Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы
Стр 1 из 17Следующая ⇒ ББК 74. 3 Ш59 Шилова Е. А., Замотаева С. А. Ш 5 9 Как работать с заикающимися дошкольниками. Календар-ный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2004 — 128 с. 18ВМ 5-296-00414-0 В книге представлена система коррекционно-развива-ющей работы с заикающимися дошкольниками, позволяющая сформировать у детей навык плавной речи в течение первого года обучения. Предлагаемый методический материал соответствует современным требованиям к организации и содержанию процесса обучения и воспитания в логопедических группах для детей с заиканием. Практический материал, представленный в пособии, отражает реализацию основных этапов методики С. А. Мироновой по преодолению заикания у дошкольников. Структура данного пособия позволяет практическим работникам гибко использовать предлагаемые методические разработки как при решении задач конкретного занятия, так и при работе с заикающимися детьми разных возрастных групп. Рецензенты: к. п. н., доцент каф. логопедии и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева Федосеева Е. Г., логопед детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи Видякина Н. В. СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ................................... 7 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ......................................... 12 I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)............................... 12 II период (декабрь, январь, февраль).............................................. 42 III период (март, апрель)............................................................... 74 IV период (май, июнь)................................................................... 99
Литература................................................................................. 125
18ВЫ 5-296-00414-0 © Е. А. Шилова, С. А. Замотаева 2004 © Оформление «Издательство «Гном иД», 2004 ВВЕДЕНИЕ Наиболее социально значимая функция речи - коммуникативная. При заикании — одном из распространенных и вместе с тем сложных дефектов речи - эта функция нарушается. Возникший дефект не только изменяет деятельность ребенка по отношению к окружающему миру, но и вызывает разрыв, смещение тех систем, которые определяют общественное поведение человека. В общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст (от 2 до 5 лет), на который приходится преобладающее число случаев возникновения дефекта. Причем в большей степени заикание проявляется в период овладения фразовой обобщенной речью. В возрасте 2-5 лет ребенок переходит от ситуативной речи к контекстной и наряду с интенсивным усвоением средств языка ему приходится осуществлять выбор стратегии речи. Возрастные особенности нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда отклонениями от нормы, что является благоприятной почвой для возникновения заикания. Работа по устранению заикания у детей бывает наиболее эффективной, если начата сразу, как только возникает дефект. Помощь заикающимся детям оказывается в условиях логопедического пункта при детских поликлиниках, в логопедических группах для заикающихся детей при массовых детских садах, а также в специальных дошкольных учреждениях - детских садах для детей с нарушениями речи. В специальных детских учреждениях заикающиеся дети обучаются в отдельных группах, при этом учитывается их возраст. Цель специального обучения в таких группах - устранение заикания и сопутствующих нарушений речи. Организация процесса коррекционно-логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольных учреждениях обеспечивает их общественно-социальное воспитание, положительно воздействует на становление личности ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Подходы к устранению заикания и существующие методы логопедической работы с заикающимися детьми различны. Достаточно распространенный метод преодоления заикания — упражнение детей в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах речи, пересказе, рассказе и спонтанной эмоциональной речи. Подобный метод работы всесторонне освещен в исследованиях Н. А. Власовой (1959), Г. А. Волковой (1983, 1985), В. И. Селиверстова (1978, 1994) и успешно используется в коррекционном процессе. Наряду с этим подходом в логопедической работе с заикающимися дошкольниками активно применяется методика, разработанная под руководством профессора Р. Е. Левиной. Исследования, проведенные Р. Е. Левиной и ее учениками, показали, что заикание у детей значительно ослабевает в условиях конкретной, наглядной ситуации. Это значительно облегчает формулирование мысли, называние производимых действий, ребенок может наряду со словом воспользоваться местоимением (" эта", " этот", " такое" и др. ) или жестом, указывающим на тот или другой предмет. Такую речь в психологии принято называть ситуационной или ситуативной. В отличие от этого обобщенная речь, связанная с событиями прошедшими, иногда очень давними, с предметами, которые ребенок не может наблюдать непосредственно в момент речи, с будущими его действиями, с самостоятельными рассуждениями и выводами, более трудна. Такую речь принято называть контекстной. Сложность этой речи заключается в том, что ребенку приходится строить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства. Основная линия развития речи ребенка заключается в постепенном переходе от ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер, к развернутым, связным высказываниям, т. е. к речи контекстной. Стратегия развития свободной от заикания речи с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы (ситуативной), с постепенным подведением детей к умению пользоваться контекстной формой речи лежит в основе логопедических методик Н. А. Чевелевой (1965, 2001) и С. А. Мироно-
вой (1975, 1991). В методике, предлагаемой Н. А. Чевелевой, реализуется принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности ребенка. С. А. Миронова разработала систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей, по мнению автора, должно осуществляться на занятиях по разделам (ознакомление с окружающей жизнью и природой, развитие речи, овладение элементарными математическими представлениями, изобразительная деятельность и конструирование), составляющих основу обучения. На каждом занятии логопед и воспитатель должны решать две задачи: программную и коррекционную. Программными (образовательными) задачами, как и в массовом детском саду, предусмотрено расширение и углубление знаний детей об окружающей жизни и природе, развитие элементарных математических представлений, а также обучение навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов на занятиях рисования, лепки, аппликации, конструирования. Коррекционными задачами предусмотрено формирование навыка общего и речевого поведения детей, умения пользоваться самостоятельной речью без заикания. Методика работы С. А. Мироновой легла в основу программы для специальных дошкольных учреждений " Обучение и воспитание заикающихся дошкольников", рекомендованной Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РФ и нашла широкое применение в специальных дошкольных учреждениях. Многие логопеды, строя свою работу с заикающимися дошкольниками разных возрастных групп, пользуются теоретическими положениями данной программы. Методические рекомендации С. А. Мироновой были учтены и нами при подготовке данной книги. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|