Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивный подход (скоп, хз как это причесать, так что просто что запомнится)




Вклад: решение основных проблем побуждения мотивов, возобновления мотивации, мотивационных конфликтов, действия мотивации и прежде всего когнитивных процессов, участвующих в саморегуляции деятельности.

· АТКИНСОН (МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ). Рассматривал запуск активности как следствие влияния факторов ожидания (субъективная вероятность результата) и валентности цели (ценность – привлекательность результата или его непривлекательность) + мотив - склонность получать удовольствие в удовлетворении потребности).

· РОТТЕР (ПОНЯТИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ) - обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Полюса образуют континуум (яркие типажи – редкость!). Интернальность - верят в то, что удачи и неудачи определяются внутренними факторами \ экстернальность – внешними.

· ВАЙНЕР (МОДЕЛЬ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ). Описал роль причинного объяснения успеха и неудачи в мотивационных процессах (характеристики причин, на основании которых выделяются виды: стабильность и не- \ внешняя и внутренняя \ контролируемая и не-), также описал паттерны атрибуция-эмоция, которые определяют заинтересованность в дальнейшей деятельности. Поскольку эмоциональные реакции являются важными составляющими процесса мотивации и определяют дальнейшие действия, Вайнер предложил «когнитивные предикторы мотивации» (каузальная атрибуция + эмоциональные реакции)

· СЕЛИГМАН (ТЕОРИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ) - это психологическое состояние (нарушения в мотивации + когнитивных и эмоциональных процессах), возникающее вследствие пережитой субъектом неподконтрольности (вера субъекта в степень эффективности ответов). Характеризуется проявлением трех видов дефицита: (1) неспособность действовать (инициировать ответы), (2) неспособность обучаться, (3) эмоциональные расстройства.

Эксперимент. Собаки, подвергавшиеся вначале слабым ударам тока, которых они не могли избежать, помещались затем в клетки, где их активность могла помочь им избежать неприятных воздействий, они принимали мало попыток контролировать ситуацию по сравнению с контрольной группой, где контроль был возможен везде.

Эксп Хирото – на людях тот же феномен, но ввел еще независимую переменную инструкции («будет случайно» \ «зависит от ваших способностей»), тем самым получил аргумент в пользу когнитивной детерминации феномена (с внешним локусом контроля беспомощность формируется запросто).

· ДВЕК (ТЕОРИЯ ИМПЛИЦИТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПОСОБНОСТЯХ). В теории К. Двек ключевым фактором мотивации является восприятие способностей как поддающихся контролю, изменяемых (теория приращения) или некоей данности (теория заданности). Большая приверженность одному полюсу формирует мотивационный паттерн или с ориентацией на овладение, или выученную беспомощность. Также представление влияет на постановку целей – результативная или познавательная. Объект изучения – детки с низкой успеваемостью.

· БАНДУРА (ТЕОРИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ). привлекательность результата и вера в его достижения недостаточны для запуска мотивации, нужна самоэффективность. Самоэффективность - вера индивида в способность справиться с деятельностью, ведущей к достижению некоторого результата. Эксп: постановка достаточно (в меру) трудных проксимальных подцелей способствует построению стойкого чувства собственной эффективности и развитию интринсивного (внутреннего) интереса к решению математических задач + оказывает влияние на настойчивость + сказывается в числе решенных задач и результативности.

· ФЕСТИНГЕР (ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА). Диссонанс (понятие, обратное когнитивному балансу, консонансу) – негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми мнениями, убеждениями о себе или о мире, ценностями, поведениями (=элементами). Возникновение Дис будет мотивировать человека к уменьшению Дис + человек будет избегать ситуации и информации, ведущей к возрастанию Дис. Д возникает в случае, если действие переживается субъектом как собственное (несет за него ответственность).

Эксп: скучная работа + вознаграждение (покрывающее – 20 долларов \ не покрывающее – 1 доллар) =\ больше деятельность понравилась недооцененным, поскольку они её делали, вложили усилия, у них возник диссонанс, и они его уменьшают через придание ценности работе.

 

· ДЕСИ И РАЙАН (ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ).

Базовые потребности в:

o Самодетерминации (автономии) - стремление самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, быть их инициатором.

o Компетентности - понимание того, как достичь различных внешних и внутренних результатов и быть эффективным.

o Отношениях с другими - установление надежной и удовлетворяющей индивида связи с другими людьми (условие для становления первой потребности).

Теория когнитивной оценки исследует отношения факторов внешней среды и напряженности базовых потребностей, их влияние на внутреннюю мотивацию. Например, в зависимости от смысла ситуации может быть выделен её тип:

¾ Контролирующие воспринимаются как принуждение думать, чувствовать или вести себя строго определенным образом.

¾ Информирующие - предоставляющие свободу выбора и снабжающие информацией относительно степени эффективности деятельности.

¾ Амотивирующие - не содержащие информации о степени успешности выполнения деятельности, так что не могут быть удовлетворены ни потребность в компетентности, ни потребность в контроле или личностной причинности.

Теория внутренней мотивации о процессе интернализации внешней мотивации. Стадии:

o Амотивация – ни интереса, ни значимости, только непреднамеренность и неконтролируемые влечения.

o Внешняя мотивация, этапы: внешняя регуляция – условиями среды \ интроецированная регуляция – условиями поддержки самоценности \ идентифицированная регуляция – ощущение значимости \ интегрированная регуляция – опирается на связную идентичность.

o Внутренняя мотивация – когда человек включается в деятельность ради деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...