Психоаналитическая традиция. Анализ значения симптомов – выявление конфликта, анализ сновидений, анализ оговорок.
Психодинамическая традиция. Первичное интервью - структурное интервью Кернберга, направленное в том числе и на исследование основных конфликтов, отношения к проблемам и трудностям, анализ ранних воспоминаний у Адлера (базисные жизненные установки человека, оценка – жизненный стиль),
Изучение анамнеза и биографий - контент-анализ, феноменологический анализ, дискурсивный анализ, нарративный анализ
=\ выделение основных тем, атрибуций событий, установок, ценностей и направленности личности
+ исследование позиции в семье, порядка рождения
Маслоу использовал в построении своей теории о самоактуализирующейся личности анализ биографий, интервью, опрос современников и окружения
| Используются для изучения неосознаваемых форм психической деятельности. ПМ позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.
В основе- проективная гипотеза - реакции испытуемого на малоструктурированный стимульный материал отражают его внутреннюю психологическую организацию, потребности, скрытые мотивы, чувства, конфликты и комплексы.
Франк, признаки проективных методов:
1. Неопределенность (слабоструктурированность) стимула
2. Отсутствие ограничений в выборе ответов
3. Отсутствие правильных/неправильных ответов
Примеры:
1) ТАТ (Мюррей). Рез-тат взаимодействия потребности и давления = тема. Цель – вычленить единую тему личности. Неопред стимул – расставить рассказ.
2) ТАТ модификация Хекхаузена – выявление надежды на успех и боязни неудачи
3) Роршах – фокус на структурные хар-ки личности, особенности афф-потребностной личности и когнитивный стиль, конфликты, защитные механизмы, направленность личности. 10 таблиц, код, что-как видит
Достоинства: сложно симулировать, глубинная диагностика, легкий выход на терапию, гибкость
Недостатки: трудоемкость анализа, чувствительность к условиям, зависимость от квалиф диагноста, возможность субъективизма, недостаточная стандартизованность-валидность-надежность
| Когнитивное направление. В русле мотивации достижения: локус контроля (Роттер), каузальные атрибуции (Селигман – о стилях, Деси и Райан), выученная беспомощность (Селигман), самоэффективность (Бандура), тип представления о способностях (Двек), внутренняя мотивация (Деси и Райан).
Примеры:
· Роттер. Опросник локус контроля 23 пары утверждений,2 полюса.
· Деси и Райан, Шкала базовых пси потребностей Деси – оценка компетентности, автономии, связанности с другими.
· Опросник каузальных ориентаций.
Структура: 12 вопросов — три фактора –учет автономной, внешней и безличной каузальной ориентацией.
Недостатки: ограниченность предсказательной силы, ограниченность исследования когнитивного вклада
Достоинство: помогают разработать план интервенции, скрининг
Гуманистическая традиция: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд. Шкалы: адаптация, принятие других, самопринятие, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию.
Достоинства: хорошо стандартизован, валиден, надежен, легко для специалиста.
Недостатки: д.б. рефлексия у испытуемого, необходим учет уровня образ, познават сферы. Проявление соц желательности и установок.
| Гештальт пси. Школа Левина.
Уровень притязаний (Хоппе) – зная результат нынешний, чего планирует достичь. После успеха чаще выбирают сложнее задачи и наоборот. 14-18 заданий разной сложности. Время ограничивается исследователем, успешность определяется –успел не успел.
Деятельностный подход.
1) Божович. Методики «светофор» (время реакции на световые стимулы при разных установках индивидуалистских и коллективистских, сравнивали) и «секундомер».
Недостаток: только один вид направленности изучается, может отражать не направленность, а конкретное отношение
2) Валуева – изучение значимости мотивов (мотиваторов) по регистрации вегетативных показателей эмоционального напряжения. Изменение порогов обнаружения сигналов и ЧСС как показатель значимости.
3) Савонько – модификация методики уровня притязаний. Результаты еще будут объявляться классу – изучение самооценки. Позволяет установить, что самооценка становится все более независимой от оценок окружающих и приобретает все большее значение как регулятор поведения с увеличением возраста учащихся.
|