Работы со страхами у детей
А.И. Тащева, С.В Гриднева, (Ростов-на-Дону) Практические все психологические школы и направления объединяет ряд общих представлений о страхе как о необходимом элементе аффективной сферы личности; о связи этой эмоции с состоянием неудовлетворения базовых потребностей и угрозы различным аспектам жизнедеятельности личности; обусловленности этого состояния когнитивными процессами оценки личностных и средовых ресур- сов по преодолению возникших трудностей; о связи содержания когнитивной оценки с личностными и социально-психологическими характеристиками индивида, столкнувшегося с угрожающей ситуа- цией. Когнитивные процессы представляют собой наиболее u1086 общий и распространенный вид психоло- гических детерминант страха, когда объект или си- туация вызывают страх либо через формирование личностью гипотез, либо через антиципацию, либо через прямое столкновение. Исследованы личнос- тные и средовые факторы, влияющие на качество когнитивных оценок в стрессовых условиях. ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Различия во взглядах ученых касаются воп- роса о том, что делать со страхом, когда он значи- тельно осложняет жизнь и мешает установлению удовлетворительных социальных отношений и взаимодействия ребенка, когда эта форма эмоцио- нально-экспрессивного реагирования приобретает дезадаптивный характер в силу неразвитости за- щитных механизмов, обеспечивающих адекватное реагирование на угрожающие признаки актуальной ситуации. Традиционно детские страхи рассматри- ваются как то, с чем ребенку необходимо научиться совладать или бороться. Такое отношение к данной эмоции сформировалось в психологии под влияни-
ем психодинамической трактовки личности, когда страх рассматривается в качестве одного из защит- ных механизмов, направленных на сохранение це- лостности «Я» в любых его аспектах: от физичес- кого до ценностного. В свою очередь, защитные ме- ханизмы условно подразделяются на нормальные и невротические. Соответственно, в психологической литературе распространено разделение и детских страхов на нормальные и невротические (Захаров, 2000). Именно невротические страхи трактуются исследователями как потенциально опасные, пас- сивные личностные реакции, требующие усилий по их нейтрализации и изменению поведенческой стратегии в конструктивное русло. Однако диагнос- тические критерии такого разделения отличаются значительной субъективностью или жесткой при- вязанностью к статистическим нормам, поскольку одинаковые аффективные или поведенческие ре- акции в одних жизненных ситуациях выступают эффективной стратегией сохранения целостности «Я», тогда как в других они, наоборот, оказывают деструктивное влияние на личность. В отношении детских страхов нередко при- сутствует настороженность, когда независимо от ситуации эти страхи, рассматриваемые в качестве защитного механизма, воспринимаются как потен- циально опасные, пассивные личностные реакции. На наш взгляд, подобное восприятие страхов, пре- жде всего, связано с традиционным противопостав- лением эмоциональной и когнитивной сфер лич- ности, постулированным психодинамической шко- лой. Именно противопоставление эмоционального и когнитивного компонентов приводит к тому, что сильные негативные эмоции однозначно полагают- ся фактором, запускающим поведение избегания проблемной ситуации с целью снижения интенсив- ности вызванной ею эмоции страха. Подобная трак- товка роли страха связана с базовыми положениями
психодинамической теории личности, во-первых, о том, что поведение основывается на принципе удо- вольствия, трактуемого как снижение внутреннего напряжения; во-вторых, о том, что защитные меха- низмы используются для неосознаваемой редукции отрицательных эмоциональных состояний через искажение восприятия реальности (именно это и не позволяет личности эффективно разрешать про- блемную ситуацию). Однако в экзистенциальном подходе, в кото- ром эмоция страха рассматривается в качестве про- явления базовой эмоции, отражающей неразреши- мое противоречие человеческого бытия (осознание неизбежности конечности всего сущего и осозна- ние принципиальной невозможности адекватной трансляции другим людям информации о своих психологических состояниях в рамках имеющих- ся социальных форм общения и взаимодействия) главной задачей является не преодоление страха, а помощь личности в реализации имеющегося у нее потенциала принятия экзистенциальной тревоги. Этот потенциал позволяет редуцировать негативное воздействие страха через интеграцию пугающих индивида аспектов реальности и внутреннего опы- та. Патологический страх в рамках этого методоло- гического подхода является не более чем неудачной попыткой интеграции реального опыта фрустраций и лишений с когнитивными u1091 установками личности. Если же взглянуть на проблему страхов у де- тей в свете концепции копинга как адаптационного механизма в стрессовых условиях, выдвинутой Р. Лазарусом и С. Фолькман, то должна измениться и традиционная интерпретация детских страхов. Достаточно обратить внимание на сочетание ос- новной психологической функции эмоции страха (предупреждение об опасности для благополучия личности) с когнитивными процессами по дальней- шему анализу специфики угрожающей ситуации и многоплановой оценки вызывающих стресс факто- ров. Как и любая эмоция, страх выполняет не толь- ко сигнальную функцию, но также организующую, стимулирующую, антиципирующую и развиваю- щую (Ильин, 2002). Такая полифункциональность позволяет рассматривать реакцию испуга в качес- тве разновидности совладающего поведения, осно-
вывающейся на базовой эмоционально-экспрессив- ной стратегии ухода/избегания. Страх как комплексная эмоционально-экс- прессивная стратегия совладающего поведения выполняет функцию обращения на себя внимания взрослых и позволяет детям 9-10 лет реализовать защитные механизмы эмоционального отреагиро- вания и переноса ответственности по разрешению трудностей на других лиц (значимых взрослых). Начиная с 7-летнего возраста, от детей ожидается использование более эффективных стратегий совла- дания с угрожающими ситуациями, нежели пассив- ная эмоционально-экспрессивная реакция. В этом контексте выраженные страхи младших школьни- ков могут выступать симптомом их неспособности выработать иные, адекватные способы преодоления жизненных трудностей. Генерализация ситуативной стратегии совла- дания с жизненными трудностями через демонс- Кострома, 16–18 мая 2007 г. трацию страха, на наш взгляд, может быть связа- на с основными стилями копинга родителей и с доступностью использования семейного ресурса. Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк и М. В. Сапоровская обнаружили четкие связи стратегий совладающего поведения детей с личностным отношением ребен- ка к близким людям (Крюкова, 2004). Социальная поддержка не обязательно u1076 должна быть оказана ре- ально, ребенку достаточно субъективно восприни- мать других как способных и готовых помочь им в трудной ситуации. Важным обстоятельством, которое актуали- зирует копинг посредством эскалации страха в де- тском возрасте, являются внешние усилия по под- держанию у ребенка высокой самооценки, чувства самоэффективности (самоконтроля), акцентиро- вание личностной значимости и ценности ребенка и формирование его уверенности в получении не- обходимой поддержки со стороны более опытных взрослых. Характер неадаптивной разновидности копинг-стратегии страхи приобретают в том слу- чае, когда взаимодействие со значимым социаль- ным окружением способствует возникновению на фоне тревожности вторичных эмоциональных про-
блем, отражающих неудовлетворенность ребенка актуальной системой межличностных отношений. Прежде всего, неудовлетворительные отношения связаны с неподтверждением личностных ресур- сов ребенка и значительной его зависимостью от взрослого окружения, провоцирующих формирова- ние на фоне тревожности чувства безнадежности и мотивов обвинения себя и других. В этих случаях задачи по преодолению трудности, снижению от- рицательных последствий или по избеганию труд- ной ситуации связываются с нагнетанием сильной эмоции, призванной сигнализировать окружающим взрослым о необходимости принятия немедленных мер. Как результат, в неподтверждающей системе отношений у ребенка не складываются иные формы реагирования, кроме агрессии и злобы, пассивного ожидания разрешения трудной ситуации, стремле- ния уйти от активных межличностных контактов, направленных на разрешение проблем. Наряду с организацией средового ресурса, обеспечивающего выбор ребенком более адаптив- ных форм копинга, нежели страх, важно учитывать личностные детерминанты этого выбора. В ряде отечественных работ используется понятие лич- ностного адаптационного потенциала, под которым подразумевается уровень развития наиболее зна- чимых для регуляции психической деятельности индивидных и личностных u1093 характеристик: нервно- психическая устойчивость (обеспечивает психофи- зиологическую устойчивость к стрессу), самооцен- ка (выступает ядром саморегуляции и определяет степень адекватности оценки условий ситуации), уровень конфликтности и навыки эффективного об- щения (обеспечивает социально-психологический ресурс совладания, внешнюю поддержку) (Макла- ков, 2001). Прагматическую ценность имеет и пред- ложенное С. Мадди понятие жизнестойкости, кото- рое включает аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные собы- тия и отношение человека к изменениям (Алексан- дрова, 2004). К базовым личностным детерминан- там, на которые следует опираться в психологичес- кой работе с детьми, имеющими выраженные стра- хи, исследователи также относят локус контроля и самооценку, оптимизм. Однако нам представляется, что возможные сочетания личностных факторов, отвечающих за развитие у детей эффективных стра- тегий совладания с угрожающими ситуациями, эм- пирически исследованы еще недостаточно. Библиографический список 1. Александрова Л. А. К концепции жизнестой- кости в психологии. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого.
Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90. 2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотера- пия. СПб.: Питер, 2000. С. 336. 3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер. 2002. 4. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Монография. - Костро- ма: РЦОИ «Эксперт -ЕГЭ», 2004. 5. Маклаков В. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирова- ние в экстремальных условиях. // Психологи- ческий журнал. 2001. № 1. С. 16-24. ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Кострома, 16–18 мая 2007 г. РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ КОПИНГА ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Интелектуальный ресу рс и Проблема продуктивности Копинг -ст ратегий. (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 06-06-00582а) А.А. Алексапольский (Москва) Особенности поведения в трудных ситуациях описываются u1074 в терминах стратегий совладающего поведения (coping behaviour), которые, в свою оче- редь, группируются в последовательные и незави- симые от природы стрессовой ситуации стили сов- ладающего поведения (Frydenberg, 1994). Выделя- ется несколько групп факторов, детерминирующих совладающее поведение: особенности личности субъекта, характер социального взаимодействия и взаимоотношений субъекта, культурный контекст и т. д. (Крюкова, 2003). Однако, на наш взгляд, не- заслуженно мало внимания уделяется изучению взаимосвязи предпочитаемых стратегий (стилей) совладания субъекта и его интеллектуального ре- сурса. В частности, представляет интерес проблема соотношения стратегий совладания со стилевыми и продуктивными характеристиками интеллекта. Нами было проведено исследование на выбор- ке студентов университета, средний возраст 17-19 лет (n=94) с использованием трех методик: мето- дики Г. Уиткина «Включенные фигуры» (показа- тели: среднее время нахождения простой фигуры в сложной; коэффициент имплицитной обучаемос- ти, который подсчитывался как разность времени выполнения первой и второй половин методики «Включенные фигуры», деленная на время вы- полнения первой половины методики), методики «Стандартные прогрессивные матрицы Равена» (показатель коэффициент психометрического ин- теллекта) и опросник «Юношеская копинг шкала» (ЮКШ) Э.Фрайденберг в адаптации Т.Крюковой (общая форма). Стиль «полезависимость/поленезависимость» (ПЗ/ПНЗ), впервые описанный Генри Уиткиным бо- лее полувека назад, является одним из самых «по- пулярных» и наиболее изученных. Как известно, психологический конструкт ПЗ/ПНЗ был создан в результате обобщения и интерпретации результатов целого комплекса экспериментов на пространствен- ную ориентацию (Witkin, 1952). Уже позже, под созданные теоретические обобщения, Уиткин раз- работал методику типа «карандаш-бумага» «Вклю- ченные фигуры», в основу которой легла методика Готтшальдта (1926). Нами предъявлялись последо- вательно обе серии методики (А и В по 12 фигур в каждой). Предложенная Дж.Равеном методика «Стан- дартные прогрессивные матрицы Равена» позволя- ет выявить показатель продуктивного аспекта ин- теллекта, характеризующего способность выявлять закономерности в перцептивном материале и обу- чаться в условиях отсутствия прямых инструкций (в баллах). Опросник ЮКШ состоит из 79 вопросов, ко- торые образуют 18 шкал (копин-стратегий). Пред- ставленные в шкалах стратегии объединяются в три стиля совладающего поведения: 1) продуктивный (стратегии: решение проблемы, работа, достиже- ния, активный отдых, позитивный фокус); 2) не- продуктивный (стратегии: игнорирование, уход в себя, надежда на чудо, разрядка, самообвинение, беспокойство, несовладание, отвлечение); 3) соци- альный (стратегии: социальная поддержка, друзья, принадлежность, общественные действия, про- фессиональная помощь, религиозная поддержка) (Frydenberg, 1994; Крюкова 2002). Понятие интеллектуальный ресурс в нашем ис- следование операционализировалось через следую- щие показатели: уровень психометрического интел- лекта по тесту Дж. Равена (продуктивная характе- ристика интеллекта), времени нахождения простой фигуры в сложной и коэффициенту имплицитной обучаемости по методике Уиткина «Включенные фигуры» (стилевая характеристика интеллекта). Соответственно, для достижения поставлен- ной задачи из выборки испытуемых нами было отобрано две группы лиц: с максимальными и ми- нимальными показателями интеллектуального ре- сурса. Группа с максимальными показателями интел- лектуального ресурса характеризовалась: • высокими показателями психометрического интеллекта по тесту Равенна, • низким показателем времени нахождения простой фигуры в сложной по методике Уит- кина, • высоким показателем коэффициента импли- цитной обучаемости по методике Уиткина. Группа лиц с минимальными показателями интеллектуального ресурса характеризовалась • низкими показателями психометрического интеллекта по тесту Равенна, • высоким показателем времени нахождения простой фигуры в сложной по методике Уит- кина, • низким показателем коэффициента импли- цитной обучаемости по методике u1059 Уиткина. Формирование крайних групп производилось двумя способами. 1. Квантильный (медианный). В группу с максимальными показателями интеллектуального ресурса вошли лица, у которых значения психомет- рического интеллекта и имплицитной обучаемости выше значения медианы, а показатель времени на- Кострома, 16–18 мая 2007 г. хождения простой фигуры в сложной – ниже меди- аны. max Intel.Res. = (IQ => Md) & (Imp.Learning => Md) & (EFT <= Md) Соответственно группу с минимальными по- казателями интеллектуального ресурса составили лица со значениями психометрического интеллекта и имплицитной обучаемости ниже значения медиа- ны и показателем времени нахождения простой фи- гуры в сложной выше значения медианы. min Intel.Res. = (IQ <= Md) & (Imp.Learning <= Md) & (EFT => Md) 2. Процентильный. В группу с максималь- ными показателями интеллектуального ресурса вошли лица, у которых значения психометрическо- го интеллекта и имплицитной обучаемости выше значения 66 процентиля (P66), а показатель времени нахождения простой фигуры в сложной – ниже 33 процентиля (P33). max Intel.Res. = (IQ => P66) & (Imp.Learning => P66) & (EFT <= P33) Соответственно группу с минимальными по- казателями интеллектуального ресурса составили лица со значениями психометрического интеллек- та и имплицитной обучаемости ниже значения 33 процентиля (P33) и показателем времени нахожде- ния простой фигуры в сложной выше значения 66 процентиля (P66). min Intel.Res. = (IQ <= P33) & (Imp.Learning <= P33) & (EFT => P66) Таким образом, в результате применения ме- дианного способа разделения выборки в группу с максимальным интеллектуальным ресурсом вошло 17 человек, с минимальным – 25 человек. В слу- чае использования процентильного, более строгого способа, группа лиц с максимальным интеллекту- альным ресурсом составила 6 человек, с минималь- ным – 8 человек. На следующем этапе анализа данных выделен- ные группы сравнивались по уровню выраженнос- ти показателей психологических защит и страте- гий совладания. Для этого использовался наиболее чувствительный непараметрический аналог крите- рия t-Стьюдента - критерий U-Манна-Уитни (Mann- Whitney U). Проанализировав полученные данные о разли- чии групп с минимальным и максимальным интел- лектуальным ресурсом по уровню выраженности механизмов психологической защиты и стратегий совладания со стрессом, мы выявили значимые со- отношения независимо от метода выделения групп: группе испытуемых с максимальным интеллекту- альным диапазоном присущи такие стратегии сов- ладания, как Решение проблем (S2), Самообвине- ние (S12), Уход в себя (S13) (p<0,05). Кроме того, при использовании квантильного (медианного) критерия выделения групп дополни- тельно было установлено, что лица с максималь- ным интеллектуальным ресурсом чаще использу- ют такие стратегии совладания, как Беспокойство (S4) (p=0,033) и Отвлечение (S17) (p=0,010), а ис- пытуемые из группы с минимальным интеллекту- альным ресурсом предпочитают такие защиты, как Регрессия (LSI 3) (p=0,011) и Замещение (LSI 6) (p=0,028). В свою очередь, при использовании процен- тильного критерия формирования групп мы выяви- ли, что лица с максимальным интеллектуальным ресурсом) для того, чтобы справится с ситуацией, обращаются к стратегиям Социальная поддержка (S1) (p=0,031) и Профессиональная помощь (S16) (p=0,047), а испытуемые из группы с минимальным интеллектуальным ресурсом предпочитают исполь- зовать психологическую защиту Вытеснение (LSI2) (p=0,016). Полученные данные заставляют усомниться в «традиционном» разделении стратегий совладания на продуктивные, непродуктивные и социальные, лежащем в основе методики ЮКШ. Проведенное нами исследование показывает, что испытуемые с высоким интеллектуальным ресурсом отличаются не столько выраженностью каких-либо определен- ных стратегий, сколько гибкостью и большей вари- ативностью в выборе широкого спектра стратегий совладания разного типа. СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ СМЕНЫ ЗАДАЧ (Исследование выполнено при финансовой Поддержке РФФИ, проект № 05-06-80366) И.В. Блинникова, А.Б. Леонова, М.С. Капица (Москва) Прерывания являются одним из наиболее рас- пространенных стрессоров в современных услови- ях труда. Короткие отвлечения от основной работы сопровождаются неизбежными u1087 переключениями с одной задачи на другую и необходимостью при- спосабливаться к работе с множественными пере- секающимися информационными потоками. М. Червински, Э. Хорвитц и С. Уилхайт (Czerwinski, Horvitz, Wilhite, 2004) в своем исследовании пока- зали, что в течение рабочего дня специалисты вы- сокой квалификации, работая на компьютере, вы- нуждены многократно отвлекаться от выполнения основной деятельности. Оказалось, что большинс- тво переключений инициировалось либо самими работниками (40%), либо логикой выполнения ос- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ новной задачи (26%). В качестве внешних причин выступали телефонные звонки (14%), назначенные встречи (9%), электронные сообщения (3%), инфор- мационные запросы (3%), окончание рабочего дня (2%), непредвиденные обстоятельства (3%). Кроме того, известно, что хотя прерывания деятельности и переключения между задачами и не приводят к серьезным «разрушающим» последствиям, но их стрессогенное воздействие несомненно (Леонова, Блинникова, Капица, 2004). Такого рода данные привлекают внимание психологов и требуют исследования причин и за- кономерностей работы в условиях прерываний и смены задач. Особый интерес исследователей вы- зывают когнитивные и поведенческие компенсатор- ные стратегии, используемые при выполнении не- скольких последовательных и параллельных задач на компьютере (Baddeley, 1986; Norman & Shallice, 1986; Rubinstein et al., 2001). Анализ последних ра- бот в этой области показывает, что распределение когнитивных ресурсов определяется степенью про- извольности переключения, сочетанием сложности и сходства задач, а также моментом смены задач (Arrington, Altmann & Carr, 2003; МсFarlane, 2002). В нашем исследовании в условиях, макси- мально приближенных к реальным, изучалась эф- фективность сложной компьютеризированной де- ятельности при постоянно возникающих помехах в виде прерываний и вынужденной смены задач. Нас интересовало, как люди справляются с необ- ходимостью чередовать несколько заданий, какие стратегии наиболее эффективны, и в какой мере эти стратегии зависят от личностных качеств человека и его состояния. В эксперименте моделировались условия ра- боты сотрудника современной редакции, от которо- го требовалось вносить редакторскую правку в тек- сты и выполнять дополнительные поручения. Ос- новным заданием для испытуемых было внесение правки в электронный вариант печатного текста, представленный в формате MS WORD. В процессе этой работы испытуемые получали дополнитель- ные задания от экспериментатора, находившегося в другом помещении. Дополнительными заданиями могли быть: а) поиск ссылки в списке литературы, помещенном во втором окне, б) определение ста- тистических характеристик текста, в) заполнение анкет в электронном виде. Дополнительные задания могли требовать перехода от редактируемого текста в новое окно, либо могли выполняться без закрытия основного текста. На видеомонитор экспериментатора пода- вался микшированный видеосигнал, сочетавший изображение испытуемого с видеокамеры и «кар- тинку» с дисплея испытуемого. Таким образом, он мог наблюдать за работой испытуемых и точно определять момент ввода дополнительной задачи. Дополнительная задача могла вводиться либо в мо- мент переноса абзаца (когда текст забирался в «кар- ман»), либо в момент впечатывания абзаца. Также варьировался канал ввода дополнительной задачи (использовалась либо система электронных сооб- щений (ICQ), либо телефонные звонки). Система электронных сообщений увеличивала степень про- извольности в определении момента прерывания основной деятельности самим испытуемым. Регистрировались временные параметры и последовательность отдельных операций, а также ошибки, допущенные при редактировании, и сбои. С каждым испытуемым до и после эксперименталь- ных сессий проводилось тестирование по набору диагностических методик, включающих оценку субъективного состояния, когнитивных показа- телей, индивидуальных особенностей, таких как темпераментальные характеристики и когнитивные стили. Анализ результатов показал, что время, затра- чиваемое на переход к дополнительной задаче и возвращение к основной деятельности, зависит как от сложности дополнительной задачи, так и от ха- рактеристик прерываемой операции. Влияние спо- соба прерывания было неоднозначным и определя- лось предпочтениями испытуемых. Были выявлены стратегии работы при вынужденной смене задач, которые зависели от индивидуальных особеннос- тей испытуемых и от условий выполнения деятель- ности. Испытуемые меняли стратегии при услож- нении прерываемой операции: если прерывалась операция впечатывания текста (простая операция), то в большинстве случаев применялись стратегии незамедлительного выполнения дополнительного задания, если прерывалась более сложная опера- ция переноса абзаца, то гораздо чаще применялись стратегии отсроченного выполнения дополнитель- ного задания. Кроме этого было показано, что испытуемые, начиная работать в условиях прерываний и необхо- димости выполнять дополнительные задания, мо- гут на первых этапах использовать одни стратегии и позже переходить к тем, которые кажутся им бо- лее эффективными. Поэтому в условиях реальной деятельности следует, видимо, говорить не только о предпочитаемых стратегиях, но и об их динамике. В исследовании были получены результаты о влиянии способа введения дополнительного зада- ния. Предполагалось, что в зависимости от способа введения будут меняться как исполнительные стра- тегии испытуемых, так и временные параметры вы- полнения чередующихся задач. Было обнаружено, что способ прерывания ос- новной деятельности (либо с помощью ICQ, либо с помощью телефона) может запускать одну из стратегий в зависимости от личностных характе- ристик испытуемых. Одни из них быстрее и более Кострома, 16–18 мая 2007 г. эффективно действовали при прерывании с помо- щью ICQ, другие – при прерывании с помощью те- лефона. Различия между этими группами испытуе- мых во времени возвращения к основному заданию при введении дополнительного задания с помощью ICQ являются высоко значимыми (F (1, 23) = 6,97; p =0,015), также как и при введении дополнительно- го задания с помощью телефона (F (1, 23) = 3,58; p =0,071).Оказалось, что те испытуемые, которые предпочитали ICQ-прерывания, u1088 работали быстрее и затрачивали меньше времени на выполнение ос- новного задания и возвращение к нему после про- стых дополнительных задач (таких как считывание текстовой статистики с помощью специальных функций MS Word). Можно сделать вывод, что эти испытуемые обладали более сформированными навыками работы на компьютере. Если они остава- лись в пространстве одной задачи, то поддерживали высокий темп работы, и введение дополнительных задач не нарушало общего течения деятельности. В то же время необходимость переключиться в дру- гое окно и заняться задачей другого типа (поиском в списке литературы) оказывало серьезный деструк- тивный эффект и приводило к возрастанию «цены» возвращения. Напротив, те испытуемые, для которых теле- фон был более предпочитаемым способом преры- вания, в целом работали медленнее, но при этом легче и быстрее переключались на поиск литера- туры в другом окне и возвращались после этого к основному заданию. В этом случае можно предпо- ложить, что телефонный звонок вносил разнообра- зие в рутинную и монотонную работу и являлся для испытуемого средством оптимизации его функцио- нального состояния. Мы попытались соотнести эти стратегии с ког- нитивными стилями испытуемых такими как им- пульсивность-рефлексивность и полезависмость- поленезависимость. Удалось показать, что более импульсивные испытуемые быстрее работают при прерывании с помощью телефона. В любых случа- ях они быстрее переключаются на дополнительную задачу, чем рефлексивные, и быстрее возвращаются к основному заданию после выполнения сложных дополнительных заданий. Поленезависимые испытуемые явно предпочи- тали ICQ-прерывания и были менее чувствительны к фактору сложности прерываемой операции. Если их прерывали в напряженный момент выполнения сложной операции, то они быстро переходили к до- полнительной задаче, выполняли ее и возвращались к основному заданию. У полезависимых испытуе- мых в таких условиях наблюдались серьезные сбои, время переключения и возвращения существенно возрастало. Полученные данные имеют важное практичес- кое значение для разработки специальных внешних средств поддержки, направленных на повышение эффективности выполнения одной или нескольких задач при необходимости их совместного решения в специфических стрессовых ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|