Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы основные различия в подходах к исследованию интеллекта в работах Ж.Пиаже, Ч.Спирмена, Г.Гарднера, Р. Стернберга.




 

По Теплову:

Способность – это индивидуально-психологическая особенность, которая имеет отношение к успешности выполнения деятельности, не сводима к ЗУН. И интеллект и креативность – это способности.

 

Пси интеллекта – это дифференциальная психология, значит, должна отвечать на вопросы: каковы причины индивидуальных различий и каким методом можно их выявить.

Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных.

 

Интеллект:

· Система умственных операций

· Стиль и стратегия решения проблем

· Эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности

3 варианта понимания интеллекта как:

· Измеряемой способности успешно выполнять интеллектуальные задания (тесты)

· Способности справляться с новыми ситуациями, наилучшим образом используя прошлый опыт и создавая новые адаптивные и творческие ответы

· Способности к обучению

 

Существуют принципиально различные подходы к изучению интеллекта:

· Факторно-аналитический подход (Спирмен, Терстоун, Айзенк, Векслер, Гилфорд)

· Структурно-генетический подход (Пиаже)

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта:

1. интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет.

2. интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы.

 

  Ж. Пиаже Ч. Спирмен Г. Гарднер Р. Стернберг
Подходы к проблеме интеллекта Теория и развитие интеллекта психометрика   Важность культурных особенностей.
модель   Иерархическая модель.   Когнитивная модель, скорее общепсихологическая, чем дифференциальная. Иерархическая.
Интеллект Универсальная адаптивность, достижение равновесия индивида со средой.   Основная функция интеллекта- структурирование отношений между организмом и средой. G-общий фактор – общая способность. S-фактор специфический для деятельности. способность решения задач или создания продуктов, обусловленные культурной продукцией и социальной средой.   6 видов интеллекта, независимы: 1. Вербально-лингвистический 2. Логико-математический 3. Визуально-пространственный 4. Телесно-кинестетический, физический 5. Музыкально-ритмический 6. Эмиоциональный Интеллект – способность учиться и решать задачи в условиях неполного объяснения.   Три типа компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации: 1. Метакомпоненты – процессы управления 2. Исполнительные компоненты 3. Компоненты приобретения знания, чтобы научиться управлять и непосредственно что-то делать. Описал на уровне поведения, 3 формы: 1. Вербальный интеллект – запас словв, эрудиция, умение понимать прочитанное 2. Творческий - Способность решать проблемы или работа с новыми ситуациями 3. Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей)
Метод 4 года и старше – «задачи Пиаже»= «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.) Тесты. Тесты IQ. Изучать лучше в относительно новых для респондента условиях, ибо будут автоматизмы или человек не сможет решить вообще (Как ЗБР).
особенность Говорит про развитие интеллекта - последовательная смена логических структур мышления, конечной целью которой является формирование формально-логических операций.   Различные интеллекты, их сочетание в человеке позволяет людям принимать разные роли. Не особенно интересуют различия между людьми, больше занимался именно ТЕОРИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА.   Говорит про важность внимания, как ресурс между важными и не важными этапами задачи.   Время, которое так активно учитывается в тестах – это культуральная особенность.  

 

Общее в коцепция х: Рассматривают интеллект как способность адаптироваться к среде; Рассматривают влияние генов и среды на интеллект(раньше были теории чисто наследственного влияния - Гальтон)

 

ИТАК, ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ:

 

 

Существуют принципиально различные подходы к изучению интеллекта:

· Факторно-аналитический подход (Спирмен, Терстоун, Айзенк, Векслер, Гилфорд)

· Структурно-генетический подход (Пиаже)

 

Спирмен – 2 факторная: один общий и остальные специальные.

Гарднер – 6 факторная, отрицает наличие одного общего фактора G.

Стернберг – тоже уровни, всего 3, обратил внимание на личный опыт и контекст, против временных тестов IQ.

Если все авторы говорили про сам интеллект, то Пиаже нам известен как человек, который говорит о развитии интеллекта.

 

Психологи и психология в Великой Отечественной войне.

План ответа

1. Принципы научно-исследовательских работ ВВ

2. Задачи

3. Исследования психологов в ВВ

4. Вклад исследований военного времени в развитие науки психологии

 

Принципы научно-исследовательских работ ВВ

§ четко выраженная прикладная направленность;

§ единство научно-исследовательской и научно-практической работы;

§ сокращенные сроки проведения;

§ открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов;

§ междисциплинарный характер;

§ завершенность исследовательско-внедренческого цикла;

§ практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.

Задачи

1) применение психологических разработок в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени:

· оборонная тематика

· восстановление здоровья и психологической реабилитации травмированных бойцов

· цветомаскировка

· формирование личностных качеств бойцов и командиров (роль человеческого фактора в обеспечении эффективности военной деятельности)

2) изучение негативных психологических феноменов, вызванных войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации;

3) осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем (проведение военно-психологической экспертизы др.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...