Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ теорий по проблемам в пси мотивации (когнитивка отдельно ниже)




Проведите сравнительный анализ подходов к изучению мотивации в разных школах и направлениях психологии (психоанализ, бихевиоризм и необихевиоризм, школа К.Левина, когнитивный подход, гуманистическая психология, деятельностный подход).

План ответа:

· Классификация теорий мотивации по Хекхаузену

· Историческая классификация подходов

· Три проблемы в пси мотивации по ДАЛ (Леонтьев Д.А.)

· Сравнительный анализ теорий по проблемам в пси мотивации

· Критика

 

МОТИВАЦИЯ - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность.

 

Классификация теорий мотивации по Хекхаузену

· изучаются «личностные факторы =\ объяснение межиндивидуальных различий

· ситуационные =\ объяснение интраиндивидуальных различий

· взаимодействие факторов личности и среды

· ситуация как поле возможностей

 

ДАЛ предполагает, что область пси мотивации на сегодняшний день оказалась поделенной между пси личности, пси регуляции деятельности, пси познавательных процессов. Сейчас границы размыты, предмет, границу и специфику выделить сложно.

Историческая классификация подходов ( с точки зрения развития теорий мотивации в науке ДАЛ предлагает такое разделение):

Натуралистическая Антропологическая Динамические модели Вновь антропологическая, но качественно иная
До 1930ых. Выведение поведения из внутренних причин, инвариантных, присущих человеческой природе источников энергии, которая затем трансформируется в поведенческие акты (Мак-Даугалл, Фрейд, Адлер ранний, Хорни, Роджерс, Маслоу ранний). В центре вопрос о природе и содержании человека, чем он отличается от животного. (то есть о природе человека). · Мотивация как проявление природы человека (рассматривалась как биологическая, Ч=Ж).Развитие идей: · Бихевиоризм: смещение акцента на внешние (средовые, ситуационные) причины поведения – бихевиористы · Теория поля К. Левина: фокус на взаимодействии внешних и внутренних причин (Левин) М как ядро личности (поздний Адлер, Фромм, Маслоу, Роджерс, Мюррей, Франкл..). Что ввели: · телеологическая перспектива (переход от причинного объяснения к целевому у Адлера, к теориям стремления к смыслу Франкла и теории метамотивации Маслоу · социокультурная перспектива (идея коллективного БСЗ Юнга) · перспектива «индивид – мир» (Мюррей =\ экзистенциальная теория потребностей Фромма, соотносительная теория мотивации Нюттена) · контроль над мотивацией (через опосредствование у ЛСВ)   Преломление устойчивых мотивов в конкретной ситуации. · когнитивные теории Келли, Фестингера и тд, а также на грани когнитивки и бих.: Роттер и Бандура, · парадигма мотивации Мак-Клелланда, Аткинсона, Хекхаузена · Нюттен, Леонтьев, Узнадзе – мотивация в контексте общей структуры и динамики человеческой активности · АНЛ, Нюттен, Босс - идея смысловых связей как основы для разворачивания мотивационных процессов. Предтеча: · Необихевиористы (мотивационнное обусловливание) · Школа Левина · Психодинамические работы · Концепция функциональной автономии Олпорта (феномен сдвига мотива на цель) Пси мотивации и пси личности опять сходятся (личность как ядро мотивации). В фокусе проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции, возможностей, автономии и самодетерминации. Центр – сознание и личность в целом. Представители: теория временной перспективы Нюттена, модель волевой регуляции Хекхаузена, теория самоэффективности Бандуры, теория внутренней мотивации и самодетерминации Деси и Райана, Братусь, Васильев, Василюк, Зейгарник, Иванников, Леонтьев, Эйдман.  

 

Три проблемы в пси мотивации по ДАЛ

1. ИСТОЧНИКИ и движущие силы деятельности (глобальные детерминирующие силы: потребность, ценность, инстинкт, либидо, потребностное состояние)

· Гомеостатический адаптивный подход либо стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.

· Принцип саморазвития личности как исходный. Положения: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности, 2. существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности

Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения. Функция может активизироваться не только под влиянием потребности, но и автономно. Функциональная тенденция – источник игровой, творческой и спортивной Д.

Лисина: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности.

2. Факторы выбора НАПРАВЛЕННОСТИ поведения (мотивы)

3. Организация РЕАЛИЗАЦИИ мотива в деятельности (объяснение ситуативной динамики мотивации + факторов, поддерживающих деятельность – цели, эмоциональные и когнитивные процессы) + активность субъекта + гомеостатическая (адаптационно-динамическая) теория или нет

Сравнительный анализ теорий по проблемам в пси мотивации (когнитивка отдельно ниже)

  Психоанализ: Фрейд Бих Необих Гуманистическая психология: Маслоу Левин и шк Деятельностный
Источники ВЛЕЧЕНИЕ (не равно инстинкт). Основной мотивационный побудитель интрапсихической динамики. 4 параметра влечений: объект, цель, сила, источник. В сознании человек воспринимает его количественную и качественную стороны в виде психических коррелятов: представления [желание] и аффекта. Источник влечения - телесные, соматические процессы (универсальный телесный механизм: напряжение-разрядка). Реагируем на стимул из внешней среды. между стимулом и реакцией вводятся опосредующие гипотетические конструкты [потребность, мотив и др.] и схема поведения имеет вид S=>конструкт=RПоведение изначально рассматривается как целенаправленная активность. потребности разных уровней в силу биопсихосоц природы человека. Базовые потребности – с ними рождаемся. Два типа потребностей: роста и дефицита. Потребности дефицита за поддержание гомеостаза. Потребности роста про преодоление личности, создание напряжения. В поздних работах человек – это существо, которое стремится к личностному росту. Самоактуализирующийся человек. Основное понятие- мотивационное поле (включает субъекта с квазипотребностями и объекты с их валентностью). Левин изучал те потребности, которые возникают и развиваются в конкретной ситуации. Источник - все поле целиком, т.е. целостная, гештальтная ситуация. Поведение субъекта в ситуации исходит из гештальта. Сама ситуация должна быть представлена субъектом, все поле целиком отображается феноменально, субъективно. Это поле существует в настоящем времени. Потребность (био) – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Свойства: предметность, специфич динамика, сигнальный опережающий характер. Высшая потребность: иерархичность, опосредованность культурными средствами, идеаторный характер объекта (добываем пищу не только когда хотим есть), имеет био или соц природу
Направленность Необходимость устранения возбуждения и снятия напряжения. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться». Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (внешне направляться на несексуальные цели), вытесняться (бсз так и появляется) =\ скрытое влияние на переживания (проявляется в содержании сновидений) или на поведение (ошибочные действия или невротические нарушения). Социум противопоставляется индивиду, мешает следовать влечениям. Факторы выбора: принцип научения. Условный и безусловный стимул (это наши биологические потребности) совпадают во времени, образуется связь, ассоциация и на условный стимул вырабатывается реакция. Целенаправленность придают промежуточные конструкты · По Торндайку закон готовности · По Халлу привлекательность иерархия потребностей (базовые, в безопасности, в принятии, уважении, в самоактуализации). В ранних работах потребности высшего уровня не могут быть удовлетворены, пока не удовлетворены потребности низшего уровня. В поздних работах потребности разных уровней могут быть удовлетворены параллельно. Перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей. Системная причинность поведения- на человека влияет сразу масса предметов с различной валентность. Называл теорию конструктивной. Эмоции- как сигнал о том, того хотим или не того. Они указывают на личностный смысл. У человека существует иерархия мотивов, поэтому вбираем то, что не противоречит нашему главному смыслообразующему мотиву.  
Реализация Поскольку влечение действует изнутри организма, то бегство от него не возможно. Оно может быть достигнуто только целесообразным (адекватным) изменением внутреннего раздражения.Судьба влечений: превращение в противоположность, обращение на собственную личность (мазохизм, эксгибиционизм), вытеснение, сублимирование. Скиннер дополнил Уотсона и сказал, что это не просто совпадение условного и безусловного стимула во времени, а что важно постоянное подкрепление движения в правильную сторону, поощрение действий (пример с голубями). + закон Йеркса и Додсона (в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации) Энергию придают – мотивационные.   Можно вспомнить про Зейгарник, Хоппе с уровнем притязаний (представление о будущем результате Д), соподчинение мотивов, фрустрации когда есть мотив, то есть цель. Субъект начинает разбивать цель на задачи. Составлять ориентировочную основу для построения действия. Мотив – опредмеченная потребность. Функц: побудительная, смыслообразующая. Виды мотивов: смыслообразующий (побуждение + придача ЛС), мотив-стимул (только доп побуждение). Потенциальный (установка), актуальный
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...