая - в основном в письменной, книжной, а вторая нашла свое отражение в устной, фольклорной традиции. В народ­ной культуре средневековья содержалась специфическая точка зрения на мир, изначальная убежденность народа в неискоренимости жизни, в ее способности постоянно обновляться прежде всего при воздействии животворящего смеха. Смеховая культура господствовала в карнавале, площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров -жонглеров, акробатов, танцоров, певцов, музыкантов. Высшим проявлени­ем площадной народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов

Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти от­клика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К ним причислялись бро­дячие актеры и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «без­божная мерзость» и лицедейство.

Оппозиция официальному церковно-феодальному мировоззрению сосредоточивалась, главным образом, в городах, где в ХII-ХШ вв. происхо­дил постоянный рост городских нецерковных школ. Именно они были оча­гами свободомыслия. Своеобразным рупором таких настроений была ла­тинская поэзия бродячих школяров (их называли вагантами). Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей. Остроумные песни и стихи вагантов распевала в XII-XIII вв. вся Европа. В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая.

В XIII в. литература на латинском языке приходит в упадок и уступа­ет свое место произведениям на национальных языках.

Мировоззренческие основы культуры. XIII столетие было време­нем расцвета схоластики в Западной Европе. Крупнейшим религиозным мыслителем этой эпохи был Фома Аквинский (1225-1274), деятельность которого стала итогом развития зрелой схоластики. Католическая церковь, обеспокоенная широким распространением аристотелизма с его учением о вечности мира, оказалась перед необходимостью приспособить аристоте­левскую доктрину к своему учению. Эту задачу осуществил Фома Аквин­ский. В своих сочинениях «Сумма теологии», «Сумма против язычни­ков» он пытался примирить рациональное знание с верой, а философию с теологией. Хотя Фома и признавал ценность человеческого разума, тем не менее он считал, что разум призван подтверждать и истолковывать истины откровения, поэтому наука должна быть «служанкой богословия». Фома Аквинский осуществил синтез всего средневекового миросозерцания; в XIX в. он был признан абсолютным авторитетом для католической церкви, основоположником ее официальной философии - томизма или неотомизма.

Идейным противником Фомы Аквинского были аверроисты (после­дователи арабского мыслителя Аверроэса). Они во главе с Сигером Брабантским (преподавателем Сорбонны) настаивали на освобождении фило­софии от церковной догмы, на отделении разума от веры. Аверроизм был осужден католической церковью, Сигер Брабатский убит. Однако наиболее радикальные идеи аверроизма были продолжены английскими философами ХШ в. Дунсом Скотом и Уильямом Оккамом, а также мыслителями эпо­хи Возрождения (Пикко делла Мирандола, Дж. Бруно и др.).

В искусстве зрелого средневековья человек как бы заново осваивает пространство, которое становится трехмерным. Получает более глубокое выражение индивидуализация творческого процесса: творческое «Я» про­никает в литературу, живопись, прикладное искусство. Но главные идеи и устремления с наибольшей полнотой выразились лишь в архитектуре, в которой в XIII столетии расцветает готический стиль, ставший высшим художественным синтезом средневековья.

Термины «готика», «готический» возникли в Италии в среде теоре­тиков итальянского Возрождения XVI в. и заключали в себе первоначально отрицательный смысл, т. к. готическое искусство рассматривалось как пря­мое наследие разрушителей античного Рима - варваров-готов. Готика была синонимом «варварства» и считалась искусством примитивным. Но подобная оценка готического стиля в искусстве средневековья не соответ­ствует действительности, т. к. готические соборы являются красивейшими архитектурными сооружениями, предметом гордости многих европейских городов.

В современном искусствоведении термин «готический» применяется для обозначения периода развития искусства средних веков с конца роман­ской эпохи до эпохи Возрождения, т. е. с XIII в. до XV в.

Ведущим видом искусства в готике было зодчество, а высшим его достижением - строительство городских кафедральных соборов. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы.

Готическое искусство тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, скла­дов, судов, таможен, рынков и пр. Главную же роль в готической архитек­туре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая - его независимости.

Готические соборы отражали стройность божественного миропоряд­ка. Они были художественной моделью мироздания, в которой существо­вало равновесие между божественным и человеческим.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре совершился в ХН-ХШ вв. Он был отмечен целым рядом тех­нологических новшест и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе лежало введение стрельчатой арки, а появление последней связы­валось с арабским влиянием.

У романской и готической архитектуры имеются общие черты: в ос­нове той и другой лежит тип римской базилики. Но готический храм, в от­личие от романского, имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. В основе ее лежит не вертикальный упор и горизонтальное покрытие, а арка и свод.

Задача облегчения всего сооружения в готике решалась также при­менением огромных пространств окон, которые, по сути, заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными вит­ражами.

В готическом витраже ярче всего проявилось торжество цвета и све­та. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечатель­ный - капелла Сен Шапель во Франции - включает 146 окон с 1359 раз­личными сюжетами.

В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми размерами, готический храм необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота всего здания стала более значитель­ной.

Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света пре­образили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Изменился и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно укра­шен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы, а также интерьер храма.

Родиной готической архитектуры была Франция, пережившая в ХII-ХШ вв. расцвет. Одним из шедевров французской готики (строился собор в XII-XIV вв.) является собор Парижской Богоматери - знамени­тый Парижский Нотр-Дам. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью выделяется его запад­ный фасад. Нотр-Дам - это грандиозная трехнефная базилика, одновре­менно вмещавшая около 9000 человек. Она имеет могучие формы, но его башни высоки и горделивы, а тонкий изящный шпиль стремительно возно­сится к небу. В центре его фасада красуется огромная ажурная «готическая роза». Собор значительно пострадал от времени. Исчезли многие скульп­туры и рельефы. Вместо исчезнувших скульптур в XIX вв. были установ­лены копии.

Образцом «зрелой готики» и «академией искусств» стал знамени­тый французский собор в Реймсе - месте традиционной коронации коро­лей Франции.

Почти одновременно с Реймским было начато строительстве собора в Амьене (1220 г.). Затем собор достраивался и перестраивался. Амьенский собор - самое большое и высокое готическое сооружение во Фран­ции: длина его - 145 м, высота свода центрального нефа - 42,5 м. Этот со­бор ярче всего воплотил архитектурные принципы и художественные идеа­лы своего времени.

XIV-XV вв. в Западной Европе называют периодом поздней (или пла­менеющей) готики. Позднеготические соборы имеют сложный и замысло­ватый декор и обычно бывают перегружены узорами и резьбой.

Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость роман­ского стиля и даже в период своего расцвета осталось менее праздным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Фрейбурга и Страсбурга составляют исключение).

Самый знаменитый готический собор Германии - Кёльнский (начат в 1248 г., строился до XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма.

Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и при­обрела ярко выраженное национальное своеобразие. Английские соборы сосредоточены в основном в монастырях, а не в городах. Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче другого. Таков Кентерберийский собор - резиденция главы английской церкви, соборы в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (XIII в. ). Английские со­боры имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притво­ры, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средокрестием, наконец, сравнительно неболь­шая высота центрального нефа (по отношению к боковым).

Из гражданской архитектуры Англии того времени наиболее извес­тен Вестминстерский дворец (XIV в.).

Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской архи­тектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (соборы в Лео­не, Бургосе, Толедо).

Итальянская готика занимает особое место в западноевропейской художественной культуре XI1I-X1V вв. Уже в конце XIII вв. в Италии сло­жились условия для расцвета в следующем столетии культуры Проторенессанса. Итальянская культура всегда была более светской, чем религиоз­ной, и в высшей степени городской. Эти ее особенности сказались и в ар­хитектуре. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, окна-«розы», в то время как основа архитектуры оставалась чисто романской.

Немногочисленные в общем готические соборы Италии поражают своими «неготическими» особенностями. Таковы в основном соборы Фло­ренции - Сайта Кроне, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьо-ре. Последний, например, покрыт круглым куполом, а отдельно стоит ко­локольня. Горизонтальные линии в итальянских соборах доминируют над вертикальными. Система аркбутанов и контрфорсов почти совершенно чу­жда итальянской готике, ее скульптура бедна и мало связана со всем ан­самблем. Исключением является лишь огромный Миланский собор, вме­щающий до 40000 человек, - самый большой из всех соборов Италии (конец XIV - начало XV в., строительство завершено в XIX в.), который включает чрезмерно пышный скульптурный наряд. Ясной уравновешенностью архи­тектурных форм отличается знаменитая флорентийская церковь Санта Ма­рия Новелла (XIII-XIV вв.), которую очень любил Микеланджело. В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу.

Западноевропейская культура XIV - XV вв. На втором этапе разви­того средневековья значительно возрастает роль Европы как носителя про­грессивных тенденций мировой истории. Если раньше страны Востока по темпам своего развития несколько опережали Запад, то к XIV в. Европа выдвигается на ведущее место. Показательно, что этот процесс сразу же проявился в изменении отношения европейцев к достижениям, например, арабо-мусульманской культуры: некогда живой интерес к ней и даже вос­хищение ее успехами уступили место почти полному безразличию.

В XIV в. произошло падение авторитета католической церкви и пап­ства, что привело к значительным последствиям и изменениям в духовной жизни Европы. Развитие городов и торговли, укрепление централизован­ных государств также способствовало высвобождению духовной культуры из-под диктата церкви, успехам техники и научного знания, развитию ин­тереса к светскому знанию. Центрами интеллектуальной жизни становятся университеты, где схоластика постепенно теряет свое значение и накапливаются позитивные научные знания, особенно в таких областях, как физи­ка, механика, астрономия, медицина, география.

Культурное развитие западноевропейского региона в XIV—XV вв. характеризовалось следующими основными особенностями:

- освобождением от влияния церкви,

- постепенным складыванием национальных характеров и нацио­нальных культур,

- возникновением в Италии особого гуманистического мировоззре­ния, нового понимания человека и нового типа культуры - ренессанского.

Литература. Рубеж XIII—XIV вв. оказался переломным в культур­ной жизни Италии. Как бы венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величайшая фигура Данте Алигьери (1265—1321 гг.). Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодального мировоззрения и нового, гуманистического. Сложнейшая фи­гура Данте воплотила характерные черты духовной жизни средневековья, а с другой стороны, стала предвестником новой культурно-исторической эпохи - Возрождения.

Великому итальянскому поэту, стоящему на грани двух эпох, была свойственна двойственность мышления, выразившаяся в сочетании абст­рактных средневековых аллегорий и символов с глубокими и искренними человеческими чувствами. Данте не отвергает догматов христианства, он продолжает оставаться на позициях средневекового католицизма, но, рас­сматривая соотношение двух начал - божественного и природного, - он склоняется к мысли о том, что жизнь и творчество имеют не божествен­ные, а природные истоки, основывающиеся на жизненном восприятии че­ловека. В главном произведении Данте - «Божественной комедии» - наря­ду с высочайшими абстракциями выражена реальность мира, его конкре­тика, живые люди, их чувства и действия. Поэтому сама поэма, живопи­сующая загробный мир, тем не менее очень человечна, пристрастна и бук­вально дышит жизнью, потустороннее в ней нисколько не заслоняет земно­го. Именно поэтому художественные образы Данте открывали путь новой эпохе в развитии мировой культуры - Возрождению с его новым (не сред­невековым) отношением к миру и человеку.

Данте считают создателем обгцеитальянского литературного язы­ка - его главное произведение написано не на средневековой латыни, а на народном тосканском диалекте.

Своим многогранным творчеством Данте открыл новую эпоху в ми­ровой литературе. Он показал всем пример способности искусства охва­тить одним взором весь мир. Поэзия Данте исходит из таких глубин чело­веческого чувства и владеет такими простыми и сильными приемами сло­весного выражения, что до сих- пор остается недосягаемым образцом высо­чайшего искусства.

Из Италии ростки новой культуры распространились в другие стра­ны Европы. Гуманистическая культура постепенно формируется во Фран­ции, Германии, Нидерландах, Англии, Испании и др. странах. Аскетиче­ские идеалы и религиозный спиритуализм сменяются признанием ценно­сти и красоты реального мира, а искусство проявляет повышенный интерес к изображению природы, человеческих характеров и подлинных чувств.

В XIV-XV вв. продолжается расцвет городской литературы, распро­страняются такие ее жанры, как поэзия, драма и прозаическая новелла.

Искусство. Во втором периоде развитого средневековья ускоренны­ми темпами развивалось изобразительное искусство Западной Европы, ко­торое приобрело некоторые новые черты, связанные с формированием ренессансных художественных принципов. Раньше всего переход к послед­ним произошел в Италии (на рубеже XIII—XIV вв.), в других же странах Европы необходимые условия сложились позже, а в XIV—XV вв. заклады­вались основы этих перемен. Симптомами наступления новой эпохи в ис­кусстве являлось, во-первых, стремление передавать житейские подробно­сти, обстановку, костюмы в реальном пространстве и с учетом законов перспективы, а во-вторых, интерес к человеческим переживаниям и чувст­вам становится более связанным с отдельными личностями.

Центрами искусства становятся королевские дворы и резиденции крупных феодалов, а заказчиками - не церковь, как прежде, а представите­ли аристократии и богатой бюргерской верхушки. В городах не только церкви, но и ратуши насыщались произведениями искусства.

Искусство XIV-XV вв. постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается не к массе, а к отдельному человеку. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика) стали вытесняться станковыми. В скульпту­ре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается деревянная рез­ная скульптура, книжная миниатюра. В XIV-XV вв. прокладывались пути к жанрам европейской живописи нового времени - пейзажу, интерьеру, бы­товому жанру.

Культура развитого феодализма была отмечена значительными дос­тижениями, подготовившими расцвет науки и искусства в XVI в. Однако будущее уже было за Возрождением, пролагавшим путь в новое время.

Характерные особенности эпохи. Средневековая культура была не­однозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утон­ченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жиз­неутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рациона­лизм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.

Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Мно­гие европейские города украшают многочисленные сооружения (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т. д.) романского и готического стиле





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.