Третий уровень. Первый уровень. Второй уровень
Третий уровень
Как слова каждой пары отличаются по значению? Запиши пары слов, противоположных по значению (антонимы), в следующем порядке: слова, обозначающие время; размер; цвет; место; вкус. Устно составь с парой слов каждого значения предложения.
Найди и запиши парами слова, которые имеют противоположный смысл (антонимы). Какие слова оказались лишними? Почему? Обоснуй правильность выполнения задания. 4.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задании, ) 4. Прочитай «про себя»:
Подумай и скажи, какое задание ты будешь выполнять. * Низкий и пологий; сумрачные и холодные; много и плохо; широкие и прямые. Выполни задание письменно. Докажи правильность подбора антонимов.
Что ты прочитал? Объясни значение пословиц. Какое задание ты можешь предложить своему товарищу? * Безделье, жёстко, голодный, потеха, поближе, злое, порет, старый (Коллективная проверка с доказательством правильности выпои нения задания. )
Найди и исправь ошибки. Докажи правильность своего ответа. Найди в каждом предложении слова-антонимы и выпиши их. Будь внимателен! В некоторых предложениях 2 пары слов-антонимов. 7 . Подбери по 2—3 пары слов-антонимов, которые характеризуют: природу; величину предмета; действия людей; чувства. Докажи правильность выполнения задания, составив словосочетания, а затем - предложения.
8. Чётко прочитай словосочетания:
(Упражнение выполняется по цепочке, коллективно; каждый ученик подбирает слова-антонимы к одинаковым по написанию словам. Каждый учащийся должен пояснить, почему он подобрал то или иное слово)
Устно замени в составленных словосочетаниях одно слово словом-антонимом. Докажи правильность выполнения задания.
10. Подбери 4 пары слов-антонимов. Составь вопросы, используя подобранные слова-антонимы, и задай их товарищу. (Упражнение выполняется парами. Второй ученик отвечает на заданные вопросы, также используя слова-антонимы. )
О чём этот рассказ? Как ты его назовёшь? Подумай и составь (устно) рассказ, заменив определённые слова словами-антонимами так, чтобы менялся смысл предложений и всего рассказа. Как теперь ты назовёшь рассказ? Запиши слова-антонимы парами. Синонимы Первый уровень 1. Чётко прочитай предложения:
Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов. Логопед: Запомни! Слова, близкие по значению, называются синонимами. Например: ароматный — душистый; блестят — сияют; злится - сердится... И т. д.
Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые. Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.
работа — з... обрыв — к... доля — ч... родник — и... пасмурный — н... педагог — у... холод — м... забава — и... мыслить — д... деятельный — а... рубеж — г... пища — е... самописка — а... хохотать — с... актёр — а... (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.
Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами) 6. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение:
Обоснуй правильность своего выбора. 7. Прочитай «про себя»:
Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.
8. Четко прочитай слова:
Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания. С любым словом каждой группы составь предложения.
Со словами-синонимами составь и запиши предложения.
Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) С любым словом каждой строчки составь предложение.
Что можно сказать про слова верхней строчки? К словам верхней строчки подбери подходящие по смыслу слова нижней строчки, составь словосочетания и запиши их. Докажи правильность выполнения задания.
С любыми 4 составленными словосочетаниями составь и запиши предложения, использовав в них слова-действия, обозначающие движение.
Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения. Логопед: Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые выражают один и тот же смысл, но могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи. Например: учитель — педагог, длинный — долгий (путь); спешить — торопиться. И т. д. 2. Внимательно прослушай текст: Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова. Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.
Подумай и предложи задание товарищу. * Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом). Докажи правильность своего выбора, составив предложения. 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|