Теоретические предпосылки управления маркетинговой деятельностью
В планово-распределительной системе хозяйствования управление, включая и планирование на уровне предприятия (объединения), заключалось в том, чтобы правильно календаризировать спущенные сверху задания на выпуск продукции и увязать с этим заданием получение через союзные и территориальные органы необходимого сырья, комплектующих изделий и материалов. Переход к рыночной оптовой торговле товарами производственного назначения и резкое уменьшение доли государственного заказа в производимой продукции ставят перед руководителями предприятий совершенно новые задачи в области управления и планирования, вытекающие из рыночного характера многих отношений предприятия с внешней средой - конкурирующими предприятиями, административными органами и другими субъектами. Опыт иностранных фирм и корпоративных объединений, накопивших практику во всех тонкостях рыночной системы хозяйствования и ее механизмов, а также маркетинговой деятельности является объектом пристального не только практического, но и теоретического внимания. Решение современных маркетинговых проблем в народном хозяйстве России целесообразно осуществлять с учетом результатов исследований специалистов в области маркетинга и опыта предпринимателей США, Великобритании, Японии, Германии и других экономически развитых стран. Их более чем двухвековой опыт позволяет получить концептуальный ответ об особенностях планирования и управления маркетинговой деятельностью, создания управленческих структур и служб в рамках предприятий и корпораций, принципах контроля и др. Следует отметить тот факт, что маркетинг требует не жесткого выполнения положений теории, а ее творческого осмысления, приспособления отдельных методических и практических решений к реальностям внутренней и внешней среды маркетинга.
Одной из важнейших функций управления, как известно, является планирование. Это признано не только в экономически развитых странах, но и достаточно успешно было апробировано в процессе развития социалистической системы хозяйствования. Учет опыта западных стран и опыта бывшего СССР в этой области позволил достигнуть определенных успехов. В качестве классического примера можно привести Японию, которая с присущей ей педантичностью творчески трансформировала опыт пятилетнего планирования в СССР. Большая роль планирования подчеркивается одним из известных английских специалистов по управлению К.Л. Хадсоном. В своей книге «Организация и управление предприятием» он пишет: «Планировать — значит разработать схему будущей деятельности фирмы для получения заданных результатов при установленных затратах и в определенный период времени». И далее: «Планирование представляет собой преднамеренную попытку оказать воздействие, управлять размахом, скоростью и последствиями изменений (во внешнем мире и в самой фирме)». Представляет большой практический интерес предлагаемая им схема планирования, основные фрагменты которой составляют: руководство высшего звена обеспечивает составление долгосрочных, перспективных планов на 5—15 лет вперед, приводя регулярно эти планы в соответствие с реальностями внешней и внутренней среды и достигнутыми результатами; руководство среднего звена разрабатывает краткосрочные и среднесрочные планы на период от 1 до 5 лет, составляет планы-графики деятельности каждого подчиненного им подразделения, а также сметы расходов и следит за их выполнением; руководство низшего звена разрабатывает оперативные планы на срок до года и тактику их осуществления в своем подразделении, контролирует ее выполнение.
Что касается главных задач планирования — выбор и обоснование целей, то"их выдвижению уделяют самое серьезное внимание, потому что система управления не обеспечит намечаемых результатов, если руководитель не знает, в каком направлении он должен работать, что он должен делать, когда он может достичь поставленной цели, чего он хочет добиться в результате своей деятельности. Специалисты в сфере маркетинга экономически развитых стран и предприниматели считают близорукой такую политику формулирования целей, которая ограничивается утверждениями «получить данный уровень прибыли на вложенный капитал» или «достичь определенного уровня продажи (дохода)». Это не означает, что бизнесмены отказываются от этих ключевых целей рыночного производства, но эти элементарные конечные цели уточняются, дополняются и развиваются другими, более сложными. К числу последних относятся: использование новшеств конструктивного, производственного, сбытового или организационного характера; разрешение выявленных проблем предприятия (внутреннего или внешнего свойства); изменение схем административного управления соответственно меняющимся условиям производства и рыночной деятельности; удовлетворение личных стремлений персонала предприятия. Конкретизировать все цели заранее невозможно, поскольку у каждого предприятия они могут существенно отличаться. Общим правилом, облегчающим выдвижение таких целей, является следующее: необходимо формулировать не только результат, который считается желательным, но и действия, которые приведут к этому результату. Таким способом удастся избавиться от легковесности. Кроме того, каждое предложение должно представляться не в единственном варианте, а в трех- пяти альтернативных. Обсуждение этих вариантов нередко позволяет найти совершенно неожиданный и рациональный по эффективности вариант. Желательно, чтобы цели могли быть выражены не только качественно, но и количественно — это помогает впоследствии достоверно определять, движется ли предприятие в сторону достижения цели или от нее. Довести планы предприятия до всех его работников -— важнейшая обязанность администрации всех уровней, коль скоро она действует на принципах маркетинга. Специалисты работают с максимальной продуктивностью и качеством только тогда, когда они ясно представляют себе не только то, что им следует делать, но и то, за что, в какие сроки, при каких затратах и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|