Сущность и природа маркетинга
Что поможет преуспеть в бизнесе? Только правильно выбранная политика управления, которая включает стратегию менеджмента и стратегию маркетинга. Статистика показывает, что только пять процентов всех предпринимателей разрабатывают эту стратегию, и именно они получают прибыль выше средней. Многостороннее и сложное явление нашей жизни — маркетинг — требует особого внимания к себе, так как соединяет два основных объекта рыночной экономики — предприятие, производящее продукцию (услуги), и потребителя этой продукции (рынок). Ф. Котлер, профессор Северо-Западного университета в Эванстоне (штат Иллинойс) считает, что маркетинг — это вид деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей человека посредством обмена. Это одна из многочисленных новаций, которая вошла в нашу жизнь вместе с рынком. Современный маркетинг является результатом конкурентного соперничества между фирмами. В развитии конкуренции можно выделить три периода, которые характеризовались определяющими их основными концепциями. Концепция производства была направлена на удовлетворение потребностей производителя продукции и продолжалась до начала XX века. Ее девиз — «Производи сколько можешь — рыночный спрос безграничен». Концепция реализации нацелена на удовлетворение потребностей продавца продукции и продолжалась до 1950-х годов. Ее главная задача — реализация продукции. Ее девиз — «Вот товар — ступай и торгуй». Концепция маркетинга предполагает основную цель — учет потребностей покупателя при создании и продаже товара. Ее реализация началась с 1950-х годов. Она характеризуется консенсусом интересов потребителя и производителя продукции и отражает приверженность производителя к особому «суверенитету» потребителя. Ее девиз — «Желание покупателя — закон».
В нашем обзорном курсе лекций мы кратко рассмотрим следующие вопросы управления: 1. Сущность маркетинга и его роль в экономическом развитии предприятия. 2. Структура маркетинга. Товар и его значение. 3. Рынок, сегментация рынка. 4. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. 5. Цена и ценовая политика. 6. Сбыт, стимулирование сбыта. 7. Организационные структуры маркетинга. При централизованном планировании вместо маркетингового подхода в основном применяется производственный подход, ориентированный сначала на совершенствование технологии и организации производства и только затем на улучшение остальных компонентов производственной системы, в т.ч. управления. Яркий пример этого — наша автомобильная промышленность, в которой в 1980-х годах были затрачены миллионы долларов на технологическое перевооружение заводов и совершенствование технологии производства, но в результате конкурентоспособный автомобиль не был создан. Это объясняется игнорированием основного принципа маркетинга: «Производи продукцию, нужную потребителю», что приводит к огромным экономическим потерям как для производителя, так и для государства. Термин «маркетинг» появился в 1930-х годах, когда началось завоевание рынков сбыта. С течением времени значение этого слова расширилось, маркетинг стал самостоятельной отраслью деятельности. Иногда маркетинг ассоциируется с понятиями «реклама», «продажа». Но это не полное его значение. Маркетинг начинается с потребителя и оканчивается потребителем. Перечислим основные действия, которые должно выполнять предприятие до и после принятия решения о производстве изделия:
1. Спрогнозировать, сколько людей в ближайшее время и сколько каждый из них приобретут изделий в тех регионах, куда предполагается направить продукцию.
2. Предсказать, в какой момент начнут покупать новые изделия взамен старых. 3. Определить, в каких изделиях имеется потребность и в каких количествах. 4. Установить, какие имеются предприятия-конкуренты, какие они занимают сегменты рынка и каковы их стратегии. 5. Решить, какие типы изделий и в каких количествах будут производиться в определенный период, их ассортимент. 6. Изучить, какие категории потребителей и сколько их готовы платить за изделие. 7. Определить, как доставить товар потребителю. 8. Выяснить, какие нужны виды рекламы, чтобы заинтересовать покупателя изделиями именно данного предприятия. 9. Обработать различные данные и информацию по маркетингу: куда входит стратегия выхода на рынок, необходимые капиталовложения, ожидаемая прибыль и т.д. Перечисленные операции не включают непосредственно изготовление товаров. Это составная часть более широкого процесса, который задает направление производству и служит гарантией, что производимая продукция найдет дорогу к потребителю. Такой процесс и называется маркетингом; как видно, он охватывает нечто большее, чем рекламу и сбыт. Есть другое толкование термина «маркетинг». Маркетинг — это система различных видов деятельности предприятия, связанных между собой и включающих планирование, ценообразование, продажу, доставку товара, оказание услуг, в которых существует потребность у имеющихся или потенциальных потребителей. Из этого определения ясно, что стратегия маркетинга относится к сфере менеджмента, ориентирована на потребителя, интегрирована в весь комплекс деятельности предприятия и может быть разложена на составляющие. Движение к успеху в маркетинге происходит по спирали. В центре спирали находятся: проблема, цель, эффективный дефицит рынка, неудовлетворенная потребность рынка и т.д. Первое условие успешной работы менеджера — найти цель и определить, что можно сделать для ее достижения. Каким образом выявлена потребность — систематическим анализом рынка или интуицией менеджера — не имеет значения, но целенаправленный поиск проблемы или дефицита рынка всегда приносит успех.
Второе условие — концентрация сил организации на проблеме; когда проблема найдена, ее нужно решать лучше всех. Чем. насущнее проблема, тем сильнее действие этого условия. В этом и состоит задача эффективного управления маркетингом, так как концентрация усилий на одной проблеме означает постоянное совершенствование деятельности организации. Успех гарантируется только концентрацией сил на лучшем решении проблем. Делайте то, что у вас получается лучше всего; это поможет вам найти лучшее решение. Однако этого недостаточно для окончательного успеха. Третье условие — очевидная компетентность. Рынок должен знать, что наше решение превосходит решение проблемы конкурентами. Покажите в рекламе, информации, упаковке, самом изделии или услуге, что эту проблему вы решаете лучше всех. Развиваясь по спирали, успех влечет за собой новый успех; однако потребности рынка быстро изменяются — это его нормальное состояние. Маркетинг пронизывает всю деятельность предприятия. После изготовления продукции надо различными путями привлечь к ней внимание потребителя. Это может быть продажа ее всеми уважаемому человеку, презентация, реклама в газете, размещение продукции на рынке. Маркетинг имеет как бы два измерения: с одной стороны, это — образ мышления, часть культуры производства, где главным является рынок и потребитель; с другой стороны, это — вид деятельности, которая с помощью средств, методов и инструментов обеспечивает подход к экономике предприятия. Инструменты маркетинга — это те средства предприятия, которыми оно пользуется, чтобы оказать влияние на рынок. К инструментам маркетинга относятся: Качество продукта — набор свойств, по которым судят о продукции (дизайн, долговечность, материалоемкость, надежность, транспортабельность и др.). Для японских предпринимателей качество продукта стало основой успеха на рынках всего мира. Ассортимент — количество наименований продукции, количество типоразмеров на одно наименование, как правило, ориентируется на рыночный спрос и способствует продаже продукции.
Цена — наиболее сложный инструмент. Окончательная цена устанавливается под влиянием многих факторов (себестоимость, спрос на продукцию при установленной цене и др.), после анализа которых может быть сделан окончательный выбор цены. Репутация изготовителя оказывает влияние на рынок. Она вырабатывается годами и основывается на качестве продукции, цене, надежности поставок и гарантиях. Доставка. Продукция должна поступать заказчику в нужное время. Это важный и многосторонний комплекс. Время и надежность — главные факторы. Реклама. В свободной рыночной экономике уже невозможно обходиться без рекламы. Задача рекламы — привлечь потреби-телеи к своей продукции через радио, телевидение, газеты и другие формы информирования потенциальных потребителей (отрасли, регионов, предприятий и т.д.). Кроме массовых способов рекламы возможна экспресс-реклама, ярмарки, выставки, отделы внешних связей, специальные представительства, дни посещения предприятий, презентации, семинары, создание общественного мнения. Соотношение затрат на рекламу, по данным западных фирм, между прямой продажей и рекламой, оценивается в соотношении 3:1. Сегодня намечается тенденция увеличения затрат на рекламу. Услуги — инструмент, который позволяет заинтересовать покупателя; он включает: инструктаж и рекомендации о продукции; обучение и подготовку специалистов по монтажу; работу с жалобами покупателей; обеспечение документацией; комплектацию; тесную связь и оперативное реагирование на просьбы заказчиков, ремонт и гарантию. Упаковка. Для определенных типов продукции — важнейший элемент. Методика анализа уровня конкурентоспособности продукта позволяет вести систематическое наблюдение за соотношением сил собственного предприятия и основных конкурентов. Последовательность анализа может изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Сам анализ включает четыре этапа: 1. Определить, какие инструменты маркетинга подходят для данного рынка, дать их подробное описание относительно рынка. 2. Оценить возможность каждого инструмента по шкале «рейтинг». Они не могут быть все одинаково важными, расположите их в порядке возрастания. При оценке подойти объективно, с точки зрения потребителя. 3. Определить, кто является главным потребителем продукции и главным конкурентом по каждому инструменту маркетинга. Для этого необходимо знать рынок и быть предельно объективным. 4. Определить, насколько высок рейтинг инструмента предприятия по отношению к конкурентам, который наиболее важен потребителю. Если рейтинг окажется высоким, это заставит обратить особое внимание на него и разработать альтернативные планы усиления влияния продукции на рынок.
Маркетинговая информация, т.е. информация о рынке, — важнейшая составная часть маркетинга; ее получают путем систематического исследования рынка (систематический сбор ин- формации, анализ данных, принятие решений). Во многих странах с рыночной экономикой маркетинговые исследования — самостоятельный вид научно-экономической деятельности организаций, которые выполняют эту работу по поручению предприятий, фирм, отдельных заказчиков и государства. В систематичности исследования рынка заложен успех предприятия. Основными вопросами исследования являются: 1. Изучение рынка, которое включает знание объема рынка и предполагаемое его развитие, основные характеристики рынка (привычки покупателей, частота покупок, способы доставки товаров и т.д.). 2. Изучение предлагаемой продукции и услуг включает вопросы доли участия конкурентов на рынке, мнение конкурентов о продукции рынка. 3. Изучение методов маркетинга включает вопросы торговой политики конкурентов, цены товара, коммуникации, обслуживание потребителей. 4. Изучение репутации предприятия и основных конкурентов, оценка собственных инструментов маркетинга и конкурентов. Система маркетинговой информации включает знание статистики продаж (денежный и товарный оборот за определенный период) по каждой группе продукции и для определенной группы потребителей; сведения о клиентах, поставках, жалобах; публикации и статистические сведения, представляющие интерес; документацию по товарам, конкурентам и потребителям. Предприятие и его конкуренты — это одна из основных составляющих модели маркетинга. Рассматривая предприятие и его стратегию, решаем вопросы, которые включают выбор сегмента рынка, на который ориентирована продукция и определение инструментов маркетинга. План маркетинга — одна из основных задач деятельности предприятия, план должен иметь четкую картину положения предприятия на рынке. Координация маркетинга и всех остальных функциональных подразделений предприятия необходима, чтобы не допустить при исследованиях нереальных требований и избежать в дальнейшем ошибочных решений. Рынок сбыта и его сегменты. Рынок сбыта формируют существующие и потенциальные покупатели. Он никогда не представляет собой нечто неизменное, на него оказывают влияние различные внешние факторы: — экономические: изменение конъюнктуры, колебания курса, изменение банковского процента, колебание тарифов, зарплата, инфляция; — демографические: изменения и сдвиги в составе населения; — технологические: новая технология, оборудование, материалы, информация; — административные: новое законодательство, охрана окружающей среды, субсидии и т.д. Сегментация, или разделение рынка на однородные части, считается важным аспектом внимания маркетинга, чтобы обеспечить предприятию успех. Сегмент рынка — группа потребителей с более или менее одинаковыми характеристиками и потребностями, ориентированными на однотипные инструменты маркетинга предприятия на данном участке рынка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|