Система управления сбытом: основные элементы и принципы
Основным элементом системы сбыта продукции является оценка результата всей деятельности маркетинговой службы и ее эффективности, Рассмотрим сбыт продукции с точки зрения системного подхода к решению проблемы эффективной деятельности сбытовых маркетинговых предприятий и организаций. Маркетинговая организация — это система, соединяющая предприятия, производящие продукты, и рынки потребления. Величина сбыта продукции является критерием эффективной деятельности маркетинговых служб. Экономический смысл деятельности маркетинговой службы состоит в ускорении отдачи производственных фондов предприятия, повышении уровня конкурентоспособности продукции, ускорении ее продвижения на рынки, создании новых и модернизации существующих товаров для получения наибольшей прибыли. Система сбыта продукции в рамках маркетинга представляет совокупность сложившихся методов изучения рынков, выявления новых потребителей, изучения потребностей покупателей, создания новых эффективных каналов продвижения и реализации товаров, проведения рекламных мероприятий. Эта система реализуется соответствующими организационными службами и методами управления маркетингом. Система включает планирование, организацию, руководство исполнением, контроль и координацию всеми сторонами деловой активности предприятия по обеспечению эффективного сбыта продукции. Система маркетингового сбыта продукции состоит из рабочих элементов системы, к которым относятся рынок, товар, цена, передвижение товара и сбыт, а также функциональных элементов, к которым относятся исследования, анализ, прогноз, управление человеческими ресурсами, управление производством продукции и др. Рассмотрим рабочие элементы системы подробнее.
Рынок. Рынок — это система экономических отношений, обеспечивающая эффективное функционирование общества на основе заинтересованности товаропроизводителя в получении прибыли. Это форма связи производителя и потребителя, производителей друг с другом, всех звеньев хозяйственной деятельности товарного обращения и обмена. Основной обобщенной характеристикой рынка является закон спроса и предложений. Существуют рынки капитала, ресурсов, продукции, услуг и т.д. Рынки подразделяют на мировые и внутренние. Рынок — сложное образование, состоящее из условных частей-сегментов. Под сегментацией рынка понимают классификацию потенциальных потребителей товаров или услуг на группы, различающиеся по основным требованиям (цене, качеству, месту продажи и т.д.), конкретным видам товара. Сегментация является основным процессом деятельности менеджера в условиях насыщенного рынка для выявления наиболее отличительных черт и потребностей каждой группы потребителей. Она позволяет целенаправленно разрабатывать и осуществлять маркетинговые мероприятия по изучению рынка. Различают предварительную сегментацию на этапе выбора рынка и окончательную — при разработке маркетинговой программы. Методика проведения сегментации определяется видом товара по следующим признакам: географическим, демографическим, стадиям жизненного цикла товара, возрасту потребителя, его социальному положению, уровню дохода и другим факторам. Различают целевые сегменты, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям определенной группы предприятий и выпускаемой ими продукции. Выбор целевого сегмента — одна из стратегических задач маркетинга. Критериями выбора являются емкость рынка, уровень цен, стабильность спроса, уровень конкуренции, обслуживания и рекламы.
Различают также рынки продавца и покупателя. Рынок продавца характеризуется экономической ситуацией в условиях товарного дефицита и связан обычно с ростом количества заключаемых сделок, превышением спроса над предложениями и тенденцией роста цен; такое состояние рынка отвечает интересам продавца. Рынок покупателя характеризуется превышением предложений над спросом и тенденцией к снижению цен. Такая ситуация возникает при перенасыщении товарного рынка, который имеет относительно низкий уровень цен, что соответствует интересам покупателя. Понятия емкости, конъюнктуры и прогнозирования рынка характеризуют рынок. Предельное значение рыночного спроса при максимальных маркетинговых усилиях есть емкость рынка — величина переменная, под которой понимается потенциальный объем продаж при соответствующем уровне цен и других факторов рынка. Понятие «конъюнктура рынка» — это совокупность признаков, характеризующих текущее состояние рынка на определенный период. Для анализа конъюнктуры рынка используют показатели: · промышленного производства (объем, занятость, капитальные вложения, ставка зарплаты и др.); · товарооборота (информация о розничной и оптовой торговле, платежеспособность населения, движение товарных запасов, внутренние перевозки); · внешней торговли (показатели экспорта и импорта, удельного веса страны в экспорте и импорте и т.д.). При составлении прогнозов конъюнктуры рынков используют показатели кредитно-денежной сферы (курс акций, валютный курс, величина учетного банковского процента, банкротства, депозиты банков и т.д.); данные о заказах (портфель заказов промышленности); ценовые показатели (цены готовых изделий, заказов, контрактов, предложений и т.д.). Прогнозирование товарного рынка — это процесс оценки перспектив развития конъюнктуры рынка, определение изменений рыночных условий на заданный период. Он основывается на анализе данных прошлого и настоящего состояния рынка для определения тенденций влияния факторов рынка на рыночную ситуацию. Прогнозы могут быть краткосрочными (до 1,5 лет), когда внимание акцентируется на количественной и качественной оценке изменения спроса и предложений, объеме производства, уровне конкурентоспособности, уровне цен и других факторах; среднесрочными (на 5—10 лет) и долгосрочными (10 лет и более). Стратегия товарных рынков основывается на системе прогнозов, конъюнктуре, соотношении спроса и предложения и других факторах, которые определяют вероятность и динамику изменения цен на товары.
Товар. Товарная политика маркетинга — комплексное понятие, оно включает понятия жизненного цикла товара, позиционирования товара, конкурентоспособности, инновационной и ассортиментной политики и т.д. Жизненный цикл товара — это период времени от появления товара на рынке до исчезновения спроса на него. Он представляется в виде графика взаимосвязи объема продаж и размера прибыли от временного фактора. Модель жизненного цикла товара — концепция анализа сил, которые определяют привлекательность товара на рынке, вызывают его эволюцию. Как показывает опыт, жизненный цикл не всегда следует диаграмме типовой модели. Иногда товар, минуя вводный этап, вступает в фазу роста, другие товары избегают зрелости и переходят от роста к спаду и вновь обретают динамику роста. Не существует единственной универсальной модели. В конкретных моделях иногда трудно определить фазу, в которой находится товар. Продолжительность этапов изменяется от вида товара, технологий и типа производства и т.д. Выделяют следующие стадии жизненного цикла товара: ввод товара на рынок, стадия роста, стадия зрелости и стадия спада. Каждая стадия существенно различается рыночной ситуацией, уровнем спроса, уровнем конкуренции, стратегией предприятия и т.д. Анализ жизненного цикла является обязательным этапом при разработке товарной, инновационной, ценовой политики предприятия. Позиционирование товара на рынке — система определения места новой продукции в ряду товаров, уже обращающихся на рынке, наряду с рядом конкурирующих между собой изделий. Оно определяет особенности товара, его характерные черты, отличающие его от конкурирующих изделий. Позиционирование товара и сегментация рынка тесно связаны между собой. Они учитывают укрепление позиций товара на конкретном сегменте рынка. Цель позиционирования — выделить предлагаемый товар из круга аналогичных товаров, отдав ему предпочтение, закрепив его на рынке как наиболее полно удовлетворяющий потребность рынка. Позиционирование товара возможно на основе его определенных преимуществ и характеристик; специфических потребностей рынка; специального использования; сопоставления с конкурирующими образцами; ориентации на определенную группу потребителей; идентификации характеристик с потребностями рынка; создании имиджа и т.д.
Конкурентоспособность товара — это совокупность потребительских свойств товара, характеризующая их отличие от конкурирующих групп. Основные факторы, характеризующие конкурентоспособность, следующие: технический уровень, качество продукции, ориентация на потребителя, цена, затраты на эксплуатацию, качество обслуживания, уровень сбытовой сети, реклама, имидж. Для оценки конкурентоспособности используют методики с дифференцированными, комплексными и смешанными показателями. Важным компонентом управления маркетингом является разработка видов политики — торговой, инновационной, ассортиментной и др. Торговая политика — один из главных видов маркетинговой деятельности предприятия; она обеспечивает создание товару рыночной новизны. Инновационная политика — совокупность управленческих методов, обеспечивающих ускорение интеграции всех типов нововведений, создание инновационного климата на предприятиях и т.д. Цель этой политики — сократить сроки разработки и внедрения продукции — является центральным звеном товарной политики системы маркетинга. Ассортиментная политика — это система мер по определению набора групп товаров, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке. Широкий ассортимент продукции укрепляет позиции предприятия на рынке. Цена. Ценовая политика фирмы — это определенный уровень цен и возможные варианты их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых фирмой в краткосрочных и долгосрочных планах. Перспективной целью ценовой политики является получение, максимальной прибыли, в качестве промежуточных целей могут быть: · защита позиций на рынке; · подавление конкурентов; · завоевание новых рынков; · выход нового товара; · быстрое возмещение затрат; · стабилизация доходов и др. Ценовая политика обеспечивается с помощью сохранения, повышения или понижения уровня цен, осуществляемых постепенно или скачками. Выбор ценовой политики определяется размерами фирмы, финансовым положением на рынке, интенсивностью конкуренции, видом и ассортиментом продукции и фазой жизненного цикла товара. Все эти положения являются основными причинами выбора стратегии предприятия. Существуют поправки к ценам, называемые ценовыми скидками. В мировой практике применяется около сорока видов ценовых скидок. Среди них наиболее распространены следующие:
· общая (простая) скидка практикуется при заключении сделок на оборудование (20—30%); · скидка на оборот предоставляется оптовым покупателям за обусловливаемый объем оборота в год (10—12% оборота);
· скидка за количество или серийность (прогрессивная скидка) предоставляется при условии покупки увеличивающегося количества товара; · дилеровская скидка предоставляется оптовым и розничным торговцам, посредникам, агентам и представителям; она предназначена для покрытия расходов, связанных с реализацией и сервисным обслуживанием продукции, и включает вознаграждение дилеров (достигает 30%); · закрытая скидка применяется при внутрифирменной торговле; · скидка «сконто» — разновидность простой скидки, предоставляется за оплату наличными или предварительное осуществление платежей (3—5% стоимости сделки); · специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы; · экспортные скидки предоставляются при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка, с целью повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке; · сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. По отдельным товарам общий уровень скидок составляет 50% общей стоимости первоначально объявленных цен. Они меняются в зависимости от степени новизны товара, от стадии его жизненного цикла, принятой фирмой конкурентной стратегии, от изменения спроса и др. Передвижение товара. Система передвижения товаров включает несколько основных элементов. Каналы передвижения товара, способы (организационные, технические, экономические) доставки его к месту продажи или потребления в установленные сроки в значительной степени определяют характер отношений производителя и покупателя. Схему каналов передвижения товара можно представить в виде формулы: «производитель — экспортер (импортер) — оптовый покупатель — розничный торговец — потребитель». Существуют различные варианты этой схемы. Для этого производители организуют представительства в стране-импортере, создают собственные товарные склады, сборочные заводы на территории страны-импортера, совместные предприятия с участием иностранного партнера, используют иностранных посредников, оптовиков, агентские фирмы, дилеров и т.д. Посреднические внешнеторговые фирмы — это фирмы, выполняющие по поручению производителей-экспортеров функции посредников на международных рынках в соответствии с заключенным соглашением. Различают несколько видов торгово-посреднических операций: дилерские, комиссионные, агентские, брокерские и др. От первоначального выбора торгового посредника зависит не только успех, но и закрепление фирмы на рынках. Торговые посреднические фирмы — это торговые дома; экспортные и импортные фирмы; комиссионные фирмы, которые
выполняют разовые коммерческие поручения от своего имени, но за счет производителя. Агентские фирмы выступают от имени и за счет производителя, продавца или покупателя, юридически они полностью независимы. Брокерские фирмы предоставляют особый вид посреднических услуг, в функции которых входит свести контрагентов. Факторы (факторинговые компании) — торговые посредники, выполняющие широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера. Агенты — лица, совершающие определенные действия подготовки к сделке, но без права подписи по поручению принципала, за его счет и от его имени. Брокеры — посредники, содействующие совершению сделки между заинтересованными сторонами, выступают в качестве физического лица или организации. Дилеры — посредники, осуществляют перепродажу товаров обычно от своего имени и за свой счет. Дистрибьюторы — разновидность агентов, осуществляющих сбыт товаров в пределах своего региона. В отличие от агентов, действующих от имени и по поручению продавца за комиссионное вознаграждение, дистрибьюторы закупают товары за свой счет, а затем реализуют их покупателю. Коммивояжеры — независимые торговые агенты или штатные торговые представители фирмы, продают товары, принимают заказы, консультируют покупателей, заключают сделки от имени фирмы. Сбыт продукции обеспечивается рядом основных процессов, операций и инструментов. К ним относятся: формирование спроса, стимулирование сбыта, разработка рекламы, формирование имиджа, создание системы связей с общественностью (паблик рилейшнз), разработка фирменного стиля, товарного знака и т.д. Формирование спроса — целенаправленные действия по обеспечению информированности потенциальных покупателей о товаре, его особенностях, техническом уровне, экономических параметрах, гарантиях, цене, дополнительных услугах, сервисе. Основной инструмент процесса — реклама. Спрос зависит от уровня конкурентоспособности товара, его качества, надежности в эксплуатации и т.д. Стимулирование сбыта — комплекс мероприятий по продвижению товара на рынках. Это скидки с цены на товар, кредитные условия продажи, премиальная продажа, конкурсы, лотереи, гарантии возврата денег и т.д. Разработка рекламы — способ информирования потребителей о товаре и его производителе с целью создания благоприятного мнения о продукции, продаваемой на рынке. Формирование имиджа — создание образа предприятия у потребителей продукции различными способами, имидж высокого уровня — это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение на рынке к его товарам, услугам, товарному знаку, рекламе. Создание системы связей с общественностью, прессой, учреждениями и общественными организациями, разработка фирменного стиля — это совокупность визуальных средств информационного характера, выражающих единство внутреннего и внешнего оформления товаров, включает образ предприятия, его товарного знака, цветов фирмы и т.д. Товарный знак — условное обозначение, помещенное на товаре предприятием для его индивидуализации. Является промышленной собственностью. Подлежит правовой защите, гарантирует его владельцу монопольное право на использование. В рыночной экономике товарный знак выполняет отличительную, информационную и рекламную функции. Это далеко не полный перечень инструментов, которыми пользуется менеджер, обеспечивая сбыт продукции на рынке. Основные принципы и положения управления маркетингом. Любая фирма должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности, она не может постоянно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многим фирмам может казаться, что их возможности ограничены, но это всего лишь неумение увидеть будущее своего дела и осознать свои сильные стороны. В действительности перед любой фирмой открыто множество рыночных перспектив. Роль менеджера — выявить и разработать с помощью маркетинга наиболее перспективные пути развития, которые приведены ниже. Анализ рыночных возможностей — одна из первостепенных задач менеджера. Она включает систематическое выявление новых рынков сбыта, новых возможностей и идей, которые можно обеспечить, внимательно анализируя маркетинговую информацию (печатные издания, выставки, рынки, каталоги товаров и фирм), другим путем является развитие товара и поиск рынков сбыта. Более глубокое внедрение на рынок, т.е. обеспечение роста продаж существующей продукции целевой группе покупателей можно обеспечить за счет снижения цен, увеличения расходов на рекламу, привлечения потребителей аналогичной продукции других фирм и т.д. Разработка стратегии расширения границ рынка для товара, поиск для него новых рынков. Для этого необходимо изучить географию рынков, их возможности, объем продаж. Диверсификация товаров, предложение новых товаров, их модификация для новых рынков, — это создание новых производств, проникновение в перспективные сферы деятельности, выявление новых возможностей фирмы, направление усилий с целью достижения конкурентного преимущества. Эти усилия должны соответствовать целям и ресурсам фирмы. Формулирование целей и задач фирмы на получение прибыли, достижение конкретного объема сбыта, уровня роста продаж, завоевание расположения потребителей продукции. Анализ возможностей рынка и ресурсов фирмы (капитала, технологий, производственных мощностей, продвижения товара и т.д.). Отбор целевых рынков. Процесс выявления и оценки рыночных возможностей порождает множество новых идей. Задача менеджера заключается в отборе лучших, которые соответствуют целям и ресурсам фирмы, величине и характеру рынка. Прогнозирование спроса и определение размеров рынка. Менеджеру необходимо проанализировать информацию, рассмотреть все факторы и тенденции, влияющие на развитие рынка, и сделать прогноз относительно его перспектив. Сегментация рынка. Менеджеру предстоит решить вопрос, как выходить на рынок. Рынок состоит из множества типов потребителей. Процесс разбивки потребителей на группы на основеразличий в нуждах, характеристике и поведении называется сегментацией. Отбор целевых сегментов рынка. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же выбор, побудительных стимулов маркетинга. Фирма может выйти на один или несколько сегментов рынка. Как правило, фирма начинает обслуживание одного сегмента, и если начинает успешно, постепенно увеличивает их число. Позиционирование товара на рынке. Любой товар — это набор воспринимаемых потребителем свойств, определяющих выбор товара. Сопоставляя позиционирование товара и потребительское предпочтение, определяем его позицию на рынке. Менеджер, приняв решение относительно позиционирования товара, должен приступить к планированию, цель которого — вызвать реакцию спроса потребления со стороны целевого рынка. Планированию подлежат четыре основные составляющие маркетинга: товар, его цена, распределение товара и методы стимулирования сбыта на целевом рынке. Претворение планов в жизнь связано с анализом рыночных возможностей, отбором целевых рынков, разработкой маркетингового комплекса факторов и его реализации. Разработка вспомогательных и информационных систем управления маркетингом. Разработка системы стратегического планирования. Цель стратегического планирования — удостовериться, что фирма находит и развивает сильные производства и сокращает или сворачивает слабые. После стратегического планирования разрабатывается среднесрочный или годовой календарный план для каждого производства. В годовом плане дается маркетинговая ситуация, вероятные угрозы и возможности, цели и проблемы, стоящие перед товаром. Этот план становится основой для координации всех видов деятельности. Далее менеджер разрабатывает организационную систему, структуру маркетинговой службы, способную взять на себя всю маркетинговую деятельность фирмы (исследование рынка, организация сбыта, реклама, сервис, продвижение товара и т.д.). Организационная структура службы маркетинга разрабатывается с таким расчетом, чтобы она наилучшим образом способствовала достижению маркетинговых целей. Это могут быть функциональные, географические, товарные, рыночные принципы. Создание системы маркетингового контроля обеспечивает контроль выполнения планов, прибыльность и осуществление стратегии, обратную связь потребителя и производителя продукции. Основные факторы, оказывающие влияние на разработку маркетинговой стратегии: · на макроуровне к ним относят социально-культурную, политико-правовую, демографическую, экономическую и технико-экологическую среду; · на микроуровне — это конкуренты, поставщики, посредники, аудиторы, контрагенты и т.д.; · системы планирования, организации, информации, контроля; · составляющие маркетингового комплекса — товар, цена, распространение и стимулирование.
Глава 2 ТОВАР. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|