Оценка мотивационной значимости БУДУЩИХ событий (предвосхищение, Э регулируют регулятором Д)
· Предвосхищающая функция эмоций (Запорожец, Неверович) - ТД. Деток заставляли быть дежурными. Сначала педагоги объясняли им значимость и полезность деятельности, хвалили, потом дети получали обратную связь от сверстников, затем обязанность просто закреплялась за ними без обратной связи. 1) сначала отказывались или выполняли плохо и им было пофиг, как они делают \ 2) выполняли хорошо только при наличии внешних опор – указаний и оценок – ради социального статуса (ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ ЭМОЦ КОРРЕКЦИЯ) 3) становилась важна именно общественная полезность действия и пахали без опор –себя сами оценивали, «долг» не позволял им развлекаться на дежурстве (ОПЕРЕЖАЮЩАЯ) Вывод: эмоции отражают особенности мотивации + играют роль в коррекции поведения. Как только побудительная сила социальных мотивов растет, совершается переход от запаздывающей (когда требуется опора в виде похвалы или указания) к опережающей эмоциональной коррекции. + СИМОНОВ – про возможность удовлетворения потребности · Эвристическая функция (Тихомиров, Виноградов) – выделение зоны, которая определяет дальнейшее развертывание поиска решения задачи в глубину. Исследования мышления в рамках деятельностного подхода (шахматисты на 19 минуте поиска решения – постановка мата за 1-2 хода – выдавали снижение КГР, «эмоциональное решение задачи», определяющее ценность направления поиска, предшествует нахождению решения и ощущению правильности решения).
ПОБУДИТЕЛЬНАЯ отчасти следствие оценочной (оценили, и что?). Эмоция навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию.
· Дезорганизационная функция. Однако те же влияния оказываются оправданными в типичных биологических ситуациях (критическая ситуация, когда от человека требуется сила и выносливость). То есть говорить о дезорганизующей функции не оправдано. o Аффект как особый вид эмоциональных процессов, когда в средней фазе взрыва нарушается ясность сознания в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается 2 эволюционно оправданных линии поведения: напасть \ убежать (Калашников). o Клапаред: Э= регресс, расстройство поведения. А чувство играет организующую роль – соотнесения со средой. Эмоция непосредственно понимается тем, кто ее испытывает, содержит свою значимость в себе: ребенок считает собаку страшной потому, что она вызывает в нем определенную реакцию организма. o Т.Дембо. Эмоциональное разрешение ситуации, выход из поля, сопровождающийся гневом. · Переключающая функция. Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание. Эмоция как универсальная валюта мозга, выбор в пользу максимизации +эм и минимиз – (Симонов) · Подкрепляющая функция – «механизм, генерирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку условного рефлекса» (Симонов) · Мобилизации. Подготовка в эмоциональном состоянии тела к лучшему восприятию и возможным действиям (эво целесообразно). Декарт (страсти побуждают душу действовать для сохранения тела и совершенстввания), Линдслей, Кэннон. СТРУКТУРИРУЮЩАЯ Создание целостного субъективного образа. Предполагается, что Э есть всегда. · Вундт – синтез. Эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы»
Каждое единичное чувство может быть представлено точкой в трехмерном пространстве факторов (причем точка описывает мгновенное состояние чувства): • удовольствие – неудовольствие • возбуждение – успокоение или угнетение (край - депрессия) • напряжение – разрешение (связано со временем) На основании чего идет синтез элементов? • Принцип – градации элементов (основное чувство и оттенок) • Принцип ценности целого (новое чувство не является мех суммой первоначальных составляющий). · Леонтьев. Эмоции имеют качество обобщения, содержат идеаторный компонент как следствие развития предмета потребности, образования социальных мотивов по механизму сдвига мотива на цель. · Выг – единство аффекта и интеллекта. · Руб. Э отражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
ЭКСПРЕССИВНАЯ (=коммуникативная) а) природный уровень: ф-я сигнала Дарвин. В эволюции Э развивались и закреплялись и как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, + что происходит в среде (сигналы опасности, пищи и т. п.). б) социальный: ф-я знака мимика, пантомимика и т.д. · Вудвортс и Шлосберг. Шкала мимического выражения (отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума). мимические выражения можно описать при помощи двух координат: o удовольствие — неудовольствие o принятие — непринятие («открытость» к раздражителям) o сон – раздражение (в более поздней версии, отклоняется ось к неудовольствию) · АНЛ. коммуникация (эмоциональный опыт шире опыта индивидуальных переживаний – напр, сопереживание). в) личностный: ф-я символа непосредственное выражение и понимание субъектом собственной личностной проблемы. В ПА для разрешения проблемы символ должен быть дешифрован.
САМОСОЗНАНИЯ (=личностный уровень в предыдущем) · «задача на смысл» (Леонтьев). Эмоции – отношение мотива к деятельности. Эмоции, особенно когда они сигнализируют о чём-либо исключительном, не могут оставить личность равнодушной, вызывая порой сложную и развёрнутую работу сознания по её объяснению, одобрению, примирению с нею или осуждение и даже вытеснения.
· Юнг: чем сильнее э., тем ближе она к универсальной личностной проблеме; в пс-анализе для разрешения проблемы символ должен быть дешифрован, стать знаком. · В более поздних гештальтy и гум - э. как символ д.б. замечена, осознана, принята.
Аутсайдеры. Джемс и Ланге: Э как психические явления являются эпифеноменом, лишенным жизненного значения, эмоции сводятся к органическим ощущениям телесных ощущений. Не имеют отношения к потребностям и мотивам. Эмоц стимул àвегетативные проявл (сосудистые, кожно-мыш)àотражение этого в коре àэмоции ● Разочарование = уменьшение произвольной иннервации ● Печаль = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов ● Страх = уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц Когда некоторое телесное изменение возникает, оно нами переживается более или менее ясно, и вносит свой вклад в общее чувств самого себя. Эмоциональный процесс сходен с обычными перцептивными процессами, совершающимися в моторных и сенсорных центрах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|