Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание. Предисловие




ББК88

УДК 159. 9. 072

С 30

Семёнова Е. М. (Автор-составитель)

С 30 Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. -3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю).

Развитие эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учени­ками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания».

Настоящее пособие содержит десятки полезных практических зада­ний, игр и упражнений. Они развивают культуру общения, эмпатий-ные качества личности, экспрессивные умения, обучают навыкам кон­структивного решения педагогических ситуаций, а также способам про­филактики и преодоления эмоциональной напряженности.

Освоив эту комплексную систему, вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспри­нимать мир с радостью и оптимизмом.

Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ, студентов педагогических учебных заведений.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета

имени Максима Танка Е. А. Панько;

кандидат психологических наук, профессор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Р. А. Макаревич

ISBN 5-903182-08-9 (978-5-903182-08-4)

© Семёнова Е. М., 2004, 2006

© Издательство «Психотерапия», 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................. 6

НАПРЯЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................... 8

Самооценка конструктивного поведения

в конфликте.................................................................... 11

Задания на осознание напряженности

педагогической деятельности...................................... 12

Алгоритм решения конфликтной

педагогической ситуации............................................. 18

Варианты конфликтных педагогических ситуаций

для самостоятельного решения студентами.............. 20

Конфликтные педагогические ситуации

с возможными вариантами решения.......................... 24

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

ПЕДАГОГА.................................................................... 27

Методика самооценки студента....................................... 31

Задания для развития профессионального

самосознания студентов - будущих педагогов......... 33

Упражнения на осознание особенностей

самовосприятия и восприятия себя другими............ 36

Упражнения на развитие

позитивного самовосприятия....................................... 44

Задания для самостоятельной работы............................. 48

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА............ 50

Упражнения на развитие эмпатии................................... 56

Примеры игровых ситуаций для развития эмпатии...... 60

Упражнения на осознание особенностей экспрессии... 63 Упражнения на развитие

мимической экспрессивности...................................... 67

Упражнения на развитие

эмоциональной выразительности................................ 70

Задания для самостоятельной работы............................. 72

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ........ 74

Задания для развития культуры

педагогического общения............................................ 83

Тест «Умеете ли вы слушать? »......................................... 86

Упражнения для развития навыков слушания............... 87

Упражнения и задания на овладение умениями

ведения спора, диалога и дискуссии.......................... 92

Упражнения на регуляцию эмоционального

напряжения в процессе диалога................................. 98

Упражнения на отработку техники

Я-высказывания.......................................................... 103

Игровые задания на осознание барьеров

педагогического общения.......................................... 104

Задания для самостоятельной работы........................... 107

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.................... 108

Упражнения на развитие чувствительности

к невербальным средствам коммуникации.............. 114

Упражнения на осознание и совершенствование

жестикуляции в педагогическом общении.............. 120

Упражнения на контроль и коррекцию правильной

позы, осанки, походки................................................ 122

Упражнения на осознание особенностей

оформления речи........................................................ 124

Упражнения на осознание пространственной

организации общения................................................. 127

Упражнения и игры на осознание важности

визуального контакта.................................................. 129

Задания для самостоятельной работы........................... 132

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ................... 134

Дыхательные упражнения............................................... 140

Упражнения на саморегуляцию эмоциональных

состояний через внешние проявления эмоций....... 148

Упражнения для расслабления мышц лица................. 150

Упражнения на концентрацию внимания.................... 153

Упражнения на визуализацию........................................ 156

Упражнения на «сюжетное воображение»................... 162

Способы ситуативной саморегуляции во время

пребывания в напряженной ситуации...................... 165

Первая помощь после действия

стрессовых факторов................................................... 167

Способы профилактики неблагоприятных

эмоциональных состояний......................................... 170

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА.................... 172

Составление формул самовнушения............................. 179

Примерные комплексы упражнений специальной

физической тренировки.............................................. 182

Текст сеанса активной релаксации................................ 187

Текст сеанса пассивной релаксации.............................. 193

Упражнения для активизации представлений............. 197

Методика релаксации во время сессии........................ 198

Психорегулирующая тренировка................................. 200

Упражнения на осознание, нахождение и снятие

мышечных зажимов.................................................... 218

Упражнения на выработку навыков

«мышечного контроллера»......................................... 221

Телесно-ориентированная терапия: упражнения

на снятие излишнего напряжения............................ 224

Упражнения для развития пластического аппарата.... 234 Упражнения на физическую и психологическую

раскрепощенность....................................................... 236

Танцевально-двигательные упражнения....................... 238

Задания для самостоятельной работы........................... 244

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................... 249

ПРЕДИСЛОВИЕ

Успешная подготовка будущих педагогов к профессиональ­ной деятельности предъявляет повышенные требования не толь­ко к их личностным качествам, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педа­гог получает удовлетворение от своей работы, обладает высо­ким уровнем работоспособности, активности, творчества, стре­мится к совершенствованию. Однако у некоторых современ­ных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявля­ется в снижении устойчивости психических функций и пони­жении работоспособности. Особенно велико влияние эмоци­ональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное воздействие напряженных факторов профессио­нального труда ведет к ухудшению результатов их деятельнос­ти, к снижению работоспособности, появлению нехарактер­ных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напря­женной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подав­ленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоцио­нальная напряженность достигает критического момента и ре­зультатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональ­ный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происхо­дит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повыша­ется и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяю­щиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств

педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д. ), что в свою очередь негативно сказывается на эффективно­сти деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую не­удовлетворенность собственной профессией. Характерно, что многие из них не применяют никаких мер по предотвраще­нию и снятию эмоциональной напряженности и обнаружива­ют неудовлетворительное состояние своей психологической под­готовки к педагогической деятельности в напряженных усло­виях уже в период обучения в педагогическом вузе.

В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается нами как профессионально значимое качество личности будущего педагога. При подготовке будущего педа­гога развитию данного качества необходимо уделять особое внимание.

Для развития эмоциональной устойчивости педагога совре­менная психологическая наука предлагает множество спосо­бов, анализ которых позволяет классифицировать их в две груп­пы: специфические и неспецифические способы обучения. Специфические способы выражаются в адаптации к напря­женным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмо­циональной напряженности, а также в особом профессиональ­но-заостренном развитии качеств личности будущего педаго­га: педагогической направленности, профессионального самосознания, коммуникативной компетентности и других. Не­специфические способы предполагают вооружение педагога умениями и навыками саморегуляции эмоционального состо­яния с целью профилактики и преодоления состояния эмоци­ональной напряженности (обучение приемам релаксации, спе­циальным физическим и дыхательным упражнениям, самокон­тролю эмоционального состояния, нахождению и снятию «мышечных зажимов» и т. п. ).

Целенаправленное использование комплексной системы спе­цифических и неспецифических способов подготовки способ­ствует развитию эмоциональной устойчивости студентов в про­цессе обучения в педвузе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...