Раскройте основные методологические проблемы современной психологической практики.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Новые тенденции (скрытый или явный уход от вопросов, связанных с четким определением методологических основ психологических исследований) · с одной стороны, к чистому прагматизму, к определенному пренебрежению академической наукой в разных ее ипостасях, в том числе и методологической, как якобы не имеющей практической ценности, · с другой — к явному оживлению интереса к ненаучному знанию: чудесам, мистике (экстрасенсорному восприятию, телекинезу и т.п.).
«Альтернативная» психология В работах этого направления также делается попытка отрицать (или хотя бы поставить под сомнение) естественнонаучные материалистические методологические основы психологического знания. В различных областях психологии методологические трудности проявляются в разной степени:
1. Проблемы психологии личности и сознания
Оживление нематериалистических тенденций в психологии личности наиболее очевидно в ее прикладных областях: психотерапии и психокоррекции. Широкое распространение различных видов психологической помощи населению (в виде разных способов психологического воздействия на личность пациента) явно опережает теоретическое осмысление проблемы. Хомская в «Дискуссиях о психологии» дает следующие примеры:
1) Фрейдизм в своей классической форме С философской методологической точки зрения фрейдизм является биологизаторской концепцией личности, одной из разновидностей биологизаторского редукционизма, рассматривающего врожденные инстинкты и влечения в качестве главных детерминант психики, признающего ведущую роль бессознательного в поведении человека. Фрейдизм принижает роль социальных, культурно-исторических факторов в развитии личности, в детерминации психических процессов и поведения в целом.
2) Разные вариантов гуманистической психологии Оппонентная и бихевиоризму, и психоанализу, выступает принципиально против детерминизма, против управления поведением, за индирективную психотерапию. Детерминизм, если и признается, то только в качестве чисто внутреннего, духовного фактора развития личности. Отрицает глубинные факторы развития и детерминизм — как причинно-следственные (включая и социальные) движущие силы развития личности — в пользу духа
3) Психокоррекция + и восточная философия Восточная философия, основанная на отрицании чисто рационального мышления, не только рассматривающая человека в единстве с окружающей средой, с космосом, но и отрицающая независимость окружающего мира от субъекта, принимается некоторыми психотерапевтами как новая научная парадигма. Эклектическое смешение различных воззрений на природу человека, заимствованных и из западной, и из восточной философий и религий (а можно ли их вообще смешивать? И что мы получаем на выходе в практике?).
4) Отечественные подходы к психотерапии Одновременно сосуществуют разные «философии человека», предлагающие разные техники воздействия на личность пациента и по-разному объясняющие их результаты. Подобное положение дел в психотерапии дает основание некоторым практикующим психологам (и врачам) вообще пренебрегать какими-либо теориями личности и использовать различные приемы безотносительно к их происхождению (подобную психологическую практику Л.С.Выготский, как известно, называл «фельдшеризмом»). Особенностью является слияние академической психологии с «психотерапевтической». Во многих странах последняя рассматривается как чисто практическое направление, не занимающееся теоретическими обобщениями. У нас же «психотерапевтическое» направление претендует на статус самостоятельной психологической науки (а не только практики), что и позволяет предъявлять к ней повышенные требования.
ВЫВОДЫ: Наряду с безусловно полезной и широко применяемой практикой психологического воздействия на личность пациента в этой области психологии: · сосуществуют противоречивые теоретические концепции личности, интерпретирующие практические результаты с диаметрально противоположных позиций · сконцентрированы сегодня наиболее острые теоретические и методологические трудности и противоречия (а не в психологии памяти, внимания и др.) · зарождается разрыв практики и теории в этой области психологии грозит самыми плачевными последствиями для всей психологической науки + психотерапия и психокоррекция граничат с медициной à находятся под большим представления о психике, сознании, бессознательном несут на себе печать клинического прагматизма àотождествление понятий «личность» и «индивид»
2. Проблема «психология и религия»
В центре этой проблемы — старый и опять новый вопрос о соотношении науки и религии, научного и религиозного мировоззрения. Для психологии этот вопрос особенно важен, потому что и у психологии как науки, и у религии как определенного мировоззрения один и тот же предмет познания: человек, личность. Изначально разные методологические позиции. Ø Христианская психология («Начала ХрПси») · способы религиозного познания только кажутся ненаучными, субъективными (очевидно, они за интроспекцию) · истинное познание души человека возможно только через религию · Отрицается оппозиция религии и науки в познании психологической реальности · делается попытка объединить религию и науку под видом «единства познания психической жизни человека» · материалистический подход (И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева) объявляется ошибочной · под душой понимаются прежде всего нравственные категории
ВЫВОДЫ:
àневнимание к методологическим проблемам психологического знания àнеразличение научно-психологического и религиозного подходов к человеку àэклектический подход к проблеме пси+религ (как в хрестьянской пси) создает возможность (в перспективе) пренебрежительно относиться к научному прошлому, отрицать очевидные научные истины и утверждать — в качестве последних достижений психологической науки.
àнеобходимость открытого обсуждения всего круга психологических проблем, связанных с религией, и в первую очередь методологических основ научно-психологического и религиозного подхода к изучению человека
Нейропсихология Всегда была ареной острой борьбы материалистических и идеалистических концепций, по-разному объясняющих соотношение мозга и психики. Заслугой А.Р.Лурия и его школы явилась разработка принципиально нового подхода (Факторный анализ нарушений ВПФ) к этой проблеме, отличного от двух основных способов ее решения: - узкого локализационизма и психоморфологической концепции - концепции эквипотенциальной организации мозга На современном этапе развития нейропсихологии весьма актуальными становятся вопросы о мозговой организации наиболее сложных форм психической реальности — эмоционально-личностной сферы и сознания. В современных нейронауках, занимающихся проблемами личности и сознания, можно констатировать весьма широкий набор позиций: · от полного отрицания связи личности и сознания с мозгом · до узкоконкретных представлений об определенных типах нейронов — «носителях» сознания. Эта ситуация свидетельствует о неразработанности проблем, относящихся к личности и сознанию, в том числе и на теоретическом и методологическом уровнях, что отражается на широком спектре практических задач (дифференцированная диагностика, постановка диагноза, лечение и т.д.)
38. Раскройте понятие «этика психологического исследования» План: Этические принципы психологического исследования: 1) Информированное добровольное согласие 2) Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность 3) Ущерб и польза (исс-е не должно наносить ущерб, желательно, чтобы была польза) + 4) Уважение прав и свобод личности 5) Принцип компетентности 6) Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
В соц. и медико/биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исслед. Неуклонный рост такого интереса после Второй мировой войны, особенно заметный в 1960х и 1970х гг., вероятно, явился следствием памяти о нацистских мед.экспериментах, вскрывшихся злоупотреблений в мед. экспериментах в Северной Америке, недовольства властью, увеличения профессионализма и усиления борьбы за соц. справедливость и гражданские права. Большинство научных и профессиональных организаций разработали этические кодексы. Этика - совокупность норм поведения, мораль какой-н. общественной группы, профессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|