Нравственное воспитание слепоглухонемого дошкольника
Уже в рамках деловых отношений с воспитателем по индивидуальному самообслуживанию начинает формироваться личность слепоглухонемого ребенка, когда его связи ограничены рамками системы «воспитатель — воспитанник». Поэтому в первоначальный период коммунистически направленному нравственному воспитанию уделяется достаточное внимание. При этом учитывается, что пробелы и искажения, допущенные в нравственном воспитании слепоглухонемого, он, в отличие от обычного ребенка, не всегда сможет самостоятельно восполнить в последующей жизни. Для выправления положения потребуется специальное коррекционное воздействие. Эту мысль неоднократно подчеркивал И. А. Соколянский. В работе со слепоглухонемыми детьми дошкольного возраста не удается использовать назидания и нравоучения. Наиболее доступный прием нравственного воспитания — целенаправленное руководство развитием деловых и игровых ситуаций, доступных восприятию и пониманию слепоглухонемого ребенка драматизация знакомых ему по личному опыту различных жизненных коллизий. На раннем этапе нравственное воспитание может выражаться в развитии и стимулировании у ребенка чувства сострадания к ближнему, культивировании у него желания и навыков сотрудничества. Не менее важное место занимает своевременное предупреждение и смягчение появляющихся у слепоглухонемых детей негативных черт характера (озлобленность, упрямство, эгоизм, жадность, жестокость по отношению к животным). Возможности нравственного воспитания слепоглухонемых дошкольников расширяются с переходом на коллективное самообслуживание, которое предполагает деловое сотрудничество на общее благо. Этой деятельности, однако, вполне достаточно, чтобы формировать у детей чувство коллективизма, стремление к взаимопомощи, такие качества, как добросовестность и ответственность в труде. В коллективе сверстников у дошкольников раскрываются зачатки положительных черт характера, которые важно своевременно подмечать и развивать. А затем, опираясь на них, с еще большей эффективностью осуществлять нравственное воспитание. В ребенке необходимо.видеть не только объект, но и субъект воспитания, способный к нравственному самовоспитанию, самосовершенствованию. Однако и при коллективном самообслуживании из-за скудости речевых средств основное внимание уделяется воспитывающей ситуации и личному примеру воспитателя.
В нравственном воспитании слепоглухонемого ребенка большое значение имеют игры, особенно сюжетно-ролевые. Необычайно важны они в формировании личности слепоглухонемого ребенка, его психической и эмоциональной сферы, в установлении взаимоотношений внутри детского коллектива. У ребенка, подростка, не прошедшего школы обучения коллективным играм, и в юношеском возрасте отсутствует потребность общения со сверстниками, а в последующем сильно затруднено его нравственное воспитание и социализация в трудовом коллективе. Игра уже на- раннем этапе развития слепоглухонемого ребенка позволяет формировать у него представления о справедливости, долге и ответственности перед товарищами. Взаимоотношения, которые возникают даже при таких элементарных играх слепоглухонемых детей, как коллективное катание на трех- песком велосипеде, дают возможность использовать это за-•тие для формирования указанных абстрактных понятий через Внкретную ситуацию. Так, для справедливого распределения тетского транспорта устанавливается очередь. Каждый из вос-итанников может проехать определенное количество кругов, а затем должен передать велосипед другому. Каждый взявший вечосипед отвечает за его состояние (чистоту, исправность) и обязан передать его только следующему по очереди товарищу. Уже в игровой деятельности дети учатся с уважением относиться к интересам товарищей.
Ролевая игра имеет большое значение в нравственном воспитании еще и потому, что побуждает воспроизводить, возможно, искаженные в сознании ребенка представления и идеалы. И 'в таких играх важно, чтобы педагог разъяснял нравственное содержание принимаемых ролей. Игра строится на мажоре и помогает решать те сложные нравственные противоречия, которыми полна жизнь ребенка, помогает тренироваться в поступках при различных игровых ситуациях. В нравственном воспитании слепоглухонемых дошкольников достаточно четко различаются три аспекта. Первый —влияние близкой ребенку личности воспитателя. Иногда это служит отправной точкой нравственного становления. Так воспитывается диапазон качеств от заботы до ответственности (куда включены окружающие вещи, часто «оживляемые» детьми, объекты природы, животные и сам рядом стоящий взрослый воспитатель). Второй — когда в поле нравственного становления входят отношения с товарищами, сопровождающиеся постоянной фиксацией положительного опыта общения. Третий — построение постоянной связи коллективного и индивидуального поступка с нравственными категориями доброты, заботливости, смелости и т. д. в процессе подытоживания и обсуждения дневных дел. Нравственное воспитание неразделимо со следующими видами деятельности: шефской — формирующей заботу о товарищах, учителях, животных, растениях; познавательной — расширяющей связь поступка и нравственной категории; трудовой — позволяющей чувствовать нравственно-полезный результат деятельности и формирующей деловое эмоциональное общение в коллективе воспитанников под руководством воспитателя. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какова роль факторов притягательности и значимости в первона 2. Раскройте принцип совместной разделенной дозированной деятель 3. Жест и слово. Какова их роль и характер взаимодействия в обуче
0 А- В. Апраушев 65 4. Дайте обоснование пользы естественных жестов на раннем этапе пер 5. Проанализируйте игровую деятельность слепоглухонемых по плану: 6. Покажите пути развития двигательной активности слепоглухонемого 7. Как коллективное самообслуживание способствует организации об Используя историю развития Канатбека А. (приложение, с. 197), выполните следующие задания. 8. Укажите поведенческие аномалии ребенка, развившиеся в отсутствие 9. Продумайте пути нормализация поведения слепоглухонемого ре
10. Проследите использование фактора притягательности в формировании 11. Проанализируйте способы расширения интереса слепоглухонемого 12. Раскройте значение наблюдательности воспитателя в развитии ори Познакомившись с историей развития Юры Т. и Гали К. (приложение, с. 202), выполните задания. 13. Как вы оцениваете воспитание Юры Т. в семье? Сопоставьте с до 14. Укажите факторы, способствующие формированию у ребенка чело-~ 15. Проанализируйте роль трудового воспитания в развитии общения 16. Раскройте значение общения с домашними животными в развитии 17. Укажите факторы, способствующие эмоциональному и нравственному 18. Какова роль общения со сверстниками в формировании личности 19. Раскройте значение динамически развивающихся текстов с притяга ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Роль индивидуального самообслуживания в очеловечивании слепоглу 2. Значение очеловеченного времени и пространства в формировании че 3. Этапы абстракции в формировании у слепоглухонемого ребенка спе ЛИТЕРАТУРА Апраушев А. В. Первоначальное воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в семье. М., 1974. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961 Глава V
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|