X. Cиctema резервирования нa электропоездах
Систему резервирования источников тока цепей управления впервые применили на электропоездах постоянного тока ЭР2Р. Она себя хорошо зарекомендовала и с некоторыми изменениями успешно используется на вагонах серии ЭТ2,ЭР2Т, ЭД2Т. Однако данная схема вызывает наибольшие трудности у локомотивных бригад при изучении устройства электропоезда. Поэтому в главе приведены рекомендации, способные облегчить понимание материала. Применяемая электрическая схема предусматривает резервирование как цепей постоянного, так и переменного тока. Источники постоянного напряжения 110В каждого вагона (аккумуляторные батареи и выпрямительные мосты Д32 - 37) запараллелены между собой поездными проводами 16 и 30. Поэтому при выходе из строя источника тока любого вагона на него автоматически будет подано напряжение 110В от соседних секций. При этом необходимо проверить целость предохранителей Пр13 (ЭТ2) или автоматических выключателей Q13 (ЭТ2М, ЭД4М), через которые источники подключаются к поездному проводу 16. Для резервирования цепей переменного тока 220В используется трехфазная резервная магистраль (провода 66 - 68), которая проложена вдоль электропоезда. На каждом вагоне, кроме головных, она разделяется на участки контакторами резервирования КР, которые в нормальных условиях отключены. Эти участки напряжением своего генератора запитывают наиболее важные потребители: освещение и печное отопление вагонов, отопление кабины машиниста, питание блоков защиты и блоков реле ускорения, т.е. обеспечивает тяговый режим вагонов и т.д. Резервируемая магистраль 66 - 68 на моторных вагонах защищена пре-дохранителями (автоматическими выключателями) 41 - 43, на прицепных вагонах - 66 - 68.
Для удобства рассмотрения обозначим секции римскими цифрами: головную (вагоны 09,10) - I, секцию 07,08 - II, секцию 05,06 - III, секцию 03,04 - IV, вторую головную секцию (01,02) - V. Провода резервной магистрали 66 - 68, переходя на секцию, например, с I на II, со II на III и т.д. меняют свои номера соответственно на 70-72, затем, после предохранителей, номера проводов восстанавливаются. Если генератор работает нормально, участок резервной магистрали (между соседними контакторами КР) подсоединен к так называемой основной трехфазной магистрали генератора 81-83. Данная магистраль - секционная, она автоматически подключается к резервной линии 66-68 через трехполюсный контактор генератора (КГ) и предохранители 41-43. От основной трехфазной магистрали питаются асинхронные двигатели главных компрессоров и обмотки возбуждения тяговых двигателей в режиме электрического торможения. При неработающем генераторе одного из вагонов автоматически включаются аппараты КР, и переменное напряжение будет подано на обесточенные провода 66 - 68 данной секции от соседнего генератора. При этом отключенный контактор не позволит запитать магистраль 81 - 83 и неподвижный генератор. Для управления системой резервирования используются провода 14, 22, 32, 39, 85, 86 и 141. Основным служит провод 14, по нему поступает питание на катушки контакторов КР моторных вагонов. Он является секционным, однако передается между вагонами 06 - 08 через место разворота или через "крест", т.е. с секции II на секцию III. Кроме того, между вагонами 10 и 07, 05 и 04, 03 и 02, 03 и дополнительным вагоном (Д) провод 14 соединяется с проводом 141, от которого непосредственно запитываются катушки контакторов КР прицепных вагонов. Провод 14 при нормальной работе генератора обесточен и оказывается под напряжением при отказе одного из преобразователей. Схема пуска преобразователя на неисправном вагоне разбирается, отключаются контакторы КП и КГ, и через их обратные блокировки от плюсового провода 22К запитывается провод 14. В цепи катушек контакторов КР моторных вагонов имеются блок-контакты реле блокировки резервирования РБР. В нормальном режиме работы электропоезда данные устройства включены и своими блокировками 14 - 14А подготавливают цепь включения контакторов КР (в противном случае реле РБР препятствуют этому).
Реле РБР не допускают перегрузок в системе резервирования: например, к одному преобразователю не могут подключаться сразу две "больные" секции (только одна), не будет также передаваться резервирование с головных секций I, V на секции II, IV и т.д. Напряжение поступает к реле РБР по проводам 32 и 39, которые при переходе с секции I на секцию II, с секции III на секцию IV, с секции IV на секцию V перекрещиваются: провод 32 соединяется с проводом 39, а провод 39 - с проводом 32. Между секциями II и III (в месте "креста" между вагонами 06 и 08) провода 32, 39 не объединены.
Реле РБР запитываются от провода 39соседнего моторного вагона через обратную блокировку отключенного контактора КРпо цепи: плюсовой провод 22П, обратная блокировка КР 22П - 39, провод 39, провод 32, катушка РБР, минусовой провод 30. Так, в нормальных условиях отключенный контактор КР на вагоне 08 своей блокировкой 22П - 39 замыкает цепь с реле РБР вагона 10, а контактор КР вагона 10 запитывает реле РБР на вагоне 08. Условно схему резервирования можно разделить на две части - левую и правую. В левую часть (до места разворота или до "креста") входят секции I и II, в правую часть (от "креста") - секции III, IV и V, Кроме того, в правую часть может быть вцеплен дополнительный вагон, поэтому управление резервированием здесь сложнее. На рейках зажимов головных вагонов 01 и 09 поставлены постоянные перемычки 32- 85. На моторных вагонах 06 и 08 провод 85 соединен с плюсовым проводом 86. На прицепных вагонах провода 85, 86 отсутствуют. Данные провода необходимы для принудительного включения реле РБР, если состав поезда состоит из четырех вагонов (двух головных секций I и V) или, если поезд сформирован так, что от "креста" до конца состава имеется только одна секция.
Рассмотрим работу схемы резервирования на конкретных примерах. Так, при отказе преобразователя на вагоне 09 отключаются контакторы КП и КГ. Автоматически запитывается провод 14, по которому затем поступает напряжение к контактору КР на вагоне 10 и по проводу 141 - на вагоне 07. На обесточенную резервную магистраль 66 - 68 головного вагона 9 автоматически подается переменное напряжение 220В от соседней секции II. Включившийся контактор КР вагона 10 обесточит провод 39 и реле РБР вагона 08. Поэтому, если затем выйдет из строя преобразователь на вагоне 05, контактор КР вагона 08 уже не включится и резервироваться секция III не будет, т.е. две неисправные секции не смогут подключиться к одному генератору. При отказе преобразователя на вагоне 07 от головной секции I не будет резервироваться секция II, так как провод 14 не переходит на вагон 10, и его контактор КР, а также КР вагона 07 не включатся. В этом случае секция II будет резервироваться секцией III, поскольку включатся контакторы КР на ваг. 08 и 06. В случае перегорания высоковольтного предохранителя на моторном или прицепном вагоне схема пуска преобразователя может не разобраться, контактор КП останется включенным, провод 14 - обесточенным. Соответствующий контактор КР не включится, т.е. резервирования не будет.
Чтобы аварийная схема надежно сработала, на неисправном вагоне необходимо выключить переключатель В1. Кроме того, при выходе из строя преобразователя головного вагона следует пересоединить вилку разъема Ш19 в резервный разъем Ш18; отключив первичные обмотки трансформатора управления ТрУ от обесточенных проводов 81 - 83 и присоединить их к резервным проводам 66 - 68, которые запитываются напряжением 220В от исправного генератора соседней секции. Трансформатор ТрУ и выпрямительный мост Д32 - Д37 начнут нормально работать, на проводах 74Б - 30 появится напряжение 50В, необходимое для работы АЛСН, радиостанции, радиовещания и электропневматических тормозов. Контактор батареи БК включится и переведет батарею в режим заряда, на пульте машиниста погаснет сигнальная лампа "Преобразователь". Разъем Ш19 желательно переключать при отключенной кнопке управления ВУ, на промежуточных секциях подобное переключение не рекомендуется. Таким образом, логика резервирования следующая: секция II резервирует секцию I; секции II и III резервируют друг друга; секция III резервирует секцию IV; секция IV резервирует секцию V; одновременное резервирование двух секций одной блокирует реле РБР. В заключение заметим, что при надлежащем уходе за электрической аппаратурой схема резервирования работает надежно, несмотря на кажущуюся сложность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|