Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственное воспитание слепоглухонемого дошкольника




Уже в рамках деловых отношений с воспитателем по инди­видуальному самообслуживанию начинает формироваться лич­ность слепоглухонемого ребенка, когда его связи ограничены рамками системы «воспитатель — воспитанник». Поэтому в пер­воначальный период коммунистически направленному нравст­венному воспитанию уделяется достаточное внимание. При этом учитывается, что пробелы и искажения, допущенные в нравст­венном воспитании слепоглухонемого, он, в отличие от обыч­ного ребенка, не всегда сможет самостоятельно восполнить в


последующей жизни. Для выправления положения потребуется специальное коррекционное воздействие. Эту мысль неоднократ­но подчеркивал И. А. Соколянский.

В работе со слепоглухонемыми детьми дошкольного возра­ста не удается использовать назидания и нравоучения. Наибо­лее доступный прием нравственного воспитанияцеленаправ­ленное руководство развитием деловых и игровых ситуаций, до­ступных восприятию и пониманию слепоглухонемого ребенка драматизация знакомых ему по личному опыту различных жиз­ненных коллизий.

На раннем этапе нравственное воспитание может выражать­ся в развитии и стимулировании у ребенка чувства сострадания к ближнему, культивировании у него желания и навыков со­трудничества. Не менее важное место занимает своевременное предупреждение и смягчение появляющихся у слепоглухонемых детей негативных черт характера (озлобленность, упрямство, эгоизм, жадность, жестокость по отношению к животным).

Возможности нравственного воспитания слепоглухонемых дошкольников расширяются с переходом на коллективное са­мообслуживание, которое предполагает деловое сотрудничество на общее благо. Этой деятельности, однако, вполне достаточно, чтобы формировать у детей чувство коллективизма, стремление к взаимопомощи, такие качества, как добросовестность и ответ­ственность в труде. В коллективе сверстников у дошкольников раскрываются зачатки положительных черт характера, которые важно своевременно подмечать и развивать. А затем, опираясь на них, с еще большей эффективностью осуществлять нравст­венное воспитание. В ребенке необходимо.видеть не только объект, но и субъект воспитания, способный к нравственному самовоспитанию, самосовершенствованию. Однако и при кол­лективном самообслуживании из-за скудости речевых средств основное внимание уделяется воспитывающей ситуации и лич­ному примеру воспитателя.

В нравственном воспитании слепоглухонемого ребенка боль­шое значение имеют игры, особенно сюжетно-ролевые. Необы­чайно важны они в формировании личности слепоглухонемого ребенка, его психической и эмоциональной сферы, в установ­лении взаимоотношений внутри детского коллектива. У ребен­ка, подростка, не прошедшего школы обучения коллективным играм, и в юношеском возрасте отсутствует потребность обще­ния со сверстниками, а в последующем сильно затруднено его нравственное воспитание и социализация в трудовом коллек­тиве.

Игра уже на- раннем этапе развития слепоглухонемого ре­бенка позволяет формировать у него представления о справед­ливости, долге и ответственности перед товарищами. Взаимоот­ношения, которые возникают даже при таких элементарных играх слепоглухонемых детей, как коллективное катание на трех-


песком велосипеде, дают возможность использовать это за-•тие для формирования указанных абстрактных понятий через Внкретную ситуацию. Так, для справедливого распределения тетского транспорта устанавливается очередь. Каждый из вос-итанников может проехать определенное количество кругов, а затем должен передать велосипед другому. Каждый взявший вечосипед отвечает за его состояние (чистоту, исправность) и обязан передать его только следующему по очереди товарищу. Уже в игровой деятельности дети учатся с уважением относить­ся к интересам товарищей.

Ролевая игра имеет большое значение в нравственном вос­питании еще и потому, что побуждает воспроизводить, возмож­но, искаженные в сознании ребенка представления и идеалы. И 'в таких играх важно, чтобы педагог разъяснял нравственное содержание принимаемых ролей. Игра строится на мажоре и помогает решать те сложные нравственные противоречия, ко­торыми полна жизнь ребенка, помогает тренироваться в по­ступках при различных игровых ситуациях.

В нравственном воспитании слепоглухонемых дошкольников достаточно четко различаются три аспекта.

Первый —влияние близкой ребенку личности воспитателя. Иногда это служит отправной точкой нравственного становле­ния. Так воспитывается диапазон качеств от заботы до ответ­ственности (куда включены окружающие вещи, часто «ожив­ляемые» детьми, объекты природы, животные и сам рядом сто­ящий взрослый воспитатель).

Второй — когда в поле нравственного становления входят отношения с товарищами, сопровождающиеся постоянной фик­сацией положительного опыта общения.

Третий — построение постоянной связи коллективного и индивидуального поступка с нравственными категориями доб­роты, заботливости, смелости и т. д. в процессе подытоживания и обсуждения дневных дел.

Нравственное воспитание неразделимо со следующими ви­дами деятельности: шефской — формирующей заботу о товари­щах, учителях, животных, растениях; познавательной — расши­ряющей связь поступка и нравственной категории; трудовой — позволяющей чувствовать нравственно-полезный результат дея­тельности и формирующей деловое эмоциональное общение в коллективе воспитанников под руководством воспитателя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова роль факторов притягательности и значимости в первона­
чальном воспитании и обучении слепоглухонемых?

2. Раскройте принцип совместной разделенной дозированной деятель­
ности.

3. Жест и слово. Какова их роль и характер взаимодействия в обуче­
нии слепоглухонемых?

0 А- В. Апраушев 65


4. Дайте обоснование пользы естественных жестов на раннем этапе пер­
воначального обучения.

5. Проанализируйте игровую деятельность слепоглухонемых по плану:
а) связь игровой деятельности с самообслуживанием; б) значение под­
ражания; в) роль личного опыта ребенка для расширения игровой деятель­
ности.

6. Покажите пути развития двигательной активности слепоглухонемого
ребенка.

7. Как коллективное самообслуживание способствует организации об­
щения и взаимопомощи слепоглухонемых детей?

Используя историю развития Канатбека А. (приложение, с. 197), выпол­ните следующие задания.

8. Укажите поведенческие аномалии ребенка, развившиеся в отсутствие
направленного домашнего воспитания.

9. Продумайте пути нормализация поведения слепоглухонемого ре­
бенка.

 

10. Проследите использование фактора притягательности в формировании
словесного общения в дактильной форме.

11. Проанализируйте способы расширения интереса слепоглухонемого
ребенка к явлениям окружающей жизни.

12. Раскройте значение наблюдательности воспитателя в развитии ори­
ентировочно-познавательной деятельности ребенка.

Познакомившись с историей развития Юры Т. и Гали К. (приложение, с. 202), выполните задания.

13. Как вы оцениваете воспитание Юры Т. в семье? Сопоставьте с до­
машним воспитанием Канатбека А.

14. Укажите факторы, способствующие формированию у ребенка чело-~
веческой психики в условиях.семьи.

15. Проанализируйте роль трудового воспитания в развитии общения
Юры с родителями.

16. Раскройте значение общения с домашними животными в развитии
у слепоглухонемого ребенка интереса к окружающей жизни и установлению
контактов с людьми.

17. Укажите факторы, способствующие эмоциональному и нравственному
воспитанию слепоглухонемых детей.

18. Какова роль общения со сверстниками в формировании личности
слепоглухонемого ребенка?

19. Раскройте значение динамически развивающихся текстов с притяга­
тельным для ребенка содержанием в развитии у него читательского ин­
тереса.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Роль индивидуального самообслуживания в очеловечивании слепоглу­
хонемого ребенка.

2. Значение очеловеченного времени и пространства в формировании че­
ловеческой психики.

3. Этапы абстракции в формировании у слепоглухонемого ребенка спе­
циальных средств общения.

ЛИТЕРАТУРА

Апраушев А. В. Первоначальное воспитание и обучение слепоглу­хонемого ребенка в семье. М., 1974.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961


Глава V

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...