Маркетинговая и сбытовая ориентация
При сбытовой ориентации разработка новых изделий подчинена главному конструктору, производственными вопросами ведает главный инженер, экономические проблемы решает главный экономист, а отношения с покупателями находятся в компетенции отдела сбыта. Сбытовая ориентация, формирующаяся при значительном превышении спроса над предложением и монополизации рынка, приводит к тому, что каждый из руководителей предприятия решает свою частную проблему производства, не обращая внимания на потребителя (ему деваться некуда, он все равно купит).
Маркетинговая ориентация требует, в первую очередь, чтобы в одних руках, под началом маркетинг-директора, было сосредоточено выдвижение предложений о выпуске новых товаров, доведение этих товаров до покупателей, воздействие на покупателей в пользу товара. Маркетинговая ориентация возникает лишь тогда, когда рынок продавца превращается в рынок покупателя, т.е. когда предложение превышает спрос. Многообразные направления деятельности маркетинг-директора, сочетающей в себе черты экономической, финансовой, планирующей, технико-производственной, сбытовой и исследовательской работы, хорошо видны из следующего перечня.
Маркетинг-директор со своей службой выполняет следующие функции: · обеспечивает рекомендации по выбору наиболее выгодного рынка в соответствии с ресурсами и возможностями предприятия; · постоянно анализирует рыночную ситуацию, чтобы предприятие и его администрация были готовы к возможным изменениям; · планирует деятельность по получению информации относительно действующих покупателей на рынке, где выступает предприятие; · рекомендует типы и ассортиментные ряды товаров, которые следует производить, и постоянно следит за ними; · изучает тенденции рынка и прогнозирует объемы продажи в зависимости от внешней среды и товаров предприятия; · рекомендует рыночные стратегии, включая выбор каналов товародвижения, сбыта и применяемые методы продажи, проводит практическую деятельность, постоянно анализируя правильность принятых решений; · формирует и укрепляет имидж предприятия, планирует мероприятия по внедрению имиджа и координирует необходимые действия; · проводит и координирует маркетинговые действия, вытекающие из решений директора предприятия, собственных решений и решений других руководителей относительно дизайна товаров, их производства, продажи и цен; действия эти заключаются в ответе на три вопроса: какие товары должны быть поставлены на рынок? какими должны быть их цены? сколько и каких товаров должно быть произведено?; · в соответствии с указанными выше маркетинговыми действиями рассматривает все распоряжения и все технологические процессы внутри предприятия, координируя их, с тем чтобы привлечь максимум покупателей с помощью высококачественных товаров, разумных коммерческих действий и привлекательных цен; постоянно анализирует правильность принимаемых решений, распоряжений и технологий; · рассматривает технические характеристики новых товаров, содержание параметрических рядов и товарного ассортимента с точки зрения того, как влияют все эти обстоятельства на решения покупателей о приобретении товаров предприятия; · своевременно определяет, когда товар входит в стадию спада и дает рекомендации по снятию товара с производства и экспорта;
· определяет программу деятельности службы ФОССТИС и дает рекомендации по ее выполнению, обеспечивает планирование, управление и контроль работ; · вместе с руководителем отдела сбыта координирует работу службы ФОССТИС и сбытовой сети; · рекомендует и вместе с отделом сбыта проводит исследование рынка, планирует необходимые для этого средства и контролирует их использование; · контролирует всю деятельность предприятия, влияющую на решения покупателей о приобретении товаров предприятия; немедленно дает рекомендации и проводит нужные действия, когда это необходимо, пользуясь правом «вето» в особо неотложных случаях; · рассматривает бюджеты и кадровую политику всех отделов (рыночных исследований и др.) находящихся под началом службы маркетинга. Все это и приводит к специфическим структурам предприятий, действующих на принципах маркетинга. Прежде всего предприятие формирует четыре службы — маркетинговую (обеспечивает рыночную деятельность), юридическую (отвечает за правовое обеспечение отношений с заказчиками, поставщиками, подрядчиками и собственным персоналом предприятия), производственную (изготовление изделий и/или оказание услуг по указаниям службы маркетинга), штабную (обеспечивает нормальное функционирование трех остальных служб). Каждая имеет свою структуру, которая определяется типом изготовляемых предприятием товаров, масштабами производственной и сбытовой работы, многочисленностью рынков, на которых оперирует предприятие и т.д. Вот, например, как могут выглядеть варианты службы маркетинга, коль скоро структура ее обязана обеспечить решение трех основных задач — сбор исходной информации, планирование, оперативная работа. Организация «по функциям» означает, что как внешние рынки, так и производимые товары, рассматриваются в виде некоторых однородностей, для работы с которыми вполне достаточно иметь специализированные отделы рыночных (в том числе и прогнозируемых) исследований, планирования производства и маркетинга, управления сбытом, сервисом и ФОССТИС. Подобная структура наиболее целесообразна, если товаров и рынков у предприятия немного.
Организация «по видам товаров» полезна в случаях, когда у предприятия много товаров или товарных групп, требующих специфических условий производства, сбыта, обслуживания. Например, если предприятие изготовляет насосы для химических заводов, ирригационных систем и водопроводов, трудно представить, как можно единообразно вести анализ рынка этих изделий, сбыт, рекламу и т.д. Поэтому в отделах, характерных для организации «по функциям», выделяют сотрудников (или формируют группы), которые занимаются только «своим» товаром. Таким образом, по отношению к этому товару восстанавливается функциональная организация, что гарантирует должное внимание всем аспектам маркетинга. Есть, конечно, у такой организации и недостатки, вытекающие из тех достоинств, ради которых она создавалась. Управляющие группами стремятся к независимости, и это приводит к дублированию исследовательских и сбытовых сетей в странах, где оперирует предприятие. Из-за плохой связи между группами одного отдела творческие находки могут не получить распространения только потому, что они «чужие». Все это следует учитывать маркетинг-директору и принимать меры для возможно более тесного общения между руководителями групп и рядовыми сотрудниками. Организация «по рынкам» означает, что под термином «рынок» понимается некоторая отрасль промышленности или сегмент покупателей из разных отраслей. Такая организация считается наиболее целесообразной, если для обслуживания продукции требуются специальные знания, и предприятие может воспользоваться тем, что такими знаниями обладают только его сотрудники (или только подготовленные предприятием сотрудники покупателя). Например, предприятие изготавливает дизели для тракторов, небольших речных судов, автомобилей. Ясно, что каждая из групп потребителей столь специфична, что эту специфику необходимо учитывать во всем объеме маркетинговых действий, однако в разных странах отличия между потребителями одной и той же группы невелики. Организация «по территориям» считается выгодной, когда в каждом из выделенных регионов номенклатура товаров не очень велика, а различия между их потребителями незначительны. Так, предприятие, продающее строительные материалы, включая лакокрасочное оборудование, вполне естественно подразделит рынок на несколько географически компактных регионов. Это позволит учесть специфику потребления товаров и промышленной продукции в каждом из регионов, жители которых близки по демографическим и культурным характеристикам.
При выборе организационных форм, структур и методов управления маркетинговой деятельностью с учетом зарубежной практики надо принимать во внимание различия в деятельности предприятий с маркетинговой и сбытовой ориентациями, которая характеризуется следующими качественными характеристиками, приведенными ниже. Следует подчеркнуть, что достаточно большой как теоретический, так и практический опыт в маркетинговой деятельности создал необходимые предпосылки для успешного применения системного подхода, усиленного за счет более пристального внимания к ситуационным и психологическим факторам, что обеспечивает комплексный охват всех аспектов деятельности предприятий, организаций и их объединений независимо от форм собственности. Результаты этого опыта могут быть использованы в маркетинговой деятельности инвестиционно-строительной сферы. Ниже приводится краткий перечень вопросов, способствующих повышению эффективности управления. 1. Поиск потенциальных управляющих (менеджеров). Часто формализован и систематичен. Нелицеприятная оценка и максимально возможная широта поиска талантливых людей. 2. Поиск руководителей среднего эшелона. Четко формализован и систематичен. Ведется также и в других фирмах. Для перехода предлагается повышение по службе или в окладе. 3. Подготовка менеджеров фирмы. Четко формализована. Подготовка проводится регулярно и с отрывом от производства (как обязательный принцип). 4. Совершенствование структуры управления. Рассматривается как необходимый элемент развития компании и ее процветания. 5. Оценка мастерства действующих в фирме менеджеров. Ведется постоянно. Решительно заменяются «зажиревшие» и устаревшие по своим взглядам. Смело выдвигаются молодые и квалифицированные кадры из резерва. 6. Делегирование полномочий. Широкое. 7. Структура управления. Децентрализованная. Круг деятельности каждого должностного лица ясно определен инструкцией. Широко используются «стандарты деятельности». 8. Обмен информацией. Свободная циркуляция информации приветствуется и поощряется. 9. Использование консультантов. Систематическое. 10. Сравнение работы фирмы с конкурентами. Регулярное. 11. Доля рынка. Определяется систематически. 12. Цели фирмы. Развитие фирмы и увеличение прибыльности. 13. Прогнозирование. Вскрываются тенденции развития, долгосрочный потенциал фирмы, кадры, возможная прибыль, обеспечение (активы и пр.), объем продаж. 14. Диверсификация. Применяется, когда для этого есть основание. 15. Перспективы развития фирмы. Определяются на долговременной основе.
16. Горизонт планирования. На 5—10 лет вперед, систематически и формализовано (для удобства введения в ЭВМ). 17. Бюджетный анализ. Обязателен. Ясное понимание его необходимости и важности для фирмы должно быть у всех менеджеров. 18. Ситуационный анализ. Ведется регулярно. Включен в систему обратной связи с внешней средой. 19. Бюджет фирмы. Регулярно рассматривается. 20. Отношение «сбыт — производство». Производство приспосабливается к потребностям покупателей систематически и на основании изучения этих потребностей. Обязательна плановость. 21. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС). Главная задача — сформировать привлекательный имидж фирмы, используя рекламу и «паблик рилейшнз». 22. Масштаб производства и производительность труда. Задания основываются на систематических исследованиях. 23. Объем производства. Поддерживается на максимально возможном (экономически оправданном) уровне. Регулярное обновление продукции. 24. Закупки комплектующих изделий и материалов. Находятся в функции управляющих среднего звена и не выше. 25. Снабжение. Рассматривается как комплексный процесс. 26. Исследования. Применяются для определения оптимального объема производства. 27. Отношения с рабочими. Ответственность несет менеджер. 28. Исследования отношений «рабочие — администрация». Ведутся систематически и на научной основе. 29. Расследование жалоб. Всегда выслушиваются обе стороны конфликта. Очень осторожное увольнение. 30. Профсоюзы. Приглашаются к конструктивному участию в управлении. 31. Производительность труда. Считается, что рабочие трудятся хорошо тогда, когда для этого созданы необходимые условия. 32. Роль служащих. Концентрировать свои усилия на главных направлениях развития фирмы. 33. Переподготовка и тренировка рабочих. Важнейший элемент активности. Разнообразие используемых форм. 34. Оплата труда. На основании объективных критериев. Растет по мере рыночных успехов фирмы. 35. Рабочие. Рассматриваются как основа успехов. 36. Отношения между НИОКР и производством. Тесная кооперация. 37. Трудности, испытываемые фирмой. Результат невнимания к снижению себестоимости продукта. 38. Неприбыльные товары. Сохраняются в программе только в тех случаях, если это необходимо в дальней стратегической перспективе. 39. Конкуренция. Рассматривается как здоровое и необходимое обстоятельство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|