Культура итальянского Возрождения.
Переход от средневековья к Новому времени ознаменовался двумя великими движениями - Возрождением и Реформацией. Итальянское Возрождение представляет собой светское направление, Реформация - религиозное. Итальянское Возрождение охватывает период с XIII в. по XVI в. Движение Реформации, распространившееся в странах Западной и Северной Европы, приходится на более поздний период - XV -XVI вв. Несмотря на существенные различия и сложные взаимные отношения, и Итальянское Возрождение и Северное заложили основы нового европейского мировоззрения, ставшего фундаментом эпохи Просвещения и индустриального общества. Идеология итальянского Возрождения. Термин «Возрождение» впервые употребил Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.). Под этим термином имелось в виду, прежде всего, возрождение традиций античности в искусстве тогдашней Европы. В дальнейшем, с XVIII в., эпоха Возрождения трактовалась как эпоха торжества человека, его индивидуальности, как эпоха гуманизма. Мировоззрение итальянского Возрождения вызревало прежде всего в условиях городской культуры. Средневековый город был средоточением передовой мысли, поскольку с XII в. в городах появляются университеты. В городе формируется представление о свободной личности, так как город противостоял феодальной зависимости, а пребывание в городе недавнего крепостного крестьянина делало его автоматически свободным. Кроме того, средневековые города были центрами ремесла, а итальянские города выделялись на европейском фоне своим участием в транзитной торговле, что обогащало их не только материально, но и духовно, способствуя культурным контактам Запада и Востока. Италия стала родиной культуры Возрождения и по причине прямой преемственности: на руинах некогда могущественного античного Рима возрождается прерванная культурная традиция, но в условиях христианской культуры.
Для мировоззрения итальянского Возрождения, таким образом, характерны следующие черты: 1. Антропоцентризм. В отличие от средневековой культуры, все внимание которой концентрировалось вокруг Бога (теоцентризм), эпоха Возрождения главной своей темой делает человека. Поскольку на протяжении всего средневековья европеец был подавлен идеей своей греховности, то для оправдания возросшего интереса к самому себе необходимо было изменить акценты в христианском учении. Теперь внимание итальянских гуманистов обращается на образ и подобие Божие в человеке. Первородный грех был искуплен Христом, а его посещение сего мира и пример праведной жизни преобразовали этот мир. Человек, таким образом, свободен от греха от рождения, а достоинство человека определяется не столько социальными факторами, сколько его личностными качествами. Антропоцентризм Возрождения способствовал самоутверждению европейца, освобождению его творческого потенциала, утверждению индивидуализма. Поскольку традиции средневековой культуры пришли в противоречие с духом времени, то взоры были обращены к античности. 2. Возрождение античных традиций в культуре итальянского Возрождения способствовало укреплению антропоцентристских тенденций. Античность учила европейца смелому познанию окружающего мира и самого себя, освободила его от диктата авторитетов, научила восхищаться величием человеческого духа и красотой человеческого тела. Подражание древности охватывает просвещенные круги итальянского общества, превращаясь во всепоглощающую страсть: популярностью пользуются знатоки греческого языка, из Константинополя вывозятся труды греческих философов, пока бессистемно проводятся раскопки и скурпулезно обмериваются сохранившиеся античные здания и извлеченные из-под земли античные статуи, переписываются и переводятся античные трактаты. Но следует учесть, что это не просто мода. Европейская культура складывается в условиях тесного и глубокого взаимодействия нескольких глобальных историко-культурных традиций. Иудео-христианская традиция даег идеи единобожия, мессианства, эсхатологизма (конец мира), святости, греха, жертвы, искупления. Античная традиция - идеи универсального государства, общественного договора, культуры как фактора преобразования природы. Объединение этих традиций происходит на основе варварского (кельтско-германского) субстрата. Несмотря на временной культурный упадок вследствие варварских нашествий, античность не была полностью забыта по причине ее необходимости: обучаться грамоте было возможно только по античным учебникам и текстам.
Из всех локальных попыток возродить античные традиции («Каролингское Возрождение», деятельность англосаксонского короля Альберта, оттоновское «возрождение») самой удачной оказалась та, что предприняли в Италии в XIII-XVI вв., поскольку и место было благоприятным и время пришло. 3. Характерной чертой ренессансного мировоззрения является гуманизм. Ввели это слово в обиход Колюччо Салютати и Леонардо Бруни (humanitas в пер. с лат. - человеческая природа, человеческое достоинство). В современном понимании, существующем с эпохи Просвещения, гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие. Но это представление о гуманизме ничего общего не имеет с тем, которое бытовало в Италии эпохи Возрождения. Гуманизм, который действительно существовал в Италии эпохи Возрождения, есть особая ориентация в сфере культурных интересов. Гуманизм Возрождения пребывает в области не «гуманного», а «гуманитарного». Гуманисты Возрождения это не защитники человеческого достоинства, а прежде всего люди, занятые тем, что они сами называли studia humanitatis, то есть разрабатывающие ту сферу знания, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Эта сфера знаний о человеке включала поэзию, риторику, политику, историю, этику, философию. В эпоху Возрождения гуманисты упрекали естествознание в неточности, к тому же природоведение не дает знаний о человеке. Петрарка в трактате «О своем и чужом невежестве» пишет «Некто знает многое о зверях, птицах и рыбах и хорошо знает, сколько волос в гриве у льва, и сколько перьев в хвосте у ястреба... Сведения, все по большей части ложные, но реже если бы они были правильными, то ничем не способствовали бы счастливой жизни. В самом деле, спрашиваю я себя, к чему знать свойства зверей..., если не знать или не желать знать природу человека, ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем?».
Итак, в эпоху Возрождения науки о природе отвергаются, во-первых, потому, что они недостоверны, и, во-вторых, потому, что они уводят человека от изучения самого себя. Необходимо заметить, что сам процесс «изучения» был весьма специфичным: гуманисты, главным образом, изучали латынь и древние тексты, и сами занятия не рассматривались как профессиональная деятельность, это относилось к сфере хобби. Более того, гуманисты Возрождения занимали активную гражданскую позицию, принимая участие в политической и общественной жизни. Гражданское служение в ряде случаев ставилось даже выше так называемой учености. Хотя одновременно с этим раздаются возгласы прямо противоположные: «Я не могу в достаточной мере понять, почему кто-то хочет умереть за родину» (Лоренцо Валла). Если Л. Бруни совмещал управление государством и учебный досуг, то Петрарка сознательно выбирает уединение и предпочитает держаться подальше от политических битв, сотрясавших итальянские города. Также неоднозначны политические пристрастия гуманистов, среди которых мы найдем и республиканцев, и монархистов, защитников свободы и тех, кто ее презрел. Так, например, Петрарка отказался жить в республиканской Флоренции, предпочтя Милан, где деспотически правил Джованни Висконти, изменив, таким образом, и родине и свободе. Противоречия гуманизма Возрождения можно объяснить тем, что это явление изменяющееся и развивающееся. Гуманизм стремится к плюрализму, поэтому любимым жанром литературы того времени был не трактат (монолог автора), а диалог, в котором автор дорожит множественностью позиций. Причина противоречивости гуманизма кроется так же в самодостаточности человека. Первопринципом бытия в эпоху Возрождения становится человек. Культура индивида, который не ограничивает себя никакими нормами, неизбежно приводит к краху. Человек Ренессанса, почувствовав себя свободным и в творчестве, и в обыденной жизни, начинает метаться между крайностями. Поэтому Возрождение подарило миру и великих титанов человеческой мысли и творчества, и великих деспотов, тиранов, апологетов политического аморализма и цинизма (Ц. Борджиа, Д. Висконти, Н. Макиавелли).
Историческое знание и культура эпохи Возрождения. Если в области философии итальянские гуманисты ограничивались античными образцами, то в историческую науку они вносят существенные изменения, которые касаются, прежде всего, периодизации истории. Средневековая историография делила историю на 2 части: на время до пришествия Христа и на время после пришествия. Для ренессансной исторической мысли история состоит из трех частей: древности, «среднего» времени и настоящего. Это введение резко меняет всю картину мира. В эпоху античности, в рамках мифологического сознания границ между прошлым и настоящим не существовало, античный мир так и не осознал, что время Солона, этрусков прошло безвозвратно. Средневековье, отвергая язычество, не отвергло Рима: Римская империя продолжала существовать, пусть как легендарное понятие, но средневековые государи и папы выводили свою легитимность из прав и прерогатив в Римской империи. Итальянские гуманисты впервые обратили внимание на то, что Рим давно умер, остались только величественные руины. Отношение к настоящему как к самостоятельному историческому периоду было новаторством. Поскольку античная древность, в плане культурном, для гуманиста Возрождения была значительно выше, постепенно складывается представление об историческом прогрессе, который может давать сбои и сменяться периодами упадка. Тем не менее, гуманисты настаивают на необратимости прогресса. В этой связи создается почва для сознательного воздействия на будущее. Возрождение породило также в европейской историографии критический подход к источникам, уходит в прошлое слепое доверие к тексту, преклонение перед авторитетом, которые были характерны для средневековья.
Сама история лишается провиденциализма (веры в то, что история является реализацией божественного плана, выполнением божественной воли). Происходила секуляризация исторического процесса, главную роль в котором отводят человеку, а причины исторических событий пытаются найти в самой истории, а не за ее пределами. Возрождается античный взгляд на историю, как на учительницу жизни, но к этому добавляется еще одна функция, - она учит управлять государством. Н. Макиавелли в трактате «Государь» ставит вопрос не об управлении государством, а об овладении историей, поскольку главным врагом государя являются не претензии на престол, а сама судьба. Самодержец Макиавелли - образец современного Человекобога, который целью оправдывает средства. Поскольку «фортуна - женщина», то натиск и агрессия лучше осторожности, судьбу укрощают дерзкие. Не было гуманиста, который так или иначе не являлся историком: Петрарка пишет историю Рима в лицах («О преславных мужах»), подражая Плутарху, Тациту, Светонию; Боккаччо - жизнеописания знаменитых женщин; Л. Бруни излагает «Историю флорентийского народа»; Ф. Гвиччардини пишет «Историю Италии». Всех их объединяет мысль о том, что люди и личности творят историю. Культура Возрождения ценила литературу и литературные занятия чрезвычайно высоко. Литература была провозглашена царицей всех наук и искусств неслучайно, поскольку художественное слово рассматривалось как самопроявление культуры. Как и в эпоху классической Греции, риторика, слово, через которое проявляет себя Логос, Ренессансом были обожествлены, а за поэзией усматривается путь к истине. Эпоха Возрождения была одержима поиском идеального стиля в поэзии и его оттачивали, поскольку стиль является главным отличием поэзии, что выделяет его среди прочих искусств. Но поэты Возрождения тут же столкнулись с очевидным противоречием: как сохранить свою индивидуальность при подчинении творчества стилевым условностям. Петрарка по этому поводу писал: «Я тот, кому нравится идти по тропе лучших, но не всегда - по чужим следам...». Стиль - нечто общее и оригинальность должна проявляться в пределах этого общего, но индивидуализм эпохи Возрождения сломает стилевую эстетику. Вторая фундаментальная категория в литературе - жанр. Как раз жанру литература Возрождения отдает явное предпочтение, поскольку жанр меньше, чем стиль ограничивает свободу творческой личности. В драматургии Возрождения наблюдается характерная установка на реставрацию античности. Два основных театральных жанра - комедия и трагедия - были возвращены из небытия. Следует отметить, что исчезли эти жанры не в средневековую эпоху, а гораздо раньше - в I в н. э. под влиянием вкусов римлян, у которых основой индустрии развлечений был не театр, а цирк и бои гладиаторов. Поскольку к жанровым проблемам средневековье было равнодушно, то «комедией» и «трагедией» именовалось в это время не то, что было принято в древности и сейчас. Как и в эпоху средневековья, Ренессанс трагедией считал римский эпос, произведение, оканчивающееся катастрофой, написанное высоким стилем и повествующее о деяниях царей. Комедия - история из жизни частных лиц со счастливым концом, рассказанная простым слогом. Отсюда становится понятным смешение понятий в «Божественной комедии» Данте. Средневековый театр своего апогея достигает в XV в. и затем переживает существенные изменения. В средневековом театре господствовали драма религиозная - мистерия или миракль и драма комическая - фаре или соти. Средневековые постановки - события общегородского масштаба, в их подготовке принимали участие купцы, ремесленники, клирики, то есть театр не был профессиональным и закрытым. Первый опыт новой гуманистической драматургии приходится на XV в. Например, «Сказание об Орфее» Анджело Полициано (1471 г.). В ренессансной пьесе сюжет не религиозный, а светский, взятый чаще всего из античной мифологии. На сцену возвращается античная комедия. Одновременно с комедией возникает трагедия. Первый ее памятник -«Софонисба» Джанджорджо Триссино (1515 г.). Это опять же попытка восстановить античный жанр Софокла, Еврипида, позже Сенеки. Длительное время трагедия существовала как литературный эксперимент. В трагедии сильнее, чем в комедии обнаруживается конфликт абстрактного величия человеческой личности с реалиями жизни, когда в конкретной исторической действительности индивидуализм проявляется в деспотизме, аморальности и неизбежно заканчивается катастрофой человека. В этом смысле очень красноречивы трагедии Шекспира. Можно сказать, что произведения Шекспира - предел ренессансной культуры и кризис драматургии Возрождения, воспевающий индивидуализм. В эпоху Возрождения серьезным коллизиям подвергается рыцарский роман, возникший во Франции в XII в. и быстро распространившийся в XIII в. по всей Европе, к XV в. он переживает кризис. Связано это с кризисом самого рыцарства как социального слоя, - оно перестало быть актуальным с военной точки зрения и на практике это было доказано в ходе Столетней Войны. Однако XV в. это также время рыцарского маскарада. Возникают новые рыцарские ордена (Св. Духа, Золотого Руна, Подвязки, Звезды), по дорогам Западной Европы разъезжают странствующие рыцари. Но ничего общего с реальностью эти явления не имеют, это буффонада, это церемониал, не более того. В отличии от средневекового романа, ренес-сансная культура опирается на жизненные реалии и рыцарь лишается идеализированного образа, в его подвигах нет ничего сверхъестественного. Среди этой литературы - жизнеописания таких героев, как Жан де Дален, Бусико, Баяр («рыцарь без страха и упрека»). Постепенно стилизованный рыцарский роман уступает место откровенной пародии и плутовскому роману. Роман Ла Саля и Мартуреля на место благородного рыцаря ставит авантюриста. Это логично для эпохи Возрождения, которая доминантой культуры делает индивидуализм. А Сервантес окончательно разрушает рыцарский роман, заведя этот жанр своим Дон Кихотом в тупик. Жанр, который в литературе создает собственно эпоха Возрождения - новелла. На происхождение этого жанра оказали влияние средневековые жития святых и фаблио (стихотворная комическая повесть). Ренессансная новелла оформилась в «Декамероне» Джованни Боккаччо. Для нового жанра характерны, во-первых, внутреннее единство произведения, это не разрозненные рассказы; во-вторых, все новеллы, несмотря на разнородность сюжетов, сводятся к общему знаменателю - неожиданному, парадоксальному повороту событий; в-третьих, хотя до изображения психологического конфликта далеко, тем не менее новелла поступок персонажа связывает с его личностью, а не с отвлеченной проблемой добра и зла; в-четвертых, новелла не увлекается морализаторством, выводы нравственного характера читатель делает самостоятельно. Новелла Возрождения демократична, ее герои - представители всех социальных слоев, ценность человеческой личности определяется набором качеств, а не происхождением. Искусство. Если литературные достижения эпохи Возрождения приходятся на хронологические границы данной эпохи, то художественные -на ее зенит. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль находятся в смысловом и историческом центре данной культуры. Прежде всего, следует обратить внимание на изменение статуса художника. Во-первых, это уже не аноним, как в эпоху средневековья. Во-вторых, он не боится своей индивидуальности, а даже стремится ее подчеркнуть. А. Дюрер писал из Венеции в родной Нюрнберг: «Здесь я - господин, дома - прихлебатель». Художники, скульпторы архитекторы держат себя на равных с сильными мира всего, их дружбой дорожат князья, монархи, папы (дружба Леонардо и Висконти, Микеланджело - с Медичи; император Фридрих III пожаловал графское достоинство Беллини, папа Иннокентий VIII - Мантенье, император Карл V - Тициану). В эпоху Возрождения сформировался образ человека универсального. Универсальность эта проявлялась как в разносторонности дарований (Микеланджело кроме живописи и архитектуры проявил себя и как архитектор, и как поэт), так и в волевом воплощении, для него нет преград даже физических (тот же Микеланджело, расписывая Сикстинскую капеллу, отказался от помощников, чем и погубил зрение, поскольку работал лежа на спине, с запрокинутой головой). Но универсальность нередко, мешала творцу, распыляя его волевые устремления. Примером тому может служить Леонардо да Винчи, который увлекаясь новыми идеями не доводил дело до конца или экспериментами губил сделанное («Тайная вечеря»). Джорджо Вазари рассказывает, что папа Лев X сделал заказ Леонардо на небольшую картину, изображающую младенца Христа. Когда же папа увидел, что художник экспериментирует над составом лака, которым покрывает готовую картину, он воскликнул: «Увы, этот человек ничего не сделает, ибо он думает о конце прежде, чем приступить к началу». Для искусства Возрождения главными характеристиками традиционно считались: 1) «подражание природе»; 2) воплощение в человеческом теле гармонии материального и духовного, реального и идеального. Существует также стереотипное представление о том, что художники Ренессанса «открыли» перспективу, а изучение природы помогало им ей подражать в художественном творчестве (обычно в качестве примера приводятся анатомические занятия). Во-первых, эпоха Возрождения перспективу не открывала. Заслугой художников было использование законов перспективы (уже известных по работам Роджера Бэкона, Роберта Гроссетеста) в живописи. К тому же, существует несколько разновидностей перспективы. На ранней стадии (например, Джотто) используется «угловая перспектива» (у линий имеется несколько точек схода). Мазаччо в XV в. использует осознанно так называемую «линейную перспективу». Однако не следует забывать, что в зените культуры Возрождения художники нередко отказывались, так же осознанно, от законов линейной перспективы, прибегая к средневековым приемам для усиления эффекта («Тайная вечеря», «Страшный суд», Микеланджело). В случае прямой перспективы художник становится рабом геометрической условности, его сознание сковано. Интересно, что дети не рисуют в системе прямой перспективы, поскольку они мир так не видят. Иконописец зависим только от сюжета и композиции, но волен выбирать геометрию, для него пространства не существует. Таким образом, желая освободиться от этих условностей, художники Возрождения нарушали законы перспективы, доказывая, что перспективность - не есть реальность. Второй стереотип связан с «подражанием природе». Искусство Возрождения не столько озабочено природой, сколько идеальным. Как и древние греки, итальянские художники Возрождения стремятся к гармонии. Для изображения человеческого тела, лица достаточно обладать точным глазом художника, а препарирование трупов - это из области естествознания. Когда Леонардо пишет «Джоконду», ему не нужно знать как устроен ее головной мозг, в этот момент он «ренессансен», в этот момент он художник. Когда же он делает анатомические этюды, он занимается наукой, но не художественным творчеством. Но, несмотря на небывалый творческий подъем, величайшие достижения в искусстве, гуманитарных науках, эпоха итальянского Возрождения - это история поражения человека. Н. Бердяев по этому поводу писал, что величие эпохи Возрождения кроегся в ее неудаче. Трагедия этой эпохи заключается в несоответствии творческого порыва и возможностей человека, которые ограничены и физически, и во времени. Наконец сам процесс творчества безграничен. Идеал, к которому стремились титаны Возрождения, подобен горизонту. Микеланджело сетовал, что ему никогда не удается превзойти Бельведерский торс. Деятели Возрождения ставили перед собой космические задачи, стараясь уподобиться Богу, но сил для реализации не хватало. Другая опасность кроется в мировоззрении итальянского Возрождения. В эту эпоху была подготовлена почва для религиозного скепсиса, а политический цинизм уже господствовал. Восхищение человеком на том основании, что он создан по образу и подобию божьему привело к тождественности Человека и Бога, а впоследствии Человек возложит на себя божественные функции здесь на земле и позволит широко интерпретировать мораль, вследствие чего свобода обернется вседозволенностью. Однако дерзновение творцов Возрождения вызывает неизменное восхищение. Даже их неудачи - свидетельство величия человеческого разума, духа, а образ и подобие божье проявляется именно в акте творчества, благодаря которому человек способен одержать самую значительную победу - над самим собой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|