Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение белорусской культуры в период Речи Посполитой (XVII – XVIII вв.).




Система образования на белорусских землях во второй по­ловине XVI-XVII в. находилась под влиянием Реформации и Контрреформации. Для всех учебных заведений была характерна религиозная направленность учебно-воспита­тельного процесса. До конца XVI в. в сфере образования преоб­ладало воздействие традиций Ренессанса и Реформации. В этот период действовали протестантские учебные заведения. При про­тестантских общинах создавались арианские, кальвинистские, лю­теранские школы. Арианские школы находились в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке. Магнат Ян Кишка в Ивье основал школу, которой руководил Ян Намысловский, арианский проповедник и писатель. Кальвинистские школы были открыты в Витебске, Глубоком, Заславле, Ивенце, Минске, Орше, Свислочи, Могилеве. В 1617 г. в Слуцке Януш Радзивилл основал кальви­нистскую гимназию, которая просуществовала до 1918 г.

Во второй половине XVI в. сосуществовали школы разных конфессий: католические, протестантские, униатские и школы, созданные при православных братствах. Братские школы дейс­твовали в Вильно (1584 г.), Могилеве (1590 г.), Бресте (1591 г.) и в других городах. Получив начальное образование, учащиеся брат­ских школ изучали последовательно: «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, ас­трономия, музыка): Особое значение придавалось изучению цер­ковнославянского языка. В братских школах, в отличие от учеб­ных заведений других конфессий, учились представители разных сословий, в том числе дети мещан и крестьян.

После заключения Брестской унии (1596) и на протяжении второй половины XVII в. первенство в сфере образования пере­шло к католическим учебным заведениям, Появились униатские школы, а протестантские и православные пришли в упадок. Осо­бенной активностью в сфере образования отличался орден иезу­итов. Иезуиты содействовали закрытию православных и протес­тантских школ. Орден иезуитов создавал начальные школы при монастырях и костелах, а также коллегиумы - учебные заведения, которые давали классическое гуманитарное образование. В кол легиумы принимали детей всех вероисповеданий, так как весь процесс обучения и воспитания был подчинен идее укрепления и распространения католической веры. Учащиеся изучали латинс­кий и древнегреческий языки, риторику (искусство красноречия), поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку.

В 1579 г. в Вильно при поддержке короля Речи Посполитой Стефана Батория на основе иезуитского коллегиума было созда­но первое в ВКЛ высшее учебное заведение - иезуитская акаде­мия. Первоначально действовали два факультета: богословский и философский, позже были созданы медицинский и правовой. Первым ректором академии стал иезуит Петр Скарга. В акаде­мии преподавал философ Мартин Смиглецкий (1563-1618). Его трактат «Логика» использовался для обучения вплоть до XIX в. Профессор математики Освальд Крюгёр (1598-1655) знакомил учащихся с гелиоцентрической системой Коперника. Он был из­вестным инженером, военным архитектором. В Виленской ака­демии преподавал Войцех Коялович (1609-1677) - автор первого систематизированного курса истории ВКЛ. В 1650-16б9тт. он издал на латинском языке свой труд «История Литвы». Виленскую академию поддерживали короли Речи Посполитой, католическое духовенство, магнаты, шляхта. Казимир Сапега дал средства на организацию в 1641 г. правового факультета и передал академии собрание книг. В академии действовал театр, общедоступная аптека.

Под влиянием Реформации на белорусско-литовских землях распространилось книгопечатание. Во второй половине XVI в. на белорусских землях Речи Посполитой действовало 6 протес­тантских типографий. Первую из них создал Николай Радзивилл Черный в Бресте. В 1563 г. здесь была издана Брестская (Радзивиловская) Библия. В 60-е годы XVI в. действовала кальвинистская типография в Несвиже, в которой Симеон Будный, Матвей Кавечинский и Лаврентий Крышковский издавали книги, напечатанные кириллическим шрифтом. В 1562 г. в несвижской типографии были изданы главные труды С. Будного - «Катехизис» и книга «Оправдание грешного человека перед Богом». В своем име­нии Тяпино (Чашникский район Витебской области) шляхтич Василий Тяпинский в 1570-е годы создал собственную типографию и напечатал «Евангелие» на двух языках: церковнославянском и старобелорусском. Важное значение для распространения гума­нистических традиций в ВКЛ имела книгоиздательская деятель­ность виленской типографии купцов Мамоничей (1569-1620-е гг.). Здесь был напечатан Статут 1588 г. Культурные интересы православного населения ВКЛ в усло­виях господства католичества и польской культуры отстаивали православные братства - национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского населения ВКЛ. В конце XVI - начале XVII в. при православных братствах дейс­твовали типографии, которые издавали религиозную, полемичес­кую, учебную литературу. В 1569 г. в Заблудове в имении право­славного магната Г. Ходкевича (Польша) Иван Федоров и Петр Мстиславец издали «Евангелие учительное» и «Псалтырь».

Иван Федоров (1510-1583) - книгоиздатель-просветитель, который по­ложил начало книгопечатанию на восточнославянских землях. В 1564 г. в Москве он издал первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол». С конца 1572 г. работал во Львове.

Петр Мстиславец - уроженец Мстиславля (Могилевская область). Вмес­те с Иваном Федоровым работал в Москве и Заблудове. Переехал в Виль­но, где на средства купцов Мамоничей открыл типографию. В 1575 г. из­дал «Евангелие» и «Псалтырь».

Мелетий Смотрицкий в 1619 г. в местечке Евье недалеко от Вильно напечатал книгу «Грамматики словенския», которую ис­пользовали в качестве учебникаславянских языков. По ней учил­ся грамоте Михаил Ломоносов. Уроженец Могилева Спиридон Соболь сначала в Киеве, а затем в Кутейне под Орпгей и Буйничах под Могилевом издал «Псалтырь», «Часослов» «Букварь». Счита­ется, что именно С. Соболь впервые употребил слово «букварь».

Во второй половине XVI в. в литературе ВКЛ появилось язы­ковое и жанровое разнообразие. Традиционное летописание (за­писи по годам) постепенно вытеснялось произведениями) напи­санными в жанре исторической литературы («Летописец великих князей Литовских»). К этому же жанру относятся хроники. Наибо­лее известной из них является «Хроника польская, литовская, жомойтская и всея Руси», написанная М. Стрыйковским и изданная в 1582 г. в Кенигсберге.

Художественная литература была представлена баталь­но-эпической и панегирической поэзией. Андрей Римма в польскоязычной поэме «Десятилетняя повесть о военных делах пана Криштофа Радзивилла» (1585) описал события Ливонской вой­ны. Ян Радван в поэме «Радзивиллиада» (1588), стилизованной под «Илиаду» Гомера, на латинском языке прославлял род Рад-зивиллов. Гальяш Пельгримавский в стихотворных произведениях «Посольство к великому князю московскому» и «Беседа одного поляка с Москалем в Московском замке в 1601 г.» отразил отношения ВКЛ и Московского государства в конце XVI - начале XVIIb.-

С конца XVI в. содержание культурной жизни Речи Лосполи-той определяла Контрреформация. Контрреформация, массовый переход в католичество протестантской и православной шляхты способствовали завершению эпохи Возрождения на белорусских землях Речи Посполитой в конце XVI - начале XVII в. В художес­твенной культуре утвердился стиль барокко.

Барокко - (с итальянского - вычурный). Художественный стиль, кото­рый господствовал в литературе, архитектуре, изобразительном и деко­ративном искусстве Европы в конце XVI - середине XVIII в. Отличался декоративной пышностью, сложными формами и живописностью. Теоретиком барокко в литературе ВКЛ считается преподава­тель риторики, поэтики и теории литературы Полоцкого иезуит­ского коллегиума Матей Казимир Сарбевский (1595-1640). Его произведения, написанные на латинском языке (стихотворения» тексты лекций), были известны в европейских учебных заведени­ях, использовались в качестве учебников в католических коллеги­умах. В стиле барокко писали Данила Наборовский (1573-1640),. Ян Пашкевич - автор стихотворения «Польска квитнет латиною...» (1621), Фома Иевлевич, создавший на польском языке поэму «Ла­биринт, или Запутанные пути Мудрости» (1625).

Фома Иевлевич родился в Могилеве, учился в Кракове, некоторое время был ректором Киевской братской школы. «Лабиринт» - единственное известное его произведение. Главная тема этой философско-публицистической поэмы - роль науки и разных искусств в жизни общества.

Выдающимся представителем барокко в восточнославянской литературе является Симеон Полоцкий (1629-1680). Симеон Полоцкий (до принятия монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович) - поэт, переводчик, педагог, религиозный и об­щественный деятель. Родился в Полоцке, образование получил в Киево-Могилянской академий, учился в Виленской академии. В 1656 г. принял монашество, преподавал в братской школе при Полоцком Богоявленском монастыре. В 1664 г. переехал в Москву, где основал «латинскую» школу при Заиконоспасском монастыре и типографию. Симеон Полоцкий был воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Для учебных целей на­писал и издал «Букварь языка словенска» и «Псалтырь рифмованую». В 1680 г. составил «Академический привилей», который оформил со­здание первого высшего общеобразовательного учебного заведения в Москве - Славяно-греко-латинской академии. Свои литературные про­изведения Симеон Полоцкий писал на старобелорусском, польском и латинском языках. Главными его литературными произведениями явля­ются два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов».

Историко-документалъная литература белорусских земель Речи Посполитой представлена местными летописями и мему­арами- В первой половине XVII в, в местечке Баркулабово (Быховский район Могилевской области) была составлена Баркулабовская летопись. В ней имеются сведения о Лжедмитриях I и II, Брестском церковном соборе 1596 г., казацко-крестьянской войне. Мемуарная литература на белорусских землях была представле­на дневниками (по-польски - диариушами). Известны диариуши первой половины XVII в., авторами которых являются: новогрудский шляхтич, участник Ливонской войны Федор Евлашовский, шляхтич, кальвинист, участник войны Речи Посполитой с Мос­ковским государством 1609-1618 гг. Самуил Маскевич, православ­ный писатель-публицист Афанасий Филиппович.

В первой половине XVII в, появился новый жанр - литера­тура путешествий. В 1601 г. в Пруссии на латинском языке был издан путевой дневник Николая Криштофа Радзивилла (Сирот­ки) под названием «Перигринация». Он считается первым науч­но-географическим изданием ВКЛ.

В конце XVI-XVII вв. получила развитие литература об­щественно-политической направленности. Контрреформация и Брестская церковная уния способствовали распространению по­лемической литературы. Полемика (спор) затрагивала проблемы католической и православной церквей, обсуждалась Брестская уния, положение православного населения в Речи Посполитой. Позиции православия отстаивали Леонтий Карпович, Стефан и Лаврентий Зизании, Милетий Смотрицкий, на стороне католичес­кой и униатской церквей выступали иезуит П. Скарга, И. Потей, Лев Кревза.

Государственно-правовые проблемы Речи Посполитой рас­сматривались в произведениях Анджея Фредра (1620-1679) и Аарона Олизаровского (1610-1659).

Исключительным явлением в истории общественно-полити­ческой и философской мысли Речи Посполитой стало появление атеистического трактата «О несуществовании Бога», написанно­го на латинском языке подсудком брестского земского суда Кази­миром Лыщинским (1634-1689).

В архитектуре белорусских земель Речи Посполитой в XVI -первой половине XVII в. переплетались два основных стиля - ре­нессанс и барокко.

Ренессанс (с французского - возрождение). В XIII-XIV вв. в городах Италии начала формироваться новая светская культура, которая опира­лась на гуманистические традиции античности (относящиеся к древнему миру, к истории и культуре древних греков и римлян). На основе анти­чных архитектурных форм сформировался новый стиль, получивший название «ренессанс». Характерными его чертами являются прямоуголь­ные объемы, уравновешенность, классические пропорции, внешний вид здания создает ощущение спокойствия и величия.

Примером архитектурного сооружения в стиле ренессанс на территории Беларуси является Мирский замок. Он начал строить­ся владельцами местечка Мир магнатами Ильиничами в 1520-е годы. В конце XVI в. замок был перестроен М. Зборовским в дворцово-замковый комплекс в ренессансном стиле. В этом же стиле в 1626 г. князем Сангушкой-Ковельским был построен дворцово-замковый комплекс в Смолянах (Оршанский район Витебской об­ласти), который называли из-за цвета его стен «Белым Ковелем».

В конце XVI в. под влиянием Контрреформации на белорус­ских землях Речи Посполитой появились первые сооружения в стиле барокко. В архитектуре барокко особенно пышными были интерьеры и фасады католических храмов, которые должны были свидетельствовать о могуществе и величии католической церкви.
Архитектура Марокко способствовала утверждению идей Контр­реформации. С учетом требований иезуитов был построен костел Божьего Тела в Несвиже (1587-1593). Это первое на территории Беларуси сооружение в стиле барокко построил итальянский архитектор Ян (Джованни) Мария Берпардони. Впервой половине
XVII в. на белорусских землях Речи Посполитой европейское
барокко приобрело местные черты. Эта разновидность получила
название белорусского барокко. В этом стиле сооружен костел бригитского монастыря в Гродно (1634-1642), построенный на средс­тва магнатов Веселовских.

В XVII в. барокко распространилось в изобразительном искус­стве Речи Посполитой. Черты барокко присутствовали в скуль­птурных украшениях, стенных росписях и фасадах католических костелов, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, ке­рамика). Период господства барокко в Речи Посполитой совпал с расцветом сарматизма.

Сарматизм - это политическая идеология, этические и эстетические нормы, принятые шляхтой в XVI-XVIII вв. В его основу положен миф о происхождении польской шляхты от древнего воинственного племени сарматов. В XVI - середине XVIII в. «сарматским народом» считалась шляхта Речи Посполитой. «Шляхтич-сармат» должен был сочетать в себе черты патриота, ревностного католика, благородного рыцаря, после­довательного защитника шляхетских вольностей. Сарматизм в культуре наиболее ярко проявился в парадном «сарматском» портрете, который был заимствован из Польши. Художники изображали магнатов, государс­твенных деятелей, их жен и дочерей. Для сарматского портрета характер­ны следующие черты: изображение в полный рост в парадном одеянии, с атрибутами власти и признаками знатности происхождения, точная пере­дача черт лица, неподвижность позы. Немецкий мастер Иоганн Шретер в 1646 г. написал несколько портретов членов семьи Януша Радзивилла.

В конце XVI - начале XVII в. формировалась белорусская школа иконописи. Под влиянием западноевропейского искус­ства традиционное плоскостное изображение заменяется про­странственным, персонажи изображаются в светской одежде. До нашего времени сохранились иконы, написанные неизвестными белорусскими иконописцами «Святая Параскева», «Умиление», «Покров», «Троица ветхозаветная». Единственная икона, автор которой известен, называется «Рождество Марии». Ее написал в 1649 г. Петр Евсеевиц из Голынца.

Художественные идеи барокко отразились в театральном искусстве и в музыке. В XVII в. при иезуитских коллегиумах и академиях, братских школах существовали школьные театры, ко­торые выполняли образовательную, воспитательную и пропагандистскую функцию. Ученики под руководством преподавателей ставили небольшие спектакли-интермедии на нравственно-религиозные темы. Сюжеты заимствовали из Библии, античной ми­фологии и истории.

Народный театр был представлен батлейкой (кукольным театром). Слово «батлейка» происходит от польского названия города Вифлеем, где по преданию родился Иисус Христос.

В кукольном театре ставились пьесы религиозного и светско­го содержания. Особой популярностью пользовались спектакли «Царь Ирод», «Вольский - купец польский», «Цыган и цыганка».

Музыкальное искусство носило преимущественно религиоз­ный характер (духовные песнопения, произведения для исполне­ния на органе). Широкую известность получил сборник светской музыки «Полоцкая тетрадь» (XVII в.). Мелодии были записаны круглыми «итальянскими» нотами, которые являются предшес­твенниками современной нотной грамоты. При дворах магнатов существовали оркестры и певческие капеллы из крепостных крестьян.

В XVI-XVII вв. развитие научных знаний было ограничено господством религиозного мировоззрения. Медицина, математи­ка, другие естественные науки практически не развивались. Ес­тественными науками можно было заниматься только за пределами Речи Посполитой. Научным центром, в котором работали вы­ходцы из белорусских земель Речи Посполитой, стал г.Амстердам (Голландия). В 1650 г. там был издан труд Казимира Семеновича «Великое искусство артиллерии». В Амстердаме уроженец Мстиславщины Илья Копиевич по поручению Петра I в 1699 г. подгото­вил и издал учебник математики на русском языке. Там же была напечатана лучшая в Европе карта ВКЛ, подготовленная Томашем Маковским. Он находился на службе у Николая Криштофа Радзивилла (Сиротки). В середине XVII в. у Радзивиллов работал ма­тематик и картограф Юзеф Наронъский, который написал книгу «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения».

Распространение влияния польской культуры в ВКЛ во вто­рой половине XVI в. привело к вытеснению белорусского языка из официального употребления. Особенно усилился этот процесс после войн середины XVII в. В 1696 г. сеймовым постановлением было официально запрещено пользоваться белорусским языком в государственном делопроизводстве. Государственными языками Речи Посполитой были польский и латинский. Белорусский язык продолжал существовать только в народной культуре, носителями которой было крестьянство, городские низы, часть православной и униатской шляхты и духовенства.

В первой половине XVIII в. культурные процессы в Речи Пос­политой во многом сохраняли преемственность с предыдущим периодом. В середине XVIII в. на территории Беларуси действо­вали около 25 школ. Образование и воспитание шляхетской мо­лодежи находилось под строгим контролем католической церкви. Ведущее место в руководстве системой образования по-прежнему занимал орден иезуитов. С 1720-х гг. на территории Беларуси по­явились учебные заведения, созданные орденом пиаров.

Орден пиаров (отцов набожных школ) был создан в 1597 г. Целью ордена было распространение и укрепление католичества не путем мессионерской деятельности, а через создание широкой сети учебных заведений -коллегиумов.

Пиарские школы были созданы в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде. По набору предметов пиарские и иезуитские школы не отличались друг от друга, но дисциплина у пиаров была менее строгая. В-1741 г. руководителем провинции ордена пиаров в Речи Посполитой стал Станислав Конарский (1700-1773). Он провел реформу пиарских школ. Больше учеб­ного времени отводилось для изучения естественных наук, поль­ского, немецкого и французского языков.

В художественной культуре первой половины XVIII в. гос­подствовало зрелое (высокое) барокко. В 1730-е гг. сформирова­лась региональная разновидность этого стиля - виленское барокко. Его создателем считается архитектор Ян Глаубитц (1700-1767), который построил несколько костелов в Вильне и других городах ВКЛ. Под его руководством в 1738-1750 гг. был перестроен По­лоцкий Софийский собор.

Для виленского барокко характерна утонченность фасадов, живописность силуэта, (многоярусные ажурные башенки, фигурные фронтоны), пыш­ность и разнообразие интерьеров. Черты виленского барокко присутс­твовали в архитектуре католических, униатских и православных храмов (Николаевская церковь в Могилеве, монастырский комплекс в Жировичах). Архитекторы использовали элементы барокко при строительстве общественных зданий и жилых домов (дом на рынке в Несвиже).

В стиле позднего барокко в Гродно в 1740-е гг. построен Новый замок - резиденция короля и место заседаний сеймов Речи Пос­политой, а также перестроен Несвижский дворец Радзивиллов. В середине XVIII в. некоторое время был популярным стиль роко­ко, отличающийся изысканной сложностью форм, причудливыми орнаментами. Для рококо была характерна театрализация быта. Магнаты устраивали театрализованные охоты, создавали «иде­альные» дереври, которые заселяли обедневшей шляхтой. Такая деревня была создана около Несвижа, ее жители, которых называ­ли «альбанская банда», должны были носить турецкие мушкеты и восточные-музыкальные инструменты.

Во второй половине XVIII в. культура белорусских земель Речи Посполитой развивалась под воздействием идей европейс­кого Просвещения.

Просвещение - общественно-политическое и культурное движение пери­ода становления капитализма, направленное против феодального строя, за установление буржуазной культуры. Идеи Просвещения зародились в Англии и Франции и являлись продолжением гуманистических тради­ций Ренессанса. Основные черты Просвещения: светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных поряд­ков, религиозного мировоззрения и догматического мышления, отстаи­вание права каждого человека на личную свободу. Идеи Просвещения в Речи Посполитой поддерживала часть прогрессивно настроенной шлях­ты и духовенства. Они стремились реформировать существенно-полити­ческий строй государства, создать благоприятные условия для развития промышленности, системы светского образования и культуры. Сторон­никами Просвещения являлись магнат Иоахим Хрептович (1729-1812), шляхтичи Иосиф Еленский (1756-1813).

В Речи Посполитой на основе идей Просвещения были созданы проекты политических реформ, направленных на ликвидацию магнатско-шляхетской анархии и установление сильной центральной власти.

Значительные изменения во второй половине XVIII в. про­изошли в системе образования. Школьное образование постепен­но приобретало светский характер. В 1773 г. был официально рас­пущен орден иезуитов. Его имущество и учебные заведения были переданы созданной тогда же Эдукационной комиссии. В 1783 г. Эдукационная комиссия утвердила устав, единый для всех школ Речи Посполитой. В соответствии с ним создавались три типа школ: начальные (приходские), средние (окружные и подокружные), высшие (Главная школа ВКЛ). На белорусских землях Речи Посполитой было открыто 20 средних и около 200 начальных школ, в которых обучалось 2500 учеников. Почти треть из них со­ставляли дети крестьян. Во всех типах учебных заведений стали использоваться методы развивающего обучения. В обучении преобладали естественные и гуманитарные науки.

Во второй половине XVIII в. появились профессиональные учебные заведения: в Гродно и Поставах А. Тизенгауз организовал медицинскую, акушерскую, ветеринарную, финансовую, чертеж­ную и рисовальную школы. Гродненской медицинской школой руководил французский натуралист Жан Эммануэль Жилибер (1741-1814). При его участии были созданы госпиталь, анатоми­ческий кабинет, зоологический и ботанический сады, музей, биб­лиотека. Школа подготовила три выпуска врачей.

В 1781 г. Виленская академия была переименована в Главную школу ВКЛ, а с 1796 г. это учебное заведение стало называться Главной Виленской школой. Ректором этого учебного заведения на протяжении 23 лет был математик и астроном Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810). Его стараниями Главная школа ВКЛ превратилась в значительный научный центр Речи Посполитой. Он пригласил в Вильно австрийского природоведа Г. Форстера, итальянского химика Дж. Сарториуса, физиолога С. Бизо. В Глав­ной школе ВКЛ работал ЖЖилибер, который является автором книги «Флора Литвы». Почобут-Одляницкий организовал в Вильне астрономическую обсерваторию, где изучал планеты Сол­нечной системы, открыл неизвестное созвездие, определил гео­графические координаты населенных пунктов Беларуси. Наряду с естественными науками в ВКЛ развивались такие области гума­нитарного знания, как философия и история.

Философия

Казимир Нарбут (1738-1807) считал, что наука, в том числе философия, должна служить обществу. Философию считал самой важной дисципли­ной. Принимал участие в деятельности Эдукационной комиссии, занимал­ся реформой школьного образования на белорусско-литовских землях.

Соломон Майман (около 1753-1800) - философ-просветитель, был пер­вым критиком и комментатором известного немецкого философа Имма­нуила Канта.

Михал Карпович (1744-1793) - политический и церковный деятель, ка­толический богослов-просветитель, преподавал в Главной школе ВКЛ. Одним из первых в ВКЛ начал критиковать крепостнические порядки. История

Георгий Конисский (1717-1795) - архиепископ Белорусский, православ­ный религиозный деятель, философ, писатель. Несмотря на глубоко рели­гиозные взгляды, уважительно относился к учению Коперника и Галилея. Собирал документы по истории православной церкви в ВКЛ, на основе которых написал несколько исторических работ. Выступал против фео­дальной анархии, за сильную централизованную власть. Отстаивал права диссидентов в Речи Посполитой. Речь Конисского в их защиту была пе­реведена на европейские языки как пример защиты веротерпимости.

Король Вырвич (1717-1793) - педагог, философ, историк. Он считал, что история - это совокупность изменений в политической жизни', обыча­ях, религии, науке, искусстве, экономике. Являлся автором учебников по всеобщей истории.

Матей Догель (1715-1760) - историк, правовед. Собрал большое коли­чество исторических и дипломатических документов XIII-XVHI вв., которые были изданы в виде сборника «Дипломатический кодекс Коро­левства Польского и Великого княжества Литовского».

Адам Нарушевич (1733-1796) - польский историк, поэт, просветитель, автор «Истории польского народа», в которую включил материалы по истории ВКЛ.

Просвещение оказало влияние на художественную культуру: во второй половине XVIII в. на смену барокко пришли классицизм и сентиментализм.

Классицизм (от латинского classicus - «образцовый») - направление в европейской литературе, характеризующееся соблюдением правил ан­тичного стихосложения. Классицизм ведет свое начало от французских писателей XVII в. В изобразительных искусствах это направление характеризуется преобладанием античных мотивов.

Сентиментализм - литературное направление конца XVIII и начала XIX в., пришедшее на смену классицизму. Для него характерно особенное внимание к индивидуальному душевному миру человека и стремление к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализи­руемой жизни.

В XVIII в. в литературе белорусских земель Речи Посполитой господствовал польский язык. В литературе сентиментализ­ма часто использовались сюжеты из сельской жизни, в которых герои говорили на народном наречии. Преподаватель Забельского коллегиума на Витебщине Каэтан Марашевский написал для школьного театра драматическое произведение в трех актах под названием «Комедия». Автор использовал два языка - белорус­ский и польский. Известность получила пьеса Михала Цецерского «Доктор поневоле», написанная по мотивам комедии Мольера «Лекарь поневоле».

В XVIII в. на белорусско-литовских землях появляются мес­тные периодические издания. Ян Пашаковский (1684-1757) на протяжении 1737-1749 гг. опубликовал 20 «Политических календариков», которые содержали различные сведения из области астрономии и истории ВКЛ и Польши. Один из календарей пред­назначался для женщин. Во второй половине XVIII в. издание «Политических календариков» продолжил Франтишек Папроцкий (1723-1805). Он был издателем «Курьера Литэвского» - еже­недельника на польском языке. На его страницах была опублико­вана книга К. Головко «Домашние сведения о Великом Княжестве Литовском», которая считается первой белорусско-литовской энциклопедией. В мае 1776 г. начала издаваться первая газета на белорусских землях Речи Посполитой - «Газета Гродненская».

Во второй половине XVIII в. в архитектуре ВКЛ позднее ба­рокко соседствует с классицизмом, который к концу века становит­ся господствующим стилем.

Классицизм провозглашал античную архитектуру образцом, а подража­ние ей - единственным путем творчества. Он противопоставлял услож­ненности и вычурности барокко уравновешенность, симметричность, четкость и строгость форм.

Сочетание элементов классицизма и барокко характерно для дворца в Ружанах. Новым явлением стали дворцово-парковыв ан­самбли, в которых архитектура и окружающий ландшафт нахо­дятся в гармонии и дополняют друг друга.

Классицизм постепенно становился ведущим стилем в культо­вой (церковной) и светской живописи. В иконописи утрачивалась условность, мастера стремились передать глубину пространства, естественные пропорции человеческого тела. Наряду с иконами, написанными на дереве, появились иконы на полотне (холсте).

Светская живопись была представлена портретом и темати­ческой картиной на исторические сюжеты. Сарматский портрет постепенно вытеснялся западноевропейским парадным портре­том. В 1797 г. при Главной Виленской школе была создана ка­федра рисунка и живописи, которую стали называть Виленской художественной школой. В школе преподавали художники Фран­тишек Смуглевич и Ян Рустем. Ф. Смуглевич писал картины на исторические сюжеты: «Битва около Берестечка в 1651 г.», «Битва при хотне в 1573 г.», «Присяга Т. Костюшко на Краковском рын­ке». Я. Рустем является автором портрета Т. Костюшко.

Во второй половине XVIII магнаты создавали в своих имениях капеллы (хоры) из крепостных крестьян и крепостные оркестры (Несвиж, Слоним, Гродно, Шклов, Могилев, Ружаны, Деречин). Существовали камерные струнные оркестры («домашняя музы­ка»), духовые («музыка шкловского корпуса»), роговые, оркест­ры народных инструментов («янычарская музыка», «литовская музыка»). Театральная жизнь в XVIII в. на территории Беларуси присутствовала преимущественно в виде крепостных театров, созданных магнатами в своих имениях (в Ружанах Сапегами, в Слониме Огинскими, в Несвиже Радзивиллами, в Шклове Зоричем, в Гродно Тизенгаузом, в Свислочи Тышкевичами). Основу театральных трупп составляли специально обученные актеры из крепостных крестьян, а также приглашались наемные профессио­нальные актеры. В Несвижском театре ставились пьесы, написан­ные женой Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки) Франтишкой Уршулей Радзивилл. «Северными Афинами» называли имение Михала Клеофаса Огинского в Слониме. Представитель извест­ного магнатского рода Михал Клеофас Огинский был композито­ром, музыкантом и поэтом. Самым известным его произведением является полонез «Прощание с Родиной» («Полонез Огинского»). В 1771 г. в Слонимском имении был создан театр, действовали хор, балет, музыкальная школа. В крепостных театрах ставились французские и итальянские оперы и балеты. Магнаты приглаша­ли в свои имения и профессиональные драматические труппы.

В XVIII в, на белорусских землях Речи Посполитой сосущес­твовали две изолированные друг от друга культуры: магнатская польскоязычная, развивавшаяся в русле идей Просвещения, и культура белорусского этноса, остававшаяся на этнографическом уровне.

Продолжал развиваться и кукольный театр - батлейка.
Главным героем его стал белорусский крестьянин – весельчак и шутник Нестерка, высмеивающий шляхту, ее невежество и стяжательство.

Уникальным явлением белорусского искусства второй половины XVIII в. стали крепостные (придворные) театры. Актерами в них была молодежь из числа крепостных крестьян.

Первый в Беларуси крепостной театр был основан еще в 40-е гг. XVIII в. в Несвиже. В нем действовали драматиче екая, оперная и балетная труппы. В 70-е гг. XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Беларуси стал Слонимский двор великого литовского гетмана М. Огинского. Крепостные театры существовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег - в Ружанах и Деречине, Радзивиллов в Слуцке, Зорича - в Шклове, Чернышева - в Чечерске, Тышкевичей - в Свислочи.

Господствующим стилем в архитектуре Беларуси во второй половине XVII - первой половине XVIII в. было барокко. К 30-м гг. XVIII в. сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Его расцвет связан с творчеством выдающегося архитектора Я. К. Глаубица, который много лет работал в Беларуси. Оригинальными памятниками «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спасская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др.

В 60-70-х гг. XVIII в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль - классицизм, характеризующийся монументальность форм, симметричностью планировки, синтезом архитектурных живописных и скульптурных элементов. В стиле классицизм в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щорсах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове, построены и реконструированы ратуши и торговые ряды в Минске, Витебске, Чечерске, здания медицинских и театральных школ в Гродно, собор св. Иосифа в Могилеве. Впервые в Беларуси начала вестись и типовая жилищная застройка: городская в Гродно и сельская в Ворнянах Ошмянского уезда.

В тесной связи с архитектурой развивались живопись скульптура, граверное и народно-прикладное искусство. В них, как и в архитектуре, первоначально господствующим стилем было барокко, а во второй половине XVIII в. - классицизм.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что культура второй половины XVII-XVIII вв. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...