Базовые принципы управления маркетингом и его структура
Ознакомившись с сущностью маркетинга, инструментами маркетинга, действием маркетинга по обеспечению сбыта продукции, основными элементами модели маркетинга, порядком составления маркетингового плана, положениями стратегического маркетинга, ролью маркетинга в рыночной экономике и операциях фирм, коммуникационными связями и маркетинговой информацией, отличиями стратегического и операционного маркетинга, рассмотрим базовые принципы управления маркетингом, структуру маркетинга и ее элементы. Базовые принципы управления маркетингом. Для различных торговых марок используют различные элементы структуры маркетинга, конечный результат зависит от того, насколько компетентно они используются в пределах средств, выделенных на маркетинг. Имеются два основных положения маркетинга: — товар, который продается по конкурентно низким ценам, распространяет сам себя на рынке; — рыночный успех высококачественного (дорогого) товара с конкурентоспособной ценой зависит от эффективного маркетинга. Если до недавнего времени отечественная коммерция была ориентирована на производство и распределение товара, а отдел сбыта распределял то, что произведено производством, то сегодня положение изменилось. Предприятие обнаружило, что просто продавать то, что оно производит, недостаточно эффективно. Следует производить то, что является дефицитом рынка, неудовлетворенным спросом, и приоритет в этом случае за пожеланиями и потребностями потребителей. Для анализа и удовлетворения спроса начали создавать специализированные предприятия сбыта — маркетинговые службы. Маркетинг стал средством взаимной увязки потребностей покупателя, созданных товаров, удовлетворяющих этой потребности, и соответствующей прибыли изготовителей и продавцов.
Базовые принципы маркетинга, использование которых позволяет преодолеть большинство препятствий по доставке и сбыту продукции покупателям, включают: — структуру маркетинга (основной принцип); — торговый маркетинг; — розничную (оптовую) торговлю; — рынок и его сегментацию; — торговый потенциал (сбыт); — продажу как функцию торговли. Эти принципы образуют цепь, составляющую маркетинг. Одно слабое звено — и цепь рвется, программы, проекты, компании проваливаются, а может лопнуть и фирма. Одним из основных принципов маркетинга является его структура. Рассмотрим ее подробно. Структура маркетинга (по Р. Моррису) включает пять основных компонентов: 1) люди, 2) товар, 3) цена, 4) место, 5) продвижение. Разрабатывая структуру маркетинга своей фирмы, менеджер должен учитывать все пять ее составляющих. Первый компонент структуры — люди. Это наиболее важная и сложная составляющая. Компании должны стремиться нанимать на работу лучших и хорошо оплачиваемых людей. Чем выше оплачивается труд высококвалифицированного персонала, тем большие дивиденды получит компания в будущем. Профессионал работает более эффективно, более производительно, отсюда и более высокий результат. Желаемые результаты дает развитие индивидуальных способностей сотрудников. Весьма эффективны для решения проблем «мозговые атаки», в итоге которых появляются четкие рекомендации. Должен поощряться соревновательный дух, поиск новых решений. Главное, чтобы в этом участвовали все. Розничная (оптовая) торговля должна ориентироваться на потребителя и розничного (оптового) торговца. Менеджер должен знать, как работает торговля в целом и каждый из участников торгового процесса. В стратегии маркетинга основное — потребитель и его способность использовать товар, поэтому необходимо знать его пол, возраст, доход, образ жизни, привычки, ценности, симпатии и антипатии, склонность к тратам и т.д. Потребители рынка делятся на существующих и потенциальных потребителей, наиболее восприимчивых к изменениям и получающих выгоду от использования товара.
Первый этап маркетинговой стратегии — четкое определение рынка, которое, в свою очередь, позволяет определить положение товара на нем и приспособить его для получения максимальной прибыли. Второй — знание своих служащих (их достоинств), их функциональных обязанностей, а также потребителей и целевую аудиторию рынка. Второй компонент структуры — товар. Главные критерии для анализа товара — качество, наличие сырья, производственные мощности, адаптивность (к размеру упаковки и т.д.), уникальность, возможность его использования, жизненный цикл, требования к хранению, потребительские свойства, торговый маркетинг. Позиционирование (придание товару определенного положения на рынке) заключается в стремлении менеджера создать удовлетворение потребностей целевого рынка, и этот процесс должен войти в сознание потребителей. Торговая марка простым и логичным образом объединяет все элементы товара. Менеджеру нужно уметь различать товары в зависимости от их положения на рынке. Р. Моррис выделяет четыре вида товара: «дойные коровы», «восходящие звезды», «дохлые собаки» и «сухостой» (табл. 1.1). Конкуренция. Конкурирующие компании и их товары требуют постоянного контроля по каждому элементу маркетинга (цены, реклама, скидки, льготы, продвижение товара, изменения в упаковке, тара и т.д.). Необходимо знать, какие магазины отдают предпочтение товарам-конкурентам. Таблица 1.1 Виды товаров
Упаковка. Для сбыта товара упаковка имеет огромное значение, так как является олицетворением стиля жизни, служит символом. С ее помощью можно увеличить объем сбыта, долю на рынке, повысить рентабельность. Цена — это третий компонент структуры маркетинга. Ценообразование влияет на положение товара на рынке, зависит в основном от диапазона цен. Потребитель воспринимает цены как имидж товара. При определении цены необходимо учитывать калькуляцию издержек, точный расчет себестоимости изготовления, складирования, сбыта в плановых объемах. Себестоимость включает расходы на сырье, производство и упаковку. Издержки сбыта — доставка товара в самый дальний торговый пункт. Дополнительные расходы включают расходы на сбыт и маркетинг, административные расходы, ценовые скидки и льготы. Если стратегия направлена на улучшение положения товара на рынке, то цена должна быть выше, чем у конкурентов, и рассчитана на спрос избранных потребителей, а не на массового потребителя. В этом случае величина сбыта будет ниже, а прибыльность выше. Большие объемы сбыта товара по высоким ценам имеют как преимущества, так и недостатки. Прибыль, издержки, постоянный рост производства требуют определенных затрат на маркетинг, что обходится дорого. Правильно организованный маркетинг может обеспечить на рынке место для торговой марки, пользующейся спросом (высокое качество), второстепенных марок (продаваемых по установленной цене) и марок, продаваемых по демпинговым ценам. При использовании скидок и льгот главное — не перестараться. Рынок может требовать их постоянно, что может изменить мнение потребителя о товаре. Скидки и льготы используются при организации ответственных компаний по стимулированию сбыта; быстром создании имиджа товара на рынке; заполнении рынка в качестве препятствия проникновению конкурентов; продаже сезонной продукции; внедрении нового товара.
Они устанавливаются с четко определенными целями и на краткий период. При расчете себестоимости товара скидки и льготы включены в переменные издержки (общий объем продаж на себестоимость и на процент, учитывающий скидки и льготы). Существуют различные скидки и льготы: цены ниже прейскурантных для кратковременного стимулирования сбыта; торговец может получить эту скидку в деньгах или в виде бесплатной партии товара; льготы за допустимое количество недоброкачественной продукции в виде процента от счета-фактуры за улаживание проблем с заменой товара или компенсации ущерба; поощрительное вознаграждение, годовой процент в зависимости от объема сбыта в случае ежегодного увеличения объема продукции; кредитные льготы, финансированные скидки, предлагаемые розничному торговцу за быструю оплату товара. Место товара па рынке — четвертый компонент структуры маркетинга. Все элементы этого компонента выполняют важные функции в структуре маркетинга. Распределение. Правильный выбор каналов сбыта по соответствующим районам и секторам рынка сокращает маркетинговые расходы. Это можно обеспечить за счет распределения объема продаж: например, оптовая торговля — 30 %, супермаркеты — 50 % и общая торговая сеть — 20 %. Наибольшие расходы на сбыт возникают при поставке товаров мелкими партиями. Основные правила обеспечения высокой эффективности сбыта включают комплектование маршрутов и загрузки перевозок, оплата шоферам по низким тарифам и высоким комиссионным вознаграждениям. Распределение, расположение и складирование товара для последующей его продажи должны стать результатом тщательного исследования и анализа. Продвижение товара на рынок — пятый компонент структуры маркетинга. Рекламу можно рассматривать как сложное и ответственное дело; лучше, если ею будут заниматься профессионалы. Менеджер должен создать основу для репутации товара, убедить специалистов по рекламе, что товар, представленный на рынок, действительно обладает особыми преимуществами. Реклама закрепляет имеющихся потребителей и привлекает новых, обещая им товар с привлекательными свойствами, заманчивым имиджем или новым стилем жизни. При планировании и организации рекламной кампании необходимо рассмотреть три важных компонента: фирменную рекламу, рекламу определенного товара и рекламу в целях расширения сбыта. Рассмотрим остальные принципы построения маркетинга.
Торговый маркетинг — второй принцип маркетинга. Маркетинг имеет две формы, два направления действия: потребительский и торговый маркетинг. Потребительский маркетинг учитывает сложившийся стиль жизни, привычки, нужды потребителей и одновременно воздействует на эти нужды, удовлетворяя их, используя компоненты структуры маркетинга. Торговый маркетинг выполняет все эти функции, но в отношении торговцев. Его основная цель — обеспечить прочное положение торговой марки на рынке, «протолкнуть» товар через торговую сеть к потребителю. В результате действия потребительского и торгового маркетинга удовлетворяются потребности рынка при определенном получении максимальной прибыли. Обе сферы маркетинга, хотя они и разграничены по расходам, должны использоваться взаимосвязано. Менеджерам по торговому маркетингу необходимо учитывать следующие тенденции в развитии торговли: внедрение компьютеров в торговую сеть; децентрализацию; возрастание конкуренции в торговле. Торговый маркетинг — часть общей структуры маркетинга. Поэтому он не должен рассматриваться изолированно. Торговый маркетинг выступает связующим звеном между сбытом, маркетингом и торговлей. Организация розничной (оптовой) торговли — третий принцип маркетинга. Сегодня бизнес высокопрофессионален, и каждый в условиях острой конкуренции борется за свое место на рынке. Анализируя современное состояние розничной (оптовой) торговли, можно выделить следующие моменты: — руководители торговли узкоспециализированы, а их общий уровень знаний по товарам уступает специалистам фирм-производителей; — создаются и развиваются компьютерные системы для определения прибыли и анализа издержек; — продолжающаяся инфляция вызывает рост постоянных затрат; — идет процесс укрупнения предприятий торговли, усиливается конкуренция, часть полномочий по купле-продаже передается производителю; — изменились условия работы с банками, необходимо ежедневно сдавать деньги в банк; — сильно возросли затраты на рекламу; — увеличились потери из-за несовершенства складирования и других трудностей.
Таблица 1.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|