Конфликты учителей с учениками: кто виноват?
Конфликты учителей с учениками: кто виноват? Информация к размышлению: Анализ результатов опроса старшеклассников показал, что каждый второй лицеист в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации... Причину эмоциональной напряженности в школьной обстановке ученики часто видят в позиции учителя, в его отношении к ним. Многие из опрошенных лицеистов объяснили неблагополучное эмоциональное состояние в школе личностными качествами учителей; три четверти опрошенных лицеистов назвали педагогов, которые не любят детей, почти половина по их оценкам равнодушна к своим воспитанникам; меньше трети имеют нелюбимого учителя; только одна пятая надеется на помощь учителя в трудную минуту. Такое положение лицеисты объясняют несправедливостью учителей - 36%; «грубостью и бестактностью» - 45%; «равнодушием к ним» - 43%; «нежеланием понять ученика» — 40%. Педагоги тоже отметили, что переживают конфликтные отношения с учащимися (65%). 16% учителей признались, что учащиеся нередко вызывают у них раздражение, злость. Собранные факты свидетельствуют о-том, что в настроении педагогов нередко преобладают отрицательные эмоции и отрицательные реакции на поступки и действия учащихся; равнодушие к интересам и настроению школьников, их эмоциональному состоянию: переживаниям, радостям, успехам или неуспехам. Анализ полученных данных позволяет говорить о дискомфортных отношениях в системе «учитель — ученик», что определяет повышенную эмоциональную напряженность отрицательной направленности. Задания по анализу информации: • Дайте психолого-педагогический комментарий приведенным статистическим данным. • Предложите собственный проект гуманизации школы.
• Проведите конкурс индивидуальных или групповых проектов. Соколова Л. Е. Формирование эмоциональной культуры у учителя лицея средствами методической работы. // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. ст. / Под ред. А. П. Сманцера. — Минск, 1997. Продуктивный способлреодоления трудностей в педагогическом общении Информация к размышлению: Продуктивный способ преодоления учителем затруднений во взаимодействии с учеником по существу является творческим процессом, поскольку характеризуется восприятием ситуации как творческой задачи, решение которой выявляет логику процесса взаимодействия, внутреннюю структуру ситуации. Выбор способа преодоления трудностей предполагает выяснение действительных мотивов поведения ученика, принятие решения об изменении отношения к ученику, направленное формирование и развитие своих профессионально значимых личностных качеств. Вопросы для обсуждения: • В чем разница между продуктивным и непродуктивным способом разрешения конфликтной педагогической ситуации? • Какие продуктивные стратегии преодоления трудностей в педагогическом общении вам известны? Опишите их на примере конкретной педагогической ситуации. Митина Л. М. Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов преодоления им трудностей в педагогическом общении. // Вопросы психологии. - 1987. - №6. Учитель глазами учеников Информация к размышлению: Что мешает многим учителям «соответствовать» своей профессии и делает их своеобразными «персонами нон грата» в глазах учеников? Проведенные на Западе конкретные исследования дают характерологическую оценку данной категории учителей. Их несправедливость, черствость, проявляемые во взаимоотношениях с учениками, неразумные, порой даже вздорные требования к ним, негуманность и агрессивность, но наряду с этим бесхарактерность, непоследовательность, безразличие к личности ребенка, подростка, не говоря уже о недобросовестном преподавании, — вот, пожалуй, основные отрицательные факторы, толкающие учащихся на конфронтацию, часто непримиримую со школой.
Вопросы для обсуждения: • Как вы думаете, совпадают ли оценки школьников стран Запада и наших учащихся в отношении учителей, которым не свойственен профессионализм личности? Задания по анализу ситуации: • Продолжите перечень профессионально неприемлемых для учителя личностных качеств. • Выстройте иерархию (начиная с главных) личностных проявлений учителя, толкающих школьников на конфронтацию с ним. • Проведите групповой конкурс на оригинальное описание (устное или письменное) конфликта на уроке, инициированного учителем. Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. // Педагогика. — /997. — №5. Профессионализм личности учителя Задание А: Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие. Упражнение выполняется индивидуально, а затем в группах по 4—5 человек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргументы в пользу выбора того или иного качества. После завершения обсуждения представитель каждой группы зачитывает групповой список выбранных качеств, аргументируя его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|