Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий уровень




6.

7.

Подбери и впиши в предложения слова, наиболее точные по смыслу. Объясни свой выбор.

* Ледяной, студёный, морозный.

Как называются вписанные тобой слова? Подчеркни их волнистой чертой.

 


6. Прочитай «про себя»:

* Идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать.

Как называются слова, данные для справок? Почему они так называются? Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов. )

7. Чётко прочитай слова (упражнение выполняется парами):


 


Подумай, есть ли среди данных слов синонимы? Запиши синонимы по группам. Сколько у тебя получилось групп? (Взаимопроверка: ученик доказывает правильность выполнен но задания товарищу в своей паре. )

Составь устно по одному предложению со словом каждой группы (Оценка выполнения задания учащимися. )

8. Чётко прочитай слова:

Подумай, можно ли все эти слова назвать синонимами? Если нет, то почему. Запиши только синонимы. Добавь к каждой группе синонимов ещё 1—2. Докажи правильность подбора синонимов.


 


9. Четко прочитай слова:

а)

Прочитай их: сначала по усилению степени признака, затем — по его ослаблению. Обоснуй правильность выполнения задания.

б) Подбери к словам плохо, грустить синонимы.

Расположи их по степени ослабления признака. Докажи правильность выполнения  задания.

10. Внимательно рассмотри таблички:


платье голубой
глаза лазурный
небо бирюзовый
море небесный
цвет  
незабудка  
   

 

погода мокрый
песок сырой
воздух влажный
луг  
берег  
полотенце  
дождь  

 

день серый
заяц пасмурный
костюм  
воздух  

Сколько  столбиков слов в каждой табличке?

На какой вопрос отвечают слова левого столбика? Правого столбика?

Есть ли в табличках столбики слов-синонимов? Прочитай их. На какой вопрос они отвечают? Докажи, что эти слова — синонимы.

Подбери к словам-предметам подходящие по смыслу слова-признаки. Запиши по 2составленных словосочетания из каждого столбика. Докажи, что ты правильно это сделал.

 


Третий уровень

1. Выразительно прочитай отрывки из сказки:

Как называется сказка? Кто её автор?

Подбери к выделенному в первом отрывке слову близкие по значению слова из последующих отрывков. Запиши их. Вспомни и допиши слова, близкие им по значению.

 

2. Чётко прочитай предложения:


Выпиши из предложений слова, сходные по значению (синонимы) со словом: тьма; тишина. Докажи правильность выполнения задания.

 


3. Чётко прочитай словосочетания:

сильная метель большое несчастье
плохая погода сильный дождь
полная тишина буряна море
бесстрашныйлётчик соседняя школа
пасмурнаяпогода смышленыйученик
правильныйответ занимательныйрассказ

Замени выделенные слова, близкими по значению (синонимами). Запиши словосочетания с подобранным тобой словам.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов. )

 

4. Чётко прочитай словосочетания:

 

 

Логопед поясняет смысл термина «фразеологические обороты». Замени фразеологический оборот одним словом-синонимом (устно). Составь и запиши предложения с фразеологическими оборотами.

 

5. Чётко прочитай слова парами:

развлекаться — забавляться

сторожить — охранять  

подчиняться — покоряться

удивляться — изумляться  

рассказывать — излагать

преподносить — вручать

слушать — внимать  
заболеть — захворать  
просить — клянчить  

Подумай, что можно сказать о словах в парах.

Сравни синонимы и объясни разницу в их употреблении (использовании).. Составь с каждым предложение.


6. Чётко прочитай слова:


 


 

Что можно сказать о данных парах слов? Сколько групп синонимов ты можешь выделить?

Прочитай слова-синонимы, выражающие движение; чувства.

Прочитай слова-синонимы, которые не только обозначают пред мет, действие или признак, но и выражают наше отношение к ним Составь с ними предложения и запиши их.

7.     В течение 10 минут подбери синонимы, обозначающие:

— движение: иду,...,...

— речь: говорю,..., ...

Расположи слова по степени скорости движения, громкости звучания голоса (по мере ее увеличения). Объясни оттенки значений слов.

Составь с любыми словами из каждой группы 2—3 предложения.


8. Прочитай «про себя»:


 

Подумай и предложи товарищу задание.

(Коллективная проверка с обсуждением правильности выбора синонима. )

 

 


 


9. Прочитай «про себя»:

 

Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего решении.


10. Прочитай «про себя»:

Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

11. Составь упражнение так, чтобы среди 3—4 синонимов было одно слово, которое не подходит по смыслу, т. е. не является синонимом.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности составления упражнения. )

12. В течение 3—4 минут определи цифрами в первых трёх строчках слова-синонимы по степени уменьшения качества признаков; в двух последних строчках – по степени увеличения действия:

хороший, великолепный, прекрасный, отличный, превосходный;

румяный, красный, пунцовый;

неустрашимый, храбрый, бесстрашный, отважный, смелый;

печалиться, тосковать, грустить, скорбеть;

бояться, ужасаться, паниковать, трепетать.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...