Эволюция классического представления о товаре
Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночной экономике. Соответственно современная рыночная экономика — это система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др. Основными условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первое из них означает, что в любом, более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами и всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются разными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, Аи В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель Б соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обуви равна четырем платьям. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви — у производителя А. Следовательно, ему следует полностью сосредоточиться (специализироваться) на производстве обуви, другому производителю целесообразнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую альтернативную стоимость у производителя В. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.
Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. На этом необходимо остановиться подробнее. Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями? Конечно, нет. Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию, если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); не существует права продажи и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заставить производить картофель путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерархической системы хозяйства. Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи на самых оживленных точках вашего города. Однако для этого необходимо получить разрешение санитарно-эпидемиологической службы на подобную деятельность и лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкетирам. Если все эти трансакционные издержки по предварительным расчетам окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.
Важным условием возникновения рынка является также свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности. Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграничению экономических и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве, экономическое благо является редким благом. Именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, деревья для постройки жилища не являются для вас экономическим благом, так как их количество во много раз превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена, не указывая, однако, на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда. Важнейшими характеристиками товара являются его потребительная и меновая стоимость. Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность человека, определяют ее потребительную стоимость, которая может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель удовлетворяют потребность в пище, ткань — потребность в одежде и т.д. Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром. Чтобы вещь могла стать товаром, она должна быть предназначена для обмена. Необходимо отметить, что потребительная стоимость товара должна не только удовлетворять потребности того, кто ее произвел, но и поступать для потребления другим людям через обмен.
Меновая стоимость — это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода (например, один кирпич обменивается на 20 кг зерна). Сторонники трудовой теории стоимости считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имею общую основу — труд. Однако современная экономическая теория считает, что в основе обмена лежит не трудовая стоимость, а полезность товара. Согласно теории трудовой стоимости, непосредственным измерителем трудовых затрат является рабочее время. При этом стоимость товара будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым общественно необходимым рабочим временем, т.е. временем, «которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда». Тогда возникают вопросы: это труд простой или сложный, квалифицированный или неквалифицированный, умственный или физический, чем (или кем) определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому? Четкого ответа трудовая теория на эти вопросы не дает.
Кроме того, согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда, и стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рынке. Однако сторонники теории предельной полезности полагают, что если товар приобретается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом; покупатель ценит этот товар. А ценность — это категория во многом субъективная. Следовательно, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойства стоимости. Таким образом, трудовая стоимость — лишь фактор, а действующая стоимость (ценность) определяется лишь на рынке и вне его не существует. По мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый характер. Сторонники теории трудовой стоимости понимали, что без потребительной стоимости, без общественной полезности блага невозможно вообще существование категории товара. Речь идет о другом — о том, что стоимость, по их мнению, непосредственно создается в производстве, что это — объективное свойство товара. Но если без рыночных оценок покупателей невозможно выявить полезный эффект произведенной продукции, то, очевидно, стоимость (ценность) есть прежде всего категория обмена. Расхождение теории предельной полезности с теорией трудовой стоимости связано и с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей, или полезностей. Что полезнее — яблоко или скрипка? Конечно, в такой абстрактной постановке ответить на этот вопрос нельзя. Но в каждом конкретном случае при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального потребления сопоставление полезного эффекта постоянно происходит. Вообще без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ никакая экономическая деятельность была бы невозможна. Обратимся к характеристике проблемы стоимости (ценности) в свете теории предельной полезности, которую разрабатывали У. Джевонс, А. Маршалл (Великобритания), Э. Бём-Баверк, К. Мен-гер, Ф. Визер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария), В. Парето (Италия) и другие экономисты.
Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хозяйственной жизни, сдвиги в спросе и предложении и вообще в том разделе экономической науки, который сейчас принято называть теорией потребительского выбора. Представители теории предельной полезности, выводя ценность из полезности, считают необходимым выделить два вида полезности: а) абстрактную, или родовую, полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей; б) конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная оценка зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степень интенсивности потребности). Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Бём-Баверка служит позаимствованный им из работ Менгера пример с пятью мешками зерна, которыми обладает отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворения самой насущной потребности — в пище, второй — для улучшения питания, третий — для откорма домашних птиц, четвертый — для изготовления пива, пятый — для забавы (кормления попугаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник фактически отказался бы лишь от кормления попугаев, т.е. от удовлетворения наименее настоятельной потребности. Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. Следовательно, полезность последней единицы каждого блага, т.е. единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность. По мнению сторонников данной теории, субъективная оценка каждого блага человеком непосредственно определяется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и в конечном счете тоже определяются предельной полезностью. А. Маршалл соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства, сведя определение стоимости и цены к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержек производства товара). По мнению А. Маршалла, ценность товара в равной мере определяется его полезностью и издержками производства. Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства (труда, капитала, земли), масштаба его применения и в целом — величину издержек производства. Стоимость готового товара вменяется стоимости пошедших на его изготовление факторов производства (поэтому этот подход в экономической теории, дополненный теорией предельной полезности, называется концепцией вменения). Рассмотренные в этом разделе теоретические положения имеют большую практическую ценность и значение при решении конкретных маркетинговых проблем с учетом особенностей отраслей народного хозяйства, включая и строительство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|