Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий уровень. Первый уровень. Второй уровень




Третий уровень

1. Чётко прочитай слова:

 

Как слова каждой пары отличаются по значению?

Запиши пары слов, противоположных по значению (антонимы), в следующем порядке: слова, обозначающие время; размер; цвет; место; вкус.

Устно составь с парой слов каждого значения предложения.

2. Чётко прочитай слова:

 

Найди и запиши парами слова, которые имеют противоположный смысл (антонимы). Какие слова оказались лишними? Почему? Обоснуй правильность выполнения задания.

4. Чётко прочитай словосочетания:

Подумай и назови в словосочетаниях те слова, которые можно заменить антонимами. Может быть, ты найдёшь словосочетании, в которых можно заменить оба слова? Выполни задание письменно

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задании, )


4. Прочитай «про себя»:


Подумай и скажи, какое задание ты будешь выполнять.

* Низкий и пологий; сумрачные и холодные; много и плохо; широкие и прямые.

Выполни задание письменно. Докажи правильность подбора антонимов.

5. Прочитай «про себя»:

 


Что ты прочитал? Объясни значение пословиц. Какое задание ты можешь предложить своему товарищу?

* Безделье, жёстко, голодный, потеха, поближе, злое, порет, старый

(Коллективная проверка с доказательством правильности выпои нения задания. )

6. Чётко и внимательно прочитай пословицы:


Найди и исправь ошибки. Докажи правильность своего ответа. Найди в каждом предложении слова-антонимы и выпиши их. Будь внимателен! В некоторых предложениях 2 пары слов-антонимов.

7 . Подбери по 2—3 пары слов-антонимов, которые характеризуют: природу; величину предмета; действия людей; чувства.

Докажи правильность выполнения задания, составив словосочетания, а затем - предложения.

8. Чётко прочитай словосочетания:

В каждом словосочетании подбери к слову-признаку слово-антоним.

(Упражнение выполняется по цепочке, коллективно; каждый ученик подбирает слова-антонимы к одинаковым по написанию словам. Каждый учащийся должен пояснить, почему он подобрал то или иное слово)


 

9. К словам-признакам подбери подходящие по смыслу слова-предметы:

Запиши составленные словосочетания. Докажи правильность выполнения задания.

Устно замени в составленных словосочетаниях одно слово словом-антонимом. Докажи правильность выполнения задания.

 


10. Подбери 4 пары слов-антонимов.

Составь вопросы, используя подобранные слова-антонимы, и задай их товарищу.

(Упражнение выполняется парами. Второй ученик отвечает на заданные вопросы, также используя слова-антонимы. )


11. Чётко прочитай текст:

 

 

О чём этот рассказ? Как ты его назовёшь?

Подумай и составь (устно) рассказ, заменив определённые слова словами-антонимами так, чтобы менялся смысл предложений и всего рассказа. Как теперь ты назовёшь рассказ?

Запиши слова-антонимы парами.

Синонимы

Первый уровень

1. Чётко прочитай предложения:

 

 

Подумай и выбери из предложений слова, близкие по значению Запиши их. Докажи правильность выбора слов.

Логопед: Запомни! Слова, близкие по значению, называются синонимами. Например: ароматный душистый; блестят — сияют; злится - сердится... И т. д.

2. Чётко прочитай предложение:

 

 


 


Какое слово в тексте повторяется? Что нужно сделать, чтобы избежать этих повторений? При исправлении предложения можешь использовать близкие по значению слова: трусливые, робкие, пугливые, боязливые.

Запиши предложение, которое у тебя получилось. Подчеркни волнистой линией близкие по значению слова.

3. Подбери к каждому слову близкое по смыслу так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось новое слово (по вертикали):

работа — з...                  обрыв — к...               доля — ч...

родник — и...                 пасмурный — н...         педагог — у...

холод — м...                  забава — и...              мыслить — д...

деятельный — а...          рубеж — г...                  пища — е...

самописка — а...       хохотать — с...

актёр — а...

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

4. Чётко прочитай текст:


 

Что тебе не понравилось в тексте? Как можно его улучшить? Запиши рассказ с подобранными тобой словами. Подчеркни слова-синонимы одной чертой. Докажи правильность выполнения задания.

5. Чётко прочитай предложения:

 

Назови и запиши синонимы к выделенным словам. Составь с каждой парой синонимов словосочетания (Упражнение выполняется парами)


6. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение:


 


а)


 

б)


 

 


 

Обоснуй правильность своего выбора.

7. Прочитай «про себя»:

 

 

Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое и докажи правильность своего выбора.

 


8. Четко прочитай слова:

бояться, радоваться, изумиться, поразиться,
трусить, ужасаться, смеяться, удивиться,
озадачиться, пугаться, хохотать, улыбаться,
робеть, веселиться, трепетать.

Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала — выражающие чувство радости; затем — страха и, наконец, — удивления. Докажи правильность выполнения задания.

С любым словом каждой группы составь предложения.


 

9. Чётко прочитай слова:

Подумай, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назови его. Докажи правильность своего ответа.

Со словами-синонимами составь и запиши предложения.

10. Чётко прочитай слова:

Скажи, как их можно назвать? Почему?

Запиши синонимы по силе действия: первые 4 строчки — от самого медленного, слабого действия до самого быстрого, сильного; последние 4 строчки - наоборот.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

С любым словом каждой строчки составь предложение.


11. Четко прочитай слова

 

 

Что можно сказать про слова верхней строчки?

К словам верхней строчки подбери подходящие по смыслу слова нижней строчки, составь словосочетания и запиши их. Докажи правильность выполнения задания.

Второй уровень

1. Чётко прочитай предложения:


С любыми 4 составленными словосочетаниями составь и запиши предложения, использовав в них слова-действия, обозначающие движение.

 


 

Найди в предложениях слова, близкие по значению. Выпиши их. Докажи правильность выполнения задания. Составь с выписанными словами предложения.

Логопед: Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые выражают один и тот же смысл, но могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи. Например: учитель — педагог, длинный долгий (путь); спешить торопиться. И т. д.

2. Внимательно прослушай текст:

Сегодня на уроке русского языка учитель говорил о словах. Он много говорил о том, как появились слова. А затем стал говорить о том, как образуются новые слова.

Скажи, какие слова в тексте повторяются. Какие из них можно заменить? Запиши слова, которые ты подобрал. Докажи правильность их подбора. Подбери к записанным словам ещё 2—3 близких по значению слова.

 


Идти к цели. Идёт весна. Часы идут правильно
Работа идёт хорошо. В театре идёт новая пьеса
Тряпьё идёт на бумагу. Дети идут гулять. Лошадь
идет шагом.

3. Прочитай «про себя»:

 

Подумай и предложи задание товарищу.

* Достигать, приближаться, двигаться, направляться, показываться, употребляться, бежать, шагать, действовать.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )


4. Чётко прочитай словосочетания:

 

 

Замени словосочетания одним словом, близким по значению (синонимом).

Докажи правильность своего выбора, составив предложения.

5. Прочитай «про себя»:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...