Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий уровень. Дифференциация предлогов и приставок. Первый уровень




Третий уровень

1.

а) Четко•читай слова:

Найди и назови однокоренные слова. Докажи правильность своего выбора.

Продолжи ряд названных тобой однокоренных слов. Выдели голосом ударный слог в словах.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )


 

2. Чётко прочитай:


Что ты прочитал? Найди и назови в пословицах однокоренные слова. Запиши их, добавляя ещё 3—4 слова. В каждом слове выдели корень и ударный слог.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

3. Подбери по 5 слов: с корнем в начале слова; в середине; в конце слова. Выдели корень и ударный слог. Докажи правильность выполнения задания. Составь 3 предложения с подобранными словами. (Слова указывает логопед. )

4. Игра «Быстро найди родственников».

Задание выполняется парами либо коллективно с ведущим. При первом варианте дети меняются ролями. При втором — выигравший становится ведущим.

За определённое время (например, в течение 5 минут) надо набрать цепочку родственных слов по заданию ведущего.

(«Контролёры» ведут подсчёт. )


5.

а) Слушай внимательно слова и называй «лившее» (или «лишние»). Докажи, почему оно (они) «лишнее» («лишние»):

подорожать, дороговизна, подорожник, дорогой; осиное, осень, посинеть, по-осеннему; горняк, горемычный, сгорел, горевать.

б) Чётко и внимательно прочитай слова, записанные в таблице:

 

слезла             слёзный слеза               слезились левый        левшалев             налево
затрубить        труба отрубить           протрубить рисовать     рисовая (каша) рисунок          рисование
диван               удивляться дивный            дивиться удивительный   диванная (подушка) косить           скосить косарь             коса (девичья) косички        косьба

Подумай, правильно ли распределены слова. В чем ошибка? Найди и исправь, ошибки. Докажи правильность своего исправления.

Запиши только однокоренные слова, имеющие общее значение. Выдели корень и ударный слог. Составь с выделенными словами предложения.

6. В течение 10 минут подбери к данным словам как можно больше однокоренных слов (8—10): бег; езда.

Выдели в подобранных словах корень и ударный слог. Сравни слова в каждой группе по месту ударения.

Назови те слова, в которых гласная в корне является ударной. Можно ли сказать, что они являются проверочными по отношению к словам с безударными гласными в корне? Подчеркни ударную гласную в корне красным цветом; безударную — синим.

7 . Выпиши из орфографического словаря 3—4 слова. Подбери к ним как можно больше однокоренных (родственных) слов. Выдели корень слова и ударный слог.

Подчеркни синим цветом слова с безударной гласной, красным — проверочные.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) Составь по одному предложению со словами каждой группы родственных слов.


 

8. Чётко прочитай предложения

Обозначь корни и ударные слоги в выделенных словах. Что можно сказать о гласных в корнях этих слов? Правильно ли подобраны проверочные слова (в скобках)?

При необходимости исправь ошибки, подобрав как можно больше проверочных слов.

Дифференциация предлогов и приставок

Первый уровень

1. На доске предметные картинки с чётким изображением направления движения (его можно обозначить стрелками) и состояния:


Бабочка (или стрекоза) на цветке.

Кто-то вышел из дома (школы).

Мальчик отходит от дерева (дома).

Кто-то стоит около театра.

Кто-то идёт к лесу

(плывёт к берегу).

Кок сидит под столом.

Собака за забором.

Лошадь прыгает через барьер.


Карандаш в пенале.

Девочка бежит по дорожке. Спортсмен прыгает с вышки. Стул стоит перед столом.

Кот вылезает из-под стола. Спортсмен добежал до финиша (финишная ленточка).

Машина без колес.

Абажур висит над столом.


а) Внимательно рассмотри рисунки:

Логопед объясняет отличие предлогов от приставок и их роль в предложении.

 

б) Вспомни из составленных тобой словосочетаний или предложений только такие, и которых есть предлог и слово с приставкой. Запиши их.

Обведи предлоги зелёным кружочком; приставки выдели значком Объясни, в чём значение предлога и слова с приставкой. Составь устно словосочетания или предложения с предлогами. Назови в каждом словосочетании или предложении «маленькое слово» (предлог). Поясни значение предлога.

Запиши предлоги.


2. Вспомни предлоги, которые имеют значение: направленности действия внутрь; направленности действия к чему-либо; нахождения предмета под чем-либо; нахождения предмета над чем-либо; нахождения предмета впереди другою.

Составь с этими предлогами словосочетания; запиши их. Обведи предлог зеленым кружочком.

Если в составленных тобой словосочетаниях есть слова с приставками, подчеркни и объясни их значение.

Докажи правильность выполнения задания.

3. Составь словосочетания, отвечая на вопросы:

думать (о чём? )... ; смотреть (куда? )... ; гордость (за кого? )... ; летел {над чем? )... ; гуляю (где? )... ; приехал (откуда? ) вышел (с кем? )... ; прислушиваться (к чему? )... ; рассердиться (на кого? )... ; закатился (подо что? )....

Запиши составленные словосочетания. Составь с 2—3 словосочетаниями предложения. Найди предлоги и выдели их зелёным кружочком.

Найди слова с приставкой. Назови приставки и объясни их значение. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

4.

а) Прочитай предложения «про себя», вставляя нужные предлоги и изменяя в соответствии с ними слова в скобках.

б) Подумай и предложи в вежливой форме задание своему товарищу: составить словосочетания или предложения, употребляя разные предлоги.


(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )


 

5. Чётко и внимательно прочитай словосочетания:


стоять в палубе выехал в города спустились через ступенек прыгнул под лужу говорил про друзьями


принесли до сарая кружились по воздухе поставил на вазу вылезла над дивана показаться за тучи



Правильно ли составлены словосочетания? Исправь ошибки и докажи, что ты сделал это правильно. Выдели в словах приставки и объясни их значение.

6. Чётко прочитай слова 1-го столбика, затем — 2-го:

 

спрыгнуть в вагон
зайти по лесу
увидеть от поезда
входить с крыльца
походить под диван
отойти за другом
подлезть у моря
доехать из дерева
прочитать до дачи
изготовить про полярников

Составь словосочетания из слов обоих столбиков, подобрав правильно пары слов. Запиши их.

Обрати внимание на предлоги в словосочетаниях. Какой вывод ты можешь сделать? Выдели предлоги зелёным кружочком.

Найди в словосочетаниях слова с приставками. Выдели приставки значком

7. Составь и запиши 4 предложения так, чтобы в них были предлоги: на, от, про и слова с такими же приставками.

 

Выдели предлог и приставку.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

8. Запиши предложения под диктовку:

На ветер надеяться — без помолу быть. Всяк добр, да не до всякого.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

В поле не в дубраве: за сук не зацепишь.

Выдели приставки и предлоги.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

Составь предложения со своими примерами употреблении предлогов и приставок.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...