Самооценка конструктивного поведения в конфликте
САМООЦЕНКА КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Инструкция: Проанализируйте свои действия по пяти позициям конструктивного поведения в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.
Оценка результатов. Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками конструктивного поведения в конфликте. Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками деструктивного поведения в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. ЗАДАНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Напряженность учителя Информация к размышлению: Более 80 % учителей имели высокий уровень ситуативной напряженности (по методике Спилбергера), а 60 % - постоянной напряженности. Это очень тревожные факты: они говорят, прежде всего, о профессиональной непригодности. Тем более что такие результаты обнаружились отнюдь не у пожилых педагогов, а у тех, чей педагогический стаж насчитывает 10-15 лет.
Вопросы для обсуждения: • В чем проявляется разница между напряжением и напряженностью учителя в общении с детьми? Проиллюстрируйте свои суждения примерами из школьной практики. • Как соотносятся напряженность и конфликтность в педагогическом общении? Казанская В. Г. Психологические механизмы формирования взаимоотношений педагогов с обучаемыми. // Адукацыя i выхаванне. — №2. — 1995. Профессиональное здоровье учителя Информация к размышлению: Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Лишь 34 % обследованных педагогов находятся в зоне психологического благополучия. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни на психологическом уровне. Около 40% - имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь. Психофизическая усталость - первотолчок в развитии патологии души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно и неуклонно переходит в психологическую и телесную депрессию — страшную болезнь нашего века. Вопросы для обсуждения: • Каковы причины снижения уровня психического и физического здоровья педагогов? • Каким образом можно сохранить психофизиологический потенциал педагога?
Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов. / СМ. Косенок, В. М. Карлышев, А. П. Исаев, С. А. Кабанов. //Педагогика. - №4. Эмоциональная напряженность школьников Информация к размышлению: Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К десятому классу 45-50% школьников имеют различные формы неврозов, отклонения со стороны нервной системы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков преобладают высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около 65%^ доминирует низкий уровень настроения, у трети - средний, высокий — у менее 10%. В старших классах значительно увеличивается число учащихся с низким уровнем настроения (70%) Средний уровень констатируется лишь у 20%, высокий — у 5%. Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм. Задания по анализу информации: • Проанализируйте приведенные данные исследований и дайте им психологическую оценку. • Предложите способы улучшения эмоционально-психологического климата в школах. Рыданова И. И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|