Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно полезный труд — база воспитания и обучения слепоглухонемых в школьный период




Роль общественно полезного труда в жизни слепоглухоне­мых трудно переоценить. Наличие у слепоглухонемого навы­ков общественно полезного труда, активная реализация этих навыков в быту делают его независимым и в то же время нуж­ным человеком. Общественно полезный труд служит естествен­ным стимулом к установлению и упрочению взаимосвязей сле­поглухонемых людей, предопределяет потребность общения между ними и окружающими.

За рубежом с помощью социометрического эксперимента изучали прочность социальных связей слепоглухонемых с окру­жающими людьми. В пансионате для престарелых слепых по­добрали группу энтузиастов из числа основного контингента. Их специально обучили, чтобы они могли активно общаться со слепоглухими. Затем в пансионат поселили группу слепоглухих. Вначале общение было активным, но постепенно' интерес к сле-поглухим, а вместе с ним и энтузиазм престарелых слепых иссяк. Спустя несколько недель с начала эксперимента, отве­чая на вопросы анкеты, ни один из слепых не назвал желан­ным собеседником никого из слепоглухих. По-видимому, не возникло взаимной заинтересованности, которая бы вызвала не­обходимость в обоюдном общении: отсутствовал естественный стимул — труд.

Но вот другой пример. В Харьковской школе-клинике, руководимой И. А. Соколянским, обучалась слепоглухонемая девочка Мария Сокол. В на­чале Великой Отечественной войны она оказалась на каникулах в деревне у родителей и возвратиться в школу для продолжения обучения не смогла. Долгое время судьба Марии оставалась неизвестной. Лишь в 1967 г. ее уда­лось разыскать. Вопреки предположениям специалистов, слепоглухонемая девочка, едва освоившая в школе-клинике дактильное общение и навыки самообслуживания, а затем оказавшаяся вне сферы специального обучения, не деградировала психически, не утратила способности к общению, не ра­стеряла трудовых навыков, а, наоборот, приумножила их. Что же способ­ствовало развитию этого слепоглухонемого ребенка в условиях, которые должны были привести его к психической деградации? Думается, на первых порах правильное отношение к ребенку со стороны родителей, сумевших понять сложность ситуации, в которой оказалась слепоглухонемая девочка, и организовавших для нее среду дактильного общения в семье. Однако

'Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977, с, 65.


дители не могли уделять достаточно внимания воспитанию дочери, так как ''бота" отнимала у них много времени. Девочка часто оставалась дома одна Занималась посильным трудом в личном хозяйстве. Она вынуждена была и ить себе-пищу, делать уборку в помещении. Затем Мария научилась кор­мить кур, ухаживать за поросенком, собакой. Девочка носила воду из ко-" дца, поливала огород, пропалывала грядки. Пришлось готовить пищу и дчя приходящих с работы родителей, стирать и гладить белье.

В дом по разным хозяйственным надобностям заходили многочисленные родственники и соседи. В отсутствие хозяев они были вынуждены обра­щаться с разными вопросами и просьбами к Марии и по необходимости осваивали средства специального общения, в чем им охотно помогала сама Мария. Так умножались и разнообразились трудовые навыки на бытовой основе, расширялась сфера словесного общения. Наконец, в обстановке недо­статка' рабочих рук в разоренной войной деревне нашлось дело и для Ма­рии. Она вступила в колхоз. Работая в колхозе, Мария систематически пе­ревыполняла нормы, ее заработок был большой помощью для семьи, в ко­торой, кроме Марии, были и другие дети. Ее социальные связи расширились, сфера общения охватывала практически все население деревни.

Впоследствии Мария осталась жить с престарелыми родителями, и ос­новные заботы о личном хозяйстве лежали на ее плечах. Трудовые навыки, которыми владела Мария, настолько многочисленны, что их трудно пере­числить. В общении она использовала дактильную речь, жесты, искусственно поставленную звуковую речь, вела почтовую переписку, читала книги, вы­полненные брайлевским шрифтом.

В случае с Марией Сокол заинтересованность окружающих в общении со слепоглухонемой вначале на базе бытового, а затем коллективного труда в колхозе явилась естественным стимулом к установлению и развитию социальных связей и интенсификации общения. Привычка ребенка к активной пред­метной деятельности, привитая ему еще в школе-клинике через совместную деятельность с воспитателем, способствовала эф­фективной реализации этих стимулов. Это спасло девочку от одиночества и психической деградации. В социометрическом эксперименте, о котором написано выше, не было взаимной заинтересованности в общении, так как отсутствовала совмест­ная трудовая деятельность.

История жизни Марии Сокол — не единичный пример. Жизнь и трудовая деятельность тотально слепоглухого Ардалиона Курбатова также подтверждает необходимость раннего вклю­чения слепоглухонемого ребенка в общественно полезный, а затем и профессиональный труд. Можно назвать ряд аналогич­ных примеров из отечественной и зарубежной практики.

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

Общественно полезный труд охватывает разные стороны •изни воспитанников и преследует цели обслуживания не толь-отдельных групп, но коллектива в целом. К общественно езному труду слепоглухонемых детей начинают приучать 'Сле того, как они освоят лексику, необходимую для обыден-1Qro общения в рамках индивидуального и коллективного са-бслуживания (рис. 8).



Рис. 8. Общественно полезный труд младших школьников


В основе общественно полезного труда слепоглухонемых ле­жат следующие принципы:

1) коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество;

2) повседневность и систематичность; -

3) развитие активности, инициативы и самостоятельности

в труде;

4) постепенность в приобщении к труду, развитие интересов

и склонностей слепоглухонемых воспитанников в труде;

5) организация многопланового труда для слепоглухонемых;

6) индивидуальная медицински обоснованная дозировка

заданий.

Тотально слепоглухонемому ребенку доступны многие операции по общественно полезному труду, но не всегда он мо­жет самостоятельно закончить ту или иную операцию. В таких случаях опираются на взаимопомощь детей, дифференцируя эту взаимопомощь по характеру и степени дефектов.

Основы развития у слепоглухонемого ребенка чувства со­трудничества закладываются с первых же дней его специаль­ного обучения. С первых дней слепоглухонемой ребенок при­выкает к постоянному сотрудничеству со взрослыми и в этом сотрудничестве знакомится с разделением усилий. Система «воспитатель — воспитанник» характерна для периода первона­чального обучения слепоглухонемого ребенка, когда заклады­ваются основы человеческой психики. Весь период становления ребенка, в том числе и тотально слепоглухонемого, немыслим без сотрудничества и разделения труда в рамках самообслу­живания. Переход от индивидуального самообслуживания к коллективному также происходит в сфере совместной разде­ленной деятельности, только более разносторонней и услож­ненной. Это все более укрепляет привычку к сотрудничеству, тягу к коллективу. В полную меру необходимость чувствовать рядом локоть товарища проявляется у слепоглухонемого в об­щественно полезном труде. Поэтому сфера общественно полез­ного труда особенно благоприятна для развития широкой кол­лективной деятельности, сопровождающейся сотрудничеством и взаимопомощью слепоглухонемых детей.

Практика показывает, что в среде слепоглухонемых воспи­танников еще в период коллективного самообслуживания сти­хийно формируются отношения бытовой взаимопомощи. Эти отношения с течением времени крепнут и обращаются в проч-нУю дружбу, взаимопомощь и поддержку в различных жиз-енных ситуациях. Такие отношения следует всячески- поддер­жать, рассматривая их как зародыш будущих трудовых кол-1ективов. Однако воспитатель должен постоянно держать в юле зрения жизнь этих объединений и устранять возможность эзобладания в них негативных тенденций.

1екоторым приемам взаимопомощи и сотрудничества сле-"лухонемых детей обучают специально. При этом составляют



пары или группы систематически сотрудничающих детей. Так, в области сельскохозяйственных работ разметку гряд или бо­розд лучше поручать слабовидящим глухонемым учащимся, а тотально слепоглухонемые могут успешно проводить борозды по заранее натянутому шнуру и выравнивать поверхности гря­ды после высева в борозды семян. Мелкие семена, сливающие­ся по цвету с почвой, воспитателю лучше высевать самому, а посадку крупных семян гороха, фасоли, подсолнуха, редиски поручать тотально слепоглухонемым и слабовидящим глухоне­мым учащимся.

Транспортировку и засыпку в парники перегноя также це­лесообразно проводить в сотрудничестве слабовидящих глухо­немых и тотально слепоглухонемых учащихся. При этом загру­жать носилки может тот и другой, а при передвижении иду­щий впереди слабовидящий глухонемой выбирает направление движения.

Вполне доступны слепоглухонемому ребенку работы в теп­лице и оранжерее. Теплицу и оранжерею для общественно по­лезного труда необходимо иметь потому, что там можно прово­дить сельскохозяйственные работы и наблюдения в течение, всего года и в любую погоду. Это особенно важно для тотально слепоглухонемых, у которых при низкой температуре притуп­ляется осязание и ухудшается возможность восприятия. При работе в теплице даже тотально слепоглухонемые учащиеся, ориентируясь по натянутому шнуру, могут правильно высажи­вать репчатый лук, корневища петрушки, рассаду огурцов и помидоров. Для выдерживания равного расстояния между рас­тениями можно пользоваться обыкновенной палочкой. Тоталь­но слепоглухонемые в состоянии успешно рассаживать и под­вязывать стебли помидоров и огурцов, собирать в теплице уро­жай (рис. 9).

Высадка цветочной рассады в оранжерее, уход за этой рас­садой под руководством воспитателя при условии сотрудни­чества и взаимопомощи между детьми также доступны слепо­глухонемым, если правильно спланировать коллективный труд. Тотально слепоглухонемые дети могут ухаживать за садом, со­бирать урожай. Надо сказать, что сад и ягодник больше всего привлекают дошкольников и младших школьников. Бывают случаи самовольного вторжения воспитанников в пределы сада и ягодника. Это следует использовать для воспитательной ра­боты с детьми, привития им чувства справедливости и уваже­ния к аналогичным желаниям своих товарищей. В таких слу­чаях детей не изгоняют. Разумнее организовать их для сбора фруктов или ягод в пользу коллектива.

Общественно полезный труд — это труд бескорыстный. Он не связан с выдачей денег на руки воспитанникам, не обращен на оперативное удовлетворение нужд отдельных воспитанников продуктами труда, а направлен на обеспечение потребностей 72


Рис. 9. Из теплицы с урожаем


всего коллектива. В сфере общественно полезного труда про­исходит разрыв между трудовыми усилиями и подкреплением: такого разрыва не было при индивидуальном и коллективном самообслуживании. Поэтому общественно полезный труд дол­жен быть систематическим. Иначе нельзя добиться успешного формирования трудовых навыков, а главное, инициативы и са­мостоятельности в труде. Ведь выполнение операций по обще­ственно полезному труду не приносит актуального подкрепле­ния в виде удовлетворения личной нужды ребенка. Только че­рез систематичность и повседневность общественно полезного груда в коллективе можно выработать у слепоглухонемого ре­бенка устойчивую привычку к труду_ и обратить ее в человече­скую потребность. Самой благодатной базой, предопределяю­щей повседневность и систематичность труда, является уход за животными.

Тотально слепоглухонемой ребенок не всегда может наблю­дать за проявлением активности окружающих, не знает о су­ществовании стимулов, побуждающих их к активности. Как уже говорилось, он может находиться в постоянном неведении относительно того, что день обычного человека состоит из по­стоянно чередующейся деятельности. Ведь слепоглухонемой в состоянии судить только о той деятельности, которая осуществ­ляется при непосредственном контакте. Как только контакт нарушается, взрослый или зрячеслышагций сверстник исчезает из поля зрения слепоглухонемого. Поэтому слепоглухонемого ребенка специально обучают активности в бытовом труде. Ре­бенок поел — его привлекают к уборке посуды со стола. Поль­зуясь одеждой, он всегда должен содержать ее в порядке, ве­шать или складывать в определенное место. С самого начала работы со слепоглухонемым ребенком у него воспитывают стойкую привычку к порядку, которая, сделавшись потребно­стью, стала бы внутренним стимулом, одной из сторон его по­вседневной деятельности. Слепоглухонемой ребенок постоянно находится в системе поручений, заполняющих весь его день.

Даже в очень тяжелых случаях воспитания педагогически запущенных слепоглухонемых подростков систематический по­вседневный труд позволяет выправить положение.

Первоначальное обучение тотально слепоглухонемого Вовы Т. прошло в отрыве от коллектива сверстников и вне сферы физического труда. В пер­вые месяцы его пребывания в школе, куда он попал в возрасте 14 лет, мож­но было наблюдать, как мальчик одиноко ходил вдоль забора, не желая заниматься физическим трудом, не отвечая на попытки других воспитанни­ков завязать с ним контакт, проявляя порой агрессивность. Для. приобще­ния его к труду понадобилась настойчивая и длительная работа, включав-ш£я и элементы принуждения.

Четкая система последовательно чередующихся трудовых действий в течение дня позволила сформировать у Вовы привычку не только выполнять определенные трудовые операции, но и самостоятельно переходить от одной операции к другой. В эту систему постепенно вносились дополнительные трудовые операции. Деятельность воспитанника становилась все сложнее и

74


разнообразнее и, наконец, заполнила весь день, включая и досуг. У Вовы сложилась потребность в деятельности, труде, общении. Это позволило вклю­чить его в предпрофессиональную подготовку, а затем — в профессиональ­ный труд в УПП, развить речевые контакты.

Хорошо, когда старшие, более умелые и активные воспитан­ники увлекают своим примером и обучают младших различным навыкам хозяйственной деятельности, передают им свой опыт и предоставляют, им разумную дозированную помощь. Такое отлаженное регулируемое сотрудничество полезно и старшим, и младшим. Однако, к сожалению, в отношениях сотрудниче­ства часто приходится наблюдать подавление активности и инициативы младших, менее опытных воспитанников старшими, уже имеющими житейский опыт и сноровку. В таких случаях для активизации практической деятельности малышей целесо­образно переключать старших воспитанников на другие рабо­ты. Вот один из примеров.

Поначалу в детском доме для различных хозяйственных работ, не уч­тенных графиками дежурств и планами воспитателей, использовали стар­ших воспитанников, которые лучше других справлялись с поручениями. В то же время некоторые воспитанники, признанные менее понятливыми, расто­ропными и квалифицированными в сфере общественно полезного труда, оставались в тени. Помимо запланированных регулярных дежурств, их мало привлекали к труду, а они себя ничем не проявляли. Между тем именно они нуждались в привлечении к разнообразному общественно полезному труду, в стимуляции их активности.

В этой ситуации, которая удачно совпала со временем оформления на работу в УПП ВОС группы старших воспитанников, решено было'провести эксперимент. Он должен был ответить на два основных вопроса: 1) как повлияет на активизацию трудовой деятельности младших воспитанников, на развитие их личной инициативы удаление из детского коллектива воспитан­ников старших групп, доминирующих в области общественно полезного тру­да; 2) возможна ли саморегуляция распределения стихийных поручений между оставшимися воспитанниками. Для получения исходных данных под­считали количество поручений за неделю в сфере общественно полезного труда в двух группах воспитанников, Одну группу составили ребята, кото­рые подлежали оформлению в УПП ВОС, вторую равную по количеству группу — воспитанники, которым предстояло заменить в этой сфере старших товарищей. Были получены следующие результаты.

 

Группа выпускников Группа оставшихся
       
Имя поручений Имя поручений
Михаил Н.   Лейла М.  
Халида А.   Елена Б.  
Владимир П.   Олег П.  
Фаниль С.   Сергей С.  
Владимир Л.   Сергей В.  
Елена П.   Юрий Т.  
Елена А.   Елена Г.  
Всего   Всего  
    *  

В связи с переводом группы воспитанников на работу в УПП БОС по­ложение в корне изменилось. Оставшихся воспитанников по необходимости стали привлекать к различным хозяйственным поручениям. Ребята оказались в выгодном положении в плане формирования у них трудовых навыков, сообразительности и активности. При подсчете оказалось, что количество поручений, приходящихся на представителей этой группы, возросло в среднем на 220%.

Из резкого перераспределения поручений можно сделать следующие выводы.

1. Наличие в школьном коллективе.взрослых слепоглухонемых воспи­
танников при стихийном распределении поручений создает неблагоприятную
обстановку для включения в общественно полезный труд младших воспи­
танников, что связано с подавлением активности и инициативы младших
воспитанников со стороны старших.

2. Несмотря на разъяснительную работу со старшими слепоглухонемыми
и техническим персоналом детского дома, не удается равномерно распре­
делять неучтенные трудовые поручения.

3. Для создания обстановки, благоприятствующей вовлечению в общест­
венно полезный труд младших школьников, необходимо своевременно пере­
ключать старших на предпрофессиональную подготовку и профессиональный
труд, а от стихийного распределения поручений переходить к организо­
ванному.

4. С переключением старших воспитанников на профессиональный труд
произошло стихийное перераспределение поручений. При этом не только
увеличилось количество поручений, ранее выполнявшихся воспитанниками
младшей группы, но и изменилось содержание труда, так как новые поруче­
ния требовали формирования у детей трудовых навыков в различных об­
ластях общественно полезного труда.

5. В связи с возрастанием числа поручений, изменением их характера
у представителей младшей экспериментальной группы увеличилось и число
контактов с окружающими, а вместе с этим появилась возможность эффек­
тивно формировать активное словесное общение на конкретной базе. Однако
вскоре обнаружилось, что и в младшей группе выделился ряд более опыт­
ных воспитанников, своей активностью подавлявших остальных.

Из эксперимента не следует, что разновозрастный состав детского коллектива неизбежно препятствует деловой активно­сти и приобщению к труду младших воспитанников. Наоборот, эксперимент подчеркивает необходимость своевременного и хо­рошо продуманного учета и планового распределения поручений при разновозрастном контингенте, ибо стихия в этом деле на­рушает принцип дозированной помощи в среде воспитанников, подавляет активность и инициативу детей, менее подготовлен­ных к труду.

Привлекая слепоглухонемого ребенка к общественно полез­ному труду, формируя у него навыки этого труда, необходимо обеспечить такую его организацию, которая позволила бы про­являть воспитанникам самостоятельность во всякой трудовой деятельности. Здесь следует идти двумя путями: по пути орга­низации внешних условий деятельности и по линии внутренней регуляции труда (его мотивировка, направленность с помощью определения ближних и дальних целей, изменение смысла тру­да, организация сотрудничества и распределения функций).

Во-первых, необходим строгий постоянный порядок располо­жения всех объектов приложения труда, определенное место-


нахождение инструментов, инвентаря и материалов, участков для отходов и отбросов. Все эти места должны быть доступны слепоглухонемому ребенку в любое время. Во всем этом рас­положении ребенка ориентируют специально, чтобы при жела­нии он всегда мог самостоятельно приступить к труду. Слепо­глухонемому необходимо хорошо знать дорогу в огород, сад, теплицу, оранжерею, птичник, крольчатник и к другим местам работы. Он должен иметь четкое представление о том, где можно взять тот или иной хозяйственный инвентарь, инструмен­ты и материалы, куда можно отнести отходы и отбросы, чтобы не захламлять помещение и двор. Желательно укрепить везде таблички с надписями брайлевским и крупным плоскопечатным шрифтами. Такие надписи делают на двери теплицы, оранжереи, птичника, крольчатника и т. д.

Во-вторых, слепоглухонемых обучают специальным приемам работы, которые не требуют зрительного контроля и таким об­разом позволяют избегать помощи окружающих в процессе труда. Эти приемы могут у воспитанников появиться стихийно. Надо их подмечать, развивать и знакомить с ними других де­тей. Полезно обучить воспитанников широко пользоваться инструментальным осязанием. Это особый вид осязания, кото­рый часто применяется в практической жизни слепыми и слепо­глухонемыми, когда они не входят в непосредственный телес­ный контакт с предметом, а осязают его с помощью другого предмета или инструмента. Характерный пример такого вида осязания — трость слепого, которой он ощупывает дорогу. Ин­струментальное осязание формируется у слепоглухонемого ребенка с первых шагов жизни. Умение находить ложкой в та­релке пищу — это инструментальное осязание; работа грифе­лем на приборе для письма по Брайлю и печатание на брай-левской машинке основаны на инструментальном осязании; работа лопатой, молотком также требует инструментального осязания.

Тотально слепоглухонемой Вова Т. использовал инструментальное ося­зание при кормлении кур. Он брал широкое металлическое блюдце, крошил в него хлеб, сыпал овес и ставил в клеть. Касаясь кромки блюдца рукой, он по вибрации мог судить о том, насколько интенсивно куры клюют корм. По мере насыщения кур вибрация утихала, и Вова убирал блюдце с кормом.

Интересно наблюдать, как тотально слепоглухонемой Фаниль С. соби­рает яблоки, используя инструментальное осязание. Он берет длинный шест и, стоя под яблоней, шарит им в ветках дерева. Нащупав шестом яблоко, мальчик осторожно сбивает его, а затем этим же шестом находит под яб­лоней.

Для успешного включения слепоглухонемых в общественно полезный труд применяют, наряду с обычным, специальный хозяйственный инвентарь. В большинстве случаев такой ин­вентарь приходится конструировать и изготавливать самим в пришкольных мастерских, привлекая к этому слепоглухонемых


учащихся. Главная цель конструирования специального инвен­таря— расширение фронта посильных для слепоглухонемых детей работ. Учитывается и необходимость строить эту деятель­ность слепоглухонемых в коллективе сверстников при тесном их сотрудничестве. В целях охраны остаточного зрения весь хо­зяйственный инвентарь должен быть сконструирован так, чтобы при работе с ним воспитанникам не требовалось длительное время пребывать в согнутом положении с наклоном головы вниз.

При расчистке двора от снега на большой территории слепоглухонемой, работающий обыкновенной лопатой, часто те­ряет ориентировку и начинает бросать снег не в том направ­лении, в котором требуется. Его действия нуждаются в беспре­станной коррекции. Чтобы избежать этого, применяется широ­кая лопата с горизонтальной ручкой. Этой лопатой работают одновременно тотально слепоглухонемой и слабовидящий глу­хонемой. Совместный труд позволяет им рационально распре­делять обязанности и усилия по ориентировке и перемещению лопаты, сгребающей снег.

Носилки с дополнительно приделанными по бокам ручками позволяют участвовать в перенесении грузов не двум, а четы­рем слепоглухонемым, один из которых, слабовидящий глухо­немой, выбирает направление.

Транспортировка снега осуществляется на санках со специ­альными ящиками, задняя стенка которых сделана высокой, чтобы их можно было подталкивать сзади, не наклоняя туло­вища и головы. Различного рода грейдеры для очистки двора от снега также требуют приложения сил нескольких человек и имеют высокие ручки. Тележки для перевозки опавших листьев и других грузов делаются на высоких колесах и снабжаются ручками спереди и сзади, чтобы в их передвижении могли уча­ствовать два человека.

Слепоглухонемого ребенка учат проявлять инициативу в преодолении препятствия. Если в ранний период обучения та­ким препятствием может служить снежная горка, на которую нужно забраться с санками, чтобы съехать с нее, то в старшем возрасте преодоление препятствий связывают с общественно полезным трудом. Например, у группы слепоглухонемых по расписанию должна быть выполнена, работа в теплице, но вы­павший ночью снег завалил вход в нее. Необходимо расчистить дорожку. Не надо торопиться заставлять воспитанников это делать. Важно, чтобы слепоглухонемые подростки проявили инициативу и, взяв лопаты, сами прочистили дорожку, освобо­дили от снега дверь. Полезно пробудить мысль о необходимо­сти проявить сообразительность: применить личный труд для преодоления препятствия. Иногда достаточно намека, чтобы мысль детей заработала в нужном направлении. Можно пред­варительно воткнуть на пути к теплице лопату. Увязнув в сне-78


Гу и одновременно натолкнувшись на лопату, слепоглухонемой сообразит и без воспитателя, что нужно сделать.

Надо развивать способность слепоглухонемых воспитанников самостоятельно планировать трудовую деятельность, приучать лх к самодисциплине, самоуправлению. Поэтому график де­журства во всех подразделениях хозяйства должен составлять­ся самими воспитанниками. Свобода планирования собствен­ного труда в области хозяйственной деятельности повышает ответственность воспитанников за порученное дело. Без предо­ставления слепоглухонемым такой свободы нельзя сформиро­вать у них чувство ответственности.

В приобщении к общественно полезному труду соблюдается постепенность. Очень полезно воспитывать любовь к труду в повседневных доступных слепоглухонемым и осуществляемых в коллективе сверстников делах. В игры можно включать допол­нительные трудовые действия. Например, дети катаются с горки на санках. Ребята уже трудятся, поскольку, прежде чем съе­хать с горкиу нужно забраться на нее с санками. Тесная связь труда и развлечения отражена в народной пословице: «Лю­бишь кататься — люби и саночки возить». Съезжая с горки, каждый старается проехать дальше другого (дети соревнуются в игре). Это соревнование легко использовать для привлечения лх к более сложному, но доступному их пониманию труду. Де­тям нетрудно объяснить: если горку сделать выше, то проехать, скатываясь с нее, можно дальше. У них появляется общая цель. Индивидуальные интересы сливаются в общие и реализуются в коллективном труде. «Работать коллективно — не значит про­сто работать вместе, в одном помещении, одну и ту же рабо­ту,— пишет Н. К. Крупская.— Это самая простая форма со­трудничества. Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определенного, обычно очень •сложного разделения труда»1.

Дети по очереди возят друг друга на санках. Это сложное занятие, сочетающее в себе труд, развлечение и определенные правила — договор между сотрудничающими детьми об очеред­ности. Стремление к сотрудничеству в • игре всячески поддер­живается и развивается, потому что оно является также-про­образом сотрудничества детей в общественно полезных делах. Сегодня дети катали друг друга на санках, завтра им предла­гают сотрудничество в более творческой сфере, способствую­щей эстетическому развитию, умению рационально распределять между собой обязанности по способностям и возможностям. Их увлекают, например, коллективным ваянием снежных баб, де­да-мороза, зверей. Умение оценивать реальные возможности и

1 Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с. 119.



способности каждого члена своего коллектива развивается у воспитанников еще в игровой сфере. Принцип сотрудничества и взаимопомощи, предусматривающий распределение обязанностей по характеру и степени сенсорных недостатков, усваивается ими на всю жизнь.

Постепенному переходу от игровой деятельности к трудовой способствует универсальность некоторых детских игрушек, и в особенности детского транспорта, их пригодность и для игры, и для труда. Санки —средство развлечения, но они могут быть использованы и для привлечения ребенка к труду. Трехколес­ный велосипед или детская педальная машина, если прицепить к ним маленькую тележку, также могут служить для перевозки грузов. Но главное здесь состоит в том, что эти формы трудо­вой деятельности, близкие игре, быстрее будут приняты деть­ми, чем, скажем, перенесение тех же грузов на детских носил­ках. В этих формах трудовой деятельности, связанных с ис­пользованием детского транспорта, больше простора для детского воображения, для фантазии. Труд органически будет вплетаться в игру (рис. 10).

В приобщении слепоглухонемого ребенка, к общественно по­лезному труду необходимо учитывать индивидуальные интересы воспитанников, так как это помогает обходиться без принуж­дения. Для выявления интересов к тому или иному труду детей постепенно включают в повседневное дежурство на разных участках подсобного хозяйства, где им прививаются различные трудовые навыки. Воспитатель внимательно наблюдает за тем, какие операции легче даются ребенку, к каким видам труда он больше тяготеет.

Избранный ребенком и полюбившийся ему труд становится для него основным. По мере умножения и совершенствования навыков труда воспитанник включается в дежурство на данном участке подсобного хозяйства, а затем становится ответствен­ным за выполнение определенных работ на этом участке. Од­нако не следует допускать, чтобы воспитанник все время делал только то, что ему интересно, В этом вопросе следует соблю-' дать меру. Каждому в жизни приходится выполнять массу неинтересных дел, К необходимости их выполнения должен быть приучен и слепоглухонемой ребенок, Поэтому ответствен­ность за избранный труд не-освобождает ребенка от обязанно­сти помогать товарищам, занятым работой в других подразде­лениях хозяйства.

Труд организуется по месту жительства и учебы детей, что­бы общественно полезная деятельность была доступна им в. любое время. Труд не должен быть связан с систематическими выездами за пределы интерната. Поэтому в школе предусмат­ривается многоотраслевое подсобное хозяйство, в котором дол­жны быть представлены различные виды хозяйственной дея­тельности человека. Общественно полезный труд можно осу-


Рис,0 Обществен»» полезный труд младших „«ельников с исполь;

детского транспорта


б А. В. Апраушев


ществлять и при сельскохозяйственных работах в подсобном хозяйстве, и в школьных мастерских.

Каждое отделение при подсобном хозяйстве обеспечивает фронт труда лишь для той части воспитанников, которые при­креплены к данному отделению или дежурят при нем. Отделе­ния не делают большими, так как важно, чтобы все работы там, вплоть до выхода готовой продукции, могли быть обеспе­чены трудом воспитанников.

Подсобному хозяйству при. школе для слепоглухонемых по­лезно иметь следующие подразделения: огород с парниками, теплицу, оранжерею, сад, ягодник, цветник, кроликоферму, ов­чарню, птичник. В огороде строго разграничивают зоны по­садки различных овощей. В начале каждой гряды укрепляют выполненные брайлевским и крупным плоскопечатным шриф­тами таблички с наименованием растения, высаженного в гря­ду. Желательно иметь некоторые виды мелкого рогатого скота (коз, овец) (рис. 11). Собака и кошка также должны быть не­пременными обитателями подсобного хозяйства.

Огромную радость получают слепоглухонемые дети, ухажи­вая за животными. Особенно удобно ухаживать за кроликами. Они занимают ограниченное стенами клетки и осязаемое рукой слепоглухонемого ребенка пространство. Ребенок может рукой «осмотреть» кролика в клетке, проверить, есть ли у него вода и корм, насколько свежа подстилка. Клетки на ферме можно

Рис. 11. Общение с животными — одно из доступных развлечений и база для общественно полезного труда дошкольников


расположить компактно, что также -создаст удобства для об­служивания животных слепоглухонемыми детьми. Кроликов подбирают белого цвета породы «белый великан»— это помо­гает слабовидящим глухонемым различать их в глубине клетки. Не только обслуживание кроликов на ферме, но и заготовка кормов полезна для учебно-познавательной деятельности сле­поглухонемых учащихся. Выезды в лес, на луг для заготовки веников, свежей травы или запасов сена на зиму доставляют детям много радости. Здесь они одновременно трудятся и учат­ся отличать растения, наиболее любимые животными," от тех, которые могут нанести им вред. Знакомятся с названиями этих растений. Такие поездки совмещаются с изучением природного материала, предусмотренного учебными программами. Работы по обеспечению животных свежим кормом и заготовка корма на зиму проводятся в весенний, летний и осенний сезоны; поэтому у слепоглухонемых детей есть возможность широко наблюдать и изучать, активно воздействуя на них, природные объекты в эти времена года. Во всех случаях появляется необходимость в сотрудничестве и взаимопомощи детей.

Выращивание кроликов может приносить значительный до­ход. Деньги за сдачу кроликов живым весом государственным закупочным организациям следует использовать для стимули­рования общественно полезного труда воспитанников. Для этого открывается специальный счет в местном отделении Государст­венного банка, на который поступают вырученные деньги. В практике Загорской школы вопросы расходования денег об­суждаются на комсомольских собраниях и пионерских сборах. На деньги со спецсчета могут быть куплены пионерская атри­бутика, биллиард, цветной телевизор и многое другое.

Птичник комплектуется различными видами птиц. Практика содержания птиц в птичнике показала, что хорошо уживаются между собой индюшки, куры, японские курочки, цесарки, утки, гуси. Всех этих птиц нетрудно приучить к кормлению из рук, чтобы слепоглухонемой ребенок мог осмотреть животных с помощью осязания; При кормлении птиц дети могут подзывать их обычным свистком, находить место их пребывания при по­мощи слабовидящего глухонемого товарища. Целесообразно-подбирать птиц яркой, лучше белой, окраски: летом слабовидя­щие воспитанники различают их на фоне зеленой травы, а зи­мой — в помещении птичника.

Не рекомендуется стремиться к извлечению доходов из птич­ника и увеличивать для этого численность птиц. Для пополне­ния специального счета служит крольчатник. Птицы же нужны для того, чтобы слепоглухонемые дети могли изучать их жизнь и повадки. Поэтому достаточно иметь по паре птиц различных

видов.

Помимо привлечения к работам в подсобном хозяйстве, не­обходимо приобщать воспитанников к поддержанию чистоты во


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...