Разработка стратегии маркетинга
Арнольд Вайсман, специалист по управлению маркетингом, предложил концепцию разработки стратегии маркетинга. Она включает десять этапов (шагов) исследования различных факторов, связанных с исследованием рынков, источниками снабжения, действиями конкурирующих фирм, а также с исследованием собственного предприятия. Это позволяет проанализировать расстановку сил, их соотношение на рынке, составить план действий и с учетом конкретных условий и целей деятельности предприятия создать свою индивидуальную концепцию маркетинга. А теперь рассмотрим все десять шагов по разработке стратегии маркетинга. Шаг № 1. Разработка образа предприятия. Образ предприятия включает системы коммуникаций, определенный идеал, корпоративную культуру, которые должны быть известны как сотрудникам, так и рынку. Это фундамент эффективной деятельности предприятия. Образ предприятия — конкретное, образное представление, которое позволяет понять смысл и цель деятельности предприятия всем его сотрудникам и общественности. Его определяет принцип — «чем яснее цель, тем больше вероятность ее достигнуть». Мотивация сотрудников в значительной степени зависит от характера цели и от того, как она представлена. В постоянно изменяющемся мире образ фирмы должен символизировать ее стабильность и надежность. Известно, что краткосрочные традиционные цели уже не позволяют добиться устойчивости на рынке. Формирование образа предприятия обеспечивает следующие положительные результаты при управлении его деятельностью: складывается механизм регулирования стрессовых ситуаций, укрепляется система защиты предприятия от кризисных ситуаций, атмосфера становится более гуманной и доброжелательной; укрепляется чувство коллективизма, что способствует созданию культуры предприятия и высокого уровня-ответственности перед потребителем.
Индивидуальность и имидж предприятия предполагают два взаимосвязанных целевых направления: создание целостного представления о предприятии и его внешнем окружении и формирование и развитие у сотрудников чувства коллективизма. Сотрудники, осмысливая образ и основные принципы деятельности предприятия, его цели и собственную роль в их реализации, могут представить предприятие в идеале. Культура предприятия включает в себя нормы и ценности, установившиеся на предприятии. Традиционная, складывающаяся годами культура предприятия сильнее, чем его физические возможности, и трудно поддается копированию конкурентами. Будущие фирмы, которым удастся создать долговременное конкурентное преимущество, станут эффективными благодаря культуре управления. Коммуникация предприятия — основа успеха. Коммуникация служит для перенесения созданного образа фирмы во внутреннюю и внешнюю сферы. Шаг № 2. Анализ внешней среды. Мы живем во времена быстрых перемен. Методы управления, применявшиеся вчера, не гарантируют успеха завтра. Изменение внешней среды таит в себе риск, но и предполагает значительные шансы на успех. Анализ ее позволяет заранее определить шансы на успех и степень риска. Для того, чтобы выделить те изменения, которые имеют наибольшее значение, нужно сосредоточиться на самой существенной из следующих областей: экономической, технологической, правовой, политической, экологической, демографической. Шаг № 3. Анализ конкурентов. Этот шаг предполагает изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Маркетинг — не только ориентация на потребителя, но и защита предприятия на длительный срок от конкурентов с помощью постоянной системы информации об их поведении. Контроль за конкурентом дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя. Знание сильных и слабых сторон конкурентов позволит точно сориентировать свои планы, обеспечив концентрацию собственных сил против слабых мест соперника. Контроль за деятельностью конкурентов — важнейший инструмент стратегии маркетинга. Знание сильных и слабых сторон конкурентов дает возможность лучше обосновать стратегические направления деятельности.
Шаг № 4. Анализ потребителей. Главное в анализе потребителей — поиск нерешенных или плохо решенных, но важных для них проблем эффективного дефицита рынка. Тот, кто в течение длительного времени лучше удовлетворит запросы групп потребителей, имеет право на длительное существование на рынке. На этом этапе исследуют потребительские потенциалы рынка, запросы потребителей, получают информацию, пригодную для непосредственного использования. Важнейшие сферы маркетинга — специализация и концентрация, которые ведут к долговременному успеху. Важнейшее правило маркетинга: «Концентрируй свои сильные стороны на слабом участке конкурента». Основная задача маркетинга: «Удовлетворять потребности лучше, чем конкуренты». Развитие маркетинга идет не от производства к рынку, а от рынка к производству. Успех обеспечивается там, где потребности рынка удовлетворяются лучше, обеспечивая реализацию новшеств, если в них заключена польза. Оптимальность решения задач достигается при условии, что удается смотреть на рынок глазами потребителя. Шаг № 5. Анализ собственной ситуации. Необходимо знать сильные и слабые стороны своего предприятия. Здесь нужно ответить на вопрос: «Что нам мешает в данный момент удовлетворить потребности рынка лучше, чем конкурентам?» Этот анализ создает возможность управлять предприятием на более высоком уровне. Шаги 1—5 связаны в основном с анализом ситуации. Анализ собственной ситуации является самой сложной задачей. Узнать самого себя, будь то личность или предприятие, — одна из важнейших предпосылок успеха в бизнесе. Проблемы несут в себе и шансы на успех, но воспользоваться этим шансом можно, только устранив проблему.
Главный принцип анализа слабых мест — все сферы деятельности предприятия должны подвергаться постоянному анализу. Во главе иерархии проблем маркетинговой стратегии стоит образ предприятия — идеал, которым руководствуются в своей деятельности менеджеры; на основе образа вырабатываются цели на перспективу; на основании целей формируется стратегия; для реализации стратегии необходимо знание своего потенциала, сильных и слабых сторон своего предприятия. Шаг № 6. Определение позиции продукции на рынке. Опираясь на аналитические данные (1—5 шаги), перейдем к практическим шагам, которые помогут определить позиции предприятия на рынке. От этого этапа во многом зависит успех на рынке. Формируется ориентация на перспективных направлениях развития рынка, основ стратегии маркетинга. В рамках 1—5 шагов собирают информацию, но качество принятого решения зависит исключительно от правильного ее применения. Развитие предприятия зависит от многих факторов, из них необходимо выбрать «минимальный фактор», который позволит достичь быстрого успеха. Но чтобы его определить, необходимо изучить потребности рынка, сильные и слабые стороны конкурентов, а также весь набор минимальных факторов. При этом одно предприятие от другого отличается числом ключевых и минимальных факторов, использование которых позволит решить узкие вопросы; преимуществом, которым оно обладает по сравнению с конкурентами; использованием потенциала предприятий; степенью информированности; различиями между конкурентами и т.д. Шаг № 7. Формулирование цели. Формулирование конкретной и мотивированной цели в письменном виде создает основу для четкой ориентации предприятия. Однако надо помнить, что планы, цели и концепции реализуются людьми. Успех — это вид и степень достижения цели. Другими словами, определение цели является необходимой предпосылкой успеха. Без цели нет успеха. Цели должны быть реальными, мотивированными, выстроенными логически. Формулирование цели предусматривает описание фактического состояния предприятий с указанием различных степеней риска, формулирование трех альтернативных решений с указаниями ожидаемого результата.
При формулировании цели для каждого направления деятельности важное значение имеет образ предприятия, культура, позиционирование, имидж, стратегия маркетинга и сбыт. Логическое построение цели предусматривает ее содержание (чего я хочу достичь), объем (сколько я хочу достичь), временные ограничения (когда я хочу достичь). Пример формулы цели Мы стремимся увеличить нашу долю на рынке (содержание) от 12 до 15% (объем) в этом году (временное ограничение). Шаг № 8. Обеспечение наглядности информации. Наглядность информации и конкретность цели должны пробудить интерес у сотрудника к решению проблемы. Цель формирования связей и методов — целенаправленное изменение поведения, или мотивация. Шаг № 9. Разработка политики и стратегии маркетинга. На выполнение этого этапа направлены все предыдущие восемь этапов подготовительной работы. Первоначально маркетинговое планирование осуществляется на год и на достижение более краткосрочных целей (разработка мер в области реализации политики сбыта). «Моя идея лучите, чем идеи других предпринимателей», — часто говорят при основании фирмы. И эта идея может стать источником эффективности предприятия. Она определяет цель, образ предприятия и в результате приводит к успеху. Стратегический маркетинг базируется на двух условиях: стратегическом преимуществе с точки зрения покупателя (цена) и стратегии (цель предприятия). В стратегии маркетинга можно выделить три возможности: лидерство в ценах (менеджмент низких затрат), дифференциация (менеджмент лучших достижений, т.е. качество) и концентрация (ниша) (менеджмент специализации). Существуют также семь основных положений стратегии управления предприятием в условиях рынка: контроль степени насыщения рынка; определение ситуации с товаром; установление цели для деловых полей; формулирование стратегии маркетинга и сбыта; гибкое формулирование стратегии; контроль за управлением и организацией дела; контроль результатов осуществления стратегии. Шаг № 10. Маркетинговый контроль. Используя принятую концепцию и основываясь на разработанных планах, контролируем выполнение плана, концентрируя свое внимание на удовлетворенных потребностях рынка, чтобы максимально использовать свой потенциал и добиться успеха. Контроль должен осуществляться для того, чтобы обратить внимание на узкие места, на будущие цели. Девизы маркетинга: «Всегда только вперед», «Всегда наступайте и наступайте». Стратегический контроль — это систематическое знание будущих шансов и умение пользоваться ими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|