Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура периода Полоцкого княжества. Влияние христианства на развитие культуры восточных славян (IX - XIII вв.).




Христианство на землях восточных славян начало распростра­няться с середины IX в.

Основные причины принятия христианства:

-становление раннефеодального государства и княжеской власти требовало отказа от языческого многобожия и принятия веры в единого бога;

- необходимость постоянных равноправных отношений с ев­ропейскими христианскими государствами;

- становление новых общественных отношений, расслоение на богатых и бедных, знатных и простых людей требовало новой идеологии;

- развитие земледелия, ремесла, торговли требовало новых знаний и, прежде всего, грамотности;

- давние торговые и политические контакты с центром восточ­ного христианства - Византией.

Официальной датой принятия христианства Русью считается 988 г., когда, как свидетельствует летопись, киевский князь Вла­димир Святославич с дружиной совершил обряд крещения, а за­тем заставил принять новую веру жителей Киева. Возможно, что в Полоцком княжестве первыми христианами были Рогнеда, кото­рая перед смертью была пострижена в монахини, и ее сын полоц­кий князь Изяслав. Князья и знать восточнославянских земель способствовали распространению христианства. Они основывали монастыри, на свои средства строили церкви. Считается, что пер­вый монастырь в Полоцкой земле был основан в XII в. Он нахо­дился на берегу речки Бельчица и поэтому назывался Бельчицкий Борисоглебский монастырь. В XII в. только в Полоцке было пос­троено около 10 каменных церквей, были основаны 3 монастыря. Одновременно с распространением христианства на восточносла­вянских землях формировалась церковная организация.

Православную церковь возглавлял константинопольский патриарх, ко­торый назначал на подвластные земли своих представителей - митропо­литов. Во главе православного духовенства восточнославянских земель стоял киевский митрополит, которому подчинялись церковные округа - епархии и их руководители - епископы.

Первая епархия на территории Беларуси была создана в 992 г. в Полоцке. В 1005 г. православная епархия была основана в Турове.

Религиозные верования славян, заселявших территорию современ­ной Беларуси, известны как по немногочисленным упоминаниям в пись­менных источниках, так и по этнографическим материалам.

Развитие языческих культов прошло несколько этапов, которые бы­ли обусловлены постепенным переходом от родового строя к сословно-классовому. Древнейшими фигурами пантеона были боги: бог Солнца Сварог и Макошь - богиня плодородия, воды, женское начало земли. Младшими богами были дети Сварога: Даждьбог, Сварожич и Святовит. В культе Макоши отдельно почитались матери-роженицы: Лада и Леля.

Среди божеств, покровительствовавших плодородию, были Род, Велес, Ярило. Богом-громовержцем был Перун. Почитались и малые божества, обитатели и покровители лесов, полей, рек, озер, жилищ и т. д.

В X в., в период близкой христианизации, возникновения княжеско-дружинной организации общества, главенствующую роль в языческом пантеоне занял Перун.

В народной культуре еще долго со­хранялись остатки язычества - в традиционных праздниках (Ко­ляды, Масленица, Купалье, Дожинки), в фольклоре (в календарно-обрядовой и семейно-обрядовой поэзии, песнях, сказках, преданиях, былинах).

Историки считают, что у восточных славян в Х-ХШ вв. сохра­нялось двоеверие, то есть, приняв христианство, они продолжали поклоняться языческим богам. Только в XIV в. было начато крещение живших на терри­тории Беларуси литовцев.

Принятие христианства изменило славянское общество: были запрещены такие проявления язычества, как кровная месть, мно­гоженство, жертвоприношения. Распространение христианских заповедей способствовало становлению более гуманных взаимо­отношений между людьми. С христианством на восточнославянс­ких землях распространилась грамотность, при церквях и монас­тырях открывались школы, мастерские по переписке богослужеб­ных книг. С принятием христианства получила распространение каменная культовая архитектура, появилась монументальная живопись, иконопись.

Распространению христианства на территории Беларуси в XII в. способствовала деятельность христианских просветителей Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского.

Евфросинья Полоцкая (ок. 1104-1167) происходила из княжеской семьи и была дочерью младшего сына Всеслава Брячиславича - Святослава. Став монахиней, она вместо мирского имени - Предслава — получила новое и стала называться Евфросинья. Основала в Полоцке два монастыря - мужской и женский. В монастырях при ее содействии были построены каменные церкви: Спасская и в честь Святой Богородицы. Спасской церк­ви в 1161 г. Евфросинья подарила крест, изготовленный мастером Богшей (Лазарем). Во время своего паломничества в Иерусалим она скончалась. Евфросинья является первой женщиной на Руси, причисленной к лику святых. В XII - XIII вв. было создано описание жизни святой - «Житие Евфросиньи Полоцкой».

Кирилл Туровский (ок. 1113 - ок. 1182 гг.) получил известность благодаря своим письменным обращениям к верующим - «словам, при­тчам (притча - небольшое литературное произведение поучительного содержания), молитвам, поучениям. За выдающиеся литературные спо­собности его называли Златоустом.

Распространение на белорусских землях христианства спо­собствовало развитию письменности. В городах грамотными были не только феодалы и духовенство, но и простые горожане, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Ученые нашли надписи кириллическими буквами на камне фундамента Полоцкого собора, на пряслицах, амфорах, камнях. В русле Западной Двины были найдены четыре валуна с надписями XII в.: «Господи, помоги рабу своему Борису». Много­численные надписи были обнаружены под Оршей, на так называ­емом «Рогволодовом камне». Самой ранней рукописной церковной книгой на белорусских землях было «Туровское Евангелие», созданное в XII в. К этому же периоду относится создание первой общерусской летописи, кото­рую по традиции называют «Повесть временных лет».

Материалом, из которого делали книги, был пергамент - осо­бым образом выделанная кожа молодых животных. Исписанные листы пергамента складывали в тетради, сшивали и заключали в обложку из двух дощечек.

Принятие христианства способствовало распространению на восточнославянских землях каменной архитектуры. Самым древним каменным сооружением на белорусских землях являет­ся Софийский собор в Полоцке, построенный в XI в. Еще раньше соборы во имя Софии (это слово переводится с греческого языка как «мудрость») были построены в Киеве и Новгороде. В середи­не XII в. на берегу р. Полота зодчий (архитектор) Иоанн построил Спасскую церковь, которую венчал один купол, украшенный ко­кошниками. К XII в. относится Борисо-Глебская (Коложская) цер­ковь в Гродно. Снаружи кладку ее стен украшают крупные камни и цветная плитка. Внутри для улучшения акустики в стены вму­рованы кувшины-голосники.

Стены православных храмов изнутри украшались фресками и иконами. До наших дней сохранились фрески с изображениями святых в Полоцком Софийском соборе и Спасо-Евфросиньевской церкви.

Искусно выполненные изображения - миниатюры - украша­ли страницы рукописных книг. Книжные миниатюры имеются в «Туровском Евангелии» XI в. и «Оршанском Евангелии» XII в.

Выдающимся памятником декоративно-прикладного искусства XII в. является крест Евфросиньи Полоцкой. Он был выполнен из дерева и украшен золотыми пластинами, на которых помещались изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, выполненных в технике разноцветной эмали. Крест пропал в годы Великой Оте­чественной войны. Мастер М. Кузьмич из Бреста создал точную ко­пию креста и передал ее Спасо-Евфросиньевской церкви.

В результате принятия христианства на основе соединения языческой славянской и христианской византийской культур сложилась новая православная древнерусская культура.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...