Роль маркетинга в рыночной экономике и в операциях фирмы
Маркетинг — это одновременно философия бизнеса и его активный процесс. В первом случае это система мышления, идеология и их главное следствие — организация работы фирмы. Во втором случае маркетинг как активный процесс решает задачи, необходимые для функционирования рыночной экономики в условиях изменений внешних факторов (технологии экономики, конкурентоспособности и международной обстановки). Хотя термин «маркетинг» получил широкое распространение в бизнесе и производстве, понимают его нередко по-разному. Рассмотрим три аспекта проблемы маркетинга. Первый — это реклама, стимулирование сбыта, давление на покупателя, комплекс агрессивных инструментов продаж для захвата рынков сбыта. В этом аспекте маркетинг рассматривается применительно к рынку массового потребителя и учитывает проникновение на рынок. Второй — это комплекс инструментов анализа рынка (методы прогноза, исследования, моделирования) для выработки перспективного и более научного подхода к анализу спроса и предложения, рассматривается для крупных предприятий, учитывает понимание рынка. Третий — это архитектура общественного потребления, т.е. рыночная система, где продавцы коммерчески эксплуатируют потребителей, чтобы продавать все больше и больше, создавая новые потребности; он учитывает образ мышления потребителя. Активный процесс соответствует операционному маркетингу, а аналитический процесс — стратегическому маркетингу. Многие считают маркетинг всесильным инструментом рынка. Однако это далеко не так: много новых товаров и торговых марок терпят провал, приводят к банкротству предприятий. Идеология маркетинга и ее концепции базируются на теории индивидуального выбора, исходящего из принципа приоритета потребителя. В рамках этого подхода маркетинг — социальное выражение принципов, выдвинутых классической экономикой конца XVIII столетия и определенных терминами менеджмента. Эти принципы сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в 1776 г. в его основном сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» и образуют базу рыночной экономики. В нем он, в частности, отмечает, что «...процветание общества является результатом не столько альтруистического поведения (когда люди по своей сущности заинтересованы помогать друг другу), сколько обеспечения соответствия взаимных интересов покупателя и продавца посредством конкурентного обмена». Эта система заставляет эгоцентричных людей вносить вклад в общее благо помимо своей воли. Это и есть система добровольного и конкурентного обмена, управления «невидимой рукой», т.е. эгоистичным преследованием личных интересов, служащих в конце концов интересам всех и общества в целом. Отрицая эту экономическую идею, страны отстают в своем развитии.
В основе рыночной экономики заложены следующие центральные идеи (концепции маркетинга). 1. Люди стремятся получить личное вознаграждение от жизни. Именно преследование личных интересов побуждает людей к труду, является двигателем роста, индивидуального развития и определяет в конце концов всеобщее благосостояние. 2. Характер вознаграждения определяется индивидуальными предпочтениями, которые зависят от вкусов, культуры, ценностей и т.д. Помимо уважения этнических, моральных и социальных правил общества никакие иные основания для суждений о ценности или тривиальности этого выбора недопустимы. Система плюралистична и уважает разнообразие вкусов и предпочтений. 3. С помощью свободного и конкурентного обмена люди и организации, с которыми они взаимодействуют, достигнут своих целей наилучшим образом. Если обмен свободен, он произойдет лишь в том случае, если его условия создадут полезность для обеих сторон, а если он конкурентен, то риск злоупотребления своей рыночной позицией со стороны производителей ограничен.
4. Механизмы рыночной экономики основаны на принципе индивидуальной свободы и в особенности на принципе приоритета потребителя. Нравственное обоснование системы базируется на признании того факта, что люди ответственны за собственные действия и способны решать, что для них хорошо, а что плохо. Следует отметить, что существует большой разрыв между тем, что говорит теория и чем маркетинг является в реальной жизни. Однако концепции маркетинга — это тот идеал, к которому должна стремиться каждая фирма. Даже если это и миф, то миф направляющий, ориентирующий фирму в ее действиях. Области маркетинга. Из принципов, лежащих в основе маркетинга, вытекает философия действия, значимая для любой организации, занимающейся удовлетворением потребностей покупателей. Сферу этого действия можно разделить на три основные области: 1. Потребительский маркетинг, когда операции осуществляются между фирмами и конечными потребителями (физическими лицами). 2. Индустриальный (межфирменный) маркетинг, когда двумя сторонами в процессе обмена выступают организации. 3. Социальный маркетинг, охватывающий области деятельности неприбыльных организаций, таких как музеи, университеты и т.д. Применение данной теории предполагает два направления активности фирмы, два подхода. Оба эти подхода дополняют друг друга и находят свое воплощение в рамках маркетинговой фирмы. Первый — круг задач стратегического маркетинга включает систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработку концепций эффективных товаров (услуг), позволяющих организации обслуживать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и тем самым обеспечивающих изготовителю устойчивые конкурентные преимущества. Стратегический маркетинг — это анализ потребностей физических лиц и организаций. Покупатель не столько нуждается в товаре, сколько желает решения проблем, которые может обеспечить товар. Его роль — проследить эволюцию заданного рынка и выявить существующие потенциальные рынки (сегменты) на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении. Процесс имеет среднедолгосрочные горизонты, задачей его является уточнение миссии фирм, определение целей, разработка стратегии развития.
Второй — операционный маркетинг включает организацию сбыта, продаж и политику коммуникации для информирования потенциальных потребителей и демонстрации отличительных качеств товара при снижении издержек на поиск покупателей. Операционный маркетинг — это активный процесс с краткосрочным планированием, направленный на уже существующие рынки. Получение заданного объема продаж путем тактических средств, относящихся к товару, сбыту, цене и коммуникации. Операционный маркетинг является элементом, который непосредственно влияет на краткосрочную рентабельность фирмы. Процессы стратегического и операционного планирования различны, тем не менее эти две функции должны быть тесно увязаны. Операционный маркетинг делает акцент на такие переменные, как цена, система сбыта, реклама, продвижение товара, а стратегический маркетинг направлен на выбор рынков, прогноз общего спроса. Роль маркетинга в рыночной экономике. Роль маркетинга в обществе состоит в организации обмена и в коммуникации между продавцами и потребителями. Организация обмена товарами и услугами является функцией сбыта, задачей которого является движение товара от производителя к потребителю. Это движение создает три типа полезности: полезность состояния — это операции упаковки, сортировки и т.д.; пространственная полезность — транспортировка, географическое распределение и т.д.; временная полезность — накопление, доступность товара в определенное время. Эти функции обеспечивают реальное соответствие между спросом и предложением. Организация обмена сообщает товару добавочную стоимость. Например, для потребительских товаров она составляет до 40% от розничной цены. Указанные задачи сбыта исторически осуществлялись главным образом независимыми посредниками (агентами по продажам, оптовиками, розничными торговцами и т.д.).
Стратегический маркетинг играет важную роль в рыночной системе общества. Он обеспечивает эффективное объединение спроса и предложения; создает цикл экономического развития рынка, включающий: 1. стратегический маркетинг, который обнаруживает неудовлетворенные потребности рынка и разрабатывает соответственно адаптированные товары; 2. операционный маркетинг, который осуществляет план действий, обеспечивающий создание и рост спроса на новые товары; 3. растущий спрос ведет к снижению издержек, что позволяет понизить цены, а это, в свою очередь, увеличивает количество покупателей; 4. расширение рынка привлекает новые инвестиции, позволяющие получить экономию на масштабе и разработать новые изделия. Стратегический маркетинг является фактором экономической демократии, так как он создает систему, которая прислушивается к голосу потребителя; ориентирует производство и инвестиции на будущие потребности; учитывает разнообразие потребностей через сегментацию рынков; стимулирует инновацию и предпринимательскую деятельность. История эволюции приоритетной роли маркетинга различает три стадии его состояния: 1. Пассивный маркетинг — типичен для экономической среды, характеризующейся наличием крупного потенциального рынка при ограниченном предложении, предполагается, что потребности рынка известны и стабильны, а производство протекает в медленном темпе; 2. Организационный маркетинг — делает акцент на концепцию продаж, обеспечивая новые формы сбыта, расширение географии рынков, развитие политики в области торговых марок, гарантию эффективности коммерческой организации; 3. Активный маркетинг — характеризуется развитием и усилением роли стратегического маркетинга, в основе этой эволюции лежат увеличение скорости технологического прогресса, зрелость рынков и насыщение потребности рынка, интернационализация рынков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|