Положение белорусской культуры в период Речи Посполитой (XVII – XVIII вв.).
Система образования на белорусских землях во второй половине XVI-XVII в. находилась под влиянием Реформации и Контрреформации. Для всех учебных заведений была характерна религиозная направленность учебно-воспитательного процесса. До конца XVI в. в сфере образования преобладало воздействие традиций Ренессанса и Реформации. В этот период действовали протестантские учебные заведения. При протестантских общинах создавались арианские, кальвинистские, лютеранские школы. Арианские школы находились в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке. Магнат Ян Кишка в Ивье основал школу, которой руководил Ян Намысловский, арианский проповедник и писатель. Кальвинистские школы были открыты в Витебске, Глубоком, Заславле, Ивенце, Минске, Орше, Свислочи, Могилеве. В 1617 г. в Слуцке Януш Радзивилл основал кальвинистскую гимназию, которая просуществовала до 1918 г. Во второй половине XVI в. сосуществовали школы разных конфессий: католические, протестантские, униатские и школы, созданные при православных братствах. Братские школы действовали в Вильно (1584 г.), Могилеве (1590 г.), Бресте (1591 г.) и в других городах. Получив начальное образование, учащиеся братских школ изучали последовательно: «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка): Особое значение придавалось изучению церковнославянского языка. В братских школах, в отличие от учебных заведений других конфессий, учились представители разных сословий, в том числе дети мещан и крестьян. После заключения Брестской унии (1596) и на протяжении второй половины XVII в. первенство в сфере образования перешло к католическим учебным заведениям, Появились униатские школы, а протестантские и православные пришли в упадок. Особенной активностью в сфере образования отличался орден иезуитов. Иезуиты содействовали закрытию православных и протестантских школ. Орден иезуитов создавал начальные школы при монастырях и костелах, а также коллегиумы - учебные заведения, которые давали классическое гуманитарное образование. В кол легиумы принимали детей всех вероисповеданий, так как весь процесс обучения и воспитания был подчинен идее укрепления и распространения католической веры. Учащиеся изучали латинский и древнегреческий языки, риторику (искусство красноречия), поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку.
В 1579 г. в Вильно при поддержке короля Речи Посполитой Стефана Батория на основе иезуитского коллегиума было создано первое в ВКЛ высшее учебное заведение - иезуитская академия. Первоначально действовали два факультета: богословский и философский, позже были созданы медицинский и правовой. Первым ректором академии стал иезуит Петр Скарга. В академии преподавал философ Мартин Смиглецкий (1563-1618). Его трактат «Логика» использовался для обучения вплоть до XIX в. Профессор математики Освальд Крюгёр (1598-1655) знакомил учащихся с гелиоцентрической системой Коперника. Он был известным инженером, военным архитектором. В Виленской академии преподавал Войцех Коялович (1609-1677) - автор первого систематизированного курса истории ВКЛ. В 1650-16б9тт. он издал на латинском языке свой труд «История Литвы». Виленскую академию поддерживали короли Речи Посполитой, католическое духовенство, магнаты, шляхта. Казимир Сапега дал средства на организацию в 1641 г. правового факультета и передал академии собрание книг. В академии действовал театр, общедоступная аптека. Под влиянием Реформации на белорусско-литовских землях распространилось книгопечатание. Во второй половине XVI в. на белорусских землях Речи Посполитой действовало 6 протестантских типографий. Первую из них создал Николай Радзивилл Черный в Бресте. В 1563 г. здесь была издана Брестская (Радзивиловская) Библия. В 60-е годы XVI в. действовала кальвинистская типография в Несвиже, в которой Симеон Будный, Матвей Кавечинский и Лаврентий Крышковский издавали книги, напечатанные кириллическим шрифтом. В 1562 г. в несвижской типографии были изданы главные труды С. Будного - «Катехизис» и книга «Оправдание грешного человека перед Богом». В своем имении Тяпино (Чашникский район Витебской области) шляхтич Василий Тяпинский в 1570-е годы создал собственную типографию и напечатал «Евангелие» на двух языках: церковнославянском и старобелорусском. Важное значение для распространения гуманистических традиций в ВКЛ имела книгоиздательская деятельность виленской типографии купцов Мамоничей (1569-1620-е гг.). Здесь был напечатан Статут 1588 г. Культурные интересы православного населения ВКЛ в условиях господства католичества и польской культуры отстаивали православные братства - национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского населения ВКЛ. В конце XVI - начале XVII в. при православных братствах действовали типографии, которые издавали религиозную, полемическую, учебную литературу. В 1569 г. в Заблудове в имении православного магната Г. Ходкевича (Польша) Иван Федоров и Петр Мстиславец издали «Евангелие учительное» и «Псалтырь».
Иван Федоров (1510-1583) - книгоиздатель-просветитель, который положил начало книгопечатанию на восточнославянских землях. В 1564 г. в Москве он издал первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол». С конца 1572 г. работал во Львове. Петр Мстиславец - уроженец Мстиславля (Могилевская область). Вместе с Иваном Федоровым работал в Москве и Заблудове. Переехал в Вильно, где на средства купцов Мамоничей открыл типографию. В 1575 г. издал «Евангелие» и «Псалтырь». Мелетий Смотрицкий в 1619 г. в местечке Евье недалеко от Вильно напечатал книгу «Грамматики словенския», которую использовали в качестве учебникаславянских языков. По ней учился грамоте Михаил Ломоносов. Уроженец Могилева Спиридон Соболь сначала в Киеве, а затем в Кутейне под Орпгей и Буйничах под Могилевом издал «Псалтырь», «Часослов» «Букварь». Считается, что именно С. Соболь впервые употребил слово «букварь».
Во второй половине XVI в. в литературе ВКЛ появилось языковое и жанровое разнообразие. Традиционное летописание (записи по годам) постепенно вытеснялось произведениями) написанными в жанре исторической литературы («Летописец великих князей Литовских»). К этому же жанру относятся хроники. Наиболее известной из них является «Хроника польская, литовская, жомойтская и всея Руси», написанная М. Стрыйковским и изданная в 1582 г. в Кенигсберге. Художественная литература была представлена батально-эпической и панегирической поэзией. Андрей Римма в польскоязычной поэме «Десятилетняя повесть о военных делах пана Криштофа Радзивилла» (1585) описал события Ливонской войны. Ян Радван в поэме «Радзивиллиада» (1588), стилизованной под «Илиаду» Гомера, на латинском языке прославлял род Рад-зивиллов. Гальяш Пельгримавский в стихотворных произведениях «Посольство к великому князю московскому» и «Беседа одного поляка с Москалем в Московском замке в 1601 г.» отразил отношения ВКЛ и Московского государства в конце XVI - начале XVIIb.- С конца XVI в. содержание культурной жизни Речи Лосполи-той определяла Контрреформация. Контрреформация, массовый переход в католичество протестантской и православной шляхты способствовали завершению эпохи Возрождения на белорусских землях Речи Посполитой в конце XVI - начале XVII в. В художественной культуре утвердился стиль барокко. Барокко - (с итальянского - вычурный). Художественный стиль, который господствовал в литературе, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве Европы в конце XVI - середине XVIII в. Отличался декоративной пышностью, сложными формами и живописностью. Теоретиком барокко в литературе ВКЛ считается преподаватель риторики, поэтики и теории литературы Полоцкого иезуитского коллегиума Матей Казимир Сарбевский (1595-1640). Его произведения, написанные на латинском языке (стихотворения» тексты лекций), были известны в европейских учебных заведениях, использовались в качестве учебников в католических коллегиумах. В стиле барокко писали Данила Наборовский (1573-1640),. Ян Пашкевич - автор стихотворения «Польска квитнет латиною...» (1621), Фома Иевлевич, создавший на польском языке поэму «Лабиринт, или Запутанные пути Мудрости» (1625).
Фома Иевлевич родился в Могилеве, учился в Кракове, некоторое время был ректором Киевской братской школы. «Лабиринт» - единственное известное его произведение. Главная тема этой философско-публицистической поэмы - роль науки и разных искусств в жизни общества. Выдающимся представителем барокко в восточнославянской литературе является Симеон Полоцкий (1629-1680). Симеон Полоцкий (до принятия монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович) - поэт, переводчик, педагог, религиозный и общественный деятель. Родился в Полоцке, образование получил в Киево-Могилянской академий, учился в Виленской академии. В 1656 г. принял монашество, преподавал в братской школе при Полоцком Богоявленском монастыре. В 1664 г. переехал в Москву, где основал «латинскую» школу при Заиконоспасском монастыре и типографию. Симеон Полоцкий был воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Для учебных целей написал и издал «Букварь языка словенска» и «Псалтырь рифмованую». В 1680 г. составил «Академический привилей», который оформил создание первого высшего общеобразовательного учебного заведения в Москве - Славяно-греко-латинской академии. Свои литературные произведения Симеон Полоцкий писал на старобелорусском, польском и латинском языках. Главными его литературными произведениями являются два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов». Историко-документалъная литература белорусских земель Речи Посполитой представлена местными летописями и мемуарами- В первой половине XVII в, в местечке Баркулабово (Быховский район Могилевской области) была составлена Баркулабовская летопись. В ней имеются сведения о Лжедмитриях I и II, Брестском церковном соборе 1596 г., казацко-крестьянской войне. Мемуарная литература на белорусских землях была представлена дневниками (по-польски - диариушами). Известны диариуши первой половины XVII в., авторами которых являются: новогрудский шляхтич, участник Ливонской войны Федор Евлашовский, шляхтич, кальвинист, участник войны Речи Посполитой с Московским государством 1609-1618 гг. Самуил Маскевич, православный писатель-публицист Афанасий Филиппович. В первой половине XVII в, появился новый жанр - литература путешествий. В 1601 г. в Пруссии на латинском языке был издан путевой дневник Николая Криштофа Радзивилла (Сиротки) под названием «Перигринация». Он считается первым научно-географическим изданием ВКЛ.
В конце XVI-XVII вв. получила развитие литература общественно-политической направленности. Контрреформация и Брестская церковная уния способствовали распространению полемической литературы. Полемика (спор) затрагивала проблемы католической и православной церквей, обсуждалась Брестская уния, положение православного населения в Речи Посполитой. Позиции православия отстаивали Леонтий Карпович, Стефан и Лаврентий Зизании, Милетий Смотрицкий, на стороне католической и униатской церквей выступали иезуит П. Скарга, И. Потей, Лев Кревза. Государственно-правовые проблемы Речи Посполитой рассматривались в произведениях Анджея Фредра (1620-1679) и Аарона Олизаровского (1610-1659). Исключительным явлением в истории общественно-политической и философской мысли Речи Посполитой стало появление атеистического трактата «О несуществовании Бога», написанного на латинском языке подсудком брестского земского суда Казимиром Лыщинским (1634-1689). В архитектуре белорусских земель Речи Посполитой в XVI -первой половине XVII в. переплетались два основных стиля - ренессанс и барокко. Ренессанс (с французского - возрождение). В XIII-XIV вв. в городах Италии начала формироваться новая светская культура, которая опиралась на гуманистические традиции античности (относящиеся к древнему миру, к истории и культуре древних греков и римлян). На основе античных архитектурных форм сформировался новый стиль, получивший название «ренессанс». Характерными его чертами являются прямоугольные объемы, уравновешенность, классические пропорции, внешний вид здания создает ощущение спокойствия и величия. Примером архитектурного сооружения в стиле ренессанс на территории Беларуси является Мирский замок. Он начал строиться владельцами местечка Мир магнатами Ильиничами в 1520-е годы. В конце XVI в. замок был перестроен М. Зборовским в дворцово-замковый комплекс в ренессансном стиле. В этом же стиле в 1626 г. князем Сангушкой-Ковельским был построен дворцово-замковый комплекс в Смолянах (Оршанский район Витебской области), который называли из-за цвета его стен «Белым Ковелем». В конце XVI в. под влиянием Контрреформации на белорусских землях Речи Посполитой появились первые сооружения в стиле барокко. В архитектуре барокко особенно пышными были интерьеры и фасады католических храмов, которые должны были свидетельствовать о могуществе и величии католической церкви. В XVII в. барокко распространилось в изобразительном искусстве Речи Посполитой. Черты барокко присутствовали в скульптурных украшениях, стенных росписях и фасадах католических костелов, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, керамика). Период господства барокко в Речи Посполитой совпал с расцветом сарматизма. Сарматизм - это политическая идеология, этические и эстетические нормы, принятые шляхтой в XVI-XVIII вв. В его основу положен миф о происхождении польской шляхты от древнего воинственного племени сарматов. В XVI - середине XVIII в. «сарматским народом» считалась шляхта Речи Посполитой. «Шляхтич-сармат» должен был сочетать в себе черты патриота, ревностного католика, благородного рыцаря, последовательного защитника шляхетских вольностей. Сарматизм в культуре наиболее ярко проявился в парадном «сарматском» портрете, который был заимствован из Польши. Художники изображали магнатов, государственных деятелей, их жен и дочерей. Для сарматского портрета характерны следующие черты: изображение в полный рост в парадном одеянии, с атрибутами власти и признаками знатности происхождения, точная передача черт лица, неподвижность позы. Немецкий мастер Иоганн Шретер в 1646 г. написал несколько портретов членов семьи Януша Радзивилла. В конце XVI - начале XVII в. формировалась белорусская школа иконописи. Под влиянием западноевропейского искусства традиционное плоскостное изображение заменяется пространственным, персонажи изображаются в светской одежде. До нашего времени сохранились иконы, написанные неизвестными белорусскими иконописцами «Святая Параскева», «Умиление», «Покров», «Троица ветхозаветная». Единственная икона, автор которой известен, называется «Рождество Марии». Ее написал в 1649 г. Петр Евсеевиц из Голынца. Художественные идеи барокко отразились в театральном искусстве и в музыке. В XVII в. при иезуитских коллегиумах и академиях, братских школах существовали школьные театры, которые выполняли образовательную, воспитательную и пропагандистскую функцию. Ученики под руководством преподавателей ставили небольшие спектакли-интермедии на нравственно-религиозные темы. Сюжеты заимствовали из Библии, античной мифологии и истории. Народный театр был представлен батлейкой (кукольным театром). Слово «батлейка» происходит от польского названия города Вифлеем, где по преданию родился Иисус Христос. В кукольном театре ставились пьесы религиозного и светского содержания. Особой популярностью пользовались спектакли «Царь Ирод», «Вольский - купец польский», «Цыган и цыганка». Музыкальное искусство носило преимущественно религиозный характер (духовные песнопения, произведения для исполнения на органе). Широкую известность получил сборник светской музыки «Полоцкая тетрадь» (XVII в.). Мелодии были записаны круглыми «итальянскими» нотами, которые являются предшественниками современной нотной грамоты. При дворах магнатов существовали оркестры и певческие капеллы из крепостных крестьян. В XVI-XVII вв. развитие научных знаний было ограничено господством религиозного мировоззрения. Медицина, математика, другие естественные науки практически не развивались. Естественными науками можно было заниматься только за пределами Речи Посполитой. Научным центром, в котором работали выходцы из белорусских земель Речи Посполитой, стал г.Амстердам (Голландия). В 1650 г. там был издан труд Казимира Семеновича «Великое искусство артиллерии». В Амстердаме уроженец Мстиславщины Илья Копиевич по поручению Петра I в 1699 г. подготовил и издал учебник математики на русском языке. Там же была напечатана лучшая в Европе карта ВКЛ, подготовленная Томашем Маковским. Он находился на службе у Николая Криштофа Радзивилла (Сиротки). В середине XVII в. у Радзивиллов работал математик и картограф Юзеф Наронъский, который написал книгу «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения». Распространение влияния польской культуры в ВКЛ во второй половине XVI в. привело к вытеснению белорусского языка из официального употребления. Особенно усилился этот процесс после войн середины XVII в. В 1696 г. сеймовым постановлением было официально запрещено пользоваться белорусским языком в государственном делопроизводстве. Государственными языками Речи Посполитой были польский и латинский. Белорусский язык продолжал существовать только в народной культуре, носителями которой было крестьянство, городские низы, часть православной и униатской шляхты и духовенства. В первой половине XVIII в. культурные процессы в Речи Посполитой во многом сохраняли преемственность с предыдущим периодом. В середине XVIII в. на территории Беларуси действовали около 25 школ. Образование и воспитание шляхетской молодежи находилось под строгим контролем католической церкви. Ведущее место в руководстве системой образования по-прежнему занимал орден иезуитов. С 1720-х гг. на территории Беларуси появились учебные заведения, созданные орденом пиаров. Орден пиаров (отцов набожных школ) был создан в 1597 г. Целью ордена было распространение и укрепление католичества не путем мессионерской деятельности, а через создание широкой сети учебных заведений -коллегиумов. Пиарские школы были созданы в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде. По набору предметов пиарские и иезуитские школы не отличались друг от друга, но дисциплина у пиаров была менее строгая. В-1741 г. руководителем провинции ордена пиаров в Речи Посполитой стал Станислав Конарский (1700-1773). Он провел реформу пиарских школ. Больше учебного времени отводилось для изучения естественных наук, польского, немецкого и французского языков. В художественной культуре первой половины XVIII в. господствовало зрелое (высокое) барокко. В 1730-е гг. сформировалась региональная разновидность этого стиля - виленское барокко. Его создателем считается архитектор Ян Глаубитц (1700-1767), который построил несколько костелов в Вильне и других городах ВКЛ. Под его руководством в 1738-1750 гг. был перестроен Полоцкий Софийский собор. Для виленского барокко характерна утонченность фасадов, живописность силуэта, (многоярусные ажурные башенки, фигурные фронтоны), пышность и разнообразие интерьеров. Черты виленского барокко присутствовали в архитектуре католических, униатских и православных храмов (Николаевская церковь в Могилеве, монастырский комплекс в Жировичах). Архитекторы использовали элементы барокко при строительстве общественных зданий и жилых домов (дом на рынке в Несвиже). В стиле позднего барокко в Гродно в 1740-е гг. построен Новый замок - резиденция короля и место заседаний сеймов Речи Посполитой, а также перестроен Несвижский дворец Радзивиллов. В середине XVIII в. некоторое время был популярным стиль рококо, отличающийся изысканной сложностью форм, причудливыми орнаментами. Для рококо была характерна театрализация быта. Магнаты устраивали театрализованные охоты, создавали «идеальные» дереври, которые заселяли обедневшей шляхтой. Такая деревня была создана около Несвижа, ее жители, которых называли «альбанская банда», должны были носить турецкие мушкеты и восточные-музыкальные инструменты. Во второй половине XVIII в. культура белорусских земель Речи Посполитой развивалась под воздействием идей европейского Просвещения. Просвещение - общественно-политическое и культурное движение периода становления капитализма, направленное против феодального строя, за установление буржуазной культуры. Идеи Просвещения зародились в Англии и Франции и являлись продолжением гуманистических традиций Ренессанса. Основные черты Просвещения: светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных порядков, религиозного мировоззрения и догматического мышления, отстаивание права каждого человека на личную свободу. Идеи Просвещения в Речи Посполитой поддерживала часть прогрессивно настроенной шляхты и духовенства. Они стремились реформировать существенно-политический строй государства, создать благоприятные условия для развития промышленности, системы светского образования и культуры. Сторонниками Просвещения являлись магнат Иоахим Хрептович (1729-1812), шляхтичи Иосиф Еленский (1756-1813). В Речи Посполитой на основе идей Просвещения были созданы проекты политических реформ, направленных на ликвидацию магнатско-шляхетской анархии и установление сильной центральной власти. Значительные изменения во второй половине XVIII в. произошли в системе образования. Школьное образование постепенно приобретало светский характер. В 1773 г. был официально распущен орден иезуитов. Его имущество и учебные заведения были переданы созданной тогда же Эдукационной комиссии. В 1783 г. Эдукационная комиссия утвердила устав, единый для всех школ Речи Посполитой. В соответствии с ним создавались три типа школ: начальные (приходские), средние (окружные и подокружные), высшие (Главная школа ВКЛ). На белорусских землях Речи Посполитой было открыто 20 средних и около 200 начальных школ, в которых обучалось 2500 учеников. Почти треть из них составляли дети крестьян. Во всех типах учебных заведений стали использоваться методы развивающего обучения. В обучении преобладали естественные и гуманитарные науки. Во второй половине XVIII в. появились профессиональные учебные заведения: в Гродно и Поставах А. Тизенгауз организовал медицинскую, акушерскую, ветеринарную, финансовую, чертежную и рисовальную школы. Гродненской медицинской школой руководил французский натуралист Жан Эммануэль Жилибер (1741-1814). При его участии были созданы госпиталь, анатомический кабинет, зоологический и ботанический сады, музей, библиотека. Школа подготовила три выпуска врачей. В 1781 г. Виленская академия была переименована в Главную школу ВКЛ, а с 1796 г. это учебное заведение стало называться Главной Виленской школой. Ректором этого учебного заведения на протяжении 23 лет был математик и астроном Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810). Его стараниями Главная школа ВКЛ превратилась в значительный научный центр Речи Посполитой. Он пригласил в Вильно австрийского природоведа Г. Форстера, итальянского химика Дж. Сарториуса, физиолога С. Бизо. В Главной школе ВКЛ работал ЖЖилибер, который является автором книги «Флора Литвы». Почобут-Одляницкий организовал в Вильне астрономическую обсерваторию, где изучал планеты Солнечной системы, открыл неизвестное созвездие, определил географические координаты населенных пунктов Беларуси. Наряду с естественными науками в ВКЛ развивались такие области гуманитарного знания, как философия и история. Философия Казимир Нарбут (1738-1807) считал, что наука, в том числе философия, должна служить обществу. Философию считал самой важной дисциплиной. Принимал участие в деятельности Эдукационной комиссии, занимался реформой школьного образования на белорусско-литовских землях. Соломон Майман (около 1753-1800) - философ-просветитель, был первым критиком и комментатором известного немецкого философа Иммануила Канта. Михал Карпович (1744-1793) - политический и церковный деятель, католический богослов-просветитель, преподавал в Главной школе ВКЛ. Одним из первых в ВКЛ начал критиковать крепостнические порядки. История Георгий Конисский (1717-1795) - архиепископ Белорусский, православный религиозный деятель, философ, писатель. Несмотря на глубоко религиозные взгляды, уважительно относился к учению Коперника и Галилея. Собирал документы по истории православной церкви в ВКЛ, на основе которых написал несколько исторических работ. Выступал против феодальной анархии, за сильную централизованную власть. Отстаивал права диссидентов в Речи Посполитой. Речь Конисского в их защиту была переведена на европейские языки как пример защиты веротерпимости. Король Вырвич (1717-1793) - педагог, философ, историк. Он считал, что история - это совокупность изменений в политической жизни', обычаях, религии, науке, искусстве, экономике. Являлся автором учебников по всеобщей истории. Матей Догель (1715-1760) - историк, правовед. Собрал большое количество исторических и дипломатических документов XIII-XVHI вв., которые были изданы в виде сборника «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Великого княжества Литовского». Адам Нарушевич (1733-1796) - польский историк, поэт, просветитель, автор «Истории польского народа», в которую включил материалы по истории ВКЛ. Просвещение оказало влияние на художественную культуру: во второй половине XVIII в. на смену барокко пришли классицизм и сентиментализм. Классицизм (от латинского classicus - «образцовый») - направление в европейской литературе, характеризующееся соблюдением правил античного стихосложения. Классицизм ведет свое начало от французских писателей XVII в. В изобразительных искусствах это направление характеризуется преобладанием античных мотивов. Сентиментализм - литературное направление конца XVIII и начала XIX в., пришедшее на смену классицизму. Для него характерно особенное внимание к индивидуальному душевному миру человека и стремление к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни. В XVIII в. в литературе белорусских земель Речи Посполитой господствовал польский язык. В литературе сентиментализма часто использовались сюжеты из сельской жизни, в которых герои говорили на народном наречии. Преподаватель Забельского коллегиума на Витебщине Каэтан Марашевский написал для школьного театра драматическое произведение в трех актах под названием «Комедия». Автор использовал два языка - белорусский и польский. Известность получила пьеса Михала Цецерского «Доктор поневоле», написанная по мотивам комедии Мольера «Лекарь поневоле». В XVIII в. на белорусско-литовских землях появляются местные периодические издания. Ян Пашаковский (1684-1757) на протяжении 1737-1749 гг. опубликовал 20 «Политических календариков», которые содержали различные сведения из области астрономии и истории ВКЛ и Польши. Один из календарей предназначался для женщин. Во второй половине XVIII в. издание «Политических календариков» продолжил Франтишек Папроцкий (1723-1805). Он был издателем «Курьера Литэвского» - еженедельника на польском языке. На его страницах была опубликована книга К. Головко «Домашние сведения о Великом Княжестве Литовском», которая считается первой белорусско-литовской энциклопедией. В мае 1776 г. начала издаваться первая газета на белорусских землях Речи Посполитой - «Газета Гродненская». Во второй половине XVIII в. в архитектуре ВКЛ позднее барокко соседствует с классицизмом, который к концу века становится господствующим стилем. Классицизм провозглашал античную архитектуру образцом, а подражание ей - единственным путем творчества. Он противопоставлял усложненности и вычурности барокко уравновешенность, симметричность, четкость и строгость форм. Сочетание элементов классицизма и барокко характерно для дворца в Ружанах. Новым явлением стали дворцово-парковыв ансамбли, в которых архитектура и окружающий ландшафт находятся в гармонии и дополняют друг друга. Классицизм постепенно становился ведущим стилем в культовой (церковной) и светской живописи. В иконописи утрачивалась условность, мастера стремились передать глубину пространства, естественные пропорции человеческого тела. Наряду с иконами, написанными на дереве, появились иконы на полотне (холсте). Светская живопись была представлена портретом и тематической картиной на исторические сюжеты. Сарматский портрет постепенно вытеснялся западноевропейским парадным портретом. В 1797 г. при Главной Виленской школе была создана кафедра рисунка и живописи, которую стали называть Виленской художественной школой. В школе преподавали художники Франтишек Смуглевич и Ян Рустем. Ф. Смуглевич писал картины на исторические сюжеты: «Битва около Берестечка в 1651 г.», «Битва при хотне в 1573 г.», «Присяга Т. Костюшко на Краковском рынке». Я. Рустем является автором портрета Т. Костюшко. Во второй половине XVIII магнаты создавали в своих имениях капеллы (хоры) из крепостных крестьян и крепостные оркестры (Несвиж, Слоним, Гродно, Шклов, Могилев, Ружаны, Деречин). Существовали камерные струнные оркестры («домашняя музыка»), духовые («музыка шкловского корпуса»), роговые, оркестры народных инструментов («янычарская музыка», «литовская музыка»). Театральная жизнь в XVIII в. на территории Беларуси присутствовала преимущественно в виде крепостных театров, созданных магнатами в своих имениях (в Ружанах Сапегами, в Слониме Огинскими, в Несвиже Радзивиллами, в Шклове Зоричем, в Гродно Тизенгаузом, в Свислочи Тышкевичами). Основу театральных трупп составляли специально обученные актеры из крепостных крестьян, а также приглашались наемные профессиональные актеры. В Несвижском театре ставились пьесы, написанные женой Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки) Франтишкой Уршулей Радзивилл. «Северными Афинами» называли имение Михала Клеофаса Огинского в Слониме. Представитель известного магнатского рода Михал Клеофас Огинский был композитором, музыкантом и поэтом. Самым известным его произведением является полонез «Прощание с Родиной» («Полонез Огинского»). В 1771 г. в Слонимском имении был создан театр, действовали хор, балет, музыкальная школа. В крепостных театрах ставились французские и итальянские оперы и балеты. Магнаты приглашали в свои имения и профессиональные драматические труппы. В XVIII в, на белорусских землях Речи Посполитой сосуществовали две изолированные друг от друга культуры: магнатская польскоязычная, развивавшаяся в русле идей Просвещения, и культура белорусского этноса, остававшаяся на этнографическом уровне. Продолжал развиваться и кукольный театр - батлейка. Уникальным явлением белорусского искусства второй половины XVIII в. стали крепостные (придворные) театры. Актерами в них была молодежь из числа крепостных крестьян. Первый в Беларуси крепостной театр был основан еще в 40-е гг. XVIII в. в Несвиже. В нем действовали драматиче екая, оперная и балетная труппы. В 70-е гг. XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Беларуси стал Слонимский двор великого литовского гетмана М. Огинского. Крепостные театры существовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег - в Ружанах и Деречине, Радзивиллов в Слуцке, Зорича - в Шклове, Чернышева - в Чечерске, Тышкевичей - в Свислочи. Господствующим стилем в архитектуре Беларуси во второй половине XVII - первой половине XVIII в. было барокко. К 30-м гг. XVIII в. сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Его расцвет связан с творчеством выдающегося архитектора Я. К. Глаубица, который много лет работал в Беларуси. Оригинальными памятниками «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спасская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др. В 60-70-х гг. XVIII в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль - классицизм, характеризующийся монументальность форм, симметричностью планировки, синтезом архитектурных живописных и скульптурных элементов. В стиле классицизм в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щорсах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове, построены и реконструированы ратуши и торговые ряды в Минске, Витебске, Чечерске, здания медицинских и театральных школ в Гродно, собор св. Иосифа в Могилеве. Впервые в Беларуси начала вестись и типовая жилищная застройка: городская в Гродно и сельская в Ворнянах Ошмянского уезда. В тесной связи с архитектурой развивались живопись скульптура, граверное и народно-прикладное искусство. В них, как и в архитектуре, первоначально господствующим стилем было барокко, а во второй половине XVIII в. - классицизм. Подводя итоги, можно сделать вывод, что культура второй половины XVII-XVIII вв. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|