Культура периода Полоцкого княжества. Влияние христианства на развитие культуры восточных славян (IX - XIII вв.).
Христианство на землях восточных славян начало распространяться с середины IX в. Основные причины принятия христианства: -становление раннефеодального государства и княжеской власти требовало отказа от языческого многобожия и принятия веры в единого бога; - необходимость постоянных равноправных отношений с европейскими христианскими государствами; - становление новых общественных отношений, расслоение на богатых и бедных, знатных и простых людей требовало новой идеологии; - развитие земледелия, ремесла, торговли требовало новых знаний и, прежде всего, грамотности; - давние торговые и политические контакты с центром восточного христианства - Византией. Официальной датой принятия христианства Русью считается 988 г., когда, как свидетельствует летопись, киевский князь Владимир Святославич с дружиной совершил обряд крещения, а затем заставил принять новую веру жителей Киева. Возможно, что в Полоцком княжестве первыми христианами были Рогнеда, которая перед смертью была пострижена в монахини, и ее сын полоцкий князь Изяслав. Князья и знать восточнославянских земель способствовали распространению христианства. Они основывали монастыри, на свои средства строили церкви. Считается, что первый монастырь в Полоцкой земле был основан в XII в. Он находился на берегу речки Бельчица и поэтому назывался Бельчицкий Борисоглебский монастырь. В XII в. только в Полоцке было построено около 10 каменных церквей, были основаны 3 монастыря. Одновременно с распространением христианства на восточнославянских землях формировалась церковная организация. Православную церковь возглавлял константинопольский патриарх, который назначал на подвластные земли своих представителей - митрополитов. Во главе православного духовенства восточнославянских земель стоял киевский митрополит, которому подчинялись церковные округа - епархии и их руководители - епископы.
Первая епархия на территории Беларуси была создана в 992 г. в Полоцке. В 1005 г. православная епархия была основана в Турове. Религиозные верования славян, заселявших территорию современной Беларуси, известны как по немногочисленным упоминаниям в письменных источниках, так и по этнографическим материалам. Развитие языческих культов прошло несколько этапов, которые были обусловлены постепенным переходом от родового строя к сословно-классовому. Древнейшими фигурами пантеона были боги: бог Солнца Сварог и Макошь - богиня плодородия, воды, женское начало земли. Младшими богами были дети Сварога: Даждьбог, Сварожич и Святовит. В культе Макоши отдельно почитались матери-роженицы: Лада и Леля. Среди божеств, покровительствовавших плодородию, были Род, Велес, Ярило. Богом-громовержцем был Перун. Почитались и малые божества, обитатели и покровители лесов, полей, рек, озер, жилищ и т. д. В X в., в период близкой христианизации, возникновения княжеско-дружинной организации общества, главенствующую роль в языческом пантеоне занял Перун. В народной культуре еще долго сохранялись остатки язычества - в традиционных праздниках (Коляды, Масленица, Купалье, Дожинки), в фольклоре (в календарно-обрядовой и семейно-обрядовой поэзии, песнях, сказках, преданиях, былинах). Историки считают, что у восточных славян в Х-ХШ вв. сохранялось двоеверие, то есть, приняв христианство, они продолжали поклоняться языческим богам. Только в XIV в. было начато крещение живших на территории Беларуси литовцев. Принятие христианства изменило славянское общество: были запрещены такие проявления язычества, как кровная месть, многоженство, жертвоприношения. Распространение христианских заповедей способствовало становлению более гуманных взаимоотношений между людьми. С христианством на восточнославянских землях распространилась грамотность, при церквях и монастырях открывались школы, мастерские по переписке богослужебных книг. С принятием христианства получила распространение каменная культовая архитектура, появилась монументальная живопись, иконопись.
Распространению христианства на территории Беларуси в XII в. способствовала деятельность христианских просветителей Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Евфросинья Полоцкая (ок. 1104-1167) происходила из княжеской семьи и была дочерью младшего сына Всеслава Брячиславича - Святослава. Став монахиней, она вместо мирского имени - Предслава — получила новое и стала называться Евфросинья. Основала в Полоцке два монастыря - мужской и женский. В монастырях при ее содействии были построены каменные церкви: Спасская и в честь Святой Богородицы. Спасской церкви в 1161 г. Евфросинья подарила крест, изготовленный мастером Богшей (Лазарем). Во время своего паломничества в Иерусалим она скончалась. Евфросинья является первой женщиной на Руси, причисленной к лику святых. В XII - XIII вв. было создано описание жизни святой - «Житие Евфросиньи Полоцкой». Кирилл Туровский (ок. 1113 - ок. 1182 гг.) получил известность благодаря своим письменным обращениям к верующим - «словам, притчам (притча - небольшое литературное произведение поучительного содержания), молитвам, поучениям. За выдающиеся литературные способности его называли Златоустом. Распространение на белорусских землях христианства способствовало развитию письменности. В городах грамотными были не только феодалы и духовенство, но и простые горожане, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Ученые нашли надписи кириллическими буквами на камне фундамента Полоцкого собора, на пряслицах, амфорах, камнях. В русле Западной Двины были найдены четыре валуна с надписями XII в.: «Господи, помоги рабу своему Борису». Многочисленные надписи были обнаружены под Оршей, на так называемом «Рогволодовом камне». Самой ранней рукописной церковной книгой на белорусских землях было «Туровское Евангелие», созданное в XII в. К этому же периоду относится создание первой общерусской летописи, которую по традиции называют «Повесть временных лет».
Материалом, из которого делали книги, был пергамент - особым образом выделанная кожа молодых животных. Исписанные листы пергамента складывали в тетради, сшивали и заключали в обложку из двух дощечек. Принятие христианства способствовало распространению на восточнославянских землях каменной архитектуры. Самым древним каменным сооружением на белорусских землях является Софийский собор в Полоцке, построенный в XI в. Еще раньше соборы во имя Софии (это слово переводится с греческого языка как «мудрость») были построены в Киеве и Новгороде. В середине XII в. на берегу р. Полота зодчий (архитектор) Иоанн построил Спасскую церковь, которую венчал один купол, украшенный кокошниками. К XII в. относится Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно. Снаружи кладку ее стен украшают крупные камни и цветная плитка. Внутри для улучшения акустики в стены вмурованы кувшины-голосники. Стены православных храмов изнутри украшались фресками и иконами. До наших дней сохранились фрески с изображениями святых в Полоцком Софийском соборе и Спасо-Евфросиньевской церкви. Искусно выполненные изображения - миниатюры - украшали страницы рукописных книг. Книжные миниатюры имеются в «Туровском Евангелии» XI в. и «Оршанском Евангелии» XII в. Выдающимся памятником декоративно-прикладного искусства XII в. является крест Евфросиньи Полоцкой. Он был выполнен из дерева и украшен золотыми пластинами, на которых помещались изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, выполненных в технике разноцветной эмали. Крест пропал в годы Великой Отечественной войны. Мастер М. Кузьмич из Бреста создал точную копию креста и передал ее Спасо-Евфросиньевской церкви. В результате принятия христианства на основе соединения языческой славянской и христианской византийской культур сложилась новая православная древнерусская культура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|