Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Напряженные ситуации педагогической деятельности




Педагогическая деятельность насыщена различными напря­женными ситуациями и разнообразными факторами, несущи­ми в себе потенциальную возможность повышенного эмоци­онального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, гене­ральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации, когда они вос­принимаются, понимаются, оцениваются как трудные, слож­ные, опасные.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что при­чины напряженности педагогической деятельности обусловле­ны объективными и субъективными факторами. Под объек­тивными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельно­сти (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми труд­ными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д. ). Субъективными факторами обычно становятся особен­ности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной дея­тельности, — личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.

При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» и «внутренних» факторов, о единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека за­висит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности ис­следователи (А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова, И. И. Рыданова и др. ) относят:

. ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения, непредви­денные конфликтные ситуации, непослушание, игнориро­вание требований учителя, «глупые» вопросы и т. д. );

• ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнени­ях, перегруженность поручениями, конфликты при распре­делении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспи­тательной работой, непродуманность нововведений в шко­ле и т. д. );

• ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, не­внимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д. ).

Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вы­зывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходи­мостью быстрого принятия решения при высокой степени от­ветственности за последствия) и эмоциональный стресс (воз­никновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).

Поведение современных учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием ее являются гру­бость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т. д. Агрессивная реакция учителя противоречит педагогической це­лесообразности воздействия на ученика и зачастую является причиной прогрессирующей невротизации школьников.

Умение быть готовым к напряженным ситуациям педагоги­ческой деятельности необходимо сформировать, и этому может способствовать развитие навыков анализа и решения проблем­ных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных пе­дагогических ситуаций позволяет студентам быть в курсе воз­можных напряженных ситуаций их будущей деятельности, спо­собствует моделированию соответствующих форм поведения.

Необходимо научить студентов способам конструктивного разрешения конфликтов, методам, направленным на личност­ный рост ребенка и ориентированным на гуманистическую си­стему воспитания, демократизацию взаимоотношений с деть-

ми. Продуктивное разрешение конфликтной ситуации предпо­лагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармониза­цию общения на основе позиционного сближения сторон.

Деструктивные конфликты характеризуются использова­нием механизмов психологической защиты. При таком спо­собе решения конфликта все усилия направляются не на уст­ранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоцио­нального напряжения (обвинение другого, «уход от конф­ликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д. ). Деструктивные акции создают лишь иллюзию прими­рения и сводятся к внешнему дисциплинированию учащихся. Они приводят к отчуждению учащихся, потере личного авто­ритета учителя. В педагогической деятельности среди наибо­лее встречающихся форм психологической защиты применя­ются следующие «репрессивные меры» по отношению к уче­никам - злоупотребление плохими отметками, записи в дневниках, выговоры, нотации, наложение различных санк­ций через родителей, администрацию.

Установлено, что деструктивный конфликт обычно связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентричес­кой направленности, несогласованность самооценки, ориен­тация на негативные стороны других людей. Причиной мно­гих конфликтов является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совместной деятельности, неспособность к равнопартнерско-му диалогу с учащимися.

Преобладание у педагогов психозащитных техник в реше­нии сложных педагогических ситуаций, и как следствие, рост эмоционального напряжения и дискомфорта, приводит к мысли о необходимой профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще в процессе обучения будущих учите­лей в вузе с помощью специального обучения по формирова­нию продуктивных способов разрешения педагогических кон­фликтных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...