Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарии к иллюстрациям




Обложка

Окрестности села Бым.

Фрагмент прялки. Рубеж XIX-XX вв. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Пояс. Рубеж XIX-XX вв. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Холсты. Рубеж XIX—XX вв. Архив МУК «Кунгурский историкоархитектурный и художественный музей-заповедник».

Туяс. Рубеж XIX-XX вв. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Вкладка № 1

1. Сборы приданого невесты. Середина XX в., с. Юговское.

2. Венчальное платье. Рубеж XIX-XX вв., д. Патраково.

3. Ритуальное откусывание свадебного каравая. Середина XX вв., д. Патраково.

Вкладка № 2

4. Цветы. Головной убор невесты в день венчания. Рубеж XIX- XX вв., с. Троицк.

5. Свадьба Маргариты Павловны Михайловой (девичья фамилия Новикова) и Михаила Ивановича Михайлова. Венок на голове невесты сделан местной жительницей Агриппиной Степановной Денисовой. 1964 г., с. Серга.

Вкладка № 3

6. 8. Свадебное ряженье. Середина XX в., с. Юговское.

7. Конская праздничная упряжь, подарок Музею Сергинского центра досуга Рудакова Вениамина Сергеевича. Рубеж XI -XX вв., д. Елкино.

Вкладка № 4

9. Проводы в армию Пищальникова Ивана Ивановича, 1959 г., д. Стерлягово.

10. Гармонист. Середина XX в., с. Юговское.

Вкладка № 5

11. Похороны Новожиловой Марии Алексеевны. 70-е годы XX в., с. Серга.

12, 13. Поминки в Троицын день. 1958 г., с. Серга.

Вкладка № 6

14. Женский костюм конца XIX-начала XX вв., с. Калинино. Вкладка № 7

15. Вид на дом священнослужителей, д. Колпашники.

16. Фрагмент наличника, с. Зарубино.

17. Городской костюм конца XIX - начала XX вв.

Вкладка № 8

18. Резьба в украшениях наличников города Кунгур: ул. Воровского, 20, 27, ул. Ленина, 31. Фото Р. Абляшева. Архив МУК «Кунгурс- кий историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

19. Мастер. Фото Р. Абляшева. Архив МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Вкладка № 9

20. Фрагменты резьбы на воротах, д. Патраково. Рубеж XIX- XX вв.

Вкладка № 10

21. Свадебное полотенце. Рубеж XIX-XX вв., с. Серга.

22. Самоловских Апполинария Дмитриевна, Соловьёва Елизавета Дмитриевна, жительницы с. Калинино.

Вкладка № 11

23. 25. Чёртов палец, сучок. Предметы лечебной магии, д. Зарека.

24. Хранительница традиций д. Закурья.

Вкладка № 12

26. Окрестности деревни Закурья.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов стр. 3-7

Глава I.

РУССКИЕ НА КУНГУРСКОЙ ЗЕМЛЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ

СПЕЦИФИКА стр. 7-72

Формирование русского населения региона стр. 7-16

Этнокультурные ареалы русских в Кунгурском районе стр. 16-20

Иноэтничное окружение и контакты стр. 20-24

Конфессиональный состав населения стр. 24-32

История и культура района по данным ономастики стр. 32-72

Глава II.

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИИ В ОБРЯДНОСТИ И ФОЛЬКЛОРЕ ДЕТСТВА

И ПРОВОДОВ В АРМИЮ стр. 73-102

Обряды детского цикла стр. 73-94

Проводы в армию стр. 95-101

Глава III.

КУНГУРСКАЯ СВАДЬБА стр. 103-202

Предсвадебный перид стр. 105-137

Свадебный день стр. 137-174

Второй и третий день стр. 174-197

После свадьбы стр. 197-202

Глава IV.

ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ стр. 203-244

Круг представлений, смежных с понятием смерть стр. 206-220

Погребальная обрядность стр. 220-232

Поминальная обрядность стр. 232-244

СЛОВАРЬ МЕСТНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ стр. 245-253

ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАНТЫ стр. 254-256

КОММЕНТАРИИ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ стр. 257-258

 

 

Подюков И.А., Поздеева С.М., Хоробрых С.В., Черных А.В.

В каждой деревне чё-то да разно. Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век). Пермь, 2007. - 284 с.; илл.

Научное издание

Подюков Иван Алексеевич Поздеева Светлана Михайловна Хоробрых Станислав Валерьевич Черных Александр Васильевич

В КАЖДОЙ ДЕРЕВНЕ ЧЁ-ТО ДА РАЗНО.

Из кунгурской семейной традиции (двадцатый век).

Научный редактор И.А. Подюков
Корректор Н.Н. Хоробрых

 

Подписано в печать 06.08.2007. Формат 60x88 1/16.

Уел. Псч. л. 17. Тираж 500 экз. Заказ № 6969.

Отпечатано в ИД «Типография купца Тарасова»

618400, Пермская обл., г. Березники, ул. Химиков, 7. Тел./факс: (34242) 6-72-88.

 

 
 

Обложка и цветные вкладки отпечатаны в ООО РПК «Графике».

618400, Пермский край, г. Березники, ул. Цирснщикова. 10. Тел.: 1342421 6-66-59.


 



[1] Преображенский А.А. Указ. сон. С.51.

[2] Преображенский А.А. Указ. сон. С.60.

[3] Материалы по Пермской области... С.132,135.

[4] Преображенский А.А. Указ. соч. С.84-86.

[5] Преображенский А.А. Указ. соч.С.87.

[6] Зырянов А.Н. Путевые заметки от Каменского завода до г. Перми, составленные в 1855 г. // Пермские губернские ведомости. 1856. №12. С.51.

[7] Чагин.Г.Н. Указ. соч. С.45.

[8] Николаев С.Ф. Бым // Материалы по Пермской области...С. 118.

1 Там же. С.126-127. Томилов А.Н. Указ. соч. С.ЗО-ЗЗ. Кузссв Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.,1974. С.337.

1 Материалы по истории деревень пермских татар // Пермские татары. Казань, 1983. С.157.

5 Чагин Г.Н. Указ. соч. С.46.

2 Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX - начале XX в. (по материалам южных районов Пермской области). Пермь, 2002. С. 78-82.

[9] Оборин В.А. К истории заселения Прикамья в эпоху раннего железа // Из истории Урала.

Свердловск, 1960. С.49; Томилов А.Н. Тюркоязычнос население Западно-Сибирской равнины

в конце XVI- первой четверти XIX в. Томск, 1981. С.ЗО-ЗЗ; Чагин ПН. Указ. соч. С.84.

[12] Кунгурскис акты XVII века (1668-1699 гг.). СПб., 1888. С.9.

[13]

1 Протопопов В. Этнографические сведения о жителях юговского купца Кнауфа завода. Архив РГО, разр. 29, оп.1, ед.хр. 19.

[14] Материалы для церковной летописи православного Свято-Троицкого храма и прихода в Югокнауфском заводе // Пермские епархиальные ведомости. 1886. С.279.

[15] Материалы для церковной летописи... С.279-285.

[16] Материалы для церковной летописи... С.281-282.

[17] Палладий. Обозрение Пермского раскола, так называемого «старообрядчества» СПб., 1863. С. 148.

[18] Библиографию об истории и современности монастыря см. в работе: Гладышев В., Кудрина А. Свет Белой Горы. Пермь, 2003. С.267-277.

[19] Подробно о формировании пермских говоров в Прикамье и групп говоров см.: Полякова Е.Н. Формирование пермских говоров // Русские говоры Пермского региона. Формирование. Функционирование. Развитие. Пермь, 1998. Вып. 1. С.4-30.

[20] Материал для описания кунгурских ойконимов извлечен из изданий: Кунгурский уезд. Список населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1909. С. 115; Осинский уезд. Список населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1908 (Бымовская, Юго-Кнауфская волости); Список населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1908 (Насадская, Ссргинская, Кресто- воздвижснская, Усть-Сылвснская, Троицкая волости).

[21] Полякова Е.Н. Словарь пермских фамилий. Пермь, 2005. С.279.

[22] Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Рснсвой, Кунгур, 2002. С.138.

 

2002. С.138.

[24] Матвеев А.К. Географические названия Урала. Краткий топонимический словарь. Свердловск, 1987.

[25] Хайдаров Ш., Олегов В. Следы арийской цивилизации в Прикамье. Пермь, 2006. С.54.

[26] Краткий топонимический словарь Пермского края / Сост. Е.Н. Шумилов. Пермь, 2005. С.34.

[27] Краткий топонимический словарь Пермского края / Сост. Е.Н. Шумилов. Пермь, 2005. С.55.

[28] Полякова Е.Н. Из топонимики Пермской области // Языки и ономастика Прикамья. Пермь, 1973. С.49-55.

- Полякова Е.Н. Словарь географических терминов в русской речи Пермского края. Пермь, 2007. С. 371-372.

[30] Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Рснсвой, Кунгур, 2002. С. 138.

[31] Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Ренсвой, Кунгур,

2002. С. 140. ".

[32] Бурцев Е.А первыми были ушкуйники... // Коммунист Западного Урала. Пермь, 1997, 25.дек.

[33] Цит. по книге: Золотов Е.Д. Боль души. Избранное: Сборник статей / Под рсд. О.А. Рснс- вой, Кунгур, 2002. С.43.

[34] Золотов Е.Д. Указ. раб. С. 140-141.

- Летопись Сибирская (Кунгурская). Изд. 1880 г., С. 1 -2.

[36] Фишер. «Сибирская история». Изд. 1774 г., С.116.

[37] Епарх1альная хроника. Знамеше милости Божюй.

[38] Летопись Свято-Николаевского православно-миссионерского мужского общежительного монастыря, находившегося в Осинском уезде Пермской епархии. Пермь, 1897. С.6.

[39] Елтышсва Л.Ю. Старообрядческое население Кишсртского района Кунгурского края // Русский мир. Сборник материалов научно-практической конференции «Развитие русского этноса: проблемы и перспективы. Пермь, 2006. С. 192.

[40] Обряды детского цикла

Восприятие ситуации родов и рождения ребенка, даже обращение с маленьким в первые годы жизни в традиционной культуре отличает повышенный мифологизм. Соответственно в этой сфере имеет место разнообразие магических манипуляций, призванных уберечь мать и дитя от опасностей, действий, направленных на регулирование связанных с ребенком эмоций (прежде всего страха). Ещё в XIX

[41] Баранов Д.А. Мужские «роды» (этнографический факт и его интерпретации). - Мужской сборник. Вып.2. Мужское в традиционном и современном обществе. М.: Лабиринт, 2004. С.137- 140.

[42] Баранов Д. Образы вещей (О некоторых принципах ссмантизации). - Антропологический форум, №2. - cu.spb.ru/anthropology/002/02_3.

[43] См. реконструкцию обряда в его прикамском варианте: А.М. Белавин, И.А. Подюков, А.В. Черных, К.Э. Шумов. Война и песня. Пермь, 2005.

[44] Бердников Г. Этнографические сведения о жителях Кунгурского уезда. Архив РГО, XXIX.75.

[45] Кудрин Е. Причитанья по покойнику (в Кунгурском уезде). - Пермский сборник. Повременное издание. Книжка вторая. М., 1860.

[46] Причитанья по покойнику в Кунгурском уезде (сообщил крестьянин Е. Будрин). - Пермский сборник. Кн.2. М., 1860.

[47] Тульцсва Л.А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.

[48] Погребальная обрядность

Погребальная обрядность связана с ритуальным оформлением перемены статуса человека, направлена на обеспечение его безвозвратного перехода из сферы жизни в иной локус - в сферу жизни вечной. Исполняемые при погребении обряды направлены на устранение смерти из социума, на её нейтрализацию, их проведение позволяет также родным психологически адаптироваться к утрате.

В традиции края ритуализовано прощание умирающего с родными. Умирающий просит прощения: «Прости, Христа ради. Каждому говорит. Ответишь - а тебя Господь простит». «У нас вот один умирал, он пчеловод был, и говорили, что пчелам своим, и то поклонился» (с. Троицк). Дом, где есть покойник, специально выделяли символически «Где покойник, в том доме белую доску выставляли, чтоб

[49] См. подробно: Бахматов А.А., Подюков И.А., Хоробрых С.В., Черных А.В. Юрлинский край. Кудымкар, 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...