Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белорусская советская культура в условиях тоталитарного режима (к. 20-х – н. 50-х гг. XX в.).




Идея национально-культурного возрождения была доминирующим аспектом развития культуры Беларуси в первый период после образования БССР.

Экономические и общественно-политические процессы нача­ла 1920-х гг. способствовали активизации в БССР национально-культурной жизни. 15 июля 1924 г. II сессия ЦИК БССР провоз­гласила белорусизацию государственной политикой. Содержание политики белорусизации составляло комплекс мероприятий по развитию и распространению белорусского языка, культу­ры, всестороннему изучению Беларуси, созданию национальной системы образования, выдвижению белорусов на ответственную партийную, советскую, профсоюзную, общественную работу. В 1923-1924 гг. началось комплектование Красной Армии по тер риториальному принципу. Предусматривалось создание белорусских военных частей и соединений.

В БССР в 1920-е годы государственными являлись четыре языка: бело­русский, русский, польский, еврейский.

Политика белорусизации способствовала быстрому развитию национальной системы образования и культуры. В конце 1920-х гг. доля белорусов в руководящих органах составляла более 50 %. К 1928 г. 80 % общеобразовательных школ перешли на белорусский язык обучения.

Первоочередной культурной задачей в Советской Беларуси была ликвидация неграмотности взрослых и детей. В БССР была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В городах и деревнях создавались пункты ликви­дации неграмотности, школы рабочей молодежи, в которых обу­чалось взрослое население. К1939 г. в БССР была ликвидирована массовая неграмотность.

В 1926 г. в БССР началось введение всеобщего обязательного начального образования. В начале 1930-х годов в БССР начальным обучением было охвачено 98 % детей в возрасте от 8 до 11 лет.

В 1920-е годы была создана основа системы профессионального образования; действовали 3 высших учебных заведения: Белорус­ский государственный университет (1921 г.), Белорусская госу­дарственная академия сельского хозяйства (1925 г.), Ветеринар­ный институт в Витебске (1924 г.). Первым ректором БГУ был известный историк-славист В. И. Пичета. Главным научным уч­реждением БССР являлся Институт белорусской культуры, со­зданный в 1922 г. В 1929 г. на его основе была создана Белорусская Академия наук (БАН). Первым президентом БАН стал белорус­ский ученый-историк В. Игнатовский.

В 1920-е гг. белорусская художественная культура переживала период расцвета. В эти годы действовали белорусские литератур­ные организации «Маладняк», «Узвышша», «Полымя».

Т. Гартный (Д. Жилунович) - роман «Соки целины» («Сокі цаліны»); Я. Колас - вторая часть романа «На росстанях» («На ростанях»), поэ­мы «Новая земля» («Новая зямля»), «Семен-музыкант» («Сымон-музыка»);

Я. Купала - поэтические сборники «Без названия» («Безназоўнае»), «На­следство» («Спадчына»); Я. Мавр - повесть «Человек идет» («Чалавек ідзе»).

В БССР быстро развивалось профессиональное театральное искусство. Наибольшую известность получили: Первый Бело­русский государственный театр (1920), второй Белорусский го сударственный театр (1926), открытый в Витебске, Белорусский государственный передвижной театр В. Голубка (1926).

В 1926 г. был создан первый белорусский художественный фильм «Лесная быль», снятый по повести М. Чарота «Свино­пас». В 1927 г. режиссер В. Гордин снял фильм «Константин Калиновский».

1920-е гг. являются временем создания национальной школы живописи. Наиболее ярко национальная тематика представлена в творчестве М. Филипповича, который создал картины «Битва на Немиге», «Ночь на Ивана Купалу», «Восстание К. Калиновского». В жанре пейзажа работали В. Кудревич и В. Белыницкий-Бируля. В 1920-е гг. началось творчество белорусских скульпторов 3. Азгура, А. Бразера, А. Бёмбеля.

Основной проблемой культурной жизни в 1930-е годы оста­валась борьба с неграмотностью и малограмотностью. К 1939 г. без западных областей доля грамотных в БССР составила 78,9 %. Часть взрослого населения, особенно сельского и преимуществен­но женщин, оставалась неохваченной обучением до начала Вели­кой Отечественной войны. Во второй половине 1930-х гг. в БССР произошел переход ко всеобщему начальному обучению.

В 1930-е годы продолжился процесс становления професси­ональной национальной художественной культуры, но он был ограничен узкими идеологическими рамками. Основным твор­ческим методом советской художественной культуры стал социалистический реализм, который требовал отражения в литературе и искусстве положительных сторон советского строя. Ведущее мес­то в белорусской литературе 1930-х гг. заняла тема социального переустройства общества.

Я. Купала - поэма «Над рекой Орессой» («Над ракой Арэсай»);

Я. Колас - повесть «Трясина» («Дрыгва»);

К. Крапива - пьеса «Кто смеется последним» («Хто смяецца апошнім»);

М. Горецкий - романы «Комаровская хроника» («Камароўская хроніка»),

«Виленские коммунары» («Віленскія камунары»);

Я. Мавр - «Полесские робинзоны» («Палескія рабінзоны»);

М. Лыньков - «Николка-паровоз» («Міколка-паравоз»).

Активно развивалась театральная жизнь республики. Кроме театров, работавших в 1920-е гг., открылись новые - Театр юно­го зрителя, Театр кукол. В начале 1930-х гг. Белорусский госу­дарственный передвижной театр В. Голубка был реорганизован в Третий Белорусский государственный театр в Гомеле. В Боб­руйске открылся Государственный русский драматический театр (с 1947 г. - в Минске).

В 1932 г. в Минске была открыта Белорусская государственная консерватория - учебное заведение, которое готовило профессио­нальных композиторов и музыкантов. В 1933 г. - создан Белорус­ский театр оперы и балета.

В 1937 г. - Белорусская государственная филармония - учреж­дение, которое занимается организацией концертов и пропаган­дой музыкального искусства.

Е. Тикоцкий - опера «Михаил Подгорный» («Mixacь Падгорны»);

А. Богатырев - опера «В пущах Полесья» («У пушчах Палесся») (по по­вести Я. Коласа «Трясина» («Дрыгва»));

М. Крошнер - первый национальный балет «Соловей» («Салавей») (по одноименной повести 3. Бедули).

В белорусском киноискусстве ведущее место занимала геро-ико-революционная тематика. Режиссер В. Корш-Саблин создал фильмы «Первый взвод», «Золотые огни». Были сняты первые кинофильмы для детей «Полесские робинзоны», «Концерт Бет­ховена».

В 1930-е гг. ведущей в белорусской живописи являлась тема борьбы за установление советской власти в БССР. Известность получили картины И. Ахремчика «Подписание манифеста о созда­нии БССР», «Вступление Красной Армии в Минск». Продолжали работать в жанре пейзажа В. Белыницкий-Бируля, В. Кудревич.

В архитектуре Беларуси шел процесс становления оригиналь­ного стиля на основе использования идей конструктивизма и тра­диционализма. В 1929-1933 г. по проекту архитектора Я.Лангбардта был построен Дом правительства в Минске. И. Лангбардт проектировал Дом Советов в Могилеве, Дом Красной Армии в Минске, здание Государственного театра оперы и балета. По проекту архитектора Г. Лаврова построены учебные корпуса Бе­лорусского политехнического института. Скульпторы 3. Азгур и А. Бембель участвовали в создании монументальных композиций, украшающих Дом правительства, Дом Красной Армии и др.

Основной тенденцией культурной жизни Западной Беларуси была борьба против полонизации, за сохранение белорусско­го языка и культуры и национального самосознания. Массовой поддержкой белорусского населения пользовалась деятельность Товарищества белорусской школы, основанного в 1921 г. в Виль­но Б. Тарашкевичем. Эта легальная культурно-просветительская организация имела право открывать народные школы, учительские семинарии, библиотеки. Деятельность ТБШ была запреще­на в 1936 г.

На протяжении второй половины 1920-х - 1930-х гг. постоян­но сокращалось количество белорусских школ, в государствен­ных учреждениях Западной Беларуси запрещалось пользоваться белорусским языком. Были закрыты белорусские учительские семинарии, Виленская белорусская гимназия была превращена в филиал польской. Ликвидировались православные приходы, а храмы переоборудовались в костелы. Участники национально-освободительного движения подвергались преследованиям.

Политика полонизации препятствовала развитию националь­ной профессональной художественной культуры. В Западной Бе­ларуси наибольшее развитие получили литература и изобрази­тельное искусство.

Художественная литература

М. Танк - сборники стихов «На этапах» («На этапах»), «Клюквенный цвет» («Журавшавы цвет»), поэма «Нарочь» («Нарач»); П. Пестрак - «На посту» («На варце»). Живопись

И. Дроздович - картины «Космос» («Космас»), «Жизнь на Марсе» («Жыццё на Марсе»), «Жизнь на Сатурне» («Жыццё на Сатурне»); П. Сергеевич - картины «Всеслав Полоцкий» («Усеслаў Полацкі»), «Бе­лорусы» («Беларусы»), «Дорогой жизни» («Дарогай жыцця»).

Собиранием музыкального фольклора и созданием народных хоровых коллективов занимались Г. Ширма, Г. Цитович.

Воссоединение Западной Беларуси с БССР имело историчес­кое значение. Этническая территория и белорусский этнос объ­единились в одном национальном государстве.

Существенными были изменения в культурной жизни. Откры­вались начальные, средние, семилетние школы, в большинстве из них преподавание велось на белорусском языке.

Основным достижением культурной жизни БССР в первые пос­левоенные годы было почти полное восстановление к концу 1950 г. довоенной сети общеобразовательных школ. В 1949-1950 гг. нача­ло вводиться обязательное всеобщее 7-летнее образование, пере­ход к которому завершился к середине 1950-х гг. В 1950-1951 гг. количество школ превысило довоенный показатель, но количес­тво учеников было меньшим, что связано с людскими потерями во время войны. В 1950-1951 гг. в БССР действовало 29 высших учебных заведений. В связи с потребностями народного хозяйс­тва и культуры открывались новые вузы: Белорусский театраль­ный институт (1945), Минский институт иностранных языков (1948), Гродненский сельскохозяйственный институт (1951), Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле (1953) и др.

В 1944 г. возобновила деятельность Академия наук БССР. В послевоенный период изменилось основное направление науч­ных исследований: приоритетными стали физико-математичес­кие и естественные науки. Большой вклад в развитие биологии внес академик А. Жебрак, репрессированный в 1947 г. В. Купревич, занимавший должность президента АН БССР с 1952 по 1969 гг., способствовал развитию в Беларуси новых научных на­правлений.

В художественной культуре в послевоенный период усилил­ся идеологический контроль. В 1946-1948 гг. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, которые должны были восстановить идеоло­гическую однородность духовной жизни и укрепить руководя­щую роль партии во всех сферах культуры. В послевоенные годы продолжил свою деятельность Союз советских писателей БССР.

В произведениях литературы и искусства преобладала тема войны. К. Чорный - ромад «Млечны шлях» («Млечный Путь»); М. Лыньков - роман «Векапомныя дні» («Незабываемые дни»), в кото­ром одним из главных героев является Константин Заслонов; И. Шемякин - роман «Глыбокая плынь» («Глубокое течение») - первый белорусский роман о партизанах;

И. Мележ - роман «Мінскі напрамак» («Минское направление»), который посвящен освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Я. Колас за поэму «Рыбакова хата» («Хата рыбака») был на­гражден Государственной премией СССР. В это же время возобно­вились политические репрессии, жертвами которых стали пред­ставители художественной интеллигенции БССР С. Граховский, А. Александрович, повторно был репрессирован В. Дубовка.

После освобождения Беларуси от фашистских оккупантов из эвакуации возвратились театральные коллективы. В сезоне 1944-1945 гг. в БССР действовало 12 театров. В театральном репертуаре ведущее место занимали пьесы, посвященные войне: «Заложники» («Заложнікі») А. Кучера (о партизане Батьке Минае), «Брестская крепость»» («Брэсцкая крэпасць) К. Губаревича, «Константин Заслонов» («Канстанцін Заслонаў») А. Мовзона. Белорусские театры ставили пьесы сатирического содержания: «Извините, пожалуйста» («Выбачайце, калі ласка!») А. Макаёнка, «Милый человек» («Мілы чалавек») и «Поют жаворонки» («Пяюць жаваранкі») К. Крапивы. На сцене Государственного театра оперы и балета БССР шли оперы белорусских композито­ров Е. Тикоцкого «Девушка из Полесья» («Дзяўчына з Палесся»), А. Богатырева «Надежда Дурова» («Надзея Дурава»), Д. Лукаса «Кастусь Калиновский» («Кастусь Каліноўскі»).

В изобразительном искусстве преобладала военная тематика: «Пленных ведут» А. Шибнёва, «Оборона Брестской крепости» Евгения Зайцева, «Минск. 3 июля» Валентина Волкова и др.

Получает разви­тие монументальное искусство. Памятники, посвященные героике про­шлого, Курганы Славы, братские захоронения, памятники воинам, парти­занам, подпольщикам возводились почти во всех населенных пунктах.

Самым значительным достижением белорусских архитекторов этого пе­риода стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...