Предпочтения в выборе копинг-
СТРАТЕГИЙ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ГИБКОСТИ (Исследование выполнено при финансовой Поддержке РФФИ, проект №06-06-80216) С.А. Богомаз, Т.Е. Левицкая (Томск) В последнее время в нашей стране ярко вы- ражена инновационная тенденция развития обще- ства, сопровождающаяся появлением и внедрением все новых технологий в различные сферы жизни человека. Возникающая инновационная среда, как можно заметить, характеризуется высокой сте- пенью неопределенности и отсутствием готовых алгоритмов деятельности. В связи с этим особую важность приобретает умение молодых людей как потенциальных участников инновационных проек- тов ориентироваться в ситуации неопределеннос- ти, быть способными проявлять надситуативную активность и формировать инновационной опыт в процессе самой деятельности. Соответственно, в сложившихся условиях профессиональная компе- тентность молодых людей становится зависимой не только от специальных знаний и умений, но и от разностороннего развития их личности. При этом желательно, чтобы, самоопределяясь, самореали- зовываясь и ориентируясь в современной системе ценностей, юноши и девушки были бы направлены на достижение социально значимых целей. Однако нахождению баланса между социально значимы- ми и индивидуальными ценностями, как известно, препятствуют многие факторы, в том числе, напри- мер, постоянное повышение требований, предъяв- ляемых современным обществом к развивающейся личности. Сценарий ее становления может сущест- венно измениться и под влиянием неожиданно воз- никающих трудных жизненных проблем, часть из которых может оказаться связанной с социальным
и профессиональным самоопределением. В связи с этим актуальной оказывается про- блема выявления личностного ресурса молодых людей, u1089 способствующего их успешному совлада- нию с жизненными трудностями, кризисными и стрессовыми ситуациями. Одним из способов подобного совладания, как известно, является использование конструктивных, адаптивных копинг-стратегий. Принято считать, что основной задачей копинг-поведения является такая адаптация человека к требованиям ситуации, которая позволяет ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, нейтрализовать эмоци- ональное напряжение и, таким образом, сделать ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ максимально эффективным поиск конструктивного решения (Лазарус, 1970). Вместе с тем многими исследователями ут- верждается, что гибкость, рассматриваемая как ха- рактеристика индивидуальности, также может спо- собствовать адекватному разрешению возникаю- щих жизненных проблем (Богомаз, Левицкая, 2002; Залевский, 2004; Яковлева, 1996). Это утверждение согласуется с концепцией N. Cantor и J. Kihlstrom, предложенной в рамках социально-когнитивного подхода к личности. По мнению этих американских психологов, успешному решению человеком задач в повседневной жизни способствуют такие позна- вательные структуры, как способность к различе- нию, гибкость и наличие целей. Разделяя в общих чертах эту точку зрения, мы предположили, что наличие целей и гибкость как черта индивидуальности молодых людей могут быть связаны с их предпочтениями в выборе ко- пинг-стратегий, детерминирующими особенности разрешения жизненных трудностей. На экспери- ментальную проверку этого предположения было направлено наше исследование. В нем приняли участие 218 студентов-пси- хологов 1 и 2 курса очной формы обучения в воз- расте от 17 до 22 лет. Их гибкость (пластичность)
как формально-динамическую характеристику мы определяли с помощью опросника Формально-ди- намических свойств индивидуальности (ОФДСИ, Русалов В.М., 1997), вычисляя суммарный индекс с учетом показателей моторной, интеллектуальной и коммуникативной пластичности. Следует отме- тить, что этот индекс находился в положительной корреляционной связи (r=0,223; p=0,002; n=199) с фактором Q1 личностного u1086 опросника Р. Кетелла (разработка Агентства гуманитарных технологий, Москва), на вопросы которого также ответили наши респонденты. Результаты диагностики были обра- ботаны с использованием компьютерной програм- мы «Статистика». Вычисленное для выборки среднее значение индекса гибкости составило 94,5±0,7 балла. Ори- ентируясь на это значение и учитывая квартиль- ные оценки (нижний квартиль 86 баллов, верхний квартиль 103 балла), из лиц, принявших участие в исследовании, были сформированы 3 функцио- нальные группы. В первую из них вошли студенты (n=28) с минимальными значениями гибкости (т. е. с индексом гибкости меньшим нижнего квартиля). Вторую группу составили респонденты (n=28) со средне выраженными значениями гибкости. Третья группа была образована испытуемыми (n=28) с вы- сокими значениями гибкости (имеющими показа- тель гибкости выше верхнего квартиля). Все участники этих групп выполнили методи- ку Э. Хайма (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2000), позволяющую определить предпочтения в выборе основных копинг-стратегий в когнитивной, эмо- циональной и поведенческой сферах. В каждой из этих сфер обследуемые обозначали ту единствен- ную стратегию, на которую они чаще всего опира- лись в трудных жизненных ситуациях. Количество всех выборов по каждой из изучаемых сфер в каж- дой группе респондентов было принято за 100%. Необходимо уточнить, что в связи с проведенными ранее исследованиями (Богомаз, 2005; Филоненко, Богомаз, 2005), в которых мы также использовали методику Э. Хайма, нами были изменены названия некоторых копинг-стратегий в когнитивной и по- веденческой сферах. Эти измененные названия, по нашему мнению, более адекватно передают смысл изучаемых стратегий (см.: таблицу 1). Таблица 1 Основные копинг-стратегии в когнитивной
И поведенческой сферах, определяемые с Помощью методики Э. Хайма, с уточненными Названиями (выделены жирным шрифтом) А – когнитивная сфера Название стра- Тегии Характер Стратегии «Я говорю себе: в данный мо- мент есть что-то важнее, чем эти трудности». игнорирование неадап- тивная 2 «Говорю себе: это судьба, с этим надо смириться». смирение неадап- тивная стратегия З «Это несущественные трудно- сти, не все так плохо на самом деле». диссимиляция неадап- тивная «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния». Самооблада- Ние адаптив- ная «Стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» проблемный анализ адаптив- ная «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк». относитель- ность полуадап- тивная 7 «Если что-то случилось, то так угодно Богу». религиозность полуадап- тивная «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей». растерянность неадап- тивная «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам». придание смысла полуадап- тивная «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными». вера в себя адаптив- ная С – поведенческая сфера 1 «Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о трудностях». Погружение в Любимое дело неадап- тивная Кострома, 16–18 мая 2007 г. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях». альтруизм адаптив- ная «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях». активное избе- гание неадап- тивная «Стараюсь отвлечься и рассла- биться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкус- ной еды и т.д.)». компенсация полуадап- тивная «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней
мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностран- ного языка)». Переключение На мечту полуадап- тивная 6 «Я изолируюсь, стараюсь остать- ся наедине с собой». самоизоляция неадап- тивная «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей». сотрудничес- тво адаптив- ная 8 «Я обычно ищу людей, способ- ных помочь мне советом». поиск совета адаптив- ная Анализ предпочтений копинг-стратегий по- казал (см. таблицу 2), что представители первой группы в когнитивной сфере чаще выбирали адап- тивную стратегию «проблемный анализ» (35,7%) и неадаптивную стратегию «диссимиляция» (18%). Во второй группе обследуемые, характери- зующиеся средне выраженной гибкостью, также предпочитали выбирать адаптивную стратегию «проблемный анализ» (21,4%), к которой добавля- лась полуадаптивная стратегия «придание смысла» (18%). В третьей группе респонденты, отличающиеся высокой гибкостью, выбирали те же копинг-страте- гии, что и представители второй группы, хотя пред- почтение выборов изменилось - им было свойс- твенно чаще выбирать полуадаптивную стратегию «придание смысла» (39,2%) и реже адаптивную стратегию «проблемный анализ» (28,5%). Как можно заметить, в выборе стратегии «про- блемный анализ» в трех изучаемых группах не про- слеживается какой-либо закономерности. Вместе с тем, специфическая межгрупповая особенность на- блюдается относительно предпочтений стратегии «придание смысла». Причем эта выявленная осо- бенность, по нашему мнению, не согласуется с тра- диционными психологическими представлениями о природе гибкости в структуре индивидуальнос- ти. В соответствие с ними мы ожидали, что люди с высокой гибкостью, в силу того, что она являет- ся одним из важных компонентов функциональной системы адаптации, в когнитивной сфере будут выбирать адаптивные копинг-стратегии. Однако из полученных результатов следует, что по мере на- растания гибкости увеличивается частота выбора людьми полуадаптивной копинг-стратегии «при- дание смысла». Анализируя различные возможные причины данного явления, мы склонны считать, что придание смысла трудным жизненным обстоятель- ствам молодыми людьми с высокой гибкостью мо- жет отражать всего лишь их желание снять тревогу и достичь самоуспокоения, отрешившись от сущес- твующей проблемы. По-видимому, их высокая гиб- кость может способствовать тому, что они легко пе- реключаются на другие мысли и дела, оправдывая это тем, что просто приписывают личный смысл («приобретение жизненного опыта») имеющимся
неразрешимым трудностям. Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|