Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические принципы психологической науки на современном этапе ее развития.




План ответа:

1) Принцип детерминизма

2) Принцип единства логического и исторического

3) Принцип системности

4) Принцип развития

5) Принцип единства сознания и деятельности

6) Принцип активности

7) Принцип неопределенности

Методология - это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способах построения теории.

Существует методология различных уровней.

Общенаучная методология - система принципов и нормативов, общих для всех областей знания. Чтобы сделаться руководством для специальной науки, она должна быть конкретизирована применительно к ней - это уровень конкретнонаучной методологии.

Научный принцип познания - важнейший в методологии психологии; опирается на научный подход к исследованию. Научный подход - методологическое содержание иссл-я, восходящее к мировоззренческим установкам и одновременно конкретизируется в тех или иных методах и процедурах.

Методологические принципы современной психологии в качестве общенаучных методов применяют диалектический подход; а в качестве конкретнонаучных - системно-деятельностный подход.

Основные принципы системно-деятельностного подхода;

1. Принцип детерминизма. Психические явления определяются факторами внешней действительности. (психика есть форма отражения объективной реальности). Внешние причины действуют через систему внутр условий, т.е. действительность обусловливает психическую жизнь опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта

2. Принцип единства логического и исторического. Логика познания пси явления должна воспроизводить логику его развития (и филогенез, и онтогенез), для познания сущности явления требуется его раскрытие «в истории». Применительно к познанию конкретного психического явления исторический подход проявляется в анализе его генезиса. Изучаем предысторию, историю, зрелое состояние, перспективы.

Признание первичности исторического по отношению к логическому: логическое строится на основе конкретного исторического опыта в той или иной сфере общественной жизни.

3. Принцип системности. Система – совокупность элементов, находящихся в связи друг с другом и образующих целостность, единство. Человек включен во много разных систем (поэтому обладает разными св-вами, взаимосвязанными и взаимовлияющими др на др) и сам система. Многообразие источников и движущих сил пси развития человека!

Нельзя рассматривать только поведение или только бсз и делать по ним выводы обо всем человеке! Иначе редукционизм.

4. Принцип развития (в онто-, фило-, социогенезе). Р- закономерное, направленное, необратимое изменение во времени. Высшие формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних, различие количественное и качественное. Неучет этого – возведение рефлекса в ранг универсального закона поведения Ч.

+ в психике одного Ч могут сосуществовать структуры разных уровней - высших и низших (сознательная регуляция + импульсивные формы активности).

5. Единство сознания и деятельности. Предмет пси – Д, единство внешнего и внутреннего, единство сознания и поведения. (1) Поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится. (2) сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует.

6. Принцип активности. психика - это активное отражение. Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий (избирательность, пристрастность) и функцию регуляции поведения.

поведение человека в эксперименте определяется в значительной степени отношением к происходящему.

7. Принцип неопределенности. Связан со свободой воли и произвольности выдвижения Ч целей. Неклассические ситуации в рамках психологии: изучение регулирующей функции эмоций или структурирующей функции мотива в мыслительной деятельности [Тихомиров, 1969] (в классической пси это невозможно, т.к. аффект и интеллект отдельно).

Истоки формирования ПН в психологии мышления и риска: различение объективной и субъективной неопределенности [Корнилова, 2003; Тихомиров, 1969], неопределенности как связанной с ситуационной и личностной регуляцией принятия решений [Козелецкий, 1979; Канеман и др., 2005], толерантности-интолерантности к неопределенности как важнейшей психологической характеристике бытия человека в современном мире [Корнилова, 2010; Психодиагностика…, 2008].

В психологии принятия решений было сформулировано представление о принципиальной открытости динамических регулятивных систем выбора, противопоставляемых жестким моделям [Корнилова, 2005]. Изучение пси регуляции свободы выбора как личностно и интеллектуально опосредствованных решений.

Дополнительные принципы, общенауные, но принятые психологией (из др источников):

1. Антропный принцип (признается познаваемость окр мира и возможность его изменения субъектом познания)

2. Принцип дополнительности (комплементарности) (сложность организации объекта познания требует его всестороннего исследования)

3. Принцип методического атеизм а (запрещение ссылки на Бога как причинный фактор)

4. Принцип объективности (признание наличия объективной реальности, не зависящей от уровня ее восприятия человеком). Он сейчас под сомнением, постнеклассич стадия науки (научное познание рассматривается в контексте социальной и внутринаучной ценностно-целевой ориентации ученого)

5. Принцип обоснованности и доказательности получаемых результатов.

6. Принцип рефлексии используемых методов.

 

 

Критерии науки и их применение к психологии. 1) Система знаний. Круг феноменов, изучаемых психологией: явления сознания, бессознательное, поведение, общественные отношения, предметы духовной и материальной культуры, психосоматические явления (включая головной мозг). Тем не менее сложившейся системы знаний нет (плюрализм). 2) Система методов. Методы: наблюдение, эксперимент, измерение, психодиагностика. 3) Социальный институт. Школы в психологии (по Ярошевскому) · Научно-образовательные · Школа как исследовательский коллектив · Школа как направление в определенной области знаний. Оппонентный круг – внешний и внутренний. Пр.: школа Леонтьева: внешний оппонентный круг – бихевиоризм, психоанализ и т.п., внутренний – деятельность у Рубинштейна и Гальперина.

 

36. Место психологии в системе современного научного знания. Общенаучные принципы и психологические теории: их взаимосвязи.

Для ответа на вопрос о месте психологии в системе научного знания надо будет привести 4 классификации наук, в которых по-своему отражалось место пси.

1. Нелинейная объектно-ориентированная классификация Б.М. Кедрова. «Треугольник наук», где психология является «связующим звеном». Суть его схемы: отражение предметного и методического родства пси и др наук:

- с естественными – по методу иссл

- с общественными – по материалу иссл (например, психологи используют данные этнографии и лингвистики).

- с философскими – по предмету.

2. Классификация Жана Пиаже. У Кедрова связи с психологией односторонние (влияние др наук на пси), а должны быть двусторонними т.к. психология в свою очередь вносит вклад в эпистемологию других наук.

+ Своя кл-ция. Совокупность наук как континуум. На одном полюсе – науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а на другой стороне континуума науки, которые определяются специфическими особенностями объектов, которые они познают (физика, химия, биологи). А психология занимает ключевую позицию в системе наук, через психологию вся система наук приобретает свою замкнутость и целостность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...