Белорусская советская культура в условиях тоталитарного режима (к. 20-х – н. 50-х гг. XX в.).
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Идея национально-культурного возрождения была доминирующим аспектом развития культуры Беларуси в первый период после образования БССР. Экономические и общественно-политические процессы начала 1920-х гг. способствовали активизации в БССР национально-культурной жизни. 15 июля 1924 г. II сессия ЦИК БССР провозгласила белорусизацию государственной политикой. Содержание политики белорусизации составляло комплекс мероприятий по развитию и распространению белорусского языка, культуры, всестороннему изучению Беларуси, созданию национальной системы образования, выдвижению белорусов на ответственную партийную, советскую, профсоюзную, общественную работу. В 1923-1924 гг. началось комплектование Красной Армии по тер риториальному принципу. Предусматривалось создание белорусских военных частей и соединений. В БССР в 1920-е годы государственными являлись четыре языка: белорусский, русский, польский, еврейский. Политика белорусизации способствовала быстрому развитию национальной системы образования и культуры. В конце 1920-х гг. доля белорусов в руководящих органах составляла более 50 %. К 1928 г. 80 % общеобразовательных школ перешли на белорусский язык обучения. Первоочередной культурной задачей в Советской Беларуси была ликвидация неграмотности взрослых и детей. В БССР была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В городах и деревнях создавались пункты ликвидации неграмотности, школы рабочей молодежи, в которых обучалось взрослое население. К1939 г. в БССР была ликвидирована массовая неграмотность. В 1926 г. в БССР началось введение всеобщего обязательного начального образования. В начале 1930-х годов в БССР начальным обучением было охвачено 98 % детей в возрасте от 8 до 11 лет.
В 1920-е годы была создана основа системы профессионального образования; действовали 3 высших учебных заведения: Белорусский государственный университет (1921 г.), Белорусская государственная академия сельского хозяйства (1925 г.), Ветеринарный институт в Витебске (1924 г.). Первым ректором БГУ был известный историк-славист В. И. Пичета. Главным научным учреждением БССР являлся Институт белорусской культуры, созданный в 1922 г. В 1929 г. на его основе была создана Белорусская Академия наук (БАН). Первым президентом БАН стал белорусский ученый-историк В. Игнатовский. В 1920-е гг. белорусская художественная культура переживала период расцвета. В эти годы действовали белорусские литературные организации «Маладняк», «Узвышша», «Полымя». Т. Гартный (Д. Жилунович) - роман «Соки целины» («Сокі цаліны»); Я. Колас - вторая часть романа «На росстанях» («На ростанях»), поэмы «Новая земля» («Новая зямля»), «Семен-музыкант» («Сымон-музыка»); Я. Купала - поэтические сборники «Без названия» («Безназоўнае»), «Наследство» («Спадчына»); Я. Мавр - повесть «Человек идет» («Чалавек ідзе»). В БССР быстро развивалось профессиональное театральное искусство. Наибольшую известность получили: Первый Белорусский государственный театр (1920), второй Белорусский го сударственный театр (1926), открытый в Витебске, Белорусский государственный передвижной театр В. Голубка (1926). В 1926 г. был создан первый белорусский художественный фильм «Лесная быль», снятый по повести М. Чарота «Свинопас». В 1927 г. режиссер В. Гордин снял фильм «Константин Калиновский». 1920-е гг. являются временем создания национальной школы живописи. Наиболее ярко национальная тематика представлена в творчестве М. Филипповича, который создал картины «Битва на Немиге», «Ночь на Ивана Купалу», «Восстание К. Калиновского». В жанре пейзажа работали В. Кудревич и В. Белыницкий-Бируля. В 1920-е гг. началось творчество белорусских скульпторов 3. Азгура, А. Бразера, А. Бёмбеля.
Основной проблемой культурной жизни в 1930-е годы оставалась борьба с неграмотностью и малограмотностью. К 1939 г. без западных областей доля грамотных в БССР составила 78,9 %. Часть взрослого населения, особенно сельского и преимущественно женщин, оставалась неохваченной обучением до начала Великой Отечественной войны. Во второй половине 1930-х гг. в БССР произошел переход ко всеобщему начальному обучению. В 1930-е годы продолжился процесс становления профессиональной национальной художественной культуры, но он был ограничен узкими идеологическими рамками. Основным творческим методом советской художественной культуры стал социалистический реализм, который требовал отражения в литературе и искусстве положительных сторон советского строя. Ведущее место в белорусской литературе 1930-х гг. заняла тема социального переустройства общества. Я. Купала - поэма «Над рекой Орессой» («Над ракой Арэсай»); Я. Колас - повесть «Трясина» («Дрыгва»); К. Крапива - пьеса «Кто смеется последним» («Хто смяецца апошнім»); М. Горецкий - романы «Комаровская хроника» («Камароўская хроніка»), «Виленские коммунары» («Віленскія камунары»); Я. Мавр - «Полесские робинзоны» («Палескія рабінзоны»); М. Лыньков - «Николка-паровоз» («Міколка-паравоз»). Активно развивалась театральная жизнь республики. Кроме театров, работавших в 1920-е гг., открылись новые - Театр юного зрителя, Театр кукол. В начале 1930-х гг. Белорусский государственный передвижной театр В. Голубка был реорганизован в Третий Белорусский государственный театр в Гомеле. В Бобруйске открылся Государственный русский драматический театр (с 1947 г. - в Минске). В 1932 г. в Минске была открыта Белорусская государственная консерватория - учебное заведение, которое готовило профессиональных композиторов и музыкантов. В 1933 г. - создан Белорусский театр оперы и балета. В 1937 г. - Белорусская государственная филармония - учреждение, которое занимается организацией концертов и пропагандой музыкального искусства. Е. Тикоцкий - опера «Михаил Подгорный» («Mixacь Падгорны»);
А. Богатырев - опера «В пущах Полесья» («У пушчах Палесся») (по повести Я. Коласа «Трясина» («Дрыгва»)); М. Крошнер - первый национальный балет «Соловей» («Салавей») (по одноименной повести 3. Бедули). В белорусском киноискусстве ведущее место занимала геро-ико-революционная тематика. Режиссер В. Корш-Саблин создал фильмы «Первый взвод», «Золотые огни». Были сняты первые кинофильмы для детей «Полесские робинзоны», «Концерт Бетховена». В 1930-е гг. ведущей в белорусской живописи являлась тема борьбы за установление советской власти в БССР. Известность получили картины И. Ахремчика «Подписание манифеста о создании БССР», «Вступление Красной Армии в Минск». Продолжали работать в жанре пейзажа В. Белыницкий-Бируля, В. Кудревич. В архитектуре Беларуси шел процесс становления оригинального стиля на основе использования идей конструктивизма и традиционализма. В 1929-1933 г. по проекту архитектора Я.Лангбардта был построен Дом правительства в Минске. И. Лангбардт проектировал Дом Советов в Могилеве, Дом Красной Армии в Минске, здание Государственного театра оперы и балета. По проекту архитектора Г. Лаврова построены учебные корпуса Белорусского политехнического института. Скульпторы 3. Азгур и А. Бембель участвовали в создании монументальных композиций, украшающих Дом правительства, Дом Красной Армии и др. Основной тенденцией культурной жизни Западной Беларуси была борьба против полонизации, за сохранение белорусского языка и культуры и национального самосознания. Массовой поддержкой белорусского населения пользовалась деятельность Товарищества белорусской школы, основанного в 1921 г. в Вильно Б. Тарашкевичем. Эта легальная культурно-просветительская организация имела право открывать народные школы, учительские семинарии, библиотеки. Деятельность ТБШ была запрещена в 1936 г. На протяжении второй половины 1920-х - 1930-х гг. постоянно сокращалось количество белорусских школ, в государственных учреждениях Западной Беларуси запрещалось пользоваться белорусским языком. Были закрыты белорусские учительские семинарии, Виленская белорусская гимназия была превращена в филиал польской. Ликвидировались православные приходы, а храмы переоборудовались в костелы. Участники национально-освободительного движения подвергались преследованиям.
Политика полонизации препятствовала развитию национальной профессональной художественной культуры. В Западной Беларуси наибольшее развитие получили литература и изобразительное искусство. Художественная литература М. Танк - сборники стихов «На этапах» («На этапах»), «Клюквенный цвет» («Журавшавы цвет»), поэма «Нарочь» («Нарач»); П. Пестрак - «На посту» («На варце»). Живопись И. Дроздович - картины «Космос» («Космас»), «Жизнь на Марсе» («Жыццё на Марсе»), «Жизнь на Сатурне» («Жыццё на Сатурне»); П. Сергеевич - картины «Всеслав Полоцкий» («Усеслаў Полацкі»), «Белорусы» («Беларусы»), «Дорогой жизни» («Дарогай жыцця»). Собиранием музыкального фольклора и созданием народных хоровых коллективов занимались Г. Ширма, Г. Цитович. Воссоединение Западной Беларуси с БССР имело историческое значение. Этническая территория и белорусский этнос объединились в одном национальном государстве. Существенными были изменения в культурной жизни. Открывались начальные, средние, семилетние школы, в большинстве из них преподавание велось на белорусском языке. Основным достижением культурной жизни БССР в первые послевоенные годы было почти полное восстановление к концу 1950 г. довоенной сети общеобразовательных школ. В 1949-1950 гг. начало вводиться обязательное всеобщее 7-летнее образование, переход к которому завершился к середине 1950-х гг. В 1950-1951 гг. количество школ превысило довоенный показатель, но количество учеников было меньшим, что связано с людскими потерями во время войны. В 1950-1951 гг. в БССР действовало 29 высших учебных заведений. В связи с потребностями народного хозяйства и культуры открывались новые вузы: Белорусский театральный институт (1945), Минский институт иностранных языков (1948), Гродненский сельскохозяйственный институт (1951), Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле (1953) и др. В 1944 г. возобновила деятельность Академия наук БССР. В послевоенный период изменилось основное направление научных исследований: приоритетными стали физико-математические и естественные науки. Большой вклад в развитие биологии внес академик А. Жебрак, репрессированный в 1947 г. В. Купревич, занимавший должность президента АН БССР с 1952 по 1969 гг., способствовал развитию в Беларуси новых научных направлений.
В художественной культуре в послевоенный период усилился идеологический контроль. В 1946-1948 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, которые должны были восстановить идеологическую однородность духовной жизни и укрепить руководящую роль партии во всех сферах культуры. В послевоенные годы продолжил свою деятельность Союз советских писателей БССР. В произведениях литературы и искусства преобладала тема войны. К. Чорный - ромад «Млечны шлях» («Млечный Путь»); М. Лыньков - роман «Векапомныя дні» («Незабываемые дни»), в котором одним из главных героев является Константин Заслонов; И. Шемякин - роман «Глыбокая плынь» («Глубокое течение») - первый белорусский роман о партизанах; И. Мележ - роман «Мінскі напрамак» («Минское направление»), который посвящен освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Я. Колас за поэму «Рыбакова хата» («Хата рыбака») был награжден Государственной премией СССР. В это же время возобновились политические репрессии, жертвами которых стали представители художественной интеллигенции БССР С. Граховский, А. Александрович, повторно был репрессирован В. Дубовка. После освобождения Беларуси от фашистских оккупантов из эвакуации возвратились театральные коллективы. В сезоне 1944-1945 гг. в БССР действовало 12 театров. В театральном репертуаре ведущее место занимали пьесы, посвященные войне: «Заложники» («Заложнікі») А. Кучера (о партизане Батьке Минае), «Брестская крепость»» («Брэсцкая крэпасць) К. Губаревича, «Константин Заслонов» («Канстанцін Заслонаў») А. Мовзона. Белорусские театры ставили пьесы сатирического содержания: «Извините, пожалуйста» («Выбачайце, калі ласка!») А. Макаёнка, «Милый человек» («Мілы чалавек») и «Поют жаворонки» («Пяюць жаваранкі») К. Крапивы. На сцене Государственного театра оперы и балета БССР шли оперы белорусских композиторов Е. Тикоцкого «Девушка из Полесья» («Дзяўчына з Палесся»), А. Богатырева «Надежда Дурова» («Надзея Дурава»), Д. Лукаса «Кастусь Калиновский» («Кастусь Каліноўскі»). В изобразительном искусстве преобладала военная тематика: «Пленных ведут» А. Шибнёва, «Оборона Брестской крепости» Евгения Зайцева, «Минск. 3 июля» Валентина Волкова и др. Получает развитие монументальное искусство. Памятники, посвященные героике прошлого, Курганы Славы, братские захоронения, памятники воинам, партизанам, подпольщикам возводились почти во всех населенных пунктах. Самым значительным достижением белорусских архитекторов этого периода стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|