Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадиальность развития науки и изменение критериев объективного знания в психологии.




План:

1. Замкнутая теоретическая наука

2. Факультатвно-описательная Н

3. Классическая Н

4. Неоклассическая Н

5. Постклассическая Н

6. Кризис Н по Куну

7. Критерий объективного по Вундту

8. Критерий объективного по Сеченову

9. Критерий объективного по Выговскому

10. Критерий объективного по Теплову

Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Формы представления научного знания, эталоны научности, нормы и средства исследовательской деятельности исторически относительны и развиваются вместе с развитием культуры и общественного сознания в целом.

Стадии развития науки:

1. замкнутая теоретическая наука (Пифагор) научное знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей, прежде всего чисел. Научное знание самоценно, не св с запросами практики.

2. фактуально-описательная наука – (Аристотель) изучение реальных объектов, их кл-ция и систематическое описани е. Натуралистичность: изучаемый объект понимался как независящий от акта познания

3. наука Нового времени (17в.) элементы, факты рассматриваются под призмой какой-то ТЕОРИИ, МОДЕЛИ, в к-ых отражены существенные стороны и связи реальных объектов. Модели строятся на допущениях (прямолинейное движение, вакуум) Взаимодействие с реальным объектом опосредствовано идеальным объектом (теоретическим конструктом).

I научная революция: соединение математических методов с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению классической науки.

4. Классическая наука (естествознание) - система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта.

Основополагающий методологический постулат науки нового времени - расчленение реальности на две принципиально различающихся области:

· Объективная область реальности – все, что является миром. Вещественный мир, исключение субъекта.

· Субъективная – содержание сознания и психики, нематериально и вторично по отношению к первому (отражение субъектом объективного мира; «метафора печати» Ортега-и-Гассет).

 

Онтологическое исключение субъекта из научного исследования:

1. «экономия мышления», не умножать числа сущностей

Попытки редукции любой науки к физическим сущностям.

2. «принцип инертности»

Объективизм принципиально не может разрешить субъекту какой-либо активности. «То, что исследуется, не может рассматриваться как причина самого себя». Любое событие, которое происходит с объектом, должно рассматриваться как обусловленное внешней причиной. Без действий внешних причин объект должен находиться в «покое».

Базируется на иллюзии «понятности»: что-то понятно, если можно найти линейную последовательность событий.

=> Т.о., субъекту нет места в онтологии ни в виде сущности, ни в виде объекта исследования – реальные события происходят вне его, нужда в нем отпадает, и он без ущерба заменяется на объект:

→ организм в виде трупа.

→ организм как сложный механизм, работающий по физическим законам. Главная задача здесь: выяснение устройства этого механизма. Психику заменяем нервной системой, психологию физиологией и анатомией ЦНС.

 

- Гносеологическое исключение субъекта (из познания)

Научное описание объективно в той мере, в какой из него исключен наблюдатель, а само описание произведено с точки, лежащей формально вне мира.

ПОЧЕМУ ИСКЛЮЧАЕМ: Субъект в познании может только искажать, нарушать, а если он является точным и идеальным -он не нужен.

Реальность описывается как бы абсолютно «прозрачным» субъектом, ничего не меняющим самим фактом своего отражения, и мир предстает в своей данности таким, каким он существует в реальности. События происходят только в объективном мире. Связь с субъектом протекает только в одном направлении: от стимула, непосредственно воспринимающегося субъектом и «проскакивающего» через порог субъективного, как если бы его не было вообще.

 

Вторая научная революция (18- 19 в.) - дисциплинарная дифференциация идеалов и норм научного знания, научные знания стали превращаться в товар.

Третья научная революция ( конец 19 – начало 20 в.) открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами.

5. Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории) познания.

Вопрос «какова реальность сама по себе» лишен смысла, т.е. свойство любого предмета всегда проявляется во ВЗАИМОДЕЙСТВИИ с др. объектом (у нас объект- человек, средство познания – сознание).

Научная картина мира – совокупность всех свойств, обнаруживаемых миром в ходе познавательного взаимодействия с субъектом познания.

6. Постнеклассическая наука (формируется в 4 глобальной научной революции по В.С. Степину, началась в конце 20 в.) – современная стадия. Неклассическая + учет ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом ( это условие объективности знания!). Идея истинности познания уходит на задний план.

На первый план выходят междисциплинарные исследования.

- для пси: признание многопредметности.

- есть 2 модели развития психол науки: пирамида и сеть. Пирамида: наличие ведущей методологии, сеть: есть методология, посредством которой представители разных направлений могут услышать др др.

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ: Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение.

Цикл развития науки (по Куну):

1. допарадигмальный этап

2. становление научной парадигмы

3. период нормального развития: наука развивается в рамках общепризнанной парадигмы. Накопление знания, совершенствование методов, расширение сферы практических приложений.

Рост числа аномалий (фактов, противоречащих парадигме)à

4.кризис науки. Для объяснения аномальных фактов возникает новая теория.

5. научная революция – смена парадигм, отбрасывание всего с предыдущего этапа.

6.новый период нормального развития

 

В совр. отеч. исследованиях есть 2 мнения:

1) психология как допарадигмальная наука (единой парадигмы еще не выработано),

2) мультипарадигмальность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...