Духовные ресу рсы совладающего
Поведения И. Г. Самойлова (Кострома) Развитие ресурсного подхода в психологии совладающего поведения позволяет включить в контекст исследований проблему духовных измере- ний личности. Под духовностью мы понимаем кон- кретную реальность человека, его внутреннюю и внешнюю гармонию, действенную Любовь, единс- тво с высшим Духовным источником, приводящие к Высшему Сознанию – Мудрости. Духовное «я» личности является информационной структурой высшего порядка и также как генетический код про- являет себя опосредованно, воплощаясь субъектно в различных культурных и исторических формах бытия. При этом человек выступает творцом своей собственной жизненной истории. А. В. Брушлинский определяет субъекта как человека на высшем для него уровне деятельности, Кострома, 16–18 мая 2007 г. общения, целостности, автономности. Он пишет, что «в таком смысле the subject…это…не испыту- емый, а the Self (самость) как the Totality (целост- ность), как the Actor (деятель)…» (Брушлинский, 2003). Дальнейшее развитие субъектно–деятельнос- тного подхода и выделение нескольких уровней не- прерывного становления субъектности (Сергиенко, 2000, 2002, 2005, 2006) позволяет считать высшим ее уровнем духовный (трансцедентный, транспер- сональный). В наиболее популярной трансперсональной модели сознания К. Уилбера (известной специалис- там как «Спектр сознания») в психологической тер- минологии раскрываются пять основных ступеней духовного восхождения личности. В Спектре со- знания Высшее «я» (Дух) – это трансцедентальная вершина нашего бытия, Божественное в нас. Каж- дый шаг вверх в духовном самосовершенствовании личности означает увеличение единства и расши-
рение идентичности – от изолированной идентич- ности тела через социальную и общечеловеческую идентичность разума к высшей идентичности духа, идентичности с Божественным (Уилбер, 2004). При создании модели сознания К. Уилбер синтезировал научные психологические представления, взгля- ды различных философских школ, христианскую антропологию, философию буддизма, западный и восточный мистицизм. Он считает, что подлинная духовность личности всегда сопряжена с духовной практикой, то есть с переживаемым опытом живой Реальности, раскрывающимся прямо и непосредс- твенно в сердце и сознании индивидов. Как следу- ет из концепции автора, «пиковые», запредельные, трансперсональные переживания (или духовные состояния) являются способами обретения высших смыслов человеческого бытия. Мы считаем, что духовные состояния имеют характер ресурсных, так как закладывают мощный энергетический потенциал совладания человека с трудной жизненной ситуацией. Преходящие пи- ковые состояния сознания создают непреходящие свойства и новые структуры сознания (Уилбер, 2004). В виду этого нужно опасаться духовных пу- тей, связанных лишь с простым изменением убеж- дений или идей. Познавательно-интеллектуальное развитие необходимо, но не достаточно для духов- ного пути личности. Можно иметь развитое логи- ческое мышление, но находиться на низкой стадии морального развития. Другие представления с по- зиции любой «новой парадигмы» - это всего лишь способы мышления о мире, а не способы преобра- зования мира (Уилбер, 2004). Таким образом, ду- ховность человека определяется не мыслительным конструктом в интерпретации мира, а трансформа- цией сознания. В. Д. Шадриков также размышляет о ресур- сных возможностях духовных состояний. Он счи- тает, что «духовные состояния … определяют и иную функциональную сущность мозга, другие его
функциональные (интеллектуальные) возможнос- ти, позволяют по-иному воспринимать и мыслить» (Шадриков, 2002). Духовные состояния характери- зуются «расширением сознания, активным включе- нием в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и поэтому резким расширением ин- формационной базы понимания проблемы, энерге- тической активизацией, переключением эмоций … на режим энергетической подпитки…» (Шадриков, 2002). Личность находит ресурс для совладания в трудной жизненной ситуации за счет развития ду- ховных способностей. Согласно В. Д. Шадрикову, существует неразрывная связь духовных состояний и духовных способностей: «…Духовные состояния, связанные с ценностными ориентациями личности, личностными смыслами, определяют характер ду- ховных способностейu187» (Шадриков, 2002). Духов- ные способности – это сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния (Шадриков, 2002). Выход за пределы рациональной логики поз- воляет освоить «надсоциальный» уровень бытия и через интеграцию противоположностей, найдя «зо- лотую середину», разрешить сложную жизненную проблему. В. В. Знаков считает, что духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: «духовное состояние – это психологический феномен, характеризуется тем, что человек вре- менно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей…» (Знаков, 2000). Духовные переживания, по В. В. Знакову, порождающие духовные способности, меняют направленность и ценностно-смысловую организацию личности (Знаков, 2000). Одним из примеров многообразия духовных состояний является глубокое медитативное состо- яние, которое в духовной практике сахаджа-йоги- создается посредством активизации тета и дельта частотных характеристик психики человека (Сас- тамойнен, 2003.). Психофизиология подобных из- мененных состояний представлена в исследованиях В. В. Козлова и Ю. А. Бубеева (Козлов, Бубеев, 2005). Но нас интересует субъективная реальность – порождаемые личностью в ее духовном поиске
жизненные смыслы и ценностные ориентации как ресурсные составляющие совладающего поведе- ния. Было проведено эмпирическое изучение жиз- ненных смыслов и ценностей двух групп пожилых женщин в возрасте 64-77 лет: занимающихся духов- ным искательством в сахаджа – йоге и представите- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ лей православной веры. Общий объем выборки – 24 человека, 12 человек в каждой группе. Духовное искательство мы определяем как процесс углубленного познания своей сущности, постижения своего духовного «я», конечной целью которого является познание смысла жизни. Под смыслом жизни понимается особое психическое образование, содержащее в себе цель жизни чело- века, присвоенную и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого u1087 порядка, жизненную кон- цепцию человека, обобщение личностью своих за- дач, возможностей и места в жизни. Положительные ответы на вопросы о смысле жизни В. Франкл связывал с религиозной верой в Провидение, которая имеет огромное психоло- гическое и психотерапевтическое значение. Такая вера делает человека более жизнеспособным, ус- тойчивым, для нее нет ничего бессмысленного. В религии человек может приблизиться к постиже- нию «сверхмира» и «сверхсмысла» своей жизни (Франкл, 1990). Люди пожилого возраста в большей степени, чем в другие периоды жизни включены в духовный поиск Вечного. В результате проведенного исследования были выявлены различия в жизненных смыслах, ценнос- тных ориентациях, а также в итогах духовных ис- каний у двух групп испытуемых: у сахаджа-йогов – обретение Духовного (Религиозного) Знания, а у православных – приобщение к Духовной (Религи- озной) вере. И хотя социальные представления рос- сиян о духовном не различают «духовное знание» и «духовную веру», в наших эмпирических данных зафиксировано это отличие. Сахаджа-йоги получа- ют доступ к «Духовному Знанию» через метод Ду- ховной Самореализации – путем активизации внут- ренней энергоинформационной субстанции в теле
человека (кундалини) (Састамойнен Т. В. 2003.). Представители Православной Церкви приобрета- ют «духовную веру» в качестве духовного ресурса совладания в трудной жизненной ситуации (в виде утешения). Библиографический список 1. Брушлинский А. В. Психология субъекта/отв. ред. проф. В. В. Знаков. М.: Ин-т психологии РА Н; СПб: Изд-во «Алетейя», 2003. 2. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Психология личности в трудах отечествен- ных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 426-436. 3. Козлов В. В., Бубеев Ю. А. Измененные со- стояния сознания: системный подход. М.: МА ПН, 2005. 4. Састамойнен Т. В. Восточные оздорови- тельные системы, психофизическое и ду- ховное совершенствование человека. СПб.: ГА ФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. 5. Уилбер К. Интегральная психология: Созна- ние, Дух, Психология, Терапия '2F пер. с англ. / под ред. А. Киселева. М.: ОО «Издательс- тво АСТ», 2004. 6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 7. Шадриков В. Д. Введение в психологию: спо- собности человека. М.: Логос, 2002. 8. Шривастава Н. Метасовременная эпоха. М.: ОО «Юнитех», 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|