Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совладающее поведение, его




СВЯЗЬ С КОНТРОЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ В

МЕХАНИЗМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ

И.И. Ветрова (Москва)

Понятие «копинг» существует u1085 на стыке трех

областей психологии – психологии личности, со-

циальной психологии и психологии здоровья око-

ло 40 лет в рамках научной парадигмы «стресс-

копинг», развивающейся особенно интенсивно в

зарубежной психологии. В отечественной пси-

хологии данное направление развивается с 90-х

годов, становится принятым перевод термина

«копинг» как «совладание» (Анцыферова, 1996).

Сейчас в западной науке активно развивает-

ся направление исследований копинг-поведения в

применении к конкретным проблемам – более при-

кладная область науки. Например, Р. Бриант с кол-

легами (Briant, Marosszeky и др., 2000) исследовал

совладающее поведение у людей с травмой мозга.

К. Хоней, М. Морган и П. Беннет (Honey, Morgan,

Bennet, 2003) исследовали беременных женщин в

период беременности и через некоторое время пос-

ле родов. М. Аншел и Д. Андерсон (Anshel, Anderson,

2002) исследовали стили совладающего пове-

дения у спортсменов. Д. Коннор-Смит из Америки

и Э. Калвет из Испании в своем кросс-культурном

исследовании (Connor-Smith, Calvete, 2004) нашли

значительные отличии в наборах используемых

стилей совладания между студентами из их стран.

В России за последние 5 лет было проведено так

же множество прикладных исследования совладаю-

щего поведения. Н. Н. Петрова из Тамбовского Го-

сударственного Университета исследовала копинг-

поведение у больных, находящихся на заместитель-

ной почечной терапии (Петрова, 2002), а также в со-

авторстве с А. Э. Кутузовой и А. О. Недошивиным

обследовала больных в ситуации соматогенной ви-

тальной угрозы (Петрова и др., 2004). Тут были об-

наружены значительные различия между больными

разного возраста. Более молодые больные исполь-

зуют менее продуктивные стратегии совладания, а

также находятся в более подавленном состоянии.

Продуктивные же копинг стратегии больные склон-

ны доводить до гротескного состояния, что делает

их непродуктивными. Однако конструктивный ва-

риант копинга «оптимизм» способствует улучше-

нию психологических параметров качества жизни.

Тем не менее копинг-поведение можно рас-

сматривать и в другом аспекте, не как активный

механизм защиты при столкновении u1089 с какой-то

серьезной проблемой, заболеванием, а как доста-

точно постоянную структуру, в большей или мень-

шей степени участвующую в нашей повседневной

жизни. Т.Л.Крюкова отмечает смену приоритетов в

исследовании копинга: если в течение нескольких

лет исследователи данной проблематики опирались

на модель дефицита необходимых навыков или не-

способность человека к эффективному поведению

в трудной ситуации, то теперь в фокусе интереса

находится то, что человек может сделать, за счет

чего он совладает со стрессом. Таким образом, ис-

следование психологического совладания от вне-

шних переменных условий его применения развер-

нулось ко внутренним ресурсам человека, которые

являются достаточно константными.

В настоящее время совладающему поведению

посвящено множество работ сотрудников Костром-

ского Государственного Университета им. Н. А. Не-

красова (Крюкова, 2001; Сапоровская, 2003 и др.).

На базе этих исследований обоснован подход к по-

ниманию психологии совладающего поведения как

поведения субъекта, что позволило обозначить но-

вое направление в изучении данной проблематики.

Многочисленные работы, где проводится де-

ление совладающего поведения по сферам проявле-

ния, натолкнули нас на мысль о соотношении ко-

пинг-поведения и контроля поведения (Сергиенко,

2003) как ресурса этого совладающего поведения. В

основе контроля поведения лежат также 3 состав-

ляющие: контроль действий (контроль поведенчес-

ких проявлений), контроль эмоций (эмоциональная

регуляция) и когнитивный контроль (способность

к когнитивному анализу, предвосхищению и пла-

нированию деятельности). Однако, в результате

пилотажного исследования (Сергиенко, Ветрова,

2004), ставшего началом мини-лонгитюдного ис-

следования, мы получили более обширные и неод-

нозначные данные, чем планировали. Была обнару-

жена многомерная связь совладающего поведения

и контроля поведения, наиболее выраженной ока-

залась связь с эмоциональной составляющей. На

основании этих данных и изучения новых данных,

описанных в литературе, мы выдвинули предполо-

жение о том, что контроль поведения, совладающее

поведение и психологическая защита являются раз-

ными уровнями единого механизма, связанного с

саморегуляцией субъекта. Психологическая защита

– наименее осознаваемый уровень, плохоосознава-

емое стремление. Контроль поведения находится на

промежуточном уровне: является частично осозна-

ваемым, опирается на конкретные структуры, как

неосознаваемые, так и осознаваемые. А копинг-по-

ведение – полностью осознаваемо и является, по

сути, социально-приемлемой, значимымой формой

адаптации. Продуктивный копинг – это хорошо

адаптивное поведение. При соотнесении с конс-

труктами «субъект» и «личность» мы предполага-

ем, что контроль поведения – это регулятивная фун-

кция субъекта, копинг – регулятивный механизм

личности, а психологическая защита – особенности

организации субъекта.

На данном этапе исследования наибольшую

значимость приобрело для нас соотнесение сов-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

ладающего поведения и психологической защиты.

Множество работ в этой области направлено на по-

иск отличий и разграничение понятий, и это акту-

ально. Весьма прискорбно, что в настоящее время

не только в научно-популярной литературе, но и в

отдельных научных работах нет различения психо-

логической защиты и совладающего поведения, по-

рой даже они употребляются как синонимы. Веро-

ятно, это является следствием недостаточно четкого

представления и определения этих конструктов.

Психологическая защита – это психическое

явление, впервые описанное в парадигме психоана-

лиза. В настоящее время в развитии этого научного

конструкта заинтересованы не только представите-

ли глубинной психологии и психотерапии. Анализ

литературы показал, что актуализации механизмов

психологической

защиты способствуют ситуации,

которые представляют

собой серьезное испытание

для человека, которые в некоторой степени превы-

шают его внутренние ресурсы, выходят за рамки

его актуального развития.

Психологическая защита определяется не объ-

ективным событием как таковым, а субъективной

значимостью этого события для человека. Главная

задача психологической защиты – это устранение

психологического дискомфорта, а не реальное решение

ситуации. В этом смысле защита действует

только в рамках актуальной ситуации, можно ска-

зать, что она идет на поводу этой актуальной ситу-

ации.

Большой вклад в изучение психологической

защиты и разработку методов ее тестирования (т. е.

измерения вклада каждого механизма в репертуар

защиты данного человека) внес Р. Плутчик. Его ос-

новная идея заключается в том, что механизмы пси-

хологической защиты

являются производными эмо-

ций, а эмоции определяются как базисные средства

адаптации. Он выделяет восемь базисных адаптив-

ных реакций (инкорпорация, отвержение, протек-

ция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция,

ориентация, исследование), которые, с его точки

зрения, выступают как прототипы восьми базисных

эмоций (страх, гнев, радость, печаль, принятие, от-

вращение, ожидание, удивление). Кроме того, он

обратил внимание на то, что защитные механизмы

характеризуются противоположностью (биполяр-

ностью) в той мере, в какой полярны лежащие в их

основе эмоции (радость – печаль, страх – гнев, при-

нятие – отвращение, ожидание – удивление). Таким

образом, восемь базисных механизмов он сводит к

четырем парам: реактивное образование – компен-

сация, подавление

замещение, отрицание – про-

екция, интеллектуализация

– регрессия. Поскольку

защитные механизмы являются производными эмо-

ций, то они, по аналогии с эмоциями, классифици-

руются на базовые (отрицание, вытеснение, регрес-

сия, компенсация, проекция, замещение,

интеллек-

туализация, реактивное образование) и вторичные

(к их числу относятся все остальные). Данное поло-

жение особенно важно для нас, ведь совладающее

поведение также имеет множество связей с эмоцио-

нальным компонентом контроля эмоций.

В настоящее время большинство исследова-

телей рассматривают

психологические защитные

механизмы в качестве интрапсихической адапта-

ции личности за счет подсознательной переработки

поступающей ингформации. В этих процессах при-

нимают участие все психические

функции: воспри-

ятие, память, внимание, воображение, мышление,

эмоции. Но каждый раз основную часть работы по

преодолению негативных переживаний берет на

себя какая-то одна из них. Включаясь в психотрав-

мирующей ситуации, защитные механизмы высту-

пают в роли своеобразных барьеров на пути продви-

жения информации. В результате взаимодействия с

ними тревожная для личности информация либо

игнорируется,

либо искажается, либо фальсифи-

цируется. Тем самым формируется специфическое

состояние сознания, позволяющее человеку сохра-

нить гармоничность и уравновешенность

структу-

ры своей личности. Принципиально

важно, что все

эти процессы – неосознаваемые, в то время как сов-

ладающее поведение является именно осознанным.

Тем не менее, среди набора стратегий совладания

имеется ряд стратегий, имеющих нечто общее с не-

кторыми психологическими защитами. Например,

стратегия избегания и защита «вытеснение». Толь-

ко в первом случае человек осознанно уходит от ре-

шения проблемы, к которой вполне может потом и

вернуться с новыми силами, а во втором случае все

происходит на неосознаваемом уровне, и человек

уже не сможет снова обратиться к решению про-

блемы как таковой.

Стоит обратить внимание и на то, что сущес-

твует достаточно четкая онтогенетическая органи-

зация психологических защит. В числе первых воз-

никают механизмы,

связанные с перцептивными

процессами. Именно

процессы ощущения, воспри-

ятия и внимания несут ответственность за защиты,

связанные с невидением, непониманием информа-

ции (перцептивные защиты). К этой группе отно-

сятся отрицание и регрессия, а также их аналоги.

Они выступают как наиболее примитивные и харак-

теризуют «злоупотребляющую» ими личность как

эмоционально и личностно менее зрелую. Затем

возникают защиты, связанные с процессами памя-

ти, а именно с забыванием информации (вытесне-

ние и подавление). Самыми последними, по мере

развития процессов мышления и воображения,

формируются и наиболее сложные и зрелые виды

защит, связанные с переработкой u1080 и переоценкой

информации (рационализация). Про совладающее

поведение пока мы только знаем, что формируется

оно в раннем возрасте, более-менее определенные

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

стратегии появляются в подростковом возрасте, но

и эти наборы стратегий не остаются постоянными в

зависимости от ситуации.

Итак, подводя итог, можно сделать следующий

вывод: механизмы совладания более пластичны, но

требуют от человека большей затраты энергии и

включения когнитивных, эмоциональных и пове-

денческих усилий. Механизмы защиты склонны к

более быстрому уменьшению эмоционального на-

пряжения и тревоги и работают по принципу «здесь

и теперь». Однако они не приводят к решению про-

блемы. Тем не менее, эти два механизма лежат в

основе саморегуляции и несомненно имеют тесные

связи друг с другом.

Таким образом, в своей дальнейшей работе мы

планируем разграничить понятия копинг-поведе-

ния, контроля поведения и психологической защи-

ты, определить их место и роль в едином механизме

саморегуляции, а также степень их взаимосвязи и

взаимовлияния друг на друга. Все это может дать

нам ключ к более глубинному пониманию процесса

формирования продуктивного копинга, его опоры

на различные внутренние ресурсы. Полученные

данные могут лечь в основу специальной учебной

программы обучения продуктивному копингу, пос-

кольку, как отмечали еще И.М. Никольская и Р.М.

Грановская (Никольская, Грановская, 1998), отли-

чительной чертой совладания является принципи-

альная возможность обучения, базирующаяся на

полной осознанности данного процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...