Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнеримская культура.




На формирование древнеримской культуры повлияли художествен­ные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Ла­тинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков нача­лось с III века до и. э. после завоевания греческих колоний в Южной Ита­лии. Перевод на латынь «Одиссеи» обусловил развитие римской поэзии.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

- царский (VIII - начало VI века до н. э.);

- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н. э.);

- период империи (30/27 гг. до н. э. - 476 г. н. э.).

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру клас­сические образцы военного искусства, государственного устройства и пра­ва, градостроительства и т. д.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в 1-Ш вв. до н. э. - насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, ад­министративные здания, конные статуи, школы и дороги.

Форумом (лат. forum - площадь, место суда, арена в цирке) в Древ­нем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане. Позже бази­лика стала одним из главных типов христианского храма.

Самым значительным по размерам купольным сооружением антич­ного мира является Пантеон (от греч. Pantheion - место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворяющий идею единения мно­гочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет со­бой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м.

Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и заго­родные резиденции императоров и знати, здания государственных учреж­дений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима.

Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus - громадный), амфитеатр Флавиев в Ри­ме, воздвигнутый в 75 - 80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м.

В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей. Самые рос­кошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для заня­тий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно оте­санных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие комму­никаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просве­щение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали грече­ский язык и семь свободных искусств - грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и ме­дицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I - II веках географиче­ским знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.), Птолемея (после 83 - после 161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботани­ке, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24 - 79). Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129 - 199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58 - ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э. - 17 н. э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит - автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройст­во и быт древних германцев.

К этому времени относится деятельность греческого писателя и фи­лософа Плутарха (ок. 45 - ок. 127). Главное сочинение - «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий) - и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классиче­ской Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I - II веках н. э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представите­лями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 н. э.) и импера­тор Марк Аврелий (121 - 180 н. э.). Низшие слои общества особенно почи­тали бродячих философов-киников.

Литература. В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские анналы (ле­тописи) на греческом языке. В I веке до н. э. жил прославивший римскую литературу Цицерон (106 - 43 до н. э.) - величайший оратор, писатель, зна­ток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим образцам римской прозы.

Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Совре­менниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок. 96 - 55 до н. э.) и Катулл (87/84 - ок. 54 до н. э.). Лукрецию принадлежит замеча­тельная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинаций атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую извест­ность из лирических поэтов получил Гораций (65 - 8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошло множество фило­софских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпику­реизма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической осно­вой классицизма. Не менее прославленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Его перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превра­щениях» людей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты» (о рим­ских религиозных праздниках) выступают памятниками европейского зна­чения. Овидий оказал большое влияние на литературу средневековья и Возрождения.

Правление императора Августа (63 до н. э. - 14 н. э.) названо «золо­тым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во време­на которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга - богача и покровителя искусств Гая Мецената (? - 8 до н. э.), чье имя стало нарица­тельным, - сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую ста­рину. Самый знаменитый из них - Вергилий. «Энеида» была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа.

Поэт Вергилий (70 - 19 до н. э.) прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским национальным эпосом.

Римская литература представлена целым созвездием выдающихся имен: писатели Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 - ок. 119), сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Петроний (? - 66), Лукиан (ок. 120 - ок. 190). Выдающимся писателем был Варрон (116 - 27 до н. э.). Главное произве­дение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу при-

надлежит 500 грамматических, историко-литературных произведений, био­графий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым.

Скульптура. Наиболее значительным было влияние греческих тра­диций в области скульптуры. Римляне охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинни­ки, дошли до наших дней.

Только в одном римские художники оказались оригинальными - в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совершенства.

Римское искусство скульптуры достигло удивительного реализма: если греки стремились изобразить идеал, то римляне - наиболее точно передать черты оригинала.

Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих об­разцов, использовала различные возможности для пластического изобра­жения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты.

Религия. Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных об­разов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии не­сколько стадий.

Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сме­нился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Рим­ской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпи­тер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например, Фортуна - Удача, Виктория - Побе­да и т. п.

Между богами и людьми устанавливались почти такие же отноше­ния, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала мно­гочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчиты­вавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, диф­ференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обла­давшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.

Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней су­ровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел дос­тойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, воен­ном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Императорский Рим создал целую художественную систему, олице­творяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, кон­ные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о ре­альных исторических событиях стали мощным основанием культуры по­следующих эпох.

В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнару­жить начало переворота, благодаря которому зародился Средневековый За­пад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ус­корившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...