К вопросу о подходах к анализу
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ А.В. Сацук (Брест) Современная психология все чаще обращает внимание на такие критические ситуации в жизни человека, которые определяют повороты его жиз- ненного пути и изменения внутреннего мира. В настоящее время идет процесс формирования но- вой научно-психологической области, связанной с переживанием и преодолением критических си- туаций. Несмотря на рост количества исследова- ний, проблема теоретических и методологических оснований формирующегося направления требует обобщения исследований социальных и собственно психологических аспектов критической ситуации, динамических и смысловых факторов совладания и пр. Понятие критической ситуации является кон- цептуальным в изучении совладающего поведения. В настоящее время можно выделить три основных теоретических контекста изучения критической си- туации. 1. Критическая ситуация может рассматри- ваться как социальный объект с его внешними фиксируемыми характеристиками, в результате чего формируются типологии ситуаций (по облас- тям жизнедеятельности, по позитивности и драма- тичности оценки события, по прогнозируемости, исходя из прошлого опыта). Здесь ведется поиск тех объективных ситуационных характеристик, ко- торые детерминируют степень имманентной стрес- согенности события, провоцируя определенные пе- реживания и поведение конкретной личности. 2. Критическая ситуация в контексте изуче- ния взаимодействия личности и ситуации рас- сматривается как психологическое поле события, включающее намерения и ожидания субъекта, предшествующий жизненный опыт, сложившие- ся представления. Выделяются типичные паттер-
ны взаимодействия личности и ситуации в опре- деленных жизненных условиях и анализируется эффективность конкретных u1087 приемов. Внутрипси- Кострома, 16–18 мая 2007 г. хические механизмы преодоления трудностей ана- лизируются как когнитивные, эмоциональные, опе- рационально-деятельностные процессы в свете их ориентировочно-контрольной функции. Критерий эффективности совладания связывается с наступа- ющим субъективным благополучием человека: ос- лабление чувства уязвимости к стрессам, снижение тревожности, овладение навыками предотвращения трудных ситуаций. Личность часто рассматривает- ся через дифференциальные особенности как ус- ловные возможности для разворачивания той или иной стратегии совладания. 3. Критическая ситуация в рамках личностного направления рассматривается как ситуация внут- ренней дезинтеграции, которая является следстви- ем «невозможности жить, реализовывать внутрен- ние необходимости своей жизни» (Василюк, 1984, с.25). Разрушительность ситуации и направления преодоления определяются угнетаемыми потреб- ностями личности с их местом в иерархии, процес- сами функционирования самосознания и ценност- но-смысловой сферы. Личность не просто «взаимо- действует» с ситуацией, а преломляет ее через свое содержание. При таком подходе внешние харак- теристики ситуации, вызвавшей дезорганизацию, однозначно не детерминируют поведение, в пользу чего и говорят факты неоднозначного проживания даже самых «однозначных» обстоятельств. Наличие критической ситуации определяется внутренним состоянием дезорганизации, противоречивости, не- определенности и т.д. Важнейшим (необходимым и достаточным) критерием жизненно значимого события является отнесенность его к личности са- мого человека. Т.Б. Карцева пишет: «Событие явля- ется для человека жизненно значимым лишь в том
случае, когда его свершение затрагивает централь- ные аспекты его личности – его образ «Я», пред- ставление о себе, действует на них разрушающе и заставляет личность изменять их». Самосознание претерпевает деструкцию, его состоянию характер- на неопределенность внутреннего содержания «Я», противоречивость, негармоничность, нарушение целостности. И далее: «Жизненное событие есть ситуация самоопределения личности» (Карцева, 1988). Мы придерживаемся взгляда на критическую ситуацию как на вызванное нарушением привыч- ного хода жизни состояние дезинтеграции содержа- ния самосознания личности. Представляется, что именно такой подход позволяет искать собственно психологические, внутриличностные механизмы совладающего поведения. Критическая ситуация дестабилизирует пред- ставление о мире и самом себе, ставит под сомне- ние принятые представления, идеалы, ценности, разрушает мировоззренческий фундамент жизнен- ной активности человека. Теоретический анализ показывает, что состояние дезинтеграции личности в своей основе имеет неудовлетворение потребнос- ти в целостности, гармоничности, стабильности, являющейся базовым условием нормального функ- ционирования личности, нереализацию фундамен- тальных необходимостей, разрушение жизненных оснований. Понятно, что любые усилия могут быть затрачены личностью ради восстановления согла- сованности, целостности и стабильности внутрен- него мира. В психологии признается значимая роль созна- ния в регуляции активности человека (в том числе в современных психоаналитических и бихевио- ральных психологических школах). На наш взгляд, широкая вариативность процессов совладания и их видов может иметь связь с тем, что состояние внутренней дезинтеграции может быть по-разному открыто сознанию человека. Анализ исследований совладающего поведения, работ психотерапевтов и психологов-консультантов, а также общепсихологи- ческих исследований функционирования личности позволяет описать некоторые виды процесса пре- одоления дезинтеграции личности в зависимости от уровня осознания внутренней дезинтеграции. 1. Состояние дезинтеграции может не осозна-
ваться и субъективно отражаться в смутном чувс- тве тревоги, неудовлетворения, не находящего свой предмет. Человек живет с расщепленным самосо- знанием или «упрощенным» до уровня самоощу- щения. Данный вид преодоления критических си- туаций связан с функционированием личностных защит, с вытеснением фактов, не согласующихся с представлениями и потребностями субъекта, отри- цанием и избеганием любой активности, связанной с переживанием критических обстоятельств. Чело- век не совершает попыток осознать и интегриро- вать произошедшее с ним и свои представления, установки, мотивы. Можно предполагать также не- которые особенности функционирования когнитив- ной сферы субъекта. 2. Человек может обнаружить неконгруэнт- ность своей личности и ситуации, фрустрирование своих потребностей, несоответствие имеющихся способов жизнедеятельности новым условиям ситу- ации. Открывается неадекватность представлений, ожиданий, убеждений, «теории мира» (Х.Томэ). Процессы переживания критической ситуации со- ответственно представляют собой изменения сло- жившихся когнитивных моделей, образов и эмоци- ональных оценок ситуаций. В процессе разрешения критической ситуации разворачивается ориентиро- вочная деятельность и появляются новые формы активности, большое значение придается опыту преодоления негативных событий, устойчивости сложившихся поведенческих паттернов. Ф.Е. Василюк, определяя основания подоб- ных процессов преодоления, говорит о принципах ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ удовольствия и реальности: процессы переживания субъекта направлены на удовлетворение интенсив- ных потребностей с учетом или без учета объектив- ных возможностей реализации (Василюк, 1984). На этом уровне человек существует в рамках конкрет- ной ситуации «здесь и сейчас», одного жизненно- го отношения (Василюк, 1984), его самосознание расщеплено на «до» и «после» (Столин, 1983). По- добное решение жизненных задач не нуждается в анализе смысловых оснований своей деятельности,
ценностного содержания своего «я», жизненные ус- ловия не затрагивают глубинное ядро представле- ний личности о себе. 3. Еще один вид преодоления критических ситуаций обусловлен осознанием противоречи- вости, неопределенности, «необоснованности» ценностно-смыслового содержания самосознания. Личность обнаруживает, что не имеет необходимо- го содержания системы «Я» как инструмента для ориентировки в ситуации. Перед человеком стоит задача не просто приспособиться к жизни в новых условиях, но понять ее смысл для себя, реализовать себя как активного субъекта, содержание жизни ко- торого не отчуждено от него, а принадлежит ему са- мому, иначе говоря, возникает задача психической интеграции. Состояние внутренней дезинтеграции необходимо преодолевать процессами внутренних же перестроек. Такая задача не может иметь си- туативных разрешений, она требует специальной внутренней работы, «деятельности переживания» (Василюк, 1984). Переживание критического собы- тия связано с «поворотом» от обстоятельств к себе, рефлексией ценностно-смысловых оснований жиз- недеятельности, поиском и конструированием со- держания своей личности (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев) Такой путь преодоления критических ситуаций связан со становлением лич- ностной зрелости и духовным ростом. Нам видит- ся актуальным и продуктивным интенсификация исследований в данном направлении. Ключевой задачей на этом пути должно стать изучение фун- кционирования самосознания личности в процессе преодоления критических жизненных ситуаций. Представляется, что ориентация на явление внутриличностной дезинтеграции как условие кри- тической ситуации позволяет избежать недостатков социального подхода, в рамках которого соверша- ются безуспешные попытки обобщения основных ситуаций и ситуационных переменных и остается открытым вопрос, почему событие, объективно имеющее большую силу, может не стать для его субъекта значимым, и наоборот. В тоже время вы- деление разных уровней в осознании внутренней дезинтеграции не только позволяет классифициро- вать процессы преодоления критических ситуаций и открывает путь для изучения совладающего по- ведения в контексте адаптации, но и дает возмож- ность дифференцировать механизмы личностного и духовного роста. Библиографический список 1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жиз- ненных условиях: переосмысливание, преоб- разование ситуаций и психологическая защита
// Психологический журнал. 1994. №1. С. 3- 19. 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. 3. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуа- циях значимых жизненных перемен // Психо- логический журнал. 1988. Т.9. №5. С.120- 128. 4. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Психология социаль- ных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. С. 279-285. 5. Нартова-Бочавер С.К. «Сoping-behavior» в системе понятий психологии личности // Пси- хологический журнал. 1997. Т.18. №5. 6. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери рабо- ты // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92- 104. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 8. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1983. ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ КАК ВАРИАНТ ЭФФЕКТИВНОГО «КОПИНГ – ПОВЕДЕНИЯ» С. Л. Свешникова (Вологда) Эффективность совладающего поведения, его сформированность зависит от множества составля- ющих: личного опыта субъекта, индивидуальных личностных особенностей, социального окруже- ния, социальных установок и др. В этой цепочке значительную роль будет играть характер времен- ной перспективы, так как временная перспектива определяет успешность социальной адаптации. Она в свою очередь будет зависеть от того, как человек интерпретирует и переживает свое прошлое, насто- ящее и будущее. Под временной перспективой понимается про- тяженность времени, где размещаются жизненные события. В узком смысле временная перспектива рассматривается как взгляд в будущее, то есть пер- спектива будущего. Объекты временной перспек- Кострома, 16–18 мая 2007 г. тивы являются детерминантами, регулирующими поведение. Протяженная, реалистичная и активная перспектива важна для планирования и осущест- вления поведенческих проектов, поскольку почти все важные достижения предполагают наличие ко- ординированных и долговременных структур. По мнению Ж. Нюттена, протяженная времен- ная перспектива u1089 способствует постановке субъек- том отдаленных целей, выработке долгосрочных поведенческих проектов. Субъект с короткой вре- менной перспективой оказывается неспособным видеть отдаленное будущее в поиске средств и целей для удовлетворения своих потребностей, у него будет ниже степень реалистичности события далекого будущего, следовательно, его поведение будет менее эффективным. Кроме этого, характер актуального поведения будет зависеть от таких особенностей временной перспективы как: первое – определенная степень темпоральной интеграции, чтобы будущее виделось как активное продолжение настоящего и прошлого; второе – установка на осу- ществление интернальных каузальных атрибуций, в которой проявляется роль личной активности в достижении результатов; третье – активность субъ- екта должна быть направлена на позитивные цели и объекты. Одним словом, можно предположить, что субъект, обладающий временной компетентностью будет успешно осуществлять варианты совладаю- щего поведения. Следует отметить, что временную перспективу субъект выстраивает в зависимости от ведущих мо- тивов. На основании ведущих мотивационных про- цессов формулируются и устанавливаются цели, причинно – следственные структуры. Поэтому со- гласованная работа этой системы: мотивы→цели (проекты)→временная перспектива→эффективное актуальное поведение, позволит субъекту обладать и эффективно использовать копинг – стратегии. Исходя из этого, становится очевидным, что мотивационные процессы будут как оказывать вли- яние на временную перспективу субъекта, так и оп- ределять характер актуального поведения. В связи с этим, важна проблема взаимосвязи временной пер- спективы и мотивационной сферы. Над проблемой взаимосвязи мотивацион- ной сферы и временной перспективы работали В. И. Ковалев, К. А. Абульханова и ее ученики, Е. И. Головаха, Ж. Нюттен. Такие авторы, как К. Левин, А. Б. Орлов, Н. Н. Толстых и другие указывают на расширение временной зоны побуждений как важ- нейшую прогрессивную линию онтогенетического развития личности. Необходимость развития временной перспек- тивы особенно актуальна для подросткового воз- раста. Именно в этом возрастном периоде впервые начинают формироваться жизненные перспективы. По мнению Л. С. Выготского, временная перспек- тива впервые осознается. Без сомнения, на данном возрастном этапе можно говорить о ее значительной роли в социальной адаптации и выработке копинг – стратегий. По мнению И. С. Кона, формирование жизненных планов – «важнейший аспект становле- ния «Я»». Л. И. Божович рассматривает жизненный план «как систему приспособления, средство овла- дения своим внутренним миром». Однако не во всех случаях временная перспек- тива эффективно формируется. Вероятнее всего, население, находящееся постоянно в социально и экономически неблагоприятных условиях, дети из неблагополучных семей и интернатных учреждений будут испытывать трудности в построении целей и перспективы будущего. Условия их проживания та- ковы, что они живут по типу «одного дня», проявляя потребительское отношение к жизни. Отсутствие временной перспективы приводит к равнодушию к будущему, нежеланию строить планы и их реализо- вывать, пассивному времяпрепровождению. Исходя из этого, становится очевидным, что формирование временной перспективы будет спо- собствовать развитию динамической составляющей мотивации и, как следствие, повышать социальную адаптивность субъекта. В нашей работе мы планируем изучить взаимо- связь временной перспективы и мотивационной сфе- ры подростков. Мы предположили, что, во-первых, определенная структура мотивационной сферы под- ростков будет определять характер и особенности временной перспективы, во-вторых, что отдельные свойства личности подростков будут определяю- щими в умении выстраивать цели и перспективу бу- дущего. Исходным в нашем исследовании является предположение о том, что у взрослых людей особен- ности временной перспективы и способность к целе- полаганию отличается от таковых у подростков. На основании полученных результатов пла- нируется продолжить создание программы по формированию временной перспективы, развитию способности к целеполаганию. Полученные резуль- таты можно было бы сравнить с тем, какие моти- вационные процессы способствуют эффективному совладанию с трудной, стрессовой ситуацией. Таким образом, в становлении и развитии лич- ности временная перспектива выступает как одно из проявлений регуляционных возможностей человека в течение всего онтогенеза. Уровень реалистичнос- ти перспективы будущего у человека – базовое усло- вие его позитивного влияния на текущее поведение. Расширение временной перспективы и формирова- ние направленности на отдаленные значимые цели очень важны. Формирование временной перспекти- вы, реалистичная организация ее структуры, четкое обозначение в ней жизненных целей, ее непрерыв- ность можно рассматривать как один из вариантов эффективного «копинг – поведения». ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Библиографический список 1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жиз- ненных условиях: переосмысливание, пре- образование ситуаций и психологическая за- щита// Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1. С. 3 – 19. 2. Анцыферова Л. И. Психология повседневнос- ти: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. №2. С. 3-16. 3. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психо- логический стресс // Психологический жур- нал. 1996. Т. 17, №4. С. 64-74. 4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.:Из- дат-во Питер, 2000. 5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспек- тива будущего. М.: Смысл, 2004. 6. Толстых Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 79 – 86. 7. Чудновский В. Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №6. С. 5–11. СУБЪЕКТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ (Исследование выполнено при финансовой Поддержке РГНФ, грант № 05-06-06469а) Е. А. Сергиенко (Москва) Понятие «копинг» существует в науке около 40 лет и особенно интенсивно разрабаты- вается в зарубежной психологии. В отечественной психологии данное направление получило разви- тие с 90-х годов, становится u1087 принятым перевод термина «копинг» как «совладание» в варианте, предложенном Л. И. Анцыферовой. Большая заслуга в разработке данного на- правления, которое из частного аспекта адаптации к стрессу приобрело самостоятельный статус как психологии совладающего поведения, принадле- жит Т. Л. Крюковой (2004) и ее ученикам. Глубокая теоретическая и обширная эмпирическая проработ- ка различных проблемных моментов психологии совладающего поведения позволяет говорить о кос- тромской психологической школе. В рамках этой школы были сформулированы основные положения психологии совладающего субъекта, предложены критерии субъектного и антисубъектного совлада- ния, эффективности и продуктивности стратегий и стилей совладания, показаны особенности инди- видуального и группового копинга. Следует под- черкнуть, что именно костромская школа сделала значительный вклад в методическое обеспечение исследований копинг-поведения, именно ее иссле- дователи проводят интенсивные разработки различ- ных аспектов совладающего поведения в контексте более широкой проблемы социальной адаптации. Однако, несмотря на безусловные достижения в разработке психологии совладающего поведения, остается еще много вопросов, нераскрытых тем. Так, Л. И. Анцыферова (1996) указывает на некоторые методологические проблемы данного направления. Она отмечает фрагментарность подхода к исследо- ванию совладания, которое состоит в рассмотрении ситуации, требующей совладания вне контекста с предшествующими событиями жизни человека и его состояниями, возникающими до необходимости справляться с трудными жизненными ситуациями, то есть отсутствует анализ «внутренних условий» через которые воспринимается трудная ситуация, не учитываются целостные индивидуальные состо- яния субъекта. Другой методологической пробле- мой является отсутствие действительной оценки субъектом трудной жизненной ситуации. Трудные жизненные ситуации в применяемых тестах клас- сифицируются усредненно, исходя из предположе- ния, что именно они должны вызвать u1085 напряжение адаптивных возможностей человека, без учета их личностной ценности. Более того, деление совла- дающего поведения на продуктивные и непродук- тивные стратегии также нивелирует уникальность совладания субъекта, где возможный эффект при- меняемой стратегии копинга может быть сильно отсрочен. Мы полагаем, что дальнейшая разработка психологии субъекта может способствовать и раз- витию психологии совладающего поведения. Для такого предположения существует ряд оснований. В поисках целостного подхода к ис- следованию человека для психологии может стать психология субъекта. Именно в субъекте как еди- ной метасистеме представлена психика в единстве ее организации, именно в субъекте объединены и естественнонаучные, и гуманистические парадиг- мы исследования человека, именно в субъекте мы находим единство универсального и уникального. Обращаясь к исследованию субъекта, мы открыва- ем возможность изучать поведение, деятельность как опосредованные внутренним миром человека, его субъектными выборами и предпочтениями, его активным построением модели окружающего мира. Субъектность человека развивается постепенно на всем протяжении его жизни и может быть представ- лена как уровни развития субъектности. Критерий субъекта может быть только уровневым. С пози- ций такого подхода критерии субъекта, выделенные другими авторами (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульхано- ва, А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев, В. В. Зна- ков) не являются противоречивыми, а относятся к разным уровням организации субъекта. Принцип континуальности развития позволяет выделить не- Кострома, 16–18 мая 2007 г. сколько уровней непрерывного становления субъ- ектности - от протоуровней в раннем онтогенезе до уровней агента, наивного субъекта, субъекта деятельности, субъекта жизни (Сергиенко, 2000, 2002, 2005, 2006). Уровневый критерий позволяет перейти от противоречий к единой картине разви- тия субъектной организации, со своей степенью объединения внутренних ресурсов, индивидуаль- ности и задач развития, которые могут охватывать и задачи становления u1089 субъектности, и задачи твор- ческого освоения деятельности, и задачи самосо- вершенствования (акмеологический уровень). Разногласия в понимании субъектности связа- ны и с недифференцированностью категории субъ- екта и личности. Развивая системно-субъектный подход, мы предлагаем эскиз решения проблемы о соотноше- нии категории личности и субъекта. Личность (персона) – это стрежневая структу- ра субъекта, задающая общее направление самоор- ганизации и саморазвития. Метафорически это со- отношение можно представить в виде командного и исполнительного звеньев. Личность задает направ- ление движения, а субъект - его конкретную реали- зацию через координацию выбора целей и ресурсов индивидуальности человека. Тогда носителем со- держания внутреннего мира человека будет высту- пать личность, а реализацией в данных жизненных обстоятельствах, условиях, задачах – субъект. Это означает, что человек будет стремиться сохранить свою целостность как субъекта и личности, следова- тельно, делать то, что соответствует его жизненным смыслам и в соответствии с собственной субъект- ностью, то есть в соответствии со своей интегра- тивной уникальностью (где все образует единую систему: вся история развития субъекта, гетерархия уровневой организации). Показателем синхронности и соответствия в континууме «личность - субъект» может выступать спонтанность поведения человека. Можно привести аналогию со знанием язы- ка: если мы выражаем спонтанно то, что мы хотим сказать, то можно говорить о владении языком как средством общения или средством обмена психи- ческими состояниями (желаниями, знаниями, эмо- циями, настроениями и планами). В этом случае человек будет осуществлять зрелые формы поведения в зависимости от степени согласованности в развитии континуума «личность - субъект» (Сергиенко, 2007). Важной задачей для психологии субъекта яв- ляется попытка не только описания уровневой орга- низации (структуры), но и функций субъекта. Выделение категории субъекта как централь- ной в системно-субъектном подходе (Сергиенко, 2000; 2002; 2005, 2006) позволило определить те специфические функции, которые дифференциру- ют ее от других категорий психологической науки. Речь идет о функциях, одновременно обладающих статусом системности и субъектности. Специфи- ческой для категории субъекта когнитивной фун- кцией является понимание. Понимание является одновременно и когнитивным, и экзистенциальным феноменом (Знаков, 2005). Понимание человеком окружающего мира включает внутренние модели (модель психического - модель и физического, и социального мира) (Сергиенко, 2005, 2006), а так- же ценностные и смысловые образования, опосре- дующие его выбор и интерпретацию окружающих событий и явлений. Регулятивная функция субъек- та - это контроль поведения, являющийся основой саморегуляции человека. Контроль поведения вы- ступает как интегративная характеристика, включа- ющая когнитивный контроль, эмоциональную регу- ляцию и контроль действий (произвольность) (Е. А. Сергиенко, 2004; 2005; 2006). Причем в отличие от саморегуляции, контроль поведения обладает спон- танностью и самопроивольностью. Коммуникатив- ная функция субъекта может быть специфициро- вана через представление о субъект-субъектных и субъект–объектных взаимодействиях. Например, в ситуациях манипулятивных влияний субъекта на других людей, оказывающихся объектами манипу- ляции (Знаков, 2002). И наоборот, когда группа мо- жет манипулировать человеком. Описанные контуры психологии субъекта как развитие идей А. В. Брушлинского на основе сис- темно-субъектного подхода могут быть использова- ны в разработке проблем совладающего поведения. Так, следствием нашего представления является объединение в единое пространство таких адаптив- ных механизмов поведения как совладание, психо- логические защиты, контроль поведения, саморегу- ляция. Контроль поведения как регулятивная функ- ция субъекта основан на ресурсах индивидуальнос- ти и ее интегративности, создавая индивидуальный паттерн саморегуляции. Уровень развития данной интегративной характеристики определяется уров- нем развития человека как субъекта, u1086 отражающий степень интегративности всех его психических осо- бенностей и свойств. Эффективность контроля по- ведения связана с возможностями реализации пси- хических ресурсов для решения жизненных задач, значимость которых определяется субъектом на основе смыслов и ценностей личности, им же от- бираются осознанно и/или неосознанно стратегии их решения. Соотношение стратегий решения может ука- зывать на профиль контроля поведения, на ресурсы функционирования которого они опираются. Здесь можно указать на обобщенную классификацию копингов, которая перекликается с нашими пред- положениями. Это - эмоциональный/проблемный; ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ когнитивный/поведенческий и успешный/неуспеш- ный (Куфтяк, 2004). В данный классификации пред- ставлены задачи и результат копинга, стоящие перед субъектом, на основе нашего предположения, одни и те задачи решаются субъектом, преимущественно в соответствии с его интегративной индивидуальнос- тью, где существуют индивидуальные паттерны кон- троля поведения, уровень организации личности и субъектности. Если наши предположения верны, то профиль контроля поведения как своеобразное со- отношение когнитивного, эмоционального и воле- вого компонентов будет связан с типами стратегий совладения и видами предпочитаемых психологи- ческих защит. Следовательно уровень и особеннос- ти субъектной организации, степень зрелости как согласованность ценностей личности и интегратив- ных возможностей субъекта реализовать задачу бу- дут определять возможности использования тех или иных психологических защит, копинг-стратегий, предпочитаемых способов контроля поведения. При этом устойчивость самопроизвольности, спон- танности регуляции может выступать как критерий эффективности адаптивного поведения, зрелости, как согласованности личности и субъектности. При этом в разных жизненных обстоятельствах человек может выступать на разных уровнях организации собственной субъектности, которые хотя и развива- ются гетерохронно, но организованы гетерархично. Это означает, что как психологические защиты, так и совладающие стратегии, не только индивидуаль- но субъектны, но могут быть более и менее зре- лыми как в разные периоды жизни, так и у одного человека. В таком варианте снимается дихотомия в понимании копинг-стратегий и психологических защит. Совладающее поведение понимается как осознанная организация по преодолению трудно- стей, тогда как психологические защиты - неосоз- наваемые механизмы адаптивного поведения. По аналогии с континуумом субъект-личность, можно представить континуум копинга и психологических защит. Степень согласованности «веса» личност- ной направленности и возможностей субъектной интеграции будет определять и тип используемых механизмов адаптации. Осознанные усилия субъект будет направлять в том случае, когда задача может привести к согласованию личностных ценностей и смыслов с возможностями субъекта. При невозмож- ности осознания ситуации или задачи используют- ся психологические защиты, соответствующие уни- кальным индивидуальным паттернам субъектной организации. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|