Требования, определяющие качество и конкурентоспособность товаров в маркетинге
Вероятность коммерческого успеха товара на рынке при наличии конкурирующих, заменяющих товаров, т.е. его конкурентоспособность как важнейшее маркетинговое требование к товару, определяется полезностью, ценой и имиджем предприятия. Она оценивается, рассчитывается применительно к конкретным сегментам рынка на определенный период времени и служит для выработки и коррекции маркетинговой стратегии. При оценке уровня конкурентоспособности товара необходимо сопоставить различные его характеристики (качественные и ценовые) с показателями идеального (если таковой существует) или просто наиболее ходового аналога — эталона, признанного в данном сегменте рынка. Основное требование в конкуренции — качество товара. Это интегральная характеристика конкурентоспособности товара, выражающая уровень удовлетворения потребности клиента и измеряемая комплексом нормативных и сопоставимых потребительских параметров товара. Прежде всего, валено, чтобы товар не выходил по своим показателям за пределы жестко установленных нормативов, являющихся предметом внимания законодательства о защите прав потребителей. Если безусловные требования соблюдены, то сопоставляются так называемые жесткие потребительские параметры: производительность, энергопотребление, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами. Экспертным путем измеряются мягкие потребительские параметры — уровни дизайна, простоты использования, ремонтопригодности и др. Каждой характеристике присваивается определенный ранг значимости, причем при сходстве показателей измеряемого и эталонного товаров по жестким потребительским параметрам обычно возрастает значимость мягких. Сумма соотношений показателей измеряемого и эталонного товаров с учетом введенных коэффициентов дает нам итоговую оценку уровня конкурентоспособности товара. Но надо, разумеется, иметь в виду, что далеко не последнюю роль играет и соотношение цен продажи, а также дополнительных затрат, которые должен понести потребитель для нормального использования купленного товара. Результаты такого анализа фиксируются в конкурентном листе, который служит важнейшим аргументом среди профессионалов в продвижении товара на рынке.
Сводные параметрические индексы потребительских свойств, экономических параметров (включая цену продажи, транспортировки и установки, нормальной эксплуатации), рассчитываются по специальной формуле. Специфика товара и традиции его восприятия на определенном рынке задают весьма определенные приоритеты в действиях фирм. Следует отметить, что далеко не каждый потребитель способен самостоятельно разобраться в тонкостях сравнительных оценок товара, далеко не всегда наслышан об итогах конкурсов. Тогда он может, принимая решение приобрести незнакомый ему товар, ориентироваться на документальное подтверждение качества товара специальным документом — сертификатом или лицензией. Сертификация товаров (продукции) — это система мер и действий, подтверждающих соответствие их фактических характеристик требованиям международных, национальных стандартов, рекомендаций и других документов. Назначение сертификации многопланово: она является и средством защиты покупателя от угрожающих ему или среде факторов, и фактором ускорения научно-технического прогресса. Различают три основные формы сертификации. Самосертификация осуществляется обычно крупными производителями или торговыми домами при условии их известности и доверия покупателей к фирме. Возможно проведение сертификации также собственными силами потребителей и их объединений.
Национальная сертификация как отечественных, так и импортируемых товаров, которую в России осуществляют (как и лицензирование торговых предприятий) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) и Государственный комитет РФ санитарно-эпидемиологического надзора (Госкомсанэпиднадзор). Они предоставляют региональным центрам стандартизации и метрологии права оценивать пищевую продукцию и выдавать сертификаты. Сертификация третьей стороной, т.е. сертификационными учреждениями стран, не являющихся по данной сделке ни экспортерами, ни импортерами продукции, но характеризующихся высоким уровнем сертификационной работы. В мировой практике сертификационные услуги по своей стоимости составляют около 3% от стоимости контракта. Основными условиями квалификационной сертификации выступают: · точность и полнота проверки требований к изделию, предъявляемых стандартами, договорами и другими нормативными документами; · высокий уровень и объективность системы комплексных испытаний и контроля качества от сырья до упаковки и маркировки товаров; · ответственность за качество сертификации и достоверность сертификатов; · доступность для потребителей информации о методах испытаний, о системе контроля качества, возможность наблюдения за их проведением. Государственную политику в области сертификации формирует и реализует Госстандарт России. Он устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и публикует официальную информацию о них, проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в нашей стране. Оценка конкурентоспособности и сертификация товара позволяют фирме осуществить важные коррекции своей маркетинговой стратегии путем позиционирования товаров в конкретных сегментах рынка. Позиционирование товара имеет целью обеспечить ему определенное, отличающееся от конкурентных и желаемое для фирмы место в перспективных сегментах рынка и в сознании целевых групп потребителей. Схемы позиционирования представляют собой модели (двух- или трехмерные), где каждый из товаров занимает строго определенное место в системе координат в соответствии с положением фирмы среди конкурентов и перспективностью сегментов рынка.
Большое значение в обеспечении конкурентоспособности товара, наряду с качеством, имеет его ассортимент. Понятие ассортимента является одним из ключевых в маркетинговой деятельности. Термин «товарный ассортимент», как правило, обозначает группу товаров, тесно связанных между собой одним из следующих способов: · товары удовлетворяют одни и те же потребности (в той или иной степени), позволяют решить одни и те же проблемы клиентов. Например, проблема личного транспорта решается с помощью велосипедов, мопедов, мотороллеров, автомобилей; · товары предназначены одним и тем же четко выраженным группам клиентов. Например, товары для молодоженов, для лиц солидной комплекции, для командированных и др.; · товары продаются торговыми организациями одного и того же типа. Например, ассортимент городского уличного киоска или сельского магазина;
· цены на товары находятся в строго определенном диапазоне, в сравнении с основной массой аналогичных по назначению товаров. Например, товары для малоимущих или, наоборот, для очень богатых людей. В любом случае ассортимент характеризуется двумя основными параметрами: широтой и глубиной. Широта ассортимента определяется количеством различных товаров или их групп, вынесенных на рынок, а глубина — количеством модификаций, вариантов этих товаров, ориентированных на различные уровни удовлетворения потребности. Классическим инструментом анализа ассортимента является так называемый «АВС - анализ». Он состоит в выявлении пропорций покрытия совокупных издержек и обеспечения прибыли различными группами товаров, входящих в ассортимент. Так, если в общем ассортименте из 20 наименований товаров первые 4 дают 80% объема продаж, следующие 4 обеспечивают прибавку еще в 10%, а на все остальные приходятся оставшиеся 10%, то это — довольно типичная картина, характеризующая соответственно ассортиментные блоки А, В и С.
Если в конкуренции за качество основное противоречие просматривается между требованиями рынка и техническими, технологическими возможностями улучшения качества, то в вопросе ассортимента противоречие переходит в иную плоскость. Предпочтениям разнообразных категорий потребителей противостоят экономико-организационные устремления производителей ограничиться лишь теми видами и модификациями товаров, которые приносят наибольшую долю покрытия издержек и прибыли, т.е. блоками А и отчасти В, в ущерб блоку С. Следование диктату экономико-организационных предпочтений, желание максимально реализовать эффект экономии в масштабах крупносерийного производства ведет к резкому увеличению рыночного риска, вероятности неуспеха на рынке. Рынок любит богатый ассортимент. Не случайно абсолютное большинство фирм на развитых рынках давно отказались от так называемой однопродуктовой стратегии и перешли на производство продуктов либо взаимосвязанных (технологией, сырьем, сбытом, продажей), либо даже вообще невзаимосвязанных и тем самым реализуют стратегию диверсификации. Разнообразие предложения товаров на рынке достигается не только путем расширения ассортимента. При условии, что наборы предлагаемых товаров сравнимы по качеству, ассортименту и ценам, на первый план выходит их сервис. Здесь спектр вариантов рыночного выбора особенно широк, так как сервис предполагает работу с конкретным клиентом, непосредственный контакт с ним. Как следствие этого, сервис наиболее индивидуализирован и выступает важнейшим средством дополнительного повышения конкурентоспособности, подкрепления предложенных на рынок товаров. Именно он наиболее ярко определяет имидж фирмы среди покупателей. Существует несколько критериев дифференциации разновидностей сервиса в отношении товара. По времени своего оказания сервис подразделяется на совершаемый до покупки (например, консультация), в ее процессе (подгонка под индивидуальные требования) и после нее (транспортировка, приведение в рабочее состояние, обучение пользованию). По характеру услуг сервис может быть техническим (технический осмотр, ремонт) или коммерческим (пробные поставки, предоставление права обмена). По своей связи с товаром сервис может быть как связанным (инструктаж, общие маркетинговые консультации), так и несвязанным (организация удешевленных или приближенных к покупателю продаж). Различается сервис и по механизму оплаты: он может осуществляться за отдельную плату (абонентское обслуживание) или выглядеть бесплатным, входя в продажную цену (гарантийное обслуживание).
В торговле промышленными товарами на передний план выходит техническое обслуживание, обеспечение запасными частями. Прибыль от этих видов сервиса может вдвое превышать прибыль от продажи самих товаров, а только запасные части по своей стоимости могут составлять до половины стоимости проданного оборудования. Поэтому в стратегии маркетинга сложных машин и механизмов незыблем принцип: сначала — организация технического обслуживания, а уж потом — организация продаж товаров. В целом рассмотренные выше параметры и основные маркетинговые требования к товару — уровень качества, ассортимент и сервис — задают вполне исчерпывающий набор потребительских характеристик товара, каким он предложен на рынке, т.е. во вполне конкретных пространственных и временных условиях. Но рынок, а с ним и товар не стоят на месте. Меняется отношение к товару со стороны потребителей; меняется, обновляется и сам товар. Поэтому необходимо учитывать влияние жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) — это базовый параметр стратегии комплексного продукта, определяющий процессы планирования ассортимента продукции и политику его обновления. Представляет собой последовательность стадий (фаз) жизни товара на рынке: внедрение, развитие рынка (рост), зрелость (стабилизация) и насыщение рынка, сокращение (спад), прекращение производства (снятие товара). На разных стадиях используются различные инструменты маркетинга. При этом преследуются цели: а) сократить сроки внедрения товара на рынок; б) «растянуть» периоды развития и стабилизации; в) своевременно сиять товар с производства, заранее подготовив ему замену. Концепция ЖЦТ исходит из того, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, т.е. живет (пребывает на рынке) ограниченное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым товаром. Существует несколько видов ЖЦТ, различающихся как по продолжительности фаз, так и по объемам продаж, росту оборота и прибыли. Так, наиболее часто в работах по маркетингу встречается традиционная кривая, включающая отчетливые периоды введения товара на рынок, роста, зрелости, спада. Классическая кривая (бум) описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого периода времени. Кривая увлечения характеризует товар, судьба которого — быстрый взлет и столь же быстрая потеря популярности, модности. Продолжительное увлечение товаром отличается по характеру кривой тем, что остаточный сбыт присутствует, но в размерах, незначительных по сравнению с пиковым объемом реализации. Сезонная кривая имеет ряд пиков и спадов. Кривая возобновления («ностальгии») отражает динамику сбыта однажды устаревшего продукта, который неожиданно переживает новый подъем. Кривая провала характеризует продукт, который вообще не имел успеха. Понятно, что невозможно заранее с уверенностью предсказать формы кривой ЖЦТ для конкретных продуктов. Однако с определенной долей вероятности они могут быть предсказаны, а для нескольких продуктов — совмещены, чтобы избрать стратегию, позволяющую избежать падения совокупного объема продаж. Внедрение товара на рынок — первая стадия ЖЦТ. Цель маркетинга здесь — создать рынок для нового товара (особенно если это принципиально новый товар, потребность в котором еще не выражена на рынке). Это этап, на котором конкурентов или вообще нет, или их мало. Издержки производства еще весьма велики, поэтому прибыль на единицу продукции мала, а может и вообще отсутствовать (при проникающей стратегии ценообразования). Потребителями товара являются почти исключительно новаторы, поэтому первоначально реклама должна быть ориентирована на них. В модификациях нового продукта большой необходимости нет. Сбыт, особенно для предметов роскоши, является эксклюзивным. Если товар и сегмент рынка имеют престижный характер, то цена может быть весьма высокой. Необходима высокая информативность рекламы, весьма желательны бесплатные образцы. На стадии внедрения товара торговля обычно убыточна. Объем продаж незначителен, маркетинговые расходы (особенно на рекламу) велики. Влияние элементов маркетинговой политики па объем сбыта по нисходящей (исходя из уровня расходов и значимости) следующее: качество, реклама, снижение цены, улучшение сервиса. Развитие рынка, рост объема продаж — вторая стадия ЖЦТ. Основная цель — расширение сбыта. Желательно наличие нескольких доступных для потребителя модификаций товара. Доля прибыли здесь выше, чем на стадии внедрения, за счет роста объемов производства. Возникает диапазон цен, активно применяются наценки. Используется убеждающая массовая реклама. Рост объема продаж — свидетельство признания покупателями товара, которое обеспечивает быстрое увеличение спроса на него. Продажа и прибыльность растут, расходы на рекламу в целом стабилизируются. Влияние элементов маркетинговой политики: рост рекламы, повышение качества, снижение цены, увеличение разнообразия сервиса. Зрелость (стабилизация) рынка — третья стадия ЖЦТ. Цель маркетинга — сохранить отличительные преимущества своего товара в условиях значительно выросшей конкуренции, достигающей в этот период максимума. Отраслевой сбыт стабилизируется. Прибыль на единицу продукции может вырасти за счет освоенного рынка, однако возможно и ее падение, поскольку приходится применять стратегию скидок в ценообразовании, обеспечивать дополнительный сервис. Необходим полный набор требуемых модификаций продукта, использование различных каналов сбыта, представленность товара в максимальном количестве торговых точек. В стадии зрелости иногда выделяют два периода: созревание и насыщение. В период созревания прекращается бурный рост и наступает стабилизация объема продаж, а прибыльность отдельной единицы товара начинает падать. Зрелость также характеризуется тем, что большинство потенциальных покупателей уже приобрело товар. Поэтому темпы роста продажи падают, прибыль также растет медленнее из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия. Элементы маркетинговой политики по степени воздействия на объем продажи располагаются в следующем порядке: снижение цены, интенсификация системы формирования спроса и стимулирования (ФОССТИС), повышение качества, совершенствование сервиса. Насыщение приходит, когда несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продажи прекращается. Прибыльность торговли (экспорта) может продолжать возрастать из-за снижения издержек производства (вследствие более полного использования возможностей технологии, повышения производительности труда, уменьшения брака). На объем продаж воздействует прежде всего ФОССТИС, затем улучшение качества, улучшение сервиса, снижение цены. В период насыщения рынка снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей уже не могут предотвратить постепенное снижение спроса. Масса прибыли при этом может все еще возрастать из-за снижения издержек производства. Продлить этот период помогают мероприятия по стимулированию сбыта, повышение качества продукции, улучшение сервиса, снижение цены. Некоторое «взбадривание» рынка может произойти, но ценой значительных маркетинговых усилий, а это сказывается на снижении прибыльности торговли. Уже на стадии насыщения, не дожидаясь спада, важно вывести на этап зрелости новый товар. Сокращение (спад) продаж товара — одна из завершающих стадий ЖЦТ, когда с сокращением сбыта в отрасли многие фирмы уходят с рынка в результате сокращения числа потребителей, частоты продаж. Количество модификаций сокращается до двух-трех наиболее ходовых; товар уже нет необходимости продавать повсеместно, он концентрируется в отдельных, часто специализированных магазинах. В рекламе подчеркивается надежность; в ценообразовании превалирует доступность. Ориентация идет в любом случае преимущественно на консервативный тип покупателя. Маркетинговая программа неизбежно сокращается. Впрочем, возможны и попытки оживления продукта за счет изменения упаковки, расфасовки в сторону уменьшения количества продукта в одной упаковке, изменения форм сбыта в сторону доступности, приближенности к месту потребления. Следующий путь — переход к прекращению производства товара. Еще один вариант — проникновение на принципиально новые рынки, продление жизненного цикла товара за счет экспорта. Посредством модернизации товара, уменьшения цены, иных мер стимулирования сбыта удается в определенных случаях предотвратить полный спад и даже ввести товар в стадию второго насыщения. Однако в конечном счете наступает еще более глубокий спад, и товар снимают с торговли и производства. Прибыльность торговли во время периода «взбадривания» постепенно падает из-за снижения цен и растущих расходов на маркетинг. Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями темпа продажи и прибыли, чтобы уловить границы стадий и соответственно внести изменения в программу маркетинга, перераспределить маркетинговые усилия и т.д. Особенно важно уловить стадию насыщения, и еще более — спада. Для экспортера только тот товар оправдывает свое существование, который за свой жизненный цикл в целом может обеспечить значительный объем прибыли по отношению к инвестированным средствам. Экспортеру необходимо решительно прекращать сбыт товара, если стали плохими его коммерческие показатели. Медлить с этим не следует, даже если еще не полностью компенсированы средства, вложенные в разработку и налаживание производства товара. Следует помнить, что введение нового товара на рынок — всегда риск, который оправдывается обычно не более, чем на 20%. Необходимо быть готовым к тому, что рынок отвергнет товар, и иметь наготове новый, равно как и его маркетинговую программу. При разработке и проведении товарной политики надо учитывать различия ЖЦТ в различных географических секторах мирового рынка. Один и тот же товар может находиться в различных стадиях цикла на рынках разных стран, что позволяет маневрировать товарами. Возможность этого, однако, уменьшается, если насыщение товарами разных экспортных рынков происходит более или менее одновременно и/или ЖЦТ сокращается на всех рынках сразу. Концепция ЖЦТ — существенный элемент в разработке и проведении экспортной товарной политики, управлении ассортиментом. Ее использование позволяет экспортеру целенаправленно разрабатывать соответствующую каждой стадии ЖЦТ тактику экспортного маркетинга. Некоторые маркетологи выделяют фазу завершения спада — прекращение производства товара как последнюю стадию ЖЦТ. Потребители, а также каналы сбыта должны быть заранее предупреждены о времени прекращения производства товара, а также о соблюдении гарантийных обязательств, о порядке осуществления ремонта после истечения гарантий, об обеспечении запасными частями к снятой с производства продукции в течение оговоренного периода времени. Эти меры будут способствовать тому, что доверие к фирме не будет утрачено, и потребители позитивно воспримут новые товары фирмы. Как правило, существование товара в той или иной стадии ЖЦТ связано с осуществлением им определенной стратегической роли. Общая динамика ролей и ее логика раскрыты в классической матрице ассортиментных групп товаров (часто называемых стратегическими хозяйственными единицами), впервые предложенной Бостонской консалтинговой группой (БКГ). Это один из наиболее известных в маркетинге инструментов классификации товаров по доле на рынке относительно основных конкурентов и по темпам годового роста рынка. Матрица БКГ используется для определения перспектив товаров, ассортиментных групп и для соответствующего выбора маркетинговой стратегии. В основе использования матрицы БКГ лежит предположение о том, что чем больше доля товара на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль за счет экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшения позиции по организации сбыта. Каковы же возможные стратегии и сценарии развития товаров, играющих разные роли? Среди успешных стратегий выделяются стратегии новатора и последователя. Стратегия новатора реализуется в том, что, инвестируя в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) средства, получаемые от «дойных коров», фирма входит на рынок с новым товаром, который должен занять место среди «звезд». Стратегия последователя — используя средства «дойных коров», входить на рынок, где доминирует лидер, с товаром-«знаком вопроса» и агрессивно наращивать рыночную долю. Среди безуспешных стратегий чаще всего можно встретить стратегию экономии на новациях и стратегию перманентной посредственности. Экономия на новациях ведет к недостаточности инвестирования, вследствие чего даже «звезда» утрачивает позицию лидера и возвращается в стадию «знака вопроса». Необходимо учитывать, что матрица БКГ ограничена в своей действенности, применимости. Она действует только в отраслях с большим опытом рыночной работы и массовым производством, так как только здесь относительная доля рынка прямо определяет потенциал рентабельности.
Товарная политика
Становление различного рода товарных рынков имеет свою довольно строгую логику. Сначала формируется рынок продуктов питания, затем — других предметов первой необходимости, инвестиционных товаров, позднее — услуг и тем более развлечений. Первым в России в соответствии с этой логикой стал формироваться рынок продуктов питания. Наиболее злободневными вопросами формирования и реализации товарной политики в России выступают вопросы принципиального развития спроса на новом качественном уровне «изощренного спроса»: практическое осуществление прав потребителей; структурная перестройка ассортимента продвигаемой на рынок продукции, прежде всего в пользу высококачественной, наукоемкой продукции, а также услуг; общее расширение и разнообразие ассортимента; решение проблем сертификации продукции на отечественном и международном уровнях. Важнейшее требование отечественного рынка, российской экономики переходного периода — восстановление доверия потребителя к отечественным товарам. Призыв «Покупайте российское!» обрел практическую почву для реализации только во второй половине 1990-х годов. Компания, уже несколько лет хорошо известная в Москве и ее окрестностях под звучным именем «Вимм-Билль-Данн», начинала вхождение в рынок и осуществление маркетингового подхода к работе еще как Лианозовский молочный комбинат. Он был построен в дорыночные времена, сразу стал одним из крупнейших в Европе, однако исходные условия формировали его как планово-убыточное хозяйство. Ассортимент товаров включал молоко, йогурты, позднее — соки, напитки, другие продукты питания. Результаты маркетингового исследования 1992 г. были весьма неутешительны. Продукт российской фирмы под российским названием перестал пользоваться спросом. Предпочтение получили ставшие доступными импортные молочные продукты. Столичные изготовители решились на рискованный шаг: подать свой традиционный для России товар как псевдоиностранный. Появилось новое «импортное» слово и неведомый биологам ушастый зверек с соответствующим рекламным призывом. Многие любители иностранных продуктов долгое время считали «Вимм-Билль-Данн» иностранной товарной маркой. Для существенного увеличения ассортимента по широте предприятие после приватизации было объединено на принципах холдинга с Царицынским молочным комбинатом и заводом детских молочных продуктов. Это позволило выйти на новые целевые группы потребителей и завоевать себе дополнительный имидж на непростом столичном рынке. На предприятиях были введены новые производственные линии. Традиционным недостатком отечественного товара всегда считалось невысокое качество упаковки. «Вимм-Билль-Данн» заключил договор о стратегическом сотрудничестве с поставщиком упаковки европейского качества «Тетра Пак». Еще один удачный ход был сделан «Вимм-Билль-Данн» в конкурентной борьбе с иностранными фирмами в направлении отечественной государственной сертификации продукции. Компания выступили инициатором разработки и внедрения нового государственного стандарта, защищающего потребителя от дешевых подделок (в основном именно импортных) под 100% сок. Стратегия подыгрывания «под Запад», разговор с потребителем на английском языке постепенно сменились выраженным российским акцентом. Иностранные слова начали исчезать с упаковки. Компания все смелее заявляет о себе как о российской фирме. Рекламный призыв на упаковке печатается уже по-русски: «То, что ты хочешь». В итоге достигнуты впечатляющие рыночные результаты. Один из них — динамика оборота. С 1992 по 1996 гг. он увеличился многократно. Суточный объем продаж, составлявший в 1993 г. 103 тыс. т, в 1996 г. увеличился до 500 тыс. т, а дневная выручка достигла рекордного значения в 4 млрд. руб. Товарная политика в современных условиях должна осуществляться с учетом роста влияния неценовых факторов на конкурентоспособность производителей. В 1990-х годах фирма «Юропиэн менеджмент форум» опубликовала результаты своих исследований конкурентоспособности фирм 22 капиталистических стран, причем определила этот параметр как реальную и потенциальную способность компаний проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары по ценовым и неценовым характеристикам, в комплексе более привлекательные для потребителей, чем товары конкурентов. Это несколько устаревшее исследование интересно, тем не менее, своей основательностью: конкурентоспособность определялась на основании 10 факторов, в общей сложности применялось 245 параметров, опросу подверглось более 700 компаний. В результате получился следующий список (по нисходящей): Япония, Швейцария, США, ФРГ, Нидерланды, Канада, Австралия, Финляндия, Швеция, Австрия, Дания, Норвегия, Великобритания, Франция, Ирландия, Испания, Италия, Турция, Новая Зеландия, Греция, Португалия. Если же рассмотреть конкурентоспособность некоторых из этих стран но группам товаров, то ряды приобретают иное «звучание»: по сельскохозяйственным товарам — США, Франция, Италия, ФРГ, Великобритания, Япония; по продукции общего машиностроения — ФРГ, США, Япония, Франция, Италия, Великобритания; по бытовым электроприборам — Япония, ФРГ, Италия, США, Франция, Великобритания; по легковым автомобилям — Япония, ФРГ, Франция, Италия, США, Великобритания; по грузовикам — ФРГ, Япония, США, Франция, Италия, Великобритания; по одежде — Италия, Франция, Великобритания, равные позиции занимали США, ФРГ и Япония. Это еще раз подтверждает тезис, что абсолютных лидеров в конкурентоспособности нет и быть не может, если рассматривать проблему достаточно широко. Обсуждая в предыдущем разделе метод оценки конкурентоспособности товара, мы не выделили ни один из параметров в качестве основного, определяющего исход конкурентной борьбы, потому что покупатель из двух однородных товаров всегда выбирает тот, который дешевле, а из двух товаров с одинаковыми ценами — тот, чьи потребительные свойства выше. Поэтому в борьбе за покупателя продавец (товаропроизводитель) должен либо снижать цены, либо повышать качество предлагаемых товаров. Удешевление товаров, конечно, имеет место. Часто оно протекает масштабно и быстро благодаря тем возможностям снижения издержек производства, которые дает НТР. Но снижение цен экономически невыгодно для товаропроизводителя. Там, где цену можно поддерживать постоянной, а еще лучше — повышать, продавец предпочитает улучшать потребительские свойства товара. Благодаря НТР с ее гигантскими возможностями повышения потребительских параметров продукции сформировались благоприятные условия для использования неценовых факторов конкурентоспособности, в особенности такого фактора, как снижение цены потребления. Одна из западных фирм отметила снижение продаж: своих ЭВМ в связи с тем, что при цене 4000 долл. расходы на эксплуатацию составляли 3250 долл. в год, что было существенно выше, чем затраты на их эксплуатацию компьютеров конкурентов. Фирма разработала новую ЭВМ ценой 5000 долл., но со стоимостью эксплуатации 1250 долл. в год — и увеличила объем сбыта на 300%! Причина ясна: общие затраты (цена потребления) снизились с 7250 до 6250 долл., т.е. на 14%. Аналогичным методом вытеснила конкурента с рынка фирма, выпускающая телевизоры: предложила покупателям аппарат ценой 450 долл. при расходах на эксплуатацию 125 долл. вместо выпускаемого конкурентом аппарата ценой 400 долл. со стоимостью эксплуатации 326 долл. К неценовым факторам межфирменной конкуренции относят также усиленное внимание к выпуску наукоемкой продукции, перемещение капиталовложений в эти отрасли. Продукцию машиностроения следует относить к наукоемкой, если доля расходов на НИОКР составляет 5% и более от объема продаж. С этой точки зрения наукоемкими оказываются электронно-вычислительная техника, оборудование связи, контрольно-измерительные (электронные и электрические) приборы, рентгеновское и радиологическое оборудование, авиатехника и авиадвигатели, интегральные схемы и дискретные полупроводниковые приборы, ядерные реакторы. Однако следует иметь в виду, что, достигнув примерно 30% общего объема экспорта ведущих капиталистических стран, доля наукоемкой продукции стабилизировалась, а внимание фирм переместилось на повышение научно-технического уровня традиционного оборудования предприятий химической, металлургической, электроэнергетической, текстильной, полиграфической и других отраслей. Важным фактором неценовой конкуренции является минимизация сроков поставки товара: потребитель имеет возможность быстрее, чем конкуренты, применить новейшую технику и получить повышенную прибыль. Советские предприятия, увы, не могли похвастаться не только короткими сроками поставки, но даже быстрым заключением контрактов и своевременными ответами на запросы иностранных клиентов. Еще один способ неценовой конкуренции — создание мощной сбытовой сети, а также службы сервиса. Так, американская фирма «Катерпиллер», крупнейший производитель землеройного оборудования, имеет свыше 200 агентов, располагающих примерно 1000 пунктами продажи и сервиса, причем многие из агентов обладают капиталом около 2 млн. долл. Японская фирма «Ниссан мотор» продает в США свои легковые автомашины через 1100 дилерских пунктов, причем это, как правило, известные покупателям коммерсанты, успешно сбывающие автомобили, не являющиеся конкурентами японской технике. Компания «Фиат-Эллис коистракшн машинери» расширила свой центральный склад запчастей в штате Иллинойс (США) на 60% (с 17,8 до 29,5 тыс. кв.м), для чего пришлось израсходовать около 2,5 млн. долл. Все это — примеры неценовой конкуренции. Однако не следует и переоценивать факторы неценовой конкуренции. Отметим в заключение, что в числе параметров, обеспечивающих неценовую конкурентоспособность, находятся соответствие международным и национальным стандартам, факторы ускоренного развития, удобство эксплуатации, простота обучения персонала, экологичность и др. Рассмотренные выше вопросы о роли и месте товара в маркетинговой деятельности позволяют сделать следующие выводы: · товар — это многоаспектное понятие, главными его составляющими в маркетинге выступают потребительская ценность (способность произведенной продукции удовлетворять конкретные запросы потребителя), представленность продукции на рынок для продажи (с определенной ценой) и наличие спроса на продукцию на рынке; · основное условие успеха товарной политики — планомерное введение новых товаров на рынок, своевременное обновление ассортимента в соответствии с уровнем конкурентоспособности, результатами и перспективами позиционирования товаров, динамикой их жизненного цикла; · на современном этапе развития существенно возрастают неценовые факторы в конкурентоспособности товаров и производителей.
Концепция нового товара
По зарубежным данным, для создания товара, имеющего коммерческий успех (т.е. не только окупающего все затраты на разработку и введение на рынок, но и обеспечивающего «нормальную» прибыль), необходимо в среднем изучить около 60 новых идей, чтобы в конце концов получить одну, наиболее полно отвечающую перспективным требованиям рынка. Если за 100% принять время, нужное для всего цикла разработки, т.е. от зарождения идеи до выхода на рынок с новым товаром, то выявится следующая картина. Примерно 5% времени уходит на то, чтобы обсудить имеющиеся 60 идей и оставить 15. Затем 10% времени требуется, чтобы после коммерческого анализа осталось 5—6 перспективных идей. К концу разработки в конструкторском отделе (примерно 60% времени, прошедшего с начала работ) отсеиваются еще 3 идеи. На стадии рыночного и лабораторного тестирования снимают одну—две идеи. И только после всег
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|