Правление формулирует общую стратегическую цель " Дормаша"
Кругов напомнил участникам совещания о том, что Проверьте, " Дормаш" переживает тяжелые времена. Однако соответствуют ли несмотря на кардинальные изменения условий, в стратегия которых действует " Дормаш", компания продолжает и организационная работать без серьезных изменений в стратегии и модель компании организационной структуре. Результат не заставил изменившимся себя ждать: спрос упал, и ежедневно приходилось условиям бороться за выживание. По мнению генерального директора, выход был только один — коренное реструктурирование компании.
McKinsey S Company
Искусство управления приватизированным предприятием
Обеспечьте концентрацию усилий компании на той области, где она будет иметь устойчивые конкурентные преимущества
Кратко разъяснив схему " концепция — стратегия — организация". Кругов представил присутствующим Светлова, которому предстояло возглавить работу по реструктурированию. Генеральный директор обратился к сидевшим за столом с просьбой подумать о стратегической концепции будущего " Дормаша" — над тем, чем компании следует заниматься.
Первым слово взял коммерческий директор.
«Не понимаю, чего мы теряем время, — сказал Бывалый. — Какая еще может быть стратегическая цель — конечно, деньги зарабатывать! Что бы ни производить — бронетранспортеры или яблочное повидло — деньги надо делать. Так что у меня с формулировкой общей стратегической цели проблем нет. Цель работы " Дормаша", как, впрочем, и любой другой нормальной компании в мире, — находить возможности заниматься тем, что приносит деньги».
«Не согласен, — возразил Кругов. — По-вашему, Константин Петрович, выходит, что " Дормаш" должен продолжать заниматься чем попало, вещами, часто совсем между собой не связанными, лишь бы сразу деньги получать. Но вы поймите, что, гоняясь за всеми зайцами сразу и распыляя усилия и ресурсы, мы в результате ни в чем не достигнем действительно глубокого профессионализма. Возможно, такой подход сколько-то времени и проработает, но лишь до тех пор, пока российский рынок окончательно не сформируется. Как только рыночная экономика наберет силу, нас по очереди будут вышибать с рынков те, кто специализируется в одном направлении и кто создал устойчивое конкурентное преимущество именно в своей конкретной области. А мы будем продолжать хвататься за все подряд, пытаясь продавать бронетранспортеры с вареньем.
До тех пор, пока генеральный директор здесь я, " Дормаш" будет заниматься одним или несколькими взаимосвязанными видами деятельности, в которых мы можем добиться устойчивого конкурентного преимущества».
Тут Светлев впервые услышал Головина.
McKinsey Company
Реструктурирование предприятия
" Но разве мы раньше без общей стратегической цели работали? По-моему, цель была ясная — выпускать вездеходные транспортные средства: бронетранспортеры для советской армии и землеройную технику для гражданских потребителей. И мне совсем не понятно, зачем менять закон, по которому компания всегда жила. Давайте-ка лучше прекратим красивые слова говорить и перейдем к более серьезным вопросам — у нас их немало".
«Именно для того, чтобы было ясно, к чему стремиться и что делать, — подхватил Кругов, — и надо для " Дормаша" общую стратегическую цель сформулировать — точный и четкий закон, который обязаны будут соблюдать все наши руководители и рабочие. А в старом законе, по которому мы работали, мне кое-что не нравится, и я хочу, чтобы новый был другим.
Во-первых, стратегическая цель " Дормаша" должна обеспечивать общее направление нашей деятельности не на один год. А концепция, которую вы предлагаете сохранить, ограничивала нашу деятельность рынками бывшего Советского Союза, на которые мы по старинке и сейчас ориентируемся. Думаю, нам следует и на что-то большее замахнуться — попытаться выйти на новые рынки. Думаете, не потянем?
Второе. Почему мы ограничиваемся землеройной техникой? Возможно, в будущем мы сможем выйти и на рынок тракторов. У нас есть отличный потенциал для производства любых тяжелых колесных вездеходных машин. С другой стороны, выпускать хорошие грузовики мы не сможем. Следовательно, формулировка общей стратегической цели, согласно которой мы собираемся обеспечивать наших клиентов " транспортными средствами", чересчур широка».
" И бронетранспортеры для рынка бывшего Советского Союза, боюсь, не сможем мы производить, — произнес Ремиз, начальник отдела НИОКР. — Времена изменились. Как можно без государственных заказов жизнедеятельность такого производства поддерживать? "
Формулируя общую стратегическую цель, следите, чтобы она была определена не слишком узко, но и не слишком широко
Разработайте общую
стратегическую цель, в которой были бы учтены как внешние факторы, так и внутренние ресурсы компании
Сформируйте рабочую группу для разработки плана реструктурирования и обеспечения взаимодействия между
подразделениями компании
«К сожалению, это так, — вздохнул Кругов. — Нам ясно дали понять, что " Дормашу" на военные заказы рассчитывать не приходится. Так что ресурсов для поддержания производства бронетранспортеров у нас нет. Я лично глубоко убежден, что нам вообще придется уйти из военной промышленности. В выходные я подумал о том, как нашу общую стратегическую цель сформулировать, и вот что у меня получилось: производить и продавать мобильную тяжелую колесную вездеходную промышленную технику гражданского назначения. Как? »
Завязалась дискуссия. Головин возражал против слов " гражданского назначения". Он был убежден, что " Дормашу" следует продолжать выпуск военной техники. Наконец, Светлев предложил видоизмененный вариант формулировки стратегической цели " Дормаша": производить и продавать мобильную тяжелую колесную вездеходную технику, обеспечивая рост, прибыльность и устойчивую конкурентоспособность компании.
«Согласно такой " доктрине", — объяснил Светлов, — компания по-прежнему может работать и в военном секторе, но только при условии, что эта область деятельности будет приносить прибыль и не станет помехой для общего дела и роста конкурентоспособности».
На этом обсуждение не закончилось, но, в конце концов, такая формулировка общей стратегической цели " Дормаша" была принята.
Кругов, вновь призвав собравшихся к порядку, вернулся к схеме " концепция — стратегия — организация".
«Из опыта компаний, аналогичных " Дормашу", мы знаем, что ближайший этап, процесс планирования реструктурирования компании, должен занять примерно полгода. За это время мы разработаем стратегию и смоделируем новую организационную структуру " Дормаша". Понятно, что опыта подобной деятельности у нас нет. Поэтому прошу вас сделать все что можно, чтобы помочь. Без преувеличения, от реструктурирования зависит наше будущее».