Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликтных педагогических ситуаций




2.                                                             19

ти дает огромные возможности для развития творчества педа­гога, позволяет сделать процесс общения с ребенком радост­ным и плодотворным.

Пятый этап — практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы по разрешению педагогической ситуации. Именно на этом этапе реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех практи­ческого действия учителя будет зависеть от того, насколько точно он сможет сформулировать педагогическую цель, на­сколько правильно он сумеет выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотит их в реальном педагогическом процессе.

Профессиональный педагог знает, что результаты педагоги­ческих воздействий, как правило, отдалены во времени, по­этому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.

Шестой этап — заключительный в алгоритме решения пе­дагогической ситуации. Он представляет собой анализ педа­гогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перс­пективы.

Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. / Под общ. редакцией Н. Р. Гинзбурга. - М., 1998.

ВАРИАНТЫ

КОНФЛИКТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

СТУДЕНТАМИ

Работа с педагогическими ситуациями может строиться сле­дующим образом: группе студентов (3—5 человек) предлагается ситуация и конкретное задание к ней. Студентам необходимо найти свой вариант решения ситуации и охарактеризовать ее по следующим критериям:                                                   , ■

• определение мотивов поведения учащихся;

• оценка конструктивности действий учителя;

• выбор способов взаимодействия учителя и ученика;

• полученный результат и предполагаемое последействие.

Ситуация «Задача»

Ученик у доски решает задачу по физике. Учитель долго добивается от ученика правильного решения. Наконец ученик говорит: «А вы сами не знаете, как она решается».

Найдите выход из ситуации.

Ситуация «Замечание»

В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем? » — ученик говорит: «Человек, который неправильно произносит слова пиджак и коридор вообще не имеет права быть учителем». Что ответит учитель?

Ситуация «Двойка»

Получив двойку на уроке английского языка, ученик шум­но и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.

Каковы будут действия учителя?

Ситуация «Трудный ученик»

Конфликт между молодой учительницей музыки и учеником шестого класса Игорем, трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе.

На уроке музыки учительница оглашала отметки за викто­рину, написанную на прошлом уроке. Игорю показалось, что учительница поставила ему заниженную оценку. Он грубо обозвал ее и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не приходил.

Как установить нормальные взаимоотношения между уче­ником и учителем?

Ситуация «Егоза»

Ваня Морозов, сообразительный, энергичный и непосед­ливый пятиклассник, постоянно раздражает учительницу своей

болтовней и вертлявостью. Пересаживание на первую парту не помогло. Град дисциплинарных замечаний лишь на не­сколько минут утихомиривает егозу. И вот однажды, не вы­держав перешептывания мальчика с соседом, педагог реши­тельно заявляет: «В следующий раз без отца или матери на урок не пущу! ». Расстроенный пятиклассник пулей вылетел из класса.

Можно ли считать поведение школьника конфликтным? Конструктивна ли педагогическая тактика, избранная учитель­ницей? Какой выход из этой ситуации предложили бы вы?

Ситуация «Смелый поступок»

Артем, ученик шестого класса, на перемене вылез в окно и, пройдя по карнизу следующие три окна, снова забрался в класс. Классный руководитель видел по горящим глазам своих вос­питанников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: «Вот это да! Какой он смелый, ничего не боится». Классный руководитель хоро­шо понимал, что среди ребят найдутся те, которые захотят повторить этот «геройский поступок». И в то же время ясно, что Артем действительно смелый мальчик.

Ваши действия?

Ситуация «Нарушитель тишины»

В пятом классе идет урок русской литературы. Учитель чи­тает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что Вова нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учи­теля, а некоторые из них следуют его примеру.

Ваши действия?

Ситуация «Конфликт»

У Оли испортились отношения с классной руководитель­ницей. На ее уроках девочка не отвечает, при попытках объяс­ниться дерзит или упрямо молчит. Просьбы и требования не выполняет, нарушает дисциплину, причем делает это демонст­ративно, подчеркивая свое неуважение к учительнице.

Что бы вы посоветовали учительнице?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...