Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о подходах к анализу




СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

А.В. Сацук (Брест)

Современная психология все чаще обращает

внимание на такие критические ситуации в жизни

человека, которые определяют повороты его жиз-

ненного пути и изменения внутреннего мира. В

настоящее время идет процесс формирования но-

вой научно-психологической области, связанной

с переживанием и преодолением критических си-

туаций. Несмотря на рост количества исследова-

ний, проблема теоретических и методологических

оснований формирующегося направления требует

обобщения исследований социальных и собственно

психологических аспектов критической ситуации,

динамических и смысловых факторов совладания

и пр.

Понятие критической ситуации является кон-

цептуальным в изучении совладающего поведения.

В настоящее время можно выделить три основных

теоретических контекста изучения критической си-

туации.

1. Критическая ситуация может рассматри-

ваться как социальный объект с его внешними

фиксируемыми характеристиками, в результате

чего формируются типологии ситуаций (по облас-

тям жизнедеятельности, по позитивности и драма-

тичности оценки события, по прогнозируемости,

исходя из прошлого опыта). Здесь ведется поиск

тех объективных ситуационных характеристик, ко-

торые детерминируют степень имманентной стрес-

согенности события, провоцируя определенные пе-

реживания и поведение конкретной личности.

2. Критическая ситуация в контексте изуче-

ния взаимодействия личности и ситуации рас-

сматривается как психологическое поле события,

включающее намерения и ожидания субъекта,

предшествующий жизненный опыт, сложившие-

ся представления. Выделяются типичные паттер-

ны взаимодействия личности и ситуации в опре-

деленных жизненных условиях и анализируется

эффективность конкретных u1087 приемов. Внутрипси-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

хические механизмы преодоления трудностей ана-

лизируются как когнитивные, эмоциональные, опе-

рационально-деятельностные процессы в свете их

ориентировочно-контрольной функции. Критерий

эффективности совладания связывается с наступа-

ющим субъективным благополучием человека: ос-

лабление чувства уязвимости к стрессам, снижение

тревожности, овладение навыками предотвращения

трудных ситуаций. Личность часто рассматривает-

ся через дифференциальные особенности как ус-

ловные возможности для разворачивания той или

иной стратегии совладания.

3. Критическая ситуация в рамках личностного

направления рассматривается как ситуация внут-

ренней дезинтеграции, которая является следстви-

ем «невозможности жить, реализовывать внутрен-

ние необходимости своей жизни» (Василюк, 1984,

с.25). Разрушительность ситуации и направления

преодоления определяются угнетаемыми потреб-

ностями личности с их местом в иерархии, процес-

сами функционирования самосознания и ценност-

но-смысловой сферы. Личность не просто «взаимо-

действует» с ситуацией, а преломляет ее через свое

содержание. При таком подходе внешние харак-

теристики ситуации, вызвавшей дезорганизацию,

однозначно не детерминируют поведение, в пользу

чего и говорят факты неоднозначного проживания

даже самых «однозначных» обстоятельств. Наличие

критической ситуации определяется внутренним

состоянием дезорганизации, противоречивости, не-

определенности и т.д. Важнейшим (необходимым

и достаточным) критерием жизненно значимого

события является отнесенность его к личности са-

мого человека. Т.Б. Карцева пишет: «Событие явля-

ется для человека жизненно значимым лишь в том

случае, когда его свершение затрагивает централь-

ные аспекты его личности – его образ «Я», пред-

ставление о себе, действует на них разрушающе и

заставляет личность изменять их». Самосознание

претерпевает деструкцию, его состоянию характер-

на неопределенность внутреннего содержания «Я»,

противоречивость, негармоничность, нарушение

целостности. И далее: «Жизненное событие есть

ситуация самоопределения личности» (Карцева,

1988).

Мы придерживаемся взгляда на критическую

ситуацию как на вызванное нарушением привыч-

ного хода жизни состояние дезинтеграции содержа-

ния самосознания личности. Представляется, что

именно такой подход позволяет искать собственно

психологические, внутриличностные механизмы

совладающего поведения.

Критическая ситуация дестабилизирует пред-

ставление о мире и самом себе, ставит под сомне-

ние принятые представления, идеалы, ценности,

разрушает мировоззренческий фундамент жизнен-

ной активности человека. Теоретический анализ

показывает, что состояние дезинтеграции личности

в своей основе имеет неудовлетворение потребнос-

ти в целостности, гармоничности, стабильности,

являющейся базовым условием нормального функ-

ционирования личности, нереализацию фундамен-

тальных необходимостей, разрушение жизненных

оснований. Понятно, что любые усилия могут быть

затрачены личностью ради восстановления согла-

сованности, целостности и стабильности внутрен-

него мира.

В психологии признается значимая роль созна-

ния в регуляции активности человека (в том числе

в современных психоаналитических и бихевио-

ральных психологических школах). На наш взгляд,

широкая вариативность процессов совладания и

их видов может иметь связь с тем, что состояние

внутренней дезинтеграции может быть по-разному

открыто сознанию человека. Анализ исследований

совладающего поведения, работ психотерапевтов и

психологов-консультантов, а также общепсихологи-

ческих исследований функционирования личности

позволяет описать некоторые виды процесса пре-

одоления дезинтеграции личности в зависимости

от уровня осознания внутренней дезинтеграции.

1. Состояние дезинтеграции может не осозна-

ваться и субъективно отражаться в смутном чувс-

тве тревоги, неудовлетворения, не находящего свой

предмет. Человек живет с расщепленным самосо-

знанием или «упрощенным» до уровня самоощу-

щения. Данный вид преодоления критических си-

туаций связан с функционированием личностных

защит, с вытеснением фактов, не согласующихся с

представлениями и потребностями субъекта, отри-

цанием и избеганием любой активности, связанной

с переживанием критических обстоятельств. Чело-

век не совершает попыток осознать и интегриро-

вать произошедшее с ним и свои представления,

установки, мотивы. Можно предполагать также не-

которые особенности функционирования когнитив-

ной сферы субъекта.

2. Человек может обнаружить неконгруэнт-

ность своей личности и ситуации, фрустрирование

своих потребностей, несоответствие имеющихся

способов жизнедеятельности новым условиям ситу-

ации. Открывается неадекватность представлений,

ожиданий, убеждений, «теории мира» (Х.Томэ).

Процессы переживания критической ситуации со-

ответственно представляют собой изменения сло-

жившихся когнитивных моделей, образов и эмоци-

ональных оценок ситуаций. В процессе разрешения

критической ситуации разворачивается ориентиро-

вочная деятельность и появляются новые формы

активности, большое значение придается опыту

преодоления негативных событий, устойчивости

сложившихся поведенческих паттернов.

Ф.Е. Василюк, определяя основания подоб-

ных процессов преодоления, говорит о принципах

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

удовольствия и реальности: процессы переживания

субъекта направлены на удовлетворение интенсив-

ных потребностей с учетом или без учета объектив-

ных возможностей реализации (Василюк, 1984). На

этом уровне человек существует в рамках конкрет-

ной ситуации «здесь и сейчас», одного жизненно-

го отношения (Василюк, 1984), его самосознание

расщеплено на «до» и «после» (Столин, 1983). По-

добное решение жизненных задач не нуждается в

анализе смысловых оснований своей деятельности,

ценностного содержания своего «я», жизненные ус-

ловия не затрагивают глубинное ядро представле-

ний личности о себе.

3. Еще один вид преодоления критических

ситуаций обусловлен осознанием противоречи-

вости, неопределенности, «необоснованности»

ценностно-смыслового содержания самосознания.

Личность обнаруживает, что не имеет необходимо-

го содержания системы «Я» как инструмента для

ориентировки в ситуации. Перед человеком стоит

задача не просто приспособиться к жизни в новых

условиях, но понять ее смысл для себя, реализовать

себя как активного субъекта, содержание жизни ко-

торого не отчуждено от него, а принадлежит ему са-

мому, иначе говоря, возникает задача психической

интеграции. Состояние внутренней дезинтеграции

необходимо преодолевать процессами внутренних

же перестроек. Такая задача не может иметь си-

туативных разрешений, она требует специальной

внутренней работы, «деятельности переживания»

(Василюк, 1984). Переживание критического собы-

тия связано с «поворотом» от обстоятельств к себе,

рефлексией ценностно-смысловых оснований жиз-

недеятельности, поиском и конструированием со-

держания своей личности (С.Л. Рубинштейн, Н.А.

Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Ф.Е.

Василюк, Д.А. Леонтьев) Такой путь преодоления

критических ситуаций связан со становлением лич-

ностной зрелости и духовным ростом. Нам видит-

ся актуальным и продуктивным интенсификация

исследований в данном направлении. Ключевой

задачей на этом пути должно стать изучение фун-

кционирования самосознания личности в процессе

преодоления критических жизненных ситуаций.

Представляется, что ориентация на явление

внутриличностной дезинтеграции как условие кри-

тической ситуации позволяет избежать недостатков

социального подхода, в рамках которого соверша-

ются безуспешные попытки обобщения основных

ситуаций и ситуационных переменных и остается

открытым вопрос, почему событие, объективно

имеющее большую силу, может не стать для его

субъекта значимым, и наоборот. В тоже время вы-

деление разных уровней в осознании внутренней

дезинтеграции не только позволяет классифициро-

вать процессы преодоления критических ситуаций

и открывает путь для изучения совладающего по-

ведения в контексте адаптации, но и дает возмож-

ность дифференцировать механизмы личностного и

духовного роста.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жиз-

ненных условиях: переосмысливание, преоб-

разование ситуаций и психологическая защита

// Психологический журнал. 1994. №1. С. 3-

19.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.,

1984.

3. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуа-

циях значимых жизненных перемен // Психо-

логический журнал. 1988. Т.9. №5. С.120-

128.

4. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте

жизненной ситуации / Психология социаль-

ных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В.

Гришиной. СПб.: Питер, 2001. С. 279-285.

5. Нартова-Бочавер С.К. «Сoping-behavior» в

системе понятий психологии личности // Пси-

хологический журнал. 1997. Т.18. №5.

6. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция

активности субъекта в ситуации потери рабо-

ты // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92-

104.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

СПб.: Питер, 2004.

8. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд.

Моск. ун-та, 1983.

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ

ПЕРСПЕКТИВЫ КАК ВАРИАНТ

ЭФФЕКТИВНОГО «КОПИНГ –

ПОВЕДЕНИЯ»

С. Л. Свешникова (Вологда)

Эффективность совладающего поведения, его

сформированность зависит от множества составля-

ющих: личного опыта субъекта, индивидуальных

личностных особенностей, социального окруже-

ния, социальных установок и др. В этой цепочке

значительную роль будет играть характер времен-

ной перспективы, так как временная перспектива

определяет успешность социальной адаптации. Она

в свою очередь будет зависеть от того, как человек

интерпретирует и переживает свое прошлое, насто-

ящее и будущее.

Под временной перспективой понимается про-

тяженность времени, где размещаются жизненные

события. В узком смысле временная перспектива

рассматривается как взгляд в будущее, то есть пер-

спектива будущего. Объекты временной перспек-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

тивы являются детерминантами, регулирующими

поведение. Протяженная, реалистичная и активная

перспектива важна для планирования и осущест-

вления поведенческих проектов, поскольку почти

все важные достижения предполагают наличие ко-

ординированных и долговременных структур.

По мнению Ж. Нюттена, протяженная времен-

ная перспектива u1089 способствует постановке субъек-

том отдаленных целей, выработке долгосрочных

поведенческих проектов. Субъект с короткой вре-

менной перспективой оказывается неспособным

видеть отдаленное будущее в поиске средств и

целей для удовлетворения своих потребностей, у

него будет ниже степень реалистичности события

далекого будущего, следовательно, его поведение

будет менее эффективным. Кроме этого, характер

актуального поведения будет зависеть от таких

особенностей временной перспективы как: первое

– определенная степень темпоральной интеграции,

чтобы будущее виделось как активное продолжение

настоящего и прошлого; второе – установка на осу-

ществление интернальных каузальных атрибуций,

в которой проявляется роль личной активности в

достижении результатов; третье – активность субъ-

екта должна быть направлена на позитивные цели и

объекты. Одним словом, можно предположить, что

субъект, обладающий временной компетентностью

будет успешно осуществлять варианты совладаю-

щего поведения.

Следует отметить, что временную перспективу

субъект выстраивает в зависимости от ведущих мо-

тивов. На основании ведущих мотивационных про-

цессов формулируются и устанавливаются цели,

причинно – следственные структуры. Поэтому со-

гласованная работа этой системы: мотивы→цели

(проекты)→временная перспектива→эффективное

актуальное поведение, позволит субъекту обладать

и эффективно использовать копинг – стратегии.

Исходя из этого, становится очевидным, что

мотивационные процессы будут как оказывать вли-

яние на временную перспективу субъекта, так и оп-

ределять характер актуального поведения. В связи с

этим, важна проблема взаимосвязи временной пер-

спективы и мотивационной сферы.

Над проблемой взаимосвязи мотивацион-

ной сферы и временной перспективы работали В.

И. Ковалев, К. А. Абульханова и ее ученики, Е. И.

Головаха, Ж. Нюттен. Такие авторы, как К. Левин,

А. Б. Орлов, Н. Н. Толстых и другие указывают на

расширение временной зоны побуждений как важ-

нейшую прогрессивную линию онтогенетического

развития личности.

Необходимость развития временной перспек-

тивы особенно актуальна для подросткового воз-

раста. Именно в этом возрастном периоде впервые

начинают формироваться жизненные перспективы.

По мнению Л. С. Выготского, временная перспек-

тива впервые осознается. Без сомнения, на данном

возрастном этапе можно говорить о ее значительной

роли в социальной адаптации и выработке копинг

– стратегий. По мнению И. С. Кона, формирование

жизненных планов – «важнейший аспект становле-

ния «Я»». Л. И. Божович рассматривает жизненный

план «как систему приспособления, средство овла-

дения своим внутренним миром».

Однако не во всех случаях временная перспек-

тива эффективно формируется. Вероятнее всего,

население, находящееся постоянно в социально и

экономически неблагоприятных условиях, дети из

неблагополучных семей и интернатных учреждений

будут испытывать трудности в построении целей и

перспективы будущего. Условия их проживания та-

ковы, что они живут по типу «одного дня», проявляя

потребительское отношение к жизни. Отсутствие

временной перспективы приводит к равнодушию к

будущему, нежеланию строить планы и их реализо-

вывать, пассивному времяпрепровождению.

Исходя из этого, становится очевидным, что

формирование временной перспективы будет спо-

собствовать развитию динамической составляющей

мотивации и, как следствие, повышать социальную

адаптивность субъекта.

В нашей работе мы планируем изучить взаимо-

связь временной перспективы и мотивационной сфе-

ры подростков. Мы предположили, что, во-первых,

определенная структура мотивационной сферы под-

ростков будет определять характер и особенности

временной перспективы, во-вторых, что отдельные

свойства личности подростков будут определяю-

щими в умении выстраивать цели и перспективу бу-

дущего. Исходным в нашем исследовании является

предположение о том, что у взрослых людей особен-

ности временной перспективы и способность к целе-

полаганию отличается от таковых у подростков.

На основании полученных результатов пла-

нируется продолжить создание программы по

формированию временной перспективы, развитию

способности к целеполаганию. Полученные резуль-

таты можно было бы сравнить с тем, какие моти-

вационные процессы способствуют эффективному

совладанию с трудной, стрессовой ситуацией.

Таким образом, в становлении и развитии лич-

ности временная перспектива выступает как одно из

проявлений регуляционных возможностей человека

в течение всего онтогенеза. Уровень реалистичнос-

ти перспективы будущего у человека – базовое усло-

вие его позитивного влияния на текущее поведение.

Расширение временной перспективы и формирова-

ние направленности на отдаленные значимые цели

очень важны. Формирование временной перспекти-

вы, реалистичная организация ее структуры, четкое

обозначение в ней жизненных целей, ее непрерыв-

ность можно рассматривать как один из вариантов

эффективного «копинг – поведения».

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Библиографический список

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жиз-

ненных условиях: переосмысливание, пре-

образование ситуаций и психологическая за-

щита// Психологический журнал. 1994. Т. 15.

№1. С. 3 – 19.

2. Анцыферова Л. И. Психология повседневнос-

ти: жизненный мир личности и «техники» ее

бытия // Психологический журнал. 1993. №2.

С. 3-16.

3. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психо-

логический стресс // Психологический жур-

нал. 1996. Т. 17, №4. С. 64-74.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.:Из-

дат-во Питер, 2000.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспек-

тива будущего. М.: Смысл, 2004.

6. Толстых Н. Н. Жизненные планы подростков

и юношей // Вопросы психологии. 1984. № 3.

С. 79 – 86.

7. Чудновский В. Э. Проблема становления

смысложизненных ориентаций личности //

Психологический журнал. 2004. Т. 25. №6.

С. 5–11.

СУБЪЕКТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

(Исследование выполнено при финансовой

Поддержке РГНФ, грант № 05-06-06469а)

Е. А. Сергиенко (Москва)

Понятие «копинг» существует в науке

около 40 лет и особенно интенсивно разрабаты-

вается в зарубежной психологии. В отечественной

психологии данное направление получило разви-

тие с 90-х годов, становится u1087 принятым перевод

термина «копинг» как «совладание» в варианте,

предложенном Л. И. Анцыферовой.

Большая заслуга в разработке данного на-

правления, которое из частного аспекта адаптации

к стрессу приобрело самостоятельный статус как

психологии совладающего поведения, принадле-

жит Т. Л. Крюковой (2004) и ее ученикам. Глубокая

теоретическая и обширная эмпирическая проработ-

ка различных проблемных моментов психологии

совладающего поведения позволяет говорить о кос-

тромской психологической школе. В рамках этой

школы были сформулированы основные положения

психологии совладающего субъекта, предложены

критерии субъектного и антисубъектного совлада-

ния, эффективности и продуктивности стратегий

и стилей совладания, показаны особенности инди-

видуального и группового копинга. Следует под-

черкнуть, что именно костромская школа сделала

значительный вклад в методическое обеспечение

исследований копинг-поведения, именно ее иссле-

дователи проводят интенсивные разработки различ-

ных аспектов совладающего поведения в контексте

более широкой проблемы социальной адаптации.

Однако, несмотря на безусловные достижения

в разработке психологии совладающего поведения,

остается еще много вопросов, нераскрытых тем. Так,

Л. И. Анцыферова (1996) указывает на некоторые

методологические проблемы данного направления.

Она отмечает фрагментарность подхода к исследо-

ванию совладания, которое состоит в рассмотрении

ситуации, требующей совладания вне контекста с

предшествующими событиями жизни человека и

его состояниями, возникающими до необходимости

справляться с трудными жизненными ситуациями,

то есть отсутствует анализ «внутренних условий»

через которые воспринимается трудная ситуация,

не учитываются целостные индивидуальные состо-

яния субъекта. Другой методологической пробле-

мой является отсутствие действительной оценки

субъектом трудной жизненной ситуации. Трудные

жизненные ситуации в применяемых тестах клас-

сифицируются усредненно, исходя из предположе-

ния, что именно они должны вызвать u1085 напряжение

адаптивных возможностей человека, без учета их

личностной ценности. Более того, деление совла-

дающего поведения на продуктивные и непродук-

тивные стратегии также нивелирует уникальность

совладания субъекта, где возможный эффект при-

меняемой стратегии копинга может быть сильно

отсрочен. Мы полагаем, что дальнейшая разработка

психологии субъекта может способствовать и раз-

витию психологии совладающего поведения.

Для такого предположения существует ряд

оснований. В поисках целостного подхода к ис-

следованию человека для психологии может стать

психология субъекта. Именно в субъекте как еди-

ной метасистеме представлена психика в единстве

ее организации, именно в субъекте объединены и

естественнонаучные, и гуманистические парадиг-

мы исследования человека, именно в субъекте мы

находим единство универсального и уникального.

Обращаясь к исследованию субъекта, мы открыва-

ем возможность изучать поведение, деятельность

как опосредованные внутренним миром человека,

его субъектными выборами и предпочтениями, его

активным построением модели окружающего мира.

Субъектность человека развивается постепенно на

всем протяжении его жизни и может быть представ-

лена как уровни развития субъектности. Критерий

субъекта может быть только уровневым. С пози-

ций такого подхода критерии субъекта, выделенные

другими авторами (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульхано-

ва, А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев, В. В. Зна-

ков) не являются противоречивыми, а относятся к

разным уровням организации субъекта. Принцип

континуальности развития позволяет выделить не-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

сколько уровней непрерывного становления субъ-

ектности - от протоуровней в раннем онтогенезе

до уровней агента, наивного субъекта, субъекта

деятельности, субъекта жизни (Сергиенко, 2000,

2002, 2005, 2006). Уровневый критерий позволяет

перейти от противоречий к единой картине разви-

тия субъектной организации, со своей степенью

объединения внутренних ресурсов, индивидуаль-

ности и задач развития, которые могут охватывать

и задачи становления u1089 субъектности, и задачи твор-

ческого освоения деятельности, и задачи самосо-

вершенствования (акмеологический уровень).

Разногласия в понимании субъектности связа-

ны и с недифференцированностью категории субъ-

екта и личности.

Развивая системно-субъектный подход, мы

предлагаем эскиз решения проблемы о соотноше-

нии категории личности и субъекта.

Личность (персона) – это стрежневая структу-

ра субъекта, задающая общее направление самоор-

ганизации и саморазвития. Метафорически это со-

отношение можно представить в виде командного и

исполнительного звеньев. Личность задает направ-

ление движения, а субъект - его конкретную реали-

зацию через координацию выбора целей и ресурсов

индивидуальности человека. Тогда носителем со-

держания внутреннего мира человека будет высту-

пать личность, а реализацией в данных жизненных

обстоятельствах, условиях, задачах – субъект. Это

означает, что человек будет стремиться сохранить

свою целостность как субъекта и личности, следова-

тельно, делать то, что соответствует его жизненным

смыслам и в соответствии с собственной субъект-

ностью, то есть в соответствии со своей интегра-

тивной уникальностью (где все образует единую

систему: вся история развития субъекта, гетерархия

уровневой организации). Показателем синхронности

и соответствия в континууме «личность - субъект»

может выступать спонтанность поведения человека.

Можно привести аналогию со знанием язы-

ка: если мы выражаем спонтанно то, что мы хотим

сказать, то можно говорить о владении языком как

средством общения или средством обмена психи-

ческими состояниями (желаниями, знаниями, эмо-

циями, настроениями и планами).

В этом случае человек будет осуществлять

зрелые формы поведения в зависимости от степени

согласованности в развитии континуума «личность

- субъект» (Сергиенко, 2007).

Важной задачей для психологии субъекта яв-

ляется попытка не только описания уровневой орга-

низации (структуры), но и функций субъекта.

Выделение категории субъекта как централь-

ной в системно-субъектном подходе (Сергиенко,

2000; 2002; 2005, 2006) позволило определить те

специфические функции, которые дифференциру-

ют ее от других категорий психологической науки.

Речь идет о функциях, одновременно обладающих

статусом системности и субъектности. Специфи-

ческой для категории субъекта когнитивной фун-

кцией является понимание. Понимание является

одновременно и когнитивным, и экзистенциальным

феноменом (Знаков, 2005). Понимание человеком

окружающего мира включает внутренние модели

(модель психического - модель и физического, и

социального мира) (Сергиенко, 2005, 2006), а так-

же ценностные и смысловые образования, опосре-

дующие его выбор и интерпретацию окружающих

событий и явлений. Регулятивная функция субъек-

та - это контроль поведения, являющийся основой

саморегуляции человека. Контроль поведения вы-

ступает как интегративная характеристика, включа-

ющая когнитивный контроль, эмоциональную регу-

ляцию и контроль действий (произвольность) (Е. А.

Сергиенко, 2004; 2005; 2006). Причем в отличие от

саморегуляции, контроль поведения обладает спон-

танностью и самопроивольностью. Коммуникатив-

ная функция субъекта может быть специфициро-

вана через представление о субъект-субъектных и

субъект–объектных взаимодействиях. Например, в

ситуациях манипулятивных влияний субъекта на

других людей, оказывающихся объектами манипу-

ляции (Знаков, 2002). И наоборот, когда группа мо-

жет манипулировать человеком.

Описанные контуры психологии субъекта как

развитие идей А. В. Брушлинского на основе сис-

темно-субъектного подхода могут быть использова-

ны в разработке проблем совладающего поведения.

Так, следствием нашего представления является

объединение в единое пространство таких адаптив-

ных механизмов поведения как совладание, психо-

логические защиты, контроль поведения, саморегу-

ляция.

Контроль поведения как регулятивная функ-

ция субъекта основан на ресурсах индивидуальнос-

ти и ее интегративности, создавая индивидуальный

паттерн саморегуляции. Уровень развития данной

интегративной характеристики определяется уров-

нем развития человека как субъекта, u1086 отражающий

степень интегративности всех его психических осо-

бенностей и свойств. Эффективность контроля по-

ведения связана с возможностями реализации пси-

хических ресурсов для решения жизненных задач,

значимость которых определяется субъектом на

основе смыслов и ценностей личности, им же от-

бираются осознанно и/или неосознанно стратегии

их решения.

Соотношение стратегий решения может ука-

зывать на профиль контроля поведения, на ресурсы

функционирования которого они опираются. Здесь

можно указать на обобщенную классификацию

копингов, которая перекликается с нашими пред-

положениями. Это - эмоциональный/проблемный;

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

когнитивный/поведенческий и успешный/неуспеш-

ный (Куфтяк, 2004). В данный классификации пред-

ставлены задачи и результат копинга, стоящие перед

субъектом, на основе нашего предположения, одни и

те задачи решаются субъектом, преимущественно в

соответствии с его интегративной индивидуальнос-

тью, где существуют индивидуальные паттерны кон-

троля поведения, уровень организации личности и

субъектности. Если наши предположения верны, то

профиль контроля поведения как своеобразное со-

отношение когнитивного, эмоционального и воле-

вого компонентов будет связан с типами стратегий

совладения и видами предпочитаемых психологи-

ческих защит. Следовательно уровень и особеннос-

ти субъектной организации, степень зрелости как

согласованность ценностей личности и интегратив-

ных возможностей субъекта реализовать задачу бу-

дут определять возможности использования тех или

иных психологических защит, копинг-стратегий,

предпочитаемых способов контроля поведения.

При этом устойчивость самопроизвольности, спон-

танности регуляции может выступать как критерий

эффективности адаптивного поведения, зрелости,

как согласованности личности и субъектности. При

этом в разных жизненных обстоятельствах человек

может выступать на разных уровнях организации

собственной субъектности, которые хотя и развива-

ются гетерохронно, но организованы гетерархично.

Это означает, что как психологические защиты, так

и совладающие стратегии, не только индивидуаль-

но субъектны, но могут быть более и менее зре-

лыми как в разные периоды жизни, так и у одного

человека. В таком варианте снимается дихотомия

в понимании копинг-стратегий и психологических

защит. Совладающее поведение понимается как

осознанная организация по преодолению трудно-

стей, тогда как психологические защиты - неосоз-

наваемые механизмы адаптивного поведения. По

аналогии с континуумом субъект-личность, можно

представить континуум копинга и психологических

защит. Степень согласованности «веса» личност-

ной направленности и возможностей субъектной

интеграции будет определять и тип используемых

механизмов адаптации. Осознанные усилия субъект

будет направлять в том случае, когда задача может

привести к согласованию личностных ценностей и

смыслов с возможностями субъекта. При невозмож-

ности осознания ситуации или задачи используют-

ся психологические защиты, соответствующие уни-

кальным индивидуальным паттернам субъектной

организации.

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...