Предпочтения в выборе копинг-стратегий у
Представителей групп с различной степенью Выраженности гибкости как индивидуальной Особенности Группа с минималь- ной гибкостью (n=28) Группа со средней гибкостью (n=28) Группа с максимальной гибкостью (n=28) Когнитивная сфера Копинг- стратегии Про- центы выбо- ров Копинг- стратегии Проценты выборов Копинг-стра- тегии Про- центы выбо- ров проблем- ный анализ 35,7 проблем- ный анализ 21,4 придание смысла 39,3 диссими- ляция 17,9 придание смысла 17,9 проблемный анализ 28,6 придание смысла 14,3 самообла- дание 14,3 игнориро- вание 7,14 растерян- ность 10,7 вера в себя 14,3 самообла- дание 7,14 самообла- дание 7,14 игнориро- вание 10,7 относитель- ность 7,14 игнориро- вание 3,57 диссими- ляция 10,7 диссимиля- ция 3,57 смирение 3,57 религиоз- ность 7,14 растерян- ность 3,57 религиоз- ность 3,57 смирение 3,57 вера в себя 3,57 вера в себя 3,57 Поведенческая сфера Копинг- стратегии Про- центы выбо- ров Копинг- стратегии Проценты выборов Копинг-стра- тегии Про- центы выбо- ров компенса- ция 25,0 сотрудни- чество 25,0 переключе- ние на мечту 22,2 погружение в любимое дело 17,9 погружение в любимое дело 21,4 активное избегание 18,5 самоизоля- ция 14,3 самоизоля- ция 17,9 сотрудни- чество 18,5 поиск совета 14,3 поиск совета 10,7 поиск совета 14,8 сотрудни- чество 10,7 альтруизм 7,14 погружение в любимое дело 14,8 альтруизм 7,14 компенса- ция 7,14 самоизоля- ция 7,40 переклю- чение на мечту 7,14 переклю- чение на мечту 7,14 компенсация 3,70 активное избегание 3,57 активное избегание 3,57 Известно, что придание смысла тяжелым жиз- ненным событиям помогает человеку пережить трудности и уменьшить последствия стресса (Лэн-
гле, 2003; Эммонс, 2004). Несомненно, что для са- мого человека на когнитивном уровне такая страте- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ гия может быть вполне адаптивной, поскольку она будет приводить к снижению имеющейся тревоги. Однако заметим, что в этом случае возникшая про- блема не разрешается, а меняется лишь отношение к ней. Проблема, например, может сохраняться для окружающих людей, вовлеченных в трудную жиз- ненную ситуацию. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий в эмоциональной сфере показал, что во всех анализи- руемых группах наиболее выбираемой стратегией реагирования является «оптимизм». В связи с этим далее нами будут анализироваться только выборы копинг-стратегий в когнитивной и поведенческой сферах. В поведенческой сфере представители первой группы предпочитали выбирать полуадаптивную стратегию «компенсация» (25%) и неадаптивную стратегию «погружение в любимое дело» (17,8%). Это означает, что менее гибкие молодые люди при столкновении с непреодолимыми трудностями стремятся уйти от них, надеясь, что им удастся от- влечься, забыться и расслабиться. Обращает на себя внимание тот факт, что часть респондентов в силу своей низкой гибкости для того, чтобы избежать проблем, склонна погружаться в привычную для них деятельность. Во второй группе обследованных на первое место выступает адаптивная стратегия «сотрудни- чество с другими людьми» (25%). Следовательно, эту стратегию можно рассматривать в качестве на- иболее типичной для юношей и девушек, попавших в непреодолимую жизненную ситуацию. Является ли она адаптивной – можно поставить под сомне- ние, поскольку эта стратегия может быть связана с желанием молодых людей переложить ответствен- ность в разрешении возникшей проблемы на друго- го человека или с пассивным ожиданием помощи со стороны окружающих. В этой же группе второй по
значимости остается стратегия «погружение в лю- бимое дело» (21,4%). В третьей группе респондентов в качестве предпочтительной стратегии обследуемые обозна- чили полуадаптивную стратегию «переключение на мечту» (22% выборов). Наряду с этим с одина- ковой частотой участники исследования выбирали адаптивную стратегию «сотрудничество с другими людьми» (18,5%) и неадаптивную стратегию «избе- гание» (18,5%). Как можно заметить, в этой груп- пе молодые люди в силу своей высокой гибкости в большинстве случаев активно пытаются «уходить» от возникающих проблем, стараются не думать об имеющихся неприятностях и переключаются на более приятную для них деятельность. Вполне очевидно, что такое их поведение можно рассмат- ривать как один из эффективных способов ухода от стресса и сохранения здоровья. Однако обратим внимание на то, что, как и в случае предпочтений копинг-стратегий в когнитивной сфере, подобное поведение юношей и девушек, отличающихся вы- сокой гибкостью, не способствует разрешению воз- никших в их жизни проблем. При анализе полной картины выборов копинг- стратегий в трех группах (табл. 2) мы обнаружи- ли интересный феномен – наличие своеобразного «креста» в предпочтениях форм поведения в про- блемной ситуации в зависимости от степени выра- женности гибкости в структуре индивидуальности. Так «переключение на мечту» и «активное избе- гание», которые располагаются на минимальных позициях у негибких респондентов, поднимаются на приоритетные позиции у гибких респондентов. Напротив, свойственная негибким респондентам стратегия «компенсация», оказывается наименее предпочтительной для гибких респондентов. Заметим, что чаще всего от лиц с высокой гиб- костью ожидается, что они в случае возникновения препятствий в реализации их жизненных планов способны адекватно на эти препятствия отреаги- ровать и гибко перестроить свое поведение, найдя другой путь достижения поставленной цели. Тем не менее, судя по полученным нами данным, это дале- ко не так. Как показывают предпочтения в копинг- стратегиях, многие из респондентов, характеризую- щихся высокой гибкостью, сталкиваясь с тяжелыми
проблемами, склонны использовать полуадаптив- ную и неадаптивную стратегии поведения, кото- рые не подразумевают дальнейшего устремления к прежде значимой цели. Напротив, для них более свойственно избегание проблемы (нежелание ее разрешать) и переключение на какие-либо личност- но значимые дела. Конечно, данный феномен может быть обусловлен молодым возрастом респондентов и следует надеяться, что по мере накопления жиз- ненного опыта они изменят свои предпочтения в стратегиях поведения. Однако никто не гарантирует, что наработанные в молодости стратегии разреше- ния трудных жизненных ситуаций не превратятся в своеобразную фиксированную u1092 форму поведения, и не будут препятствовать достижению профессио- нальных и личных целей. В связи с полученными данными и их интер- претацией мы посчитали важным проанализиро- вать особенности выбора копинг-стратегий лицами, отличающимися высокой гибкостью, в зависимос- ти от наличия у них целей в будущей жизни. Для этого была сформирована новая выборка, у членов которой учитывались значения субшкалы «цели в жизни» теста Смысложизненные ориентации (Ле- онтьев, 1992). Высокие значения по этой субшкале свидетельствуют о наличии или отсутствии в жиз- ни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и времен- ную перспективу. На основании среднего значения субшкалы «цели в жизни» (33,1 баллов) данная Кострома, 16–18 мая 2007 г. выборка была поделена на две группы. В первую из них вошли респонденты, характеризующиеся сочетанием высокой гибкости и низкой степени вы- раженности целей будущей жизни (13 человек), а вторую группу составили респонденты, у которых высокая гибкость сочеталась с высокой степенью выраженности целей (13 человек). В ходе анализа предпочтений копинг-страте- гий в когнитивной сфере выяснилось (табл. 3), что участники первой группы чаще выбирали адаптив- ные стратегии «проблемный анализ» (38,5%) и «вера в себя» (23%). Следует отметить, что респонденты,
которые отличаются минимальной выраженностью целей, имеющих смысл в их жизни, крайне редко выбирают стратегию «придание смысла» (7,7%).На- против, эта стратегия оказывается наиболее предпо- читаемой в группе лиц с максимально выраженными целями (60%). Размышляя над обнаруженным фено- меном, мы пришли к заключению о том, что среди молодых людей имеется группа индивидов, которая всему происходящему в жизни склонна приписывать смысл (в частности, и возникающим проблемным си- туациям). Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|