Совладающее поведение, его
СВЯЗЬ С КОНТРОЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ В МЕХАНИЗМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ И.И. Ветрова (Москва) Понятие «копинг» существует u1085 на стыке трех областей психологии – психологии личности, со- циальной психологии и психологии здоровья око- ло 40 лет в рамках научной парадигмы «стресс- копинг», развивающейся особенно интенсивно в зарубежной психологии. В отечественной пси- хологии данное направление развивается с 90-х годов, становится принятым перевод термина «копинг» как «совладание» (Анцыферова, 1996). Сейчас в западной науке активно развивает- ся направление исследований копинг-поведения в применении к конкретным проблемам – более при- кладная область науки. Например, Р. Бриант с кол- легами (Briant, Marosszeky и др., 2000) исследовал совладающее поведение у людей с травмой мозга. К. Хоней, М. Морган и П. Беннет (Honey, Morgan, Bennet, 2003) исследовали беременных женщин в период беременности и через некоторое время пос- ле родов. М. Аншел и Д. Андерсон (Anshel, Anderson, 2002) исследовали стили совладающего пове- дения у спортсменов. Д. Коннор-Смит из Америки и Э. Калвет из Испании в своем кросс-культурном исследовании (Connor-Smith, Calvete, 2004) нашли значительные отличии в наборах используемых стилей совладания между студентами из их стран. В России за последние 5 лет было проведено так же множество прикладных исследования совладаю- щего поведения. Н. Н. Петрова из Тамбовского Го- сударственного Университета исследовала копинг- поведение у больных, находящихся на заместитель- ной почечной терапии (Петрова, 2002), а также в со- авторстве с А. Э. Кутузовой и А. О. Недошивиным обследовала больных в ситуации соматогенной ви-
тальной угрозы (Петрова и др., 2004). Тут были об- наружены значительные различия между больными разного возраста. Более молодые больные исполь- зуют менее продуктивные стратегии совладания, а также находятся в более подавленном состоянии. Продуктивные же копинг стратегии больные склон- ны доводить до гротескного состояния, что делает их непродуктивными. Однако конструктивный ва- риант копинга «оптимизм» способствует улучше- нию психологических параметров качества жизни. Тем не менее копинг-поведение можно рас- сматривать и в другом аспекте, не как активный механизм защиты при столкновении u1089 с какой-то серьезной проблемой, заболеванием, а как доста- точно постоянную структуру, в большей или мень- шей степени участвующую в нашей повседневной жизни. Т.Л.Крюкова отмечает смену приоритетов в исследовании копинга: если в течение нескольких лет исследователи данной проблематики опирались на модель дефицита необходимых навыков или не- способность человека к эффективному поведению в трудной ситуации, то теперь в фокусе интереса находится то, что человек может сделать, за счет чего он совладает со стрессом. Таким образом, ис- следование психологического совладания от вне- шних переменных условий его применения развер- нулось ко внутренним ресурсам человека, которые являются достаточно константными. В настоящее время совладающему поведению посвящено множество работ сотрудников Костром- ского Государственного Университета им. Н. А. Не- красова (Крюкова, 2001; Сапоровская, 2003 и др.). На базе этих исследований обоснован подход к по- ниманию психологии совладающего поведения как поведения субъекта, что позволило обозначить но- вое направление в изучении данной проблематики. Многочисленные работы, где проводится де- ление совладающего поведения по сферам проявле- ния, натолкнули нас на мысль о соотношении ко-
пинг-поведения и контроля поведения (Сергиенко, 2003) как ресурса этого совладающего поведения. В основе контроля поведения лежат также 3 состав- ляющие: контроль действий (контроль поведенчес- ких проявлений), контроль эмоций (эмоциональная регуляция) и когнитивный контроль (способность к когнитивному анализу, предвосхищению и пла- нированию деятельности). Однако, в результате пилотажного исследования (Сергиенко, Ветрова, 2004), ставшего началом мини-лонгитюдного ис- следования, мы получили более обширные и неод- нозначные данные, чем планировали. Была обнару- жена многомерная связь совладающего поведения и контроля поведения, наиболее выраженной ока- залась связь с эмоциональной составляющей. На основании этих данных и изучения новых данных, описанных в литературе, мы выдвинули предполо- жение о том, что контроль поведения, совладающее поведение и психологическая защита являются раз- ными уровнями единого механизма, связанного с саморегуляцией субъекта. Психологическая защита – наименее осознаваемый уровень, плохоосознава- емое стремление. Контроль поведения находится на промежуточном уровне: является частично осозна- ваемым, опирается на конкретные структуры, как неосознаваемые, так и осознаваемые. А копинг-по- ведение – полностью осознаваемо и является, по сути, социально-приемлемой, значимымой формой адаптации. Продуктивный копинг – это хорошо адаптивное поведение. При соотнесении с конс- труктами «субъект» и «личность» мы предполага- ем, что контроль поведения – это регулятивная фун- кция субъекта, копинг – регулятивный механизм личности, а психологическая защита – особенности организации субъекта. На данном этапе исследования наибольшую значимость приобрело для нас соотнесение сов- Кострома, 16–18 мая 2007 г. ладающего поведения и психологической защиты. Множество работ в этой области направлено на по- иск отличий и разграничение понятий, и это акту- ально. Весьма прискорбно, что в настоящее время не только в научно-популярной литературе, но и в отдельных научных работах нет различения психо- логической защиты и совладающего поведения, по- рой даже они употребляются как синонимы. Веро-
ятно, это является следствием недостаточно четкого представления и определения этих конструктов. Психологическая защита – это психическое явление, впервые описанное в парадигме психоана- лиза. В настоящее время в развитии этого научного конструкта заинтересованы не только представите- ли глубинной психологии и психотерапии. Анализ литературы показал, что актуализации механизмов психологической защиты способствуют ситуации, которые представляют собой серьезное испытание для человека, которые в некоторой степени превы- шают его внутренние ресурсы, выходят за рамки его актуального развития. Психологическая защита определяется не объ- ективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека. Главная задача психологической защиты – это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации. В этом смысле защита действует только в рамках актуальной ситуации, можно ска- зать, что она идет на поводу этой актуальной ситу- ации. Большой вклад в изучение психологической защиты и разработку методов ее тестирования (т. е. измерения вклада каждого механизма в репертуар защиты данного человека) внес Р. Плутчик. Его ос- новная идея заключается в том, что механизмы пси- хологической защиты являются производными эмо- ций, а эмоции определяются как базисные средства адаптации. Он выделяет восемь базисных адаптив- ных реакций (инкорпорация, отвержение, протек- ция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование), которые, с его точки зрения, выступают как прототипы восьми базисных эмоций (страх, гнев, радость, печаль, принятие, от- вращение, ожидание, удивление). Кроме того, он обратил внимание на то, что защитные механизмы характеризуются противоположностью (биполяр- ностью) в той мере, в какой полярны лежащие в их основе эмоции (радость – печаль, страх – гнев, при- нятие – отвращение, ожидание – удивление). Таким образом, восемь базисных механизмов он сводит к
четырем парам: реактивное образование – компен- сация, подавление – замещение, отрицание – про- екция, интеллектуализация – регрессия. Поскольку защитные механизмы являются производными эмо- ций, то они, по аналогии с эмоциями, классифици- руются на базовые (отрицание, вытеснение, регрес- сия, компенсация, проекция, замещение, интеллек- туализация, реактивное образование) и вторичные (к их числу относятся все остальные). Данное поло- жение особенно важно для нас, ведь совладающее поведение также имеет множество связей с эмоцио- нальным компонентом контроля эмоций. В настоящее время большинство исследова- телей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве интрапсихической адапта- ции личности за счет подсознательной переработки поступающей ингформации. В этих процессах при- нимают участие все психические функции: воспри- ятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них. Включаясь в психотрав- мирующей ситуации, защитные механизмы высту- пают в роли своеобразных барьеров на пути продви- жения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифи- цируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохра- нить гармоничность и уравновешенность структу- ры своей личности. Принципиально важно, что все эти процессы – неосознаваемые, в то время как сов- ладающее поведение является именно осознанным. Тем не менее, среди набора стратегий совладания имеется ряд стратегий, имеющих нечто общее с не- кторыми психологическими защитами. Например, стратегия избегания и защита «вытеснение». Толь- ко в первом случае человек осознанно уходит от ре- шения проблемы, к которой вполне может потом и вернуться с новыми силами, а во втором случае все происходит на неосознаваемом уровне, и человек уже не сможет снова обратиться к решению про- блемы как таковой. Стоит обратить внимание и на то, что сущес- твует достаточно четкая онтогенетическая органи- зация психологических защит. В числе первых воз- никают механизмы, связанные с перцептивными процессами. Именно процессы ощущения, воспри- ятия и внимания несут ответственность за защиты, связанные с невидением, непониманием информа- ции (перцептивные защиты). К этой группе отно- сятся отрицание и регрессия, а также их аналоги. Они выступают как наиболее примитивные и харак-
теризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально и личностно менее зрелую. Затем возникают защиты, связанные с процессами памя- ти, а именно с забыванием информации (вытесне- ние и подавление). Самыми последними, по мере развития процессов мышления и воображения, формируются и наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой u1080 и переоценкой информации (рационализация). Про совладающее поведение пока мы только знаем, что формируется оно в раннем возрасте, более-менее определенные ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ стратегии появляются в подростковом возрасте, но и эти наборы стратегий не остаются постоянными в зависимости от ситуации. Итак, подводя итог, можно сделать следующий вывод: механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и пове- денческих усилий. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального на- пряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь». Однако они не приводят к решению про- блемы. Тем не менее, эти два механизма лежат в основе саморегуляции и несомненно имеют тесные связи друг с другом. Таким образом, в своей дальнейшей работе мы планируем разграничить понятия копинг-поведе- ния, контроля поведения и психологической защи- ты, определить их место и роль в едином механизме саморегуляции, а также степень их взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга. Все это может дать нам ключ к более глубинному пониманию процесса формирования продуктивного копинга, его опоры на различные внутренние ресурсы. Полученные данные могут лечь в основу специальной учебной программы обучения продуктивному копингу, пос- кольку, как отмечали еще И.М. Никольская и Р.М. Грановская (Никольская, Грановская, 1998), отли- чительной чертой совладания является принципи- альная возможность обучения, базирующаяся на полной осознанности данного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|