Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликты учителей с учениками: кто виноват?




Конфликты учителей с учениками: кто виноват?

Информация к размышлению: Анализ результатов опроса стар­шеклассников показал, что каждый второй лицеист в отноше­ниях с учителями переживает конфликтные ситуации... При­чину эмоциональной напряженности в школьной обстановке ученики часто видят в позиции учителя, в его отношении к ним. Многие из опрошенных лицеистов объяснили неблаго­получное эмоциональное состояние в школе личностными качествами учителей; три четверти опрошенных лицеистов назвали педагогов, которые не любят детей, почти половина по их оценкам равнодушна к своим воспитанникам; меньше трети имеют нелюбимого учителя; только одна пятая надеется на помощь учителя в трудную минуту. Такое положение лице­исты объясняют несправедливостью учителей - 36%; «грубос­тью и бестактностью» - 45%; «равнодушием к ним» - 43%; «нежеланием понять ученика» — 40%.

Педагоги тоже отметили, что переживают конфликтные от­ношения с учащимися (65%). 16% учителей признались, что учащиеся нередко вызывают у них раздражение, злость. Собранные факты свидетельствуют о-том, что в настроении педагогов нередко преобладают отрицательные эмоции и от­рицательные реакции на поступки и действия учащихся; рав­нодушие к интересам и настроению школьников, их эмоци­ональному состоянию: переживаниям, радостям, успехам или неуспехам. Анализ полученных данных позволяет говорить о дискомфортных отношениях в системе «учитель — ученик», что определяет повышенную эмоциональную напряженность отрицательной направленности.

Задания по анализу информации:

Дайте психолого-педагогический комментарий приведенным статистическим данным.

• Предложите собственный проект гуманизации школы.

• Проведите конкурс индивидуальных или групповых про­ектов.

Соколова Л. Е. Формирование эмоциональной культуры у учителя лицея сред­ствами методической работы. // Научно-исследовательская и мето­дическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, по­иски, решения: Сб. науч. ст. / Под ред. А. П. Сманцера. Минск, 1997.

Продуктивный способлреодоления трудностей в педагогическом общении

Информация к размышлению: Продуктивный способ преодо­ления учителем затруднений во взаимодействии с учеником по существу является творческим процессом, поскольку характе­ризуется восприятием ситуации как творческой задачи, реше­ние которой выявляет логику процесса взаимодействия, внут­реннюю структуру ситуации. Выбор способа преодоления труд­ностей предполагает выяснение действительных мотивов поведения ученика, принятие решения об изменении отноше­ния к ученику, направленное формирование и развитие своих профессионально значимых личностных качеств.

Вопросы для обсуждения:

• В чем разница между продуктивным и непродуктивным способом разрешения конфликтной педагогической ситуа­ции?

• Какие продуктивные стратегии преодоления трудностей в педагогическом общении вам известны? Опишите их на примере конкретной педагогической ситуации.

Митина Л. М. Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов пре­одоления им трудностей в педагогическом общении. // Вопросы психо­логии. - 1987. - №6.

Учитель глазами учеников

Информация к размышлению: Что мешает многим учителям «соответствовать» своей профессии и делает их своеобразными

«персонами нон грата» в глазах учеников? Проведенные на Западе конкретные исследования дают характерологическую оценку данной категории учителей. Их несправедливость, чер­ствость, проявляемые во взаимоотношениях с учениками, не­разумные, порой даже вздорные требования к ним, негуман­ность и агрессивность, но наряду с этим бесхарактерность, непоследовательность, безразличие к личности ребенка, под­ростка, не говоря уже о недобросовестном преподавании, — вот, пожалуй, основные отрицательные факторы, толкающие учащихся на конфронтацию, часто непримиримую со школой.

Вопросы для обсуждения:

• Как вы думаете, совпадают ли оценки школьников стран Запада и наших учащихся в отношении учителей, которым не свойственен профессионализм личности?

Задания по анализу ситуации:

• Продолжите перечень профессионально неприемлемых для учителя личностных качеств.

• Выстройте иерархию (начиная с главных) личностных про­явлений учителя, толкающих школьников на конфронта­цию с ним.

• Проведите групповой конкурс на оригинальное описание (устное или письменное) конфликта на уроке, иницииро­ванного учителем.

Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотех­нологического общества. // Педагогика. — /997. — №5.

Профессионализм личности учителя

Задание А: Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на ваш взгляд, педагогическое взаи­модействие.

Упражнение выполняется индивидуально, а затем в группах по 4—5 человек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргу­менты в пользу выбора того или иного качества. После завер­шения обсуждения представитель каждой группы зачитывает групповой список выбранных качеств, аргументируя его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...