По нормализации речи заикающихся дошкольников
В среднюю группу для заикающихся при общеобразовательных и специальных дошкольных учреждениях принимаются дети в возрасте 4-4, 5 лет. В соответствии с программой " Обучение и воспитание заикающихся дошкольников" (С. А. Миронова, 1983) нормализация речи детей осуществляется в процессе четырех периодов работы. В первый период дошкольников учат пользоваться простейшей самостоятельной ситуативной речью: внимательно слушать образцы речи логопеда и воспитателей и точно выполнять словесные задания; отвечать на конкретные вопросы логопеда одним словом (словосочетанием — в конце периода обучения) при наличии наглядного материала. На занятиях, связанных с разными видами продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), дети, пользуясь накопленными речевыми моделями, отвечают на вопросы логопеда в момент объяснения задания, а также в процессе подготовки, раздачи материала, подведения итога работы. На протяжении всего этого периода придается большое значение ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй поло-пине дня. Ограничение речи («режим молчания») обязателен для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям (с тяжелой степенью заикания). С целью предупреждения рецидивов заикания в феврале-марте «режим молчания» вводится на две-три недели. В этот период по мере необходимости невропатолог назначает лечебные мероприятия. Во второй период дошкольников упражняют в самостоятельной ситуативной речи. Заикающиеся внимательно слушают ответы товарищей и более сложные речевые модели логопеда: развернутую фразу, варианты фраз, короткий
рассказ. Детей учат отвечать без заикания на вопросы логопеда словосочетаниями, короткими фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картинок, предметов и игрушек. В третий период заикающиеся овладевают развернутой ситуативной речью. Они учатся отвечать на вопросы логопеда распространенными предложениями; составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке, о выполненной работе; пересказывать по вопросам логопеда содержание короткого рассказа или знакомой сказки. В четвертый период дошкольники упражняются в доступной контекстной речи. Они отвечают на вопросы логопеда распространенными предложениями, составляют рассказы по картинке, описывают предмет и пересказывают короткие рассказы по вопросам. Дошкольники составляют короткий рассказ о проделанной или предстоящей деятельности по вопросам, как с опорой, так и без опоры на наглядность, по представлению. Дети учатся продолжать рассказ, начатый товарищем, задавать конкретные вопросы к имеющемуся наглядному материалу. В каждый последующий период заикающиеся дошкольники не только осваивают новый уровень самостоятельной речи, но и закрепляют речевые умения и навыки, предыдущего периода обучения. Выделенные коррекционные задачи каждого периода решаются одновременно с общеобразовательными в процессе проведения системы занятий логопеда (фронтальных, под-групповых, индивидуальных), воспитателя, музыкального руководителя (табл. 1). Количество и продолжительность занятий должны соответствовать Закону Российской Федерации " Об образовании", где установлен " максимальный объем учебной нагрузки обучающихся" (ст. 7, п. 1. ). В средней группе в первой половине дня максимально допустимое количество учебных занятий не должно превышать двух. Продолжительность занятий - не более 10-15 минут. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. В середине учебного года (январь) организуются недельные каникулы.
Таблица 1 Перечень и количество недельных занятий в средней группе
Успешное преодоление заикания возможно при условии преемственности в работе всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и единства требований, предъявляемых к детям. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению темы. Воспитатель проводит свои занятия либо перед логопедическими (I, II период), либо после них (III, IV период). На основании предварительной подготовки, проведенной воспитателем, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей, умение говорить без заикания, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя; музыкально-ритмические занятия проводятся утром как перед логопедическими, так и после них (табл. 2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|