Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этногенез белорусов и развитие культуры ВКЛ (XIV – XVI вв.).





В середине XIII—XIV вв. все земли Беларуси постепенно вошли в со­став полиэтнического феодального государства - Великого княжества Ли­товского (ВКЛ), ядром которого была летописная Литва (верхнее Понемонье), с центром в Новогрудке, заселенная славянским (преимущественно в городах), балтским и славянизированным балто-славянеким населением.

Доминирующее демографическое положение Беларуси в границах ВКЛ и высокий уровень культуры белорусов определил полиэтнический ха­рактер распространения их языка. Язык белорусского народа XIV-XVIII вв. называется старобелорусским. Старобелорусский (тогда он назывался «рус­ский») язык был в то время официальным государственным языком ВКЛ, на нем велось делопроизводство, писались статуты, грамоты, постановления сейма, летописи, хроники, литературные произведения. Он был средством общения между восточно-славянским населением и литовцами-аукштайтами, жемойтами и более мелкими этническими группами, проживающими в ВКЛ.

Культура белорусских земель ВКЛ в XIV - начале XVI в. со­единяла древнерусские традиции, влияние Византии и Запад­ной Европы. Основными типами монументальных сооружений в XIV - первой половине XVI в. были замки и храмы. В оборони­тельном зодчестве чаще всего применялись приемы, характерные для романского стиля: замки в Лиде, Крево, Новогрудке, Гродно. Более широкое распространение на белорусских землях ВКЛ по­лучил готический стиль.

Основные черты готического стиля: стрельчатые арки, вынесенные на­ружу опоры - контрфорсы, витражи - окна с живописными картинами из кусков цветного стекла в свинцовой оправе.

Особенности белорусской готики: сдержанность и суровость внешнего вида, использование кирпича, а не камня, треугольные остроконечные фасады, иногда с побеленными нишами, иногда округлые, а не стрельча­тые арки.

Образцами белорусской готики являются костелы в дерев­нях Ишкольдь, Вселюбь, Гнезно. Готический стиль использовал­ся преимущественно при строительстве католических храмов. С XV-XVI вв. при возведении православных церквей зодчие ста­ли использовать наряду с традиционным византийско-русским стилем элементы готики. Треугольные готические фасады и обо­ронительные башни по углам характерны для церквей оборонительного типа в Сынковичах и Маломожейкове.



Изобразительное искусство XIV-XV вв. на белорусских зем­лях ВКЛ было представлено иконописью, которая развивалась на основе византийско-русских традиций. Эти традиции были харак­терны для фресковой живописи и книжной миниатюры. Западно­европейское влияние проявилось в миниатюрах Радзивилловской летописи (конец XV в.), где традиционные византийско-русские черты сочетались с элементами, характерными для готического искусства. Распространение католичества способствовало разви­тию на белорусских землях в XV-XVI вв. скульптуры, Литература XIV-XVвв. была тесно связана с религиозной те­матикой. В монастырях переписывались на церковнославянском языке богослужебные книги (Библия и Евангелие), жития святых, поучения. В XV в. появились книги религиозного содержания на старобелорусском языке. На старобелорусском языке написана «Похвала Витовту» - памятник панегирической (восхваляющей) литературы XV в. В это время в ВКЛ сложилось государственное летописание, представленное «Летописцем великих князей ли­товских» (20-е годы XV в.) и «Белорусско-литовской летописью» (1446 г.).

Наличие сильного государства гарантировало благоприятные внеш­ние и внутренние условия жизни населения.

Возросла культурная и общественно-политическая активность мещан­ства, многие крупные города Беларуси в XV - начале XVI вв. добились магдебургского права. Продолжалось формирование новой социальной структуры, расширялись привилегии господствующих сословий, шляхты, ду­ховенства. С общеземского привилея 1447 г. ускорился процесс законода­тельного оформления сословно-феодального строя. Формировались основы культурной, языковой, этноконфессиональной консолидации основного населения Беларуси.

Многоязычное книгопечатание содействовало расширению духов­ных горизонтов читателя и международных культурных связей. В то же время оно ускорило развитие определенных полонизационных тенденций среди магнатерии, частично средней шляхты и мещанства.

В эпоху Возрождения продолжается летописание. С течением времени в летописях все больше места отводится художественной фантазии, в результате они стали напоминать исторические повести. Это «Хроника Ве­ликого княжества Литовского» (1520 г.), «Хроника Быховца» (1530 г. - ?).

Во второй половине XVI в. хроники и летописи постепенно вытес­няются собственно историческими и историко-полемическими произведе­ниями.

При виленской канцелярии находился копийный архив, который позднее получил название «Метрики ВКЛ». Канцлер Лев Сапега в конце XVI в. организовал переписку и упорядочение фондов «Метрики» - основ­ного документального и исторического наследия ВКЛ.

Ренессансные тенденции определенным образом реализовывались в дворцово-замковом и культовом строительстве (дворцово-замковый ан­самбль в Мире, новый королевский замок в Гродно, кальвинистский собор в Заславле и др.), соединялись с местными архитектурными традициями, своеобразно проявились в церковном иконописании, светской живописи. Крупные художественные галереи, основанные в усадьбах магнатов (Радзивиллов, Сапег, Ходкевичей), включали парадные портреты предков, мо­нархов ВКЛ, картины с античными и ренессансными сюжетами. Необычайно быстрые темпы государственной кодификации права (менее чем за столетие были последовательно разработаны и приняты три Статута ВКЛ - 1529, 1566, 1588 гг.) обусловливались государственным и полити­ческим развитием общества, ростом социальных противоречий в связи с завершением процесса закрепощения крестьянства, консолидацией при­вилегированного сословия ВКЛ (единый «народ-шляхта»). Статуты ВКЛ и другие правовые акты второй половины XVI в. закрепляли общегосударст­венную юридическую систему на высоком уровне.

С конца XVв. на развитие культуры в ВКЛ значительное вли­яние оказало европейское Возрождение (Ренессанс) - период в развитии культуры Европы от средневековья к новому времени (XIV - начало XVII вв.). Главными чертами культуры Ренессанса являются: преобладание светских тенденций в науке, литературе, искусстве, интерес к античному духовному наследию. Социально-экономической основой европейского Возрождения было разви­тие раннекапиталистических отношений и становление буржуаз­ного общества. Философия эпохи Возрождения - гуманизм - сде­лала человека и окружающий его мир объектом изучения. Челове­ческое достоинство становится абсолютной ценностью. Гуманизм развил идею индивидуальной свободы. Родиной Ренессанса явля­ется Северная Италия, затем он, приобретая национальные черты, распространился во Франции и странах Северной и Центральной Европы. Классический Ренессанс делится на три этапа: ранний (XIII—XII вв.), высокий (XV в.) и поздний (XVI в.).

Определяющими признаками новой культуры в Беларуси стали ее светский и полиэтнический характер, ренессансный гуманизм, рациона­лизм, патриотизм (преимущественно на государственной основе), толе­рантность, признание юридических прав за основными церквами и наро­дами ВКЛ, осмысление духовной ценности родного и чужеземных языков и культур, в том числе культурного наследия античности и средневековья.

В конкретных сферах духовной жизни Беларуси ренессансные тен­денции и влияния отражались прежде всего в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитек­туре; в социально-культурном смысле - в политической и культурной эмансипации магнатов и средней шляхты (частично и мещанства), ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством. Значительное свое­образие Возрождению на Беларуси с середины XVI в. придавало его тесное взаимодействие с Реформацией.

Беларусь стала первой восточнославянской страной, где были осозна­ны возможности печатной книги и ее массового издания.

Возрожденческие тенденции проявились в деятельности Ф. Скорины (около 1490- около 1551гг.). Он является основателем вос­точнославянского и белорусского книгопечатания. В 1517-1519гг. в Праге он издал 23 книги Ветхого Завета (часть Библии). В Виль­но в своей типографии он напечатал «Малую подорожную кни­жицу» (1522) и «Апостол» (1525). В конце 20-х - начале 30-х гг. XVI в. Скорина находился в Москве, затем переехал в Кенигсберг. Последний период жизни он провел в Праге, занимая должность королевского садовника.

Первая типография на территории Беларуси была создана в 1553 г.в Бресте. Издавалась религиозная, полемическая, эко­номическая, медицинская, юридическая и другая литература. Большинство книг Печаталось на польском и латинском языках. Гуманистические настроения, патриотическая позиция были при­сущи представителям протестантской интеллигенции Симеону Будному, издавшему первую на территории современной Беларуси книгу, напечатанную кириллицей («Катехизис», 1562 г.), и В.Тяпинскому, издавшему Евангелие на церковнославянском и старобелорусском языках (около 1570 г.).

Это была основная идея - дать всему «посполитому люду языка рускага» полный свод Святого Писания на родном языке, поставить свою От­чизну вровень с другими европейскими странами, которые уже имели по­добные издания. Ренессансные издания Скорины были проникнуты верой в необходимость единства христианского мира, лишены отчетливых поле­мических акцентов в отношении различных направлений христианства, предназначались всем слоям «руского» населения ВКЛ. До Скорины даже церковная иерархия ВКЛ не располагала полным сводом рукописных книг Библии.

Скорина первым в Восточной Европе пришел к ренессансному пони­манию своего народа как целостной общности, объединенной происхожде­нием, землями, исторической судьбой, культурой, языком, христианской ве­рой, общими для всего ВКЛ государственными границами и законами. Эти взгляды существенно отличались от ментальности шляхты ВКЛ, которая обычно включала в понятие народа только привилегированные слои.

Перевод книг Библии на церковнославянский язык белорусской редакции, авторские предисловия и комментарии с ренессансно-гуманической интерпретацией их содержания далеко отходили от средневековых канонов ортодоксальной письменности. Не случайно даже такой образо­ванный православный и политический деятель, как Андрей Курбский, во второй половине XVI в. причислял издания «Скорины Полотского» к богохульным, еретическим, подобным книгам М. Лютера.

В 50-70-е гг. возникают новые книгопечатные центры в Беларуси и Литве (Брест, Несвиж, Лоск, Заблудов, Вильно), формируются различные направления книгоиздательской деятельности, расширяется языковое раз­нообразие, совершенствуется оформление книжной продукции.

Симон Будный со сподвижниками издал первые книги на белорус­ском языке, в том числе Катехизис и «Об оправдании грешного человека перед Богом» (Несвиж, 1562 г.).

В конце 60-х гг. в местечке Заблудово русскими эмигрантами, мос­ковскими первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была основана кириллическая типография. В последние десятилетия XVI в. основным центром белорусского книгопечатания стал Вильно, где более-менее регулярно стали работать типографии братьев Мамоничей и главного белорусского Свято-Троицкого (позднее - Свято-Духова) братст­ва. Бесспорное главенство в издании польскоязычной и латинской продук­ции для всего ВКЛ принадлежало Виленской иезуитской академии.

Под влиянием Ренессанса на белорусских землях ВКЛ рас­пространялась светская литература развлекательного содержа­ния - переводные рыцарские романы («Повесть о Бове», «Повесть о Тристане»). Выдающимся произведением о белорусских землях ВКЛ является латиноязычная поэма Н. Гусовского «Песнь о зуб­ре»(1523 г.), в которой восхваляется время правления Витовта. В первой половине XVI в. были созданы летописные произведе­ния «Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского» и «Хроника Быховца», в которых заметны ренессансные черты.

В изобразительном искусстве влияние Ренессанса проявилось в появлении светской живописи, представленной жанром порт­рета. В связи с развитием книгопечатания появился новый вид изобразительного искусства - гравюра. Черты искусства Ренес­санса проявились в архитектуре. Замки постепенно вытеснялись дворцово-замковыми комплексами.

Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. К признакам народности также относятся этническое самосознание и общие черты быта (повсед­невной жизни).

Процесс формирования белорусского этноса является дли­тельным, сложным и многогранным.

В современный период широко распространена балтская теория этногенеза белорусов, согласно которой возникновение белорусов в отличие от русских и украинцев объясняется тем, что на территории современной Беларуси до славян жили балты (ливы, прусы, ятвяги, жмудь и др.). Смешение славян с балтами, согласно мнению наиболее известного представителя этой кон­цепции В. Седова, имело своим результатом формирование бело­русского этноса, своеобразие его культуры и языка.

В начале 90-х гг. XX в. разработал новую концепцию возник­новения белорусов М. Пилипенко. Он считает, что в результате расселения славян и смешивания их с восточными балтами образо­вались не белорусы, а этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX-X вв. Затем в конце X-начале ХI вв. вместе с другими восточнославянскими общностями кривичи, дреговичи, радимичи образовали новую общеславянскую этническую общность. Для нее характерен общий восточнославян­ский язык, общая материальная и духовная культура. За их зем­лями закрепилось название «Русь».

Со времени своего формирования этническая территория «Русь» не была однородной, здесь выделялись различные регио­ны. Территория современной Беларуси по локальным особенно­стям языка и культуры входила в две диалекто-этнографические зоны общевосточнославянской этнической общности - полесскую и подвинско-днепровскую.

В результате взаимодействия и объединения двух названных групп восточнославянского населения и консолидации их с отдель­ными группами невосточнославянского (польского, балтского, тюркского) на широкой территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днеп­ром на востоке, до середины XVI в. сформировалась белорусская народность, своеобразный комплекс культуры, этническая терри­тория, которая с этого времени получила название «Белая Русь».

Белорусская народность, по мнению современных ученых, начала формироваться с конца XIII в.Этот процесс в основном завершился в XVIв: Этническая территория (территория ком­пактного расселения определенного этноса, с которой связано происхождение и дальнейшая история народа) белорусов сфор­мировалась в XIV-XV вв. В XIII-XIV вв.установились северная, западная и южная этнические границы. Восточная граница этни­ческой территории белорусов в основном установилась в XVIв. Нахождение этнической территории белорусов в XIII - первой половине XVI в.в границах ВКЛ явилось основным политичес­ким условием формирования белорусского этноса. Развитие сель­ского хозяйства и ремесла, активизация торговли между деревней и городом, установление прочных связей между отдельными ре­гионами Беларуси составили экономические условия формирова­ния белорусского этноса. Наиболее сложным и длительным яв­ляется процесс формирования этнического самосознания (осознание принадлежности к определенному этносу). Самоназвание «белорусцы» начинает употребляться с XVIв., но, наряду с ним по-прежнему широко употреблялись термины «русин», «русский люд». Всех жителей ВКЛ часто, особенно за границей, называли «литвинами». Название «литвины», кроме того, чаще относилось к жителям Верхнего Понеманья, а «белорусами» называли право­славное население Подвинья и Поднепровья. «Полешуками» на­зывали жителей Полесья. Широко было распространено проявление местного самосознания, которое выражалось в самоназваниях «пинчук», «могилевец» и т.д. Название «Белая Русь» примени­тельно к этнической территории белорусов впервые упоминается в конце XVIв.

ВКЛ складывалось как полиэтничное (многонациональное) государство. На его территории проживали белорусы, литовцы, русские, поляки, евреи, татары, украинцы, цыгане. Большинство населения ВКЛ составляли восточнославянские народности: бе­лорусы, украинцы, русские.

В XIVв. великие князья Гедимин, Ольгерд, Витовт стали селить в ВКЛ татар, выходцев из Золотой Орды и Крымского ханства. Привилегированную и» часть составляли князья и воины. Они несли военную службу в пользу великого князя, выполняли дипломатические поручения, были переводчиками и советниками в отношениях с Золотой Ордой и Крымским ханством. За служ­бу великий князь наделял их земельными владениями. Непривилегированную часть татарского населения составляли «простые люди», жившие в городах и местечках. Они несли повинности, платили подати. Основными их занятиями были огородничество, перевозка грузов, животноводство, выделка кож. Татары испове­довали ислам (были мусульманами). Им разрешалось строить ме­чети. В правовом отношении служилые татары-землевладельцы приближались к шляхте, но они не имели права участвовать в вы­борах в сословно-представительные органы ВКЛ. В XVI-XVII вв.татары в обиходе пользовались польским или белорусским язы­ком. В этот период были созданы священные книги белорусских татар - Аль Китабы, написанные на польском и белорусском язы­ках арабским шрифтом.

В XIV-XV вв.на белорусские земли ВКЛ из Западной Европы переселялись евреи. Первые еврейские общины на территории Бе­ларуси появились в XIV в. в Бресте и Гродно. Положение евреев в ВКЛ зависело от отношения к ним великого князя. При Витовте евреи в ВКЛ обладали значительными привилегиями, особенно в области финансовых (ссудных) операций. Великий князь ВКЛ Александр вначале изгнал евреев из государства, затем вновь раз­решил вернуться, так как нуждался в деньгах, которые ему ссу­жали еврейские ростовщики. Евреев использовали в качестве сборщиков налогов, торговых пошлин, управляющих в поместьях крупных феодалов. Основными занятиями еврейского населения были ремесло, торговля, предпринимательство. Евреям запреща­лось приобретать землю в собственность, они не служили в шля­хетском войске. Евреи стремились жить изолированно от окружа­ющего христианского населения. Они говорили на языке идиш, который сформировался в Европе на основе диалектов немецко­го языка, с примесью древнееврейских и славянских слов. Евреи селились в городах и местечках в отдельных кварталах - гетто. Все стороны жизни еврейского населения регулировались общи­ной - кагалом. Основой духовной и культурной жизни еврейских общин была традиционная религия - иудаизм.

В XVв. из Венгрии, Польши, Германии на территорию ВКЛ расселились цыгане. Они вели кочевой образ жизни, передвигаясь таборами (группами семей) по территории разных стран. Неко­торая часть цыган перешла к оседлому образу жизни. Самая круп­ная цыганская община находилась в местечке Мир.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.