Комментарии к иллюстрациям
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Обложка Окрестности села Бым. Фрагмент прялки. Рубеж XIX-XX вв. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Пояс. Рубеж XIX-XX вв. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Холсты. Рубеж XIX—XX вв. Архив МУК «Кунгурский историкоархитектурный и художественный музей-заповедник». Туяс. Рубеж XIX-XX вв. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Вкладка № 1 1. Сборы приданого невесты. Середина XX в., с. Юговское. 2. Венчальное платье. Рубеж XIX-XX вв., д. Патраково. 3. Ритуальное откусывание свадебного каравая. Середина XX вв., д. Патраково. Вкладка № 2 4. Цветы. Головной убор невесты в день венчания. Рубеж XIX- XX вв., с. Троицк. 5. Свадьба Маргариты Павловны Михайловой (девичья фамилия Новикова) и Михаила Ивановича Михайлова. Венок на голове невесты сделан местной жительницей Агриппиной Степановной Денисовой. 1964 г., с. Серга. Вкладка № 3 6. 8. Свадебное ряженье. Середина XX в., с. Юговское. 7. Конская праздничная упряжь, подарок Музею Сергинского центра досуга Рудакова Вениамина Сергеевича. Рубеж XI -XX вв., д. Елкино. Вкладка № 4 9. Проводы в армию Пищальникова Ивана Ивановича, 1959 г., д. Стерлягово. 10. Гармонист. Середина XX в., с. Юговское. Вкладка № 5 11. Похороны Новожиловой Марии Алексеевны. 70-е годы XX в., с. Серга. 12, 13. Поминки в Троицын день. 1958 г., с. Серга. Вкладка № 6 14. Женский костюм конца XIX-начала XX вв., с. Калинино. Вкладка № 7 15. Вид на дом священнослужителей, д. Колпашники. 16. Фрагмент наличника, с. Зарубино. 17. Городской костюм конца XIX - начала XX вв. Вкладка № 8 18. Резьба в украшениях наличников города Кунгур: ул. Воровского, 20, 27, ул. Ленина, 31. Фото Р. Абляшева. Архив МУК «Кунгурс- кий историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».
19. Мастер. Фото Р. Абляшева. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Вкладка № 9 20. Фрагменты резьбы на воротах, д. Патраково. Рубеж XIX- XX вв. Вкладка № 10 21. Свадебное полотенце. Рубеж XIX-XX вв., с. Серга. 22. Самоловских Апполинария Дмитриевна, Соловьёва Елизавета Дмитриевна, жительницы с. Калинино. Вкладка № 11 23. 25. Чёртов палец, сучок. Предметы лечебной магии, д. Зарека. 24. Хранительница традиций д. Закурья. Вкладка № 12 26. Окрестности деревни Закурья.
ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов стр. 3-7 Глава I. РУССКИЕ НА КУНГУРСКОЙ ЗЕМЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА стр. 7-72 Формирование русского населения региона стр. 7-16 Этнокультурные ареалы русских в Кунгурском районе стр. 16-20 Иноэтничное окружение и контакты стр. 20-24 Конфессиональный состав населения стр. 24-32 История и культура района по данным ономастики стр. 32-72 Глава II. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИИ В ОБРЯДНОСТИ И ФОЛЬКЛОРЕ ДЕТСТВА И ПРОВОДОВ В АРМИЮ стр. 73-102 Обряды детского цикла стр. 73-94 Проводы в армию стр. 95-101 Глава III. КУНГУРСКАЯ СВАДЬБА стр. 103-202 Предсвадебный перид стр. 105-137 Свадебный день стр. 137-174 Второй и третий день стр. 174-197 После свадьбы стр. 197-202 Глава IV. ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ стр. 203-244 Круг представлений, смежных с понятием смерть стр. 206-220 Погребальная обрядность стр. 220-232 Поминальная обрядность стр. 232-244 СЛОВАРЬ МЕСТНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ стр. 245-253 ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАНТЫ стр. 254-256 КОММЕНТАРИИ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ стр. 257-258
Подюков И.А., Поздеева С.М., Хоробрых С.В., Черных А.В. В каждой деревне чё-то да разно. Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век). Пермь, 2007. - 284 с.; илл. Научное издание Подюков Иван Алексеевич Поздеева Светлана Михайловна Хоробрых Станислав Валерьевич Черных Александр Васильевич
В КАЖДОЙ ДЕРЕВНЕ ЧЁ-ТО ДА РАЗНО. Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век). Научный редактор И.А. Подюков
Подписано в печать 06.08.2007. Формат 60x88 1/16. Уел. Псч. л. 17. Тираж 500 экз. Заказ № 6969. Отпечатано в ИД «Типография купца Тарасова» 618400, Пермская обл., г. Березники, ул. Химиков, 7. Тел./факс: (34242) 6-72-88.
Обложка и цветные вкладки отпечатаны в ООО РПК «Графике». 618400, Пермский край, г. Березники, ул. Цирснщикова. 10. Тел.: 1342421 6-66-59.
[1] Преображенский А.А. Указ. сон. С.51. [2] Преображенский А.А. Указ. сон. С.60. [3] Материалы по Пермской области... С.132,135. [4] Преображенский А.А. Указ. соч. С.84-86. [5] Преображенский А.А. Указ. соч.С.87. [6] Зырянов А.Н. Путевые заметки от Каменского завода до г. Перми, составленные в 1855 г. // Пермские губернские ведомости. 1856. №12. С.51. [7] Чагин.Г.Н. Указ. соч. С.45. [8] Николаев С.Ф. Бым // Материалы по Пермской области...С. 118. 1 Там же. С.126-127. Томилов А.Н. Указ. соч. С.ЗО-ЗЗ. Кузссв Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.,1974. С.337. 1 Материалы по истории деревень пермских татар // Пермские татары. Казань, 1983. С.157. 5 Чагин Г.Н. Указ. соч. С.46. 2 Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX - начале XX в. (по материалам южных районов Пермской области). Пермь, 2002. С. 78-82. [9] Оборин В.А. К истории заселения Прикамья в эпоху раннего железа // Из истории Урала. Свердловск, 1960. С.49; Томилов А.Н. Тюркоязычнос население Западно-Сибирской равнины в конце XVI- первой четверти XIX в. Томск, 1981. С.ЗО-ЗЗ; Чагин ПН. Указ. соч. С.84. [12] Кунгурскис акты XVII века (1668-1699 гг.). СПб., 1888. С.9. [13] 1 Протопопов В. Этнографические сведения о жителях юговского купца Кнауфа завода. Архив РГО, разр. 29, оп.1, ед.хр. 19. [14] Материалы для церковной летописи православного Свято-Троицкого храма и прихода в Югокнауфском заводе // Пермские епархиальные ведомости. 1886. С.279. [15] Материалы для церковной летописи... С.279-285. [16] Материалы для церковной летописи... С.281-282. [17] Палладий. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядчества» СПб., 1863. С. 148. [18] Библиографию об истории и современности монастыря см. в работе: Гладышев В., Кудрина А. Свет Белой Горы. Пермь, 2003. С.267-277. [19] Подробно о формировании пермских говоров в Прикамье и групп говоров см.: Полякова Е.Н. Формирование пермских говоров // Русские говоры Пермского региона. Формирование. Функционирование. Развитие. Пермь, 1998. Вып. 1. С.4-30.
[20] Материал для описания кунгурских ойконимов извлечен из изданий: Кунгурский уезд. Список населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1909. С. 115; Осинский уезд. Список населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1908 (Бымовская, Юго-Кнауфская волости); Список населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1908 (Насадская, Ссргинская, Кресто- воздвижснская, Усть-Сылвснская, Троицкая волости). [21] Полякова Е.Н. Словарь пермских фамилий. Пермь, 2005. С.279. [22] Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Рснсвой, Кунгур, 2002. С.138.
2002. С.138. [24] Матвеев А.К. Географические названия Урала. Краткий топонимический словарь. Свердловск, 1987. [25] Хайдаров Ш., Олегов В. Следы арийской цивилизации в Прикамье. Пермь, 2006. С.54. [26] Краткий топонимический словарь Пермского края / Сост. Е.Н. Шумилов. Пермь, 2005. С.34. [27] Краткий топонимический словарь Пермского края / Сост. Е.Н. Шумилов. Пермь, 2005. С.55. [28] Полякова Е.Н. Из топонимики Пермской области // Языки и ономастика Прикамья. Пермь, 1973. С.49-55. - Полякова Е.Н. Словарь географических терминов в русской речи Пермского края. Пермь, 2007. С. 371-372. [30] Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Рснсвой, Кунгур, 2002. С. 138. [31] Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Ренсвой, Кунгур, 2002. С. 140. ". [32] Бурцев Е.А первыми были ушкуйники... // Коммунист Западного Урала. Пермь, 1997, 25.дек. [33] Цит. по книге: Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Рснс- вой, Кунгур, 2002. С.43. [34] Золотов Е.Д. Указ. раб. С. 140-141. - Летопись Сибирская (Кунгурская). Изд. 1880 г., С. 1 -2. [36] Фишер. «Сибирская история». Изд. 1774 г., С.116. [37] Епарх1альная хроника. Знамеше милости Божюй. [38] Летопись Свято-Николаевского православно-миссионерского мужского общежительного монастыря, находившегося в Осинском уезде Пермской епархии. Пермь, 1897. С.6. [39] Елтышсва Л.Ю. Старообрядческое население Кишсртского района Кунгурского края // Русский мир. Сборник материалов научно-практической конференции «Развитие русского этноса: проблемы и перспективы. Пермь, 2006. С. 192.
[40] Обряды детского цикла Восприятие ситуации родов и рождения ребенка, даже обращение с маленьким в первые годы жизни в традиционной культуре отличает повышенный мифологизм. Соответственно в этой сфере имеет место разнообразие магических манипуляций, призванных уберечь мать и дитя от опасностей, действий, направленных на регулирование связанных с ребенком эмоций (прежде всего страха). Ещё в XIX [41] Баранов Д.А. Мужские «роды» (этнографический факт и его интерпретации). - Мужской сборник. Вып.2. Мужское в традиционном и современном обществе. М.: Лабиринт, 2004. С.137- 140. [42] Баранов Д. Образы вещей (О некоторых принципах ссмантизации). - Антропологический форум, №2. - cu.spb.ru/anthropology/002/02_3. [43] См. реконструкцию обряда в его прикамском варианте: А.М. Белавин, И.А. Подюков, А.В. Черных, К.Э. Шумов. Война и песня. Пермь, 2005. [44] Бердников Г. Этнографические сведения о жителях Кунгурского уезда. Архив РГО, XXIX.75. [45] Кудрин Е. Причитанья по покойнику (в Кунгурском уезде). - Пермский сборник. Повременное издание. Книжка вторая. М., 1860. [46] Причитанья по покойнику в Кунгурском уезде (сообщил крестьянин Е. Будрин). - Пермский сборник. Кн.2. М., 1860. [47] Тульцсва Л.А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. [48] Погребальная обрядность Погребальная обрядность связана с ритуальным оформлением перемены статуса человека, направлена на обеспечение его безвозвратного перехода из сферы жизни в иной локус - в сферу жизни вечной. Исполняемые при погребении обряды направлены на устранение смерти из социума, на её нейтрализацию, их проведение позволяет также родным психологически адаптироваться к утрате. В традиции края ритуализовано прощание умирающего с родными. Умирающий просит прощения: «Прости, Христа ради. Каждому говорит. Ответишь - а тебя Господь простит». «У нас вот один умирал, он пчеловод был, и говорили, что пчелам своим, и то поклонился» (с. Троицк). Дом, где есть покойник, специально выделяли символически «Где покойник, в том доме белую доску выставляли, чтоб [49] См. подробно: Бахматов А.А., Подюков И.А., Хоробрых С.В., Черных А.В. Юрлинский край. Кудымкар, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|