Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

X. Cиctema резервирования нa электропоездах




Систему резервирования источников тока цепей уп­равления впервые применили на электропоездах посто­янного тока ЭР2Р. Она себя хорошо зарекомендовала и с некоторыми изменениями успешно используется на вагонах серии ЭТ2,ЭР2Т, ЭД2Т. Однако данная схема вызывает наибольшие трудности у локомотивных бригад при изу­чении устройства электропоезда. Поэтому в главе приведены рекомендации, способные облегчить понимание материала.

Применяемая электрическая схема предусматривает резерви­рование как цепей постоянного, так и переменного тока. Источ­ники постоянного напряжения 110В каждого вагона (аккумулятор­ные батареи и выпрямительные мосты Д32 - 37) запараллелены между собой поездными проводами 16 и 30. Поэтому при выходе из строя источника тока любого вагона на него автоматически бу­дет подано напряжение 110В от соседних секций. При этом необ­ходимо проверить целость предохранителей Пр13 (ЭТ2) или ав­томатических выключателей Q13 (ЭТ2М, ЭД4М), через которые источники подключаются к поездному проводу 16.

Для резервирования цепей переменного тока 220В использу­ется трехфазная резервная магистраль (провода 66 - 68), которая проложена вдоль электропоезда. На каждом вагоне, кроме головных, она разделяется на участки контакторами резер­вирования КР, которые в нормальных условиях отключены. Эти участки напряже­нием своего генератора запитывают наиболее важные потребители: освещение и печное отопление вагонов, отопление кабины машиниста, питание блоков защиты и блоков реле ускорения, т.е. обеспечивает тяговый режим вагонов и т.д. Резервируемая магистраль 66 - 68 на мотор­ных вагонах защищена пре-дохранителями (автоматическими выключателями) 41 - 43, на прицепных вагонах - 66 - 68.

Для удобства рассмотрения обозначим секции римскими цифрами: головную (вагоны 09,10) - I, секцию 07,08 - II, секцию 05,06 - III, секцию 03,04 - IV, вторую головную секцию (01,02) - V. Прово­да резервной магистрали 66 - 68, переходя на секцию, например, с I на II, со II на III и т.д. меняют свои номера соответственно на 70-72, затем, после предохранителей, номера проводов восстанавливаются.

Если генератор работает нормально, участок резервной маги­страли (между соседними контакторами КР) подсоединен к так называемой основной трехфазной магистрали генератора 81-83. Данная магистраль - секционная, она автоматически подключается к резервной линии 66-68 через трехполюсный контактор гене­ратора (КГ) и предохранители 41-43. От основной трехфазной магистрали питаются асинхронные двигатели главных компрессо­ров и обмотки возбуждения тяговых двигателей в режиме элект­рического торможения.

При неработающем генераторе одного из вагонов автоматичес­ки включаются аппараты КР, и переменное напряжение будет по­дано на обесточенные провода 66 - 68 данной секции от сосед­него генератора. При этом отключенный контактор не позволит запитать магистраль 81 - 83 и неподвижный генератор.

Для управления системой резервирования используются про­вода 14, 22, 32, 39, 85, 86 и 141. Основным служит провод 14, по нему поступает питание на катушки контакторов КР моторных вагонов. Он является секционным, однако передается между вагонами 06 - 08 через место разворота или через "крест", т.е. с секции II на секцию III. Кроме того, между вагонами 10 и 07, 05 и 04, 03 и 02, 03 и дополнительным вагоном (Д) провод 14 соединяется с проводом 141, от которого непосредственно запитываются катушки контак­торов КР прицепных вагонов.

Провод 14 при нормальной работе генератора обесточен и ока­зывается под напряжением при отказе одного из преобразовате­лей. Схема пуска преобразователя на неисправном вагоне разби­рается, отключаются контакторы КП и КГ, и через их обратные бло­кировки от плюсового провода 22К запитывается провод 14. В цепи катушек контакторов КР моторных вагонов имеются блок-контакты реле блокировки резервирования РБР. В нормальном режиме работы электропоезда данные устройства включены и сво­ими блокировками 14 - 14А подготавливают цепь включения кон­такторов КР (в противном случае реле РБР препятствуют этому).

Реле РБР не допускают перегрузок в системе резервирования: например, к одному преобразователю не могут подключаться сразу две "больные" секции (только одна), не будет также передаваться ре­зервирование с головных секций I, V на секции II, IV и т.д. Напряже­ние поступает к реле РБР по проводам 32 и 39, которые при перехо­де с секции I на секцию II, с секции III на секцию IV, с секции IV на сек­цию V перекрещиваются: провод 32 соединяется с проводом 39, а провод 39 - с проводом 32. Между секциями II и III (в месте "крес­та" между вагонами 06 и 08) провода 32, 39 не объединены.

 

Реле РБР запитываются от провода 39соседнего моторного вагона через обратную блокировку отключенного контактора КРпо цепи: плюсовой провод 22П, обратная блокировка КР 22П - 39, провод 39, провод 32, катушка РБР, минусовой провод 30. Так, в нормальных условиях отключенный контактор КР на вагоне 08 сво­ей блокировкой 22П - 39 замыкает цепь с реле РБР вагона 10, а контактор КР вагона 10 запитывает реле РБР на вагоне 08.

Условно схему резервирования можно разделить на две части - левую и правую. В левую часть (до места разворота или до "креста") входят сек­ции I и II, в правую часть (от "креста") - секции III, IV и V, Кроме того, в правую часть может быть вцеплен дополни­тельный вагон, поэтому управ­ление резервированием здесь сложнее. На рейках зажимов голов­ных вагонов 01 и 09 поставле­ны постоянные перемычки 32- 85. На моторных вагонах 06 и 08 провод 85 соединен с плюсо­вым проводом 86. На прицепных вагонах провода 85, 86 отсутству­ют. Данные провода необходимы для принудительного включения реле РБР, если состав поезда состоит из четырех вагонов (двух го­ловных секций I и V) или, если поезд сформирован так, что от "кре­ста" до конца состава имеется только одна секция.

 

 

Рассмотрим работу схемы резервирования на конкретных при­мерах. Так, при отказе преобразователя на вагоне 09 отключа­ются контакторы КП и КГ. Автоматически запитывается провод 14, по которому затем поступает напряжение к контактору КР на ваго­не 10 и по проводу 141 - на вагоне 07. На обесточенную резерв­ную магистраль 66 - 68 головного вагона 9 автоматически пода­ется переменное напряжение 220В от соседней секции II. Вклю­чившийся контактор КР вагона 10 обесточит провод 39 и реле РБР вагона 08. Поэтому, если затем выйдет из строя преобразователь на вагоне 05, контактор КР вагона 08 уже не включится и резерви­роваться секция III не будет, т.е. две неисправные секции не смо­гут подключиться к одному генератору.

При отказе преобразователя на вагоне 07 от головной секции I не будет резервироваться секция II, так как провод 14 не перехо­дит на вагон 10, и его контактор КР, а также КР вагона 07 не вклю­чатся. В этом случае секция II будет резервироваться секцией III, поскольку включатся контакторы КР на ваг. 08 и 06.

В случае перегорания высоковольтного предохранителя на моторном или прицепном вагоне схема пуска преобразователя может не разобраться, контактор КП останется включенным, провод 14 - обесточенным. Соответствующий контактор КР не включит­ся, т.е. резервирования не будет.

 

Чтобы аварийная схема надежно сработала, на неисправном вагоне необходимо выключить переключатель В1. Кроме того, при выходе из строя преобразователя головного вагона следует пере­соединить вилку разъема Ш19 в резервный разъем Ш18; отключив первичные обмотки трансформатора управления ТрУ от обесто­ченных проводов 81 - 83 и присоединить их к резервным прово­дам 66 - 68, которые запитываются напряжением 220В от исправ­ного генератора соседней секции.

Трансформатор ТрУ и выпрямительный мост Д32 - Д37 начнут нормально работать, на проводах 74Б - 30 появится напряжение 50В, необходимое для работы АЛСН, радиостанции, радиовещания и электропневматических тормозов. Контактор батареи БК включит­ся и переведет батарею в режим заряда, на пульте машиниста по­гаснет сигнальная лампа "Преобразователь". Разъем Ш19 желательно переключать при отключенной кнопке управления ВУ, на проме­жуточных секциях подобное переключение не рекомендуется.

Таким образом, логика резервирования следующая: секция II ре­зервирует секцию I; секции II и III резервируют друг друга; секция III резервирует секцию IV; секция IV резервирует секцию V; одновре­менное резервирование двух секций одной блокирует реле РБР.

В заключение заметим, что при надлежащем уходе за электри­ческой аппаратурой схема резервирования работает надежно, не­смотря на кажущуюся сложность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...