Копинг-стратегии в зависимости
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 ОТ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДНЫХ (СТРЕССОГЕННЫХ) СИТУАЦИЙ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова (Санкт-Петербург) Интерес к изучению преодолевающего пове- дения («coping») субъектов профессиональной де- ятельности определяется высокой актуальностью и многообразием задач стресс-менеджмента как на- учно-практической области управления стрессами на работе. Обращение к изучению стратегий пре- одоления трудных или стрессовых ситуаций отра- жает важную тенденцию современной психологии - перенесение внимания с субъекта на целостную ситуацию, в которой он действует. В контексте си- туационного подхода участники стрессовой ситуа- ции рассматриваются не как пассивные «жертвы» воздействия внешних стресс-факторов, а как актив- ные субъекты взаимодействия с различными пара- метрами стрессовой ситуации. Качество и результат взаимодействия субъектов со стрессовой ситуацией существенно зависят от ее значимости и субъектив- ной репрезентации, от функционального состояния и эмоциональных переживаний. Все это оказыва- ет влияние на избирательность копинг -стратегий. Субъективная репрезентация ситуации во многом определяет логику и результат поведения человека в стрессовой ситуации. Изучение копинг-стратегий ориентировано не столько на общее и постоянное в личности, сколько на изучение особенного и измен- чивого, присущего конкретному человеку в опреде- ленных условиях (Бодров, 2006). Концептуализация процессов преодоления яв- ляется центральным аспектом современных теорий психологического стресса. Преодоление рассмат- ривается как стабилизирующий фактор, который
способствует социально-психологической, в том числе и профессиональной адаптации в периоды действия различных стресс-факторов. Однако в настоящее время нет единого и адекватного пони- мания многих механизмов преодоления в зависи- мости от ситуационных, гендерных, возрастных, культуральных и личностных особенностей субъек- та профессиональной деятельности. Как известно, психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым редуцируется стрессовое воздействие ситуации. Поэтому понятие преодоле- ния охватывает широкий спектр человеческой ак- тивности, включая все виды взаимодействия субъ- екта с внутренними и внешними задачами, при этом большое значение имеют дополнительные (харак- теризующие конкретную задачу u1080 и психологические особенности субъекта) условия ситуации (Нартова- Бочавер, 1997; Лыкова, 2004; Водопьянова, Стар- ченкова, 2005). В нашем исследовании была предпринята попытка личностно-ситуационного подхода к изу- чению избирательности копинг-стратегий в про- фессионально-трудных (стрессогенных) ситуациях у бизнес-тренеров. С этой целью в соответствии с классификацией Р. Лазаруса с помощью опроса бизнес-тренеров и контент-анализа их ответов были выделены три типа стрессогенных ситуаций, на- иболее часто встречающихся в их профессиональ- ной деятельности: ситуации «угрозы», «потери» и «вызова». Нами проверялась гипотеза о влиянии когнитивной оценки профессионально-трудных (ПТС) ситуаций на избирательность копинг-стра- тегий. Также изучалась роль волевых особенностей личности на избирательность копинг-стратегий в стрессогенных ситуациях профессиональной де- ятельности. В проведенном исследовании приняли
участие бизнес-тренеры в количестве 41 человека в возрасте от 29 до 45 лет. Для изучения моделей преодолевающего пове- дения нами использовался опросник WCQ (Ways of Coping Questionnaire), разработанный С. Фолкман и Р. Лазарусом, в российском варианте - «Опросник Кострома, 16–18 мая 2007 г. способов совладания» (Водопьянова, Старченкова, Жукина, 2006). Для изучения личностных особен- ностей использовался модифицированный опрос- ник Н. Б. Стамбуловой «Диагностика волевого и коммуникативного потенциала личности» (Шинга- ев, 2001). В результате исследования было обнаруже- но, что в профессиональной деятельности бизнес- тренеров преобладают ситуации «вызова» (49%), которые требуют ответственности, быстрой моби- лизации профессиональных умений и личностных ресурсов для управления группой в проблемных (стрессогеных) ситуациях тренинга. Ситуации «по- тери» и «угрозы» составляют в тренинговой работе примерно равные доли (27% и 24% соответствен- но). Аналогичное соотношение разных типов стрес- согенных ситуаций было обнаружено нами также среди специалистов сигнономических профессий на уровне линейных менеджеров. Полученные ре- зультаты позволяют u1087 предположить, что преоблада- ние ситуаций «вызова» является характерным для специалистов линейного уровня в профессиях типа «человек-человек», «человек-знак». Изучение когнитивной оценки осуществля- лось в трех типах стрессовых ситуаций («потеря», «угроза», «вызов») по 5 критериям: интенсивность эмоционального переживания, повторяемость, не- определенность, значимость для профессиональной деятельности, самостоятельная изменчивость ПТС. Результаты показали, что для бизнес-тренеров ме- нее стрессогенными по критерию эмоционального переживания являются ситуации «потери», к кото- рым относились ситуации с негативной обратной связью со стороны участников тренинга после его завершения, по сравнению с ситуациями «угрозы» и «вызова», возникающими в процессе тренинга (p < 0,001). Очевидно, это объясняется тем, что после завершения тренинга, когда тренер ничего уже не может изменить, включается психологическая за- щита и осознанный копинг в виде контроля эмоций и переживаний, снижения значимости ситуации,
рационализации и др. По критерию повторяемости стрессовых си- туаций в профессиональной деятельности наболь- шая стрессогенность отмечалась бизнес-тренерами для ситуации «вызова» (р<0,001), которые также являются и более определенными по сравнению с ситуациями «угрозы» и «потери» (р<0,001). Обыч- но для тренеров причины возникновения ситуаций «вызова» (агрессия, недовольство, непонимание участников группы) наиболее знакомы, а способы совладания с подобными ситуациями в большей степени понятны. По критерию изменчивости бо- лее напряженными (стрессовыми) являются ситуа- ции «потери» и «вызова», менее – ситуации «угро- зы» (р<0,01), то есть первые две ситуации требуют от тренера больших усилий по их преодолению или принятию, чем ситуация осознаваемой «угрозы». По оценкам субъективной репрезентации респон- дентов все три типа стрессовых ситуаций обладают высоким уровнем значимости. При этом ситуации «потери», как например, потеря доверия клиентов, более значимы по сравнению с ситуациями «вызо- ва» (p<0,001), поскольку они обычно связаны с не- гативной оценкой тренера как специалиста и, как следствие, негативно влияют на последующие вза- имоотношения тренера и заказчика вплоть до раз- рыва сотрудничества. Результаты исследования показали, что на па- раметры когнитивной оценки стрессовых ситуаций не оказывают прямого влияния факторы пола рес- пондентов и опыта ведения тренинговых программ. Можно предположить, что на когнитивную оценку стрессовых ситуаций у бизнес-тренера большее влияние оказывают личностные факторы и его ста- тусно-ролевые позиции. Косвенное подтверждение этому мы обнаружили при сравнении тренеров раз- ного возраста с относительно равным стажем рабо- ты. Сравнительный анализ показал, что для более молодых бизнес-тренеров оценка общего уровня стрессогенности (по интегральному показателю из пяти критериев оценки ПТС) всех типов стрессо- вых ситуаций в профессиональной деятельности выше, чем для более старших по возрасту тренеров
(p<0,05). Изучение взаимосвязи волевых особенностей личности бизнес-тренеров и копинг-стратегий по- казало, что копинг-стратегии принятия ответствен- ности, планирования решения проблем и самоконт- роля положительно коррелируют с такими чертами личности, как целеустремленность, решительность, инициативность, настойчивость, самообладание (p<0,05). Бегство-избегание отрицательно коррели- рует с целеустремленностью (p<0,05). Таким обра- зом, высокий волевой потенциал личности опосре- дует избирательность активных копинг-стратегий и ответственность тренера перед участниками и заказчиком тренинга за его эффективность. К де- структивному преодолению склонны прибегать бизнес-тренеры с меньшей целеустремленностью, инициативностью, решительностью. Это подтверж- дает мнение о том, что регулятивный потенциал субъекта труда определяет именно те ситуации, ког- да человек действует активно и может по собствен- ному произволу изменять ситуацию (Ломов, 1991). Нами изучалась взаимосвязь копинг-страте- гий и параметров когнитивной оценки стрессовых ситуаций в профессиональной u1076 деятельности биз- нес-тренера. Оценка стрессовой ситуации «угро- зы» по критериям неопределенности, интенсивнос- ти эмоционального переживания и повторяемости отрицательно коррелирует с использованием бегс- тва-избегания как способа совладания со стрессом (р<0,05). Чем более неопределенной, эмоционально ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ насыщенной и знакомой является стрессовая ситу- ация, тем реже используется избегание в ситуациях «угрозы». Изменчивость стрессовой ситуации «потери» отрицательно коррелировала с такими копинг-стра- тегиями, как «дистанцирование», «бегство-избега- ние», то есть чем стабильнее кажется ситуация, тем реже предпринимаются активные действия по сов- ладанию с ней, поскольку ситуации «потери», как правило, представляет собой уже свершившееся и требует в большей степени эмоционально-сфокуси- рованного преодоления. Чем выше уровень определенности стрессо- вой ситуации «вызова», тем чаще используется стратегия «самоконтроль». Чем выше уровень эмо- ционального переживания ситуации «вызова», тем труднее используется копинг-стратегия «положи- тельная переоценка». Интенсивность эмоциональ- ного переживания в ситуациях «потери» положи- тельно связана с конфронтативным преодолением. Очевидно, ситуации с высокой эмоциональной на- пряженностью провоцируют противостояние и аг- рессию как способ совладания с ситуацией.
В целом можно заключить следующее. Биз- нес-тренеры склонны рассматривать большинство стрессовых ситуаций в профессиональной деятель- ности как ситуации «вызова», требующие мобили- зации профессиональных и личностных возмож- ностей, что способствует актуализации активных копинг-стратегий. Во многом это связано со специ- фикой профессиональной деятельности: чаще всего это индивидуальная работа тренера в группе, боль- шая ответственность за результаты. Наиболее стре- согенными с субъективной точки зрения являются ситуации «потери». Высоко развитый волевой по- тенциал способствует обращению бизнес-тренеров к конструктивному совладающему u1087 поведению. Библиографический список 1. Lazarus R. S. Psychologica Stress in the workplace // J. of Social Behavior and Personality. 1991. V. 6. P. 1-13. 2. Бодров В. А. Психологический стресс: разви- тие и преодоление. М., 2006. 3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синд- ром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 4. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Вопросы общей, педагогической и инже- нерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - С.129-156. 5. Лыкова Н. М. Теории стресса и копинга. М., 2004. 6. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. Том 18. № 5. С. 20-30. 7. Шингаев С.М. Модифицированный опросник Н. Б. Стамбуловой // Формирование волевых качеств у курсантов в высших военно-учеб- ных заведениях. Дис… канд. психол. Наук. СПб, 2001. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ХРОНИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ Г.Ш. Габдреева (Казань) В психологии проблема совладания личности с травмирующими ситуациями нашла отражение в понятиях «копинг-стресс» (означающем усилие, направленное на предотвращение, устранение или ослабление воздействия стрессора), и «копинг-по- ведение» (характеризующее способы выхода чело- века из стрессовой ситуации). Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов (личностных адаптационных резервов, позволяющих осущест- влять оптимальную адаптацию к стрессовым ситу- ациям) и копинг-стратегий (способов преодоления стресса). Усилия, с помощью которых личность пыта- ется устранить влияние стрессора, рассматривают- ся как активное копинг-поведение – сознательное поведение, осуществляемое с целью изменения, преобразования ситуации, поддающейся контролю, или приспособления в случае ее неподконтрольнос- ти. Пассивное копинг-поведение ориентировано на интрапсихические способы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназна- ченными для снижения развивающегося напряже- ния. Известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсив- но, если u1091 у человека нет знаний, умений или реаль- ных возможностей снизить давление стрессора. Главной задачей защитных механизмов является контролирование и подавление негативных пси- хических состояний, возникающих под действием стрессора, в условиях, когда стрессор продолжает действовать (Анцыферова, 1994; Грановская, 2003). К настоящему времени описано множество видов защит. Несмотря на некоторые разногласия во взглядах на содержание их «списка», авторы со- глашаются в том, что все защиты могут классифи- цироваться по критерию примитивности-зрелости (Боломолов, Портнова, 2005; Киршбаум, Еремеева, 2005; Кружкова, 2006). При беспомощности перед лицом травмирующей действительности недоста- точно адаптивная личность прибегает, как правило, Кострома, 16–18 мая 2007 г. к незрелым, примитивным защитам низшего по- рядка – так называемым «псевдокомпенсациям». В хронических стрессовых ситуациях, воспринимае- мых субъектом как безысходные, постоянно исполь- зуемые психологические защиты закрепляются в виде личностных комплексов. В этих случаях отде- льные психофеномены интегрируются в целостную структуру, определяющую особенности поведения. Сложившиеся симптомокомплексы, позволяющие сохранять устойчивость личности на фоне дестаби- лизирующих переживаний и добиваться более или менее успешной адаптации, теряют свою актуаль- ность при изменении ситуации, спровоцировавшей их развитие. Однако, будучи устойчивыми личнос- тными образованиями, они продолжают свое дейс- твие и в новых условиях, объективно уже не требу- ющих их реализации. Не будучи адекватными си- туации, эти новообразования личности, являвшиеся адаптивными в вызвавших их условиях, становятся малоэффективными, а подчас играют негативную роль в ситуациях, требующих реадаптации. В связи с этим интерес представляет исследование особен- ностей проявления компенсационных комплексов в зависимости от условий стрессовых ситуаций. В нашем исследовании использовалась мето- дика Е.В. Сидоренко, позволяющая диагностиро- вать индивидуальную склонность к использованию «псевдокомпенсаций». Оценивалась степень выра- женности каждого из 18 выделенных автором ком- пенсационных комплексов: «уход в болезнь», «де- монстративная слабость», «леность», «хитрость», «тирания», «превосходство», «самореклама», «жа- лость к себе», «переживание уходящей молодости», «мнимое простодушие», «зависть», «жадность», «вина», «ущербность», «страх», «предчувствия», «халявность», «доверчивость». Обследовались лица, пребывающие в состоя- нии хронического стресса, вызванного лишением свободы (осужденные, отбывающие наказание в виде заключения под стражу в специализированных учреждениях). Другую выборку составили боль- ные, свобода которых так же ограничена в результа- те тяжелых заболеваний, приобретенных в зрелом возрасте и приведших к инвалидности: грубое на- рушение функций опорно-двигательного аппарата (инвалиды-«колясочники»), органов зрения (слабо- видящие) и слуха (слабослышащие). Контрольную группу составили психологически благополучные лица, по их мнению не испытывающие в данное время давления длительного и неизбежного хрони- ческого стресса, - бухгалтеры, продавцы, медицин- ские работники, сотрудники различных фирм, - 37 человек (17 мужчин и 20 женщин). Всего обследо- валось 189 человек – 86 мужчин и 103 женщины. Результаты исследования особенностей проявления склонности к использованию псевдокомпенсаций заключенными – мужчинами и женщинами полу- чены в совместной работе с Ф.С.Мусиным (Мусин, 2006). Выяснилось, что вне зависимости от специфи- ки стрессора лицам, находящимся под давлением тяжелых жизненных обстоятельств, свойственно использование практически всех комплексов, выде- ленных автором диагностической методики. Причем склонность к псевдокомпенсациям ярче выражена у женщин, что вполне согласуется с полученными ранее данными, свидетельствующими о более низ- кой толерантности к стрессу женщин по сравнению с мужчинами (Габдреева, 2002). Самые высокие значения показателей склонности к использованию псевдокомпенсаций выявлены в группе осужден- ных – мужчин и женщин. При этом в мужской вы- борке наиболее значительна выраженность комп- лексов «тирана», ««вины», «уходящей молодости», «хитрости». В женской – «вины», «жалости к себе», «страха», «предчувствия», «ухода в болезнь», «до- верчивости». Инвалиды по зрению, слуху, а также лишенные возможности самостоятельно передви- гаться, демонстрируют высокие значения склон- ности к псевдокомпенсациям, как и представители группы осужденных. У инвалидов-мужчин на пер- вом месте по выраженности находятся показатели комплексов «вины», «ущербности» и «демонстра- тивной слабости». За ними следуют комплексы «ухода в болезнь», «предчувствия» и «жалости к себе». Выраженность остальных комплексов рас- полагается в зоне значений выше среднего уровня. Женщины-инвалиды проявляют еще более высокие значения псевдокомпенсаций, чем мужчины. На- иболее выражены у женщин комплексы «жалости к себе», «ухода в болезнь» и «демонстративной сла- бости», затем следуют комплексы «ущербности», «вины» и «страха». Все остальные комплексы име- ют значения показателей на уровне выше средних, как это наблюдается и в выборке мужчин. В контрольной группе испытуемых количес- твенные значения защитных комплексов намного ниже, чем в группах заключенных и инвалидов. При этом в контрольной группе у мужчин практически не выражены комплексы «уходящей молодости», «ущербности», «страха», «предчувствия» и «довер- чивости» (у женщин они имеют минимальные зна- чения). В контрольной женской группе не проявля- ются комплексы «тирана» и «вины». Единственно выраженные комплексы в контрольной группе ис- пытуемых (на уровне средних величин) у мужчин - это комплексы «лености» и «мнимого простоду- шия». И эти же комплексы плюс комплексы «само- рекламы», «хитрости» и «уходящей молодости» - у женщин. Результаты корреляционного анализа позво- ляют говорить о том, что склонность к использо- ванию примитивных психологических защит (в данном случае речь идет о «псевдокомпенсациях»), ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ включается в структуру адаптационного комплекса личности, находящейся в условиях u1093 хронического стресса. Был осуществлен анализ взаимосвязей в корреляционной структуре, включающей, с одной стороны, показатели индивидуально-психологичес- ких свойств личности, обеспечивающих ее адапта- ционный ресурс (духовный потенциал личности, ее смысло-жизненные ориентации, черты личности, акцентуации характера, свойства темперамента, физическое самочувствие), с другой – показатели склонности к псевдокомпенсациям. Выяснилось, что все диагностируемые свойства тесно взаимо- связаны (р < 0.05 и р < 0.01) только в группах, со- ставленных из лиц, пребывающих в условиях, спо- собствующих развитию хронического стрессового состояния: осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы и инвалидов, частично или полностью потерявших зрение, слух или возмож- ность самостоятельно передвигаться. Корреляционный анализ эмпирических дан- ных, полученных в результате диагностики иссле- дуемых индивидуально-психологических свойств и показателей склонности к использованию псев- докомпенсаций, в контрольной группе респонден- тов не обнаружил закономерностей которые были выявлены в группах обследованных нами лиц, на- ходящихся в условиях хронического стресса. Фик- сируются многочисленные взаимосвязи между от- дельными показателями индивидуально-психоло- гических свойств. Но, как оказалось, эти показате- ли практически не коррелируют с выраженностью исследуемых комплексов, да и сами эти комплексы слабо связаны между собой. Можно предположить, что в условиях, не характеризующихся как стрессо- насыщенные, когда от личности не требуется актив- ной реализации адаптационных ресурсов, струк- тура индивидуально-психологических свойств не объединяется в единый симптомокомплекс с пока- зателями психологических защит, как это происхо- дит в условиях хронического стресса. Выводы, которые позволяют сделать резуль- таты осуществленного корреляционного анализа, совпадают с взглядами современной психологии на роль личности в адаптации. Личность признается «истоком и завершением адаптационных процес- сов» (Посохова, '32001, с.112). Для понимания сути адаптации важно, что личностная регуляция до- пускает трансформацию структурной организации. Трансформация предполагает как формирование новых психических свойств, так усложнение име- ющихся и проявление латентных. К числу новых свойств относится адаптированность, отражающая степень и направление актуализации имеющегося адаптационного потенциала. Изменение содержа- ния личностной регуляции демонстрирует высокую адаптационную пластичность личности, необходи- мую для сохранения целостности личности при вза- имодействии с динамичной социальной средой. Результаты нашего исследования, дополняя сложившиеся представления, позволяют предпо- ложить, что адаптированность личности является интегральной ее характеристикой, образованной структурой свойств, обеспечивающих процесс психологической адаптации индивида в условиях хронического стресса. Действительно, в жестких условиях, требующих адаптации личности, како- вые создаются в результате исполнения наказания в виде заключения в местах лишения свободы, а так- же ограничений, связанных с частичной или пол- ной инвалидностью, при невозможности изменить сложившуюся ситуацию, либо найти другие спо- собы для преодоления хронического стресса, чело- век демонстрирует определенную адаптационную пластичность. Сохранение целостности своего Я и снижение психического напряжения достигается им за счет изменений, вносимых в содержание ме- ханизма саморегуляции, в котором заметную роль начинают играть примитивные психологические защиты, среди которых исследованные нами «псев- докомпенсации». Особенно активно человек прибе- гает к такому виду психологической защиты в ус- ловиях жесткого ограничения свободы и лишения многих возможностей, предоставляемых судьбой социально адаптированному и физически здорово- му члену общества. Осуществленное исследование позволило выявить ряд закономерностей исполь- зования психологических защит: показано, что их применение имеет адаптивное значение в тех слу- чаях, когда личностных возможностей, необходи- мых для обеспечения социально-психологической адаптации в хронических стрессовых ситуациях, явно недостаточно. Результаты исследования могут быть исполь- зованы в процессе психологической реабилитации для осуществления дифференцированного подхода к лицам, переживающим хронический стресс. Библиографический список 1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жиз- ненных условиях: переосмысливание, преоб- разование ситуаций и психологическая защи- та // Психол. журн. 1994. №1. С. 3-18. 2. Богомолов А.М., Портнова А.Г. Связь интен- сивности психологической защиты с про- цессом самореализации в период активного формирования личности // Мир психологии. 2005. №1. С.248-253. 3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психол.журн. 2006. №1. - С.122-133. Кострома, 16–18 мая 2007 г. 4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол журн. 2006. №2. С. 113- 123. 5. Бодров В.А. Проблема преодоления стрес- са. Часть 3: Стратегии и стили преодоления стресса // Психол.журн. 2006. №3. С. 106- 116. 6. Габдреева Г.Ш. Половые различия толеран- тности к стрессу // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып.4 / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – Казань: Изд-во ЦИТ, 2002. – С. 400- 410. 7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд. СПб.: Речь, 2003. 8. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологи- ческая защита. – 3-е изд. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. 9. Кружкова О.В. Эффективность структуры психологических защит личности педагога начального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07; 19.00.13; Казан- ский государственный технический универ- ситет им. А.Н.Туполева. – Казань, 2006. 10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозиро- вание в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. №1. С. 16-24. 11. Мусин Ф.С. Индивидуально-психологичес- кие особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лише- ния свободы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13; 19.00.06; Казанский государс- твенный университет им. В.И.Ульянова–Ле- нина. – Казань, 2006. 12. Попова _______________Т.М.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|