Общественно полезный труд — база воспитания и обучения слепоглухонемых в школьный период
Роль общественно полезного труда в жизни слепоглухонемых трудно переоценить. Наличие у слепоглухонемого навыков общественно полезного труда, активная реализация этих навыков в быту делают его независимым и в то же время нужным человеком. Общественно полезный труд служит естественным стимулом к установлению и упрочению взаимосвязей слепоглухонемых людей, предопределяет потребность общения между ними и окружающими. За рубежом с помощью социометрического эксперимента изучали прочность социальных связей слепоглухонемых с окружающими людьми. В пансионате для престарелых слепых подобрали группу энтузиастов из числа основного контингента. Их специально обучили, чтобы они могли активно общаться со слепоглухими. Затем в пансионат поселили группу слепоглухих. Вначале общение было активным, но постепенно' интерес к сле-поглухим, а вместе с ним и энтузиазм престарелых слепых иссяк. Спустя несколько недель с начала эксперимента, отвечая на вопросы анкеты, ни один из слепых не назвал желанным собеседником никого из слепоглухих. По-видимому, не возникло взаимной заинтересованности, которая бы вызвала необходимость в обоюдном общении: отсутствовал естественный стимул — труд. Но вот другой пример. В Харьковской школе-клинике, руководимой И. А. Соколянским, обучалась слепоглухонемая девочка Мария Сокол. В начале Великой Отечественной войны она оказалась на каникулах в деревне у родителей и возвратиться в школу для продолжения обучения не смогла. Долгое время судьба Марии оставалась неизвестной. Лишь в 1967 г. ее удалось разыскать. Вопреки предположениям специалистов, слепоглухонемая девочка, едва освоившая в школе-клинике дактильное общение и навыки самообслуживания, а затем оказавшаяся вне сферы специального обучения, не деградировала психически, не утратила способности к общению, не растеряла трудовых навыков, а, наоборот, приумножила их. Что же способствовало развитию этого слепоглухонемого ребенка в условиях, которые должны были привести его к психической деградации? Думается, на первых порах правильное отношение к ребенку со стороны родителей, сумевших понять сложность ситуации, в которой оказалась слепоглухонемая девочка, и организовавших для нее среду дактильного общения в семье. Однако
'Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977, с, 65. дители не могли уделять достаточно внимания воспитанию дочери, так как ''бота" отнимала у них много времени. Девочка часто оставалась дома одна Занималась посильным трудом в личном хозяйстве. Она вынуждена была и ить себе-пищу, делать уборку в помещении. Затем Мария научилась кормить кур, ухаживать за поросенком, собакой. Девочка носила воду из ко-" дца, поливала огород, пропалывала грядки. Пришлось готовить пищу и дчя приходящих с работы родителей, стирать и гладить белье. В дом по разным хозяйственным надобностям заходили многочисленные родственники и соседи. В отсутствие хозяев они были вынуждены обращаться с разными вопросами и просьбами к Марии и по необходимости осваивали средства специального общения, в чем им охотно помогала сама Мария. Так умножались и разнообразились трудовые навыки на бытовой основе, расширялась сфера словесного общения. Наконец, в обстановке недостатка' рабочих рук в разоренной войной деревне нашлось дело и для Марии. Она вступила в колхоз. Работая в колхозе, Мария систематически перевыполняла нормы, ее заработок был большой помощью для семьи, в которой, кроме Марии, были и другие дети. Ее социальные связи расширились, сфера общения охватывала практически все население деревни.
Впоследствии Мария осталась жить с престарелыми родителями, и основные заботы о личном хозяйстве лежали на ее плечах. Трудовые навыки, которыми владела Мария, настолько многочисленны, что их трудно перечислить. В общении она использовала дактильную речь, жесты, искусственно поставленную звуковую речь, вела почтовую переписку, читала книги, выполненные брайлевским шрифтом. В случае с Марией Сокол заинтересованность окружающих в общении со слепоглухонемой вначале на базе бытового, а затем коллективного труда в колхозе явилась естественным стимулом к установлению и развитию социальных связей и интенсификации общения. Привычка ребенка к активной предметной деятельности, привитая ему еще в школе-клинике через совместную деятельность с воспитателем, способствовала эффективной реализации этих стимулов. Это спасло девочку от одиночества и психической деградации. В социометрическом эксперименте, о котором написано выше, не было взаимной заинтересованности в общении, так как отсутствовала совместная трудовая деятельность. История жизни Марии Сокол — не единичный пример. Жизнь и трудовая деятельность тотально слепоглухого Ардалиона Курбатова также подтверждает необходимость раннего включения слепоглухонемого ребенка в общественно полезный, а затем и профессиональный труд. Можно назвать ряд аналогичных примеров из отечественной и зарубежной практики. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА Общественно полезный труд охватывает разные стороны •изни воспитанников и преследует цели обслуживания не толь-отдельных групп, но коллектива в целом. К общественно езному труду слепоглухонемых детей начинают приучать 'Сле того, как они освоят лексику, необходимую для обыден-1Qro общения в рамках индивидуального и коллективного са-бслуживания (рис. 8). Рис. 8. Общественно полезный труд младших школьников В основе общественно полезного труда слепоглухонемых лежат следующие принципы: 1) коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество; 2) повседневность и систематичность; - 3) развитие активности, инициативы и самостоятельности в труде;
4) постепенность в приобщении к труду, развитие интересов и склонностей слепоглухонемых воспитанников в труде; 5) организация многопланового труда для слепоглухонемых; 6) индивидуальная медицински обоснованная дозировка заданий. Тотально слепоглухонемому ребенку доступны многие операции по общественно полезному труду, но не всегда он может самостоятельно закончить ту или иную операцию. В таких случаях опираются на взаимопомощь детей, дифференцируя эту взаимопомощь по характеру и степени дефектов. Основы развития у слепоглухонемого ребенка чувства сотрудничества закладываются с первых же дней его специального обучения. С первых дней слепоглухонемой ребенок привыкает к постоянному сотрудничеству со взрослыми и в этом сотрудничестве знакомится с разделением усилий. Система «воспитатель — воспитанник» характерна для периода первоначального обучения слепоглухонемого ребенка, когда закладываются основы человеческой психики. Весь период становления ребенка, в том числе и тотально слепоглухонемого, немыслим без сотрудничества и разделения труда в рамках самообслуживания. Переход от индивидуального самообслуживания к коллективному также происходит в сфере совместной разделенной деятельности, только более разносторонней и усложненной. Это все более укрепляет привычку к сотрудничеству, тягу к коллективу. В полную меру необходимость чувствовать рядом локоть товарища проявляется у слепоглухонемого в общественно полезном труде. Поэтому сфера общественно полезного труда особенно благоприятна для развития широкой коллективной деятельности, сопровождающейся сотрудничеством и взаимопомощью слепоглухонемых детей. Практика показывает, что в среде слепоглухонемых воспитанников еще в период коллективного самообслуживания стихийно формируются отношения бытовой взаимопомощи. Эти отношения с течением времени крепнут и обращаются в проч-нУю дружбу, взаимопомощь и поддержку в различных жиз-енных ситуациях. Такие отношения следует всячески- поддержать, рассматривая их как зародыш будущих трудовых кол-1ективов. Однако воспитатель должен постоянно держать в юле зрения жизнь этих объединений и устранять возможность эзобладания в них негативных тенденций.
1екоторым приемам взаимопомощи и сотрудничества сле-"лухонемых детей обучают специально. При этом составляют пары или группы систематически сотрудничающих детей. Так, в области сельскохозяйственных работ разметку гряд или борозд лучше поручать слабовидящим глухонемым учащимся, а тотально слепоглухонемые могут успешно проводить борозды по заранее натянутому шнуру и выравнивать поверхности гряды после высева в борозды семян. Мелкие семена, сливающиеся по цвету с почвой, воспитателю лучше высевать самому, а посадку крупных семян гороха, фасоли, подсолнуха, редиски поручать тотально слепоглухонемым и слабовидящим глухонемым учащимся. Транспортировку и засыпку в парники перегноя также целесообразно проводить в сотрудничестве слабовидящих глухонемых и тотально слепоглухонемых учащихся. При этом загружать носилки может тот и другой, а при передвижении идущий впереди слабовидящий глухонемой выбирает направление движения. Вполне доступны слепоглухонемому ребенку работы в теплице и оранжерее. Теплицу и оранжерею для общественно полезного труда необходимо иметь потому, что там можно проводить сельскохозяйственные работы и наблюдения в течение, всего года и в любую погоду. Это особенно важно для тотально слепоглухонемых, у которых при низкой температуре притупляется осязание и ухудшается возможность восприятия. При работе в теплице даже тотально слепоглухонемые учащиеся, ориентируясь по натянутому шнуру, могут правильно высаживать репчатый лук, корневища петрушки, рассаду огурцов и помидоров. Для выдерживания равного расстояния между растениями можно пользоваться обыкновенной палочкой. Тотально слепоглухонемые в состоянии успешно рассаживать и подвязывать стебли помидоров и огурцов, собирать в теплице урожай (рис. 9). Высадка цветочной рассады в оранжерее, уход за этой рассадой под руководством воспитателя при условии сотрудничества и взаимопомощи между детьми также доступны слепоглухонемым, если правильно спланировать коллективный труд. Тотально слепоглухонемые дети могут ухаживать за садом, собирать урожай. Надо сказать, что сад и ягодник больше всего привлекают дошкольников и младших школьников. Бывают случаи самовольного вторжения воспитанников в пределы сада и ягодника. Это следует использовать для воспитательной работы с детьми, привития им чувства справедливости и уважения к аналогичным желаниям своих товарищей. В таких случаях детей не изгоняют. Разумнее организовать их для сбора фруктов или ягод в пользу коллектива.
Общественно полезный труд — это труд бескорыстный. Он не связан с выдачей денег на руки воспитанникам, не обращен на оперативное удовлетворение нужд отдельных воспитанников продуктами труда, а направлен на обеспечение потребностей 72 Рис. 9. Из теплицы с урожаем всего коллектива. В сфере общественно полезного труда происходит разрыв между трудовыми усилиями и подкреплением: такого разрыва не было при индивидуальном и коллективном самообслуживании. Поэтому общественно полезный труд должен быть систематическим. Иначе нельзя добиться успешного формирования трудовых навыков, а главное, инициативы и самостоятельности в труде. Ведь выполнение операций по общественно полезному труду не приносит актуального подкрепления в виде удовлетворения личной нужды ребенка. Только через систематичность и повседневность общественно полезного груда в коллективе можно выработать у слепоглухонемого ребенка устойчивую привычку к труду_ и обратить ее в человеческую потребность. Самой благодатной базой, предопределяющей повседневность и систематичность труда, является уход за животными. Тотально слепоглухонемой ребенок не всегда может наблюдать за проявлением активности окружающих, не знает о существовании стимулов, побуждающих их к активности. Как уже говорилось, он может находиться в постоянном неведении относительно того, что день обычного человека состоит из постоянно чередующейся деятельности. Ведь слепоглухонемой в состоянии судить только о той деятельности, которая осуществляется при непосредственном контакте. Как только контакт нарушается, взрослый или зрячеслышагций сверстник исчезает из поля зрения слепоглухонемого. Поэтому слепоглухонемого ребенка специально обучают активности в бытовом труде. Ребенок поел — его привлекают к уборке посуды со стола. Пользуясь одеждой, он всегда должен содержать ее в порядке, вешать или складывать в определенное место. С самого начала работы со слепоглухонемым ребенком у него воспитывают стойкую привычку к порядку, которая, сделавшись потребностью, стала бы внутренним стимулом, одной из сторон его повседневной деятельности. Слепоглухонемой ребенок постоянно находится в системе поручений, заполняющих весь его день. Даже в очень тяжелых случаях воспитания педагогически запущенных слепоглухонемых подростков систематический повседневный труд позволяет выправить положение. Первоначальное обучение тотально слепоглухонемого Вовы Т. прошло в отрыве от коллектива сверстников и вне сферы физического труда. В первые месяцы его пребывания в школе, куда он попал в возрасте 14 лет, можно было наблюдать, как мальчик одиноко ходил вдоль забора, не желая заниматься физическим трудом, не отвечая на попытки других воспитанников завязать с ним контакт, проявляя порой агрессивность. Для. приобщения его к труду понадобилась настойчивая и длительная работа, включав-ш£я и элементы принуждения. Четкая система последовательно чередующихся трудовых действий в течение дня позволила сформировать у Вовы привычку не только выполнять определенные трудовые операции, но и самостоятельно переходить от одной операции к другой. В эту систему постепенно вносились дополнительные трудовые операции. Деятельность воспитанника становилась все сложнее и 74 разнообразнее и, наконец, заполнила весь день, включая и досуг. У Вовы сложилась потребность в деятельности, труде, общении. Это позволило включить его в предпрофессиональную подготовку, а затем — в профессиональный труд в УПП, развить речевые контакты. Хорошо, когда старшие, более умелые и активные воспитанники увлекают своим примером и обучают младших различным навыкам хозяйственной деятельности, передают им свой опыт и предоставляют, им разумную дозированную помощь. Такое отлаженное регулируемое сотрудничество полезно и старшим, и младшим. Однако, к сожалению, в отношениях сотрудничества часто приходится наблюдать подавление активности и инициативы младших, менее опытных воспитанников старшими, уже имеющими житейский опыт и сноровку. В таких случаях для активизации практической деятельности малышей целесообразно переключать старших воспитанников на другие работы. Вот один из примеров. Поначалу в детском доме для различных хозяйственных работ, не учтенных графиками дежурств и планами воспитателей, использовали старших воспитанников, которые лучше других справлялись с поручениями. В то же время некоторые воспитанники, признанные менее понятливыми, расторопными и квалифицированными в сфере общественно полезного труда, оставались в тени. Помимо запланированных регулярных дежурств, их мало привлекали к труду, а они себя ничем не проявляли. Между тем именно они нуждались в привлечении к разнообразному общественно полезному труду, в стимуляции их активности. В этой ситуации, которая удачно совпала со временем оформления на работу в УПП ВОС группы старших воспитанников, решено было'провести эксперимент. Он должен был ответить на два основных вопроса: 1) как повлияет на активизацию трудовой деятельности младших воспитанников, на развитие их личной инициативы удаление из детского коллектива воспитанников старших групп, доминирующих в области общественно полезного труда; 2) возможна ли саморегуляция распределения стихийных поручений между оставшимися воспитанниками. Для получения исходных данных подсчитали количество поручений за неделю в сфере общественно полезного труда в двух группах воспитанников, Одну группу составили ребята, которые подлежали оформлению в УПП ВОС, вторую равную по количеству группу — воспитанники, которым предстояло заменить в этой сфере старших товарищей. Были получены следующие результаты.
В связи с переводом группы воспитанников на работу в УПП БОС положение в корне изменилось. Оставшихся воспитанников по необходимости стали привлекать к различным хозяйственным поручениям. Ребята оказались в выгодном положении в плане формирования у них трудовых навыков, сообразительности и активности. При подсчете оказалось, что количество поручений, приходящихся на представителей этой группы, возросло в среднем на 220%. Из резкого перераспределения поручений можно сделать следующие выводы. 1. Наличие в школьном коллективе.взрослых слепоглухонемых воспи 2. Несмотря на разъяснительную работу со старшими слепоглухонемыми 3. Для создания обстановки, благоприятствующей вовлечению в общест 4. С переключением старших воспитанников на профессиональный труд 5. В связи с возрастанием числа поручений, изменением их характера Из эксперимента не следует, что разновозрастный состав детского коллектива неизбежно препятствует деловой активности и приобщению к труду младших воспитанников. Наоборот, эксперимент подчеркивает необходимость своевременного и хорошо продуманного учета и планового распределения поручений при разновозрастном контингенте, ибо стихия в этом деле нарушает принцип дозированной помощи в среде воспитанников, подавляет активность и инициативу детей, менее подготовленных к труду. Привлекая слепоглухонемого ребенка к общественно полезному труду, формируя у него навыки этого труда, необходимо обеспечить такую его организацию, которая позволила бы проявлять воспитанникам самостоятельность во всякой трудовой деятельности. Здесь следует идти двумя путями: по пути организации внешних условий деятельности и по линии внутренней регуляции труда (его мотивировка, направленность с помощью определения ближних и дальних целей, изменение смысла труда, организация сотрудничества и распределения функций). Во-первых, необходим строгий постоянный порядок расположения всех объектов приложения труда, определенное место- нахождение инструментов, инвентаря и материалов, участков для отходов и отбросов. Все эти места должны быть доступны слепоглухонемому ребенку в любое время. Во всем этом расположении ребенка ориентируют специально, чтобы при желании он всегда мог самостоятельно приступить к труду. Слепоглухонемому необходимо хорошо знать дорогу в огород, сад, теплицу, оранжерею, птичник, крольчатник и к другим местам работы. Он должен иметь четкое представление о том, где можно взять тот или иной хозяйственный инвентарь, инструменты и материалы, куда можно отнести отходы и отбросы, чтобы не захламлять помещение и двор. Желательно укрепить везде таблички с надписями брайлевским и крупным плоскопечатным шрифтами. Такие надписи делают на двери теплицы, оранжереи, птичника, крольчатника и т. д. Во-вторых, слепоглухонемых обучают специальным приемам работы, которые не требуют зрительного контроля и таким образом позволяют избегать помощи окружающих в процессе труда. Эти приемы могут у воспитанников появиться стихийно. Надо их подмечать, развивать и знакомить с ними других детей. Полезно обучить воспитанников широко пользоваться инструментальным осязанием. Это особый вид осязания, который часто применяется в практической жизни слепыми и слепоглухонемыми, когда они не входят в непосредственный телесный контакт с предметом, а осязают его с помощью другого предмета или инструмента. Характерный пример такого вида осязания — трость слепого, которой он ощупывает дорогу. Инструментальное осязание формируется у слепоглухонемого ребенка с первых шагов жизни. Умение находить ложкой в тарелке пищу — это инструментальное осязание; работа грифелем на приборе для письма по Брайлю и печатание на брай-левской машинке основаны на инструментальном осязании; работа лопатой, молотком также требует инструментального осязания. Тотально слепоглухонемой Вова Т. использовал инструментальное осязание при кормлении кур. Он брал широкое металлическое блюдце, крошил в него хлеб, сыпал овес и ставил в клеть. Касаясь кромки блюдца рукой, он по вибрации мог судить о том, насколько интенсивно куры клюют корм. По мере насыщения кур вибрация утихала, и Вова убирал блюдце с кормом. Интересно наблюдать, как тотально слепоглухонемой Фаниль С. собирает яблоки, используя инструментальное осязание. Он берет длинный шест и, стоя под яблоней, шарит им в ветках дерева. Нащупав шестом яблоко, мальчик осторожно сбивает его, а затем этим же шестом находит под яблоней. Для успешного включения слепоглухонемых в общественно полезный труд применяют, наряду с обычным, специальный хозяйственный инвентарь. В большинстве случаев такой инвентарь приходится конструировать и изготавливать самим в пришкольных мастерских, привлекая к этому слепоглухонемых учащихся. Главная цель конструирования специального инвентаря— расширение фронта посильных для слепоглухонемых детей работ. Учитывается и необходимость строить эту деятельность слепоглухонемых в коллективе сверстников при тесном их сотрудничестве. В целях охраны остаточного зрения весь хозяйственный инвентарь должен быть сконструирован так, чтобы при работе с ним воспитанникам не требовалось длительное время пребывать в согнутом положении с наклоном головы вниз. При расчистке двора от снега на большой территории слепоглухонемой, работающий обыкновенной лопатой, часто теряет ориентировку и начинает бросать снег не в том направлении, в котором требуется. Его действия нуждаются в беспрестанной коррекции. Чтобы избежать этого, применяется широкая лопата с горизонтальной ручкой. Этой лопатой работают одновременно тотально слепоглухонемой и слабовидящий глухонемой. Совместный труд позволяет им рационально распределять обязанности и усилия по ориентировке и перемещению лопаты, сгребающей снег. Носилки с дополнительно приделанными по бокам ручками позволяют участвовать в перенесении грузов не двум, а четырем слепоглухонемым, один из которых, слабовидящий глухонемой, выбирает направление. Транспортировка снега осуществляется на санках со специальными ящиками, задняя стенка которых сделана высокой, чтобы их можно было подталкивать сзади, не наклоняя туловища и головы. Различного рода грейдеры для очистки двора от снега также требуют приложения сил нескольких человек и имеют высокие ручки. Тележки для перевозки опавших листьев и других грузов делаются на высоких колесах и снабжаются ручками спереди и сзади, чтобы в их передвижении могли участвовать два человека. Слепоглухонемого ребенка учат проявлять инициативу в преодолении препятствия. Если в ранний период обучения таким препятствием может служить снежная горка, на которую нужно забраться с санками, чтобы съехать с нее, то в старшем возрасте преодоление препятствий связывают с общественно полезным трудом. Например, у группы слепоглухонемых по расписанию должна быть выполнена, работа в теплице, но выпавший ночью снег завалил вход в нее. Необходимо расчистить дорожку. Не надо торопиться заставлять воспитанников это делать. Важно, чтобы слепоглухонемые подростки проявили инициативу и, взяв лопаты, сами прочистили дорожку, освободили от снега дверь. Полезно пробудить мысль о необходимости проявить сообразительность: применить личный труд для преодоления препятствия. Иногда достаточно намека, чтобы мысль детей заработала в нужном направлении. Можно предварительно воткнуть на пути к теплице лопату. Увязнув в сне-78 Гу и одновременно натолкнувшись на лопату, слепоглухонемой сообразит и без воспитателя, что нужно сделать. Надо развивать способность слепоглухонемых воспитанников самостоятельно планировать трудовую деятельность, приучать лх к самодисциплине, самоуправлению. Поэтому график дежурства во всех подразделениях хозяйства должен составляться самими воспитанниками. Свобода планирования собственного труда в области хозяйственной деятельности повышает ответственность воспитанников за порученное дело. Без предоставления слепоглухонемым такой свободы нельзя сформировать у них чувство ответственности. В приобщении к общественно полезному труду соблюдается постепенность. Очень полезно воспитывать любовь к труду в повседневных доступных слепоглухонемым и осуществляемых в коллективе сверстников делах. В игры можно включать дополнительные трудовые действия. Например, дети катаются с горки на санках. Ребята уже трудятся, поскольку, прежде чем съехать с горкиу нужно забраться на нее с санками. Тесная связь труда и развлечения отражена в народной пословице: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Съезжая с горки, каждый старается проехать дальше другого (дети соревнуются в игре). Это соревнование легко использовать для привлечения лх к более сложному, но доступному их пониманию труду. Детям нетрудно объяснить: если горку сделать выше, то проехать, скатываясь с нее, можно дальше. У них появляется общая цель. Индивидуальные интересы сливаются в общие и реализуются в коллективном труде. «Работать коллективно — не значит просто работать вместе, в одном помещении, одну и ту же работу,— пишет Н. К. Крупская.— Это самая простая форма сотрудничества. Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определенного, обычно очень •сложного разделения труда»1. Дети по очереди возят друг друга на санках. Это сложное занятие, сочетающее в себе труд, развлечение и определенные правила — договор между сотрудничающими детьми об очередности. Стремление к сотрудничеству в • игре всячески поддерживается и развивается, потому что оно является также-прообразом сотрудничества детей в общественно полезных делах. Сегодня дети катали друг друга на санках, завтра им предлагают сотрудничество в более творческой сфере, способствующей эстетическому развитию, умению рационально распределять между собой обязанности по способностям и возможностям. Их увлекают, например, коллективным ваянием снежных баб, деда-мороза, зверей. Умение оценивать реальные возможности и 1 Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973, с. 119. способности каждого члена своего коллектива развивается у воспитанников еще в игровой сфере. Принцип сотрудничества и взаимопомощи, предусматривающий распределение обязанностей по характеру и степени сенсорных недостатков, усваивается ими на всю жизнь. Постепенному переходу от игровой деятельности к трудовой способствует универсальность некоторых детских игрушек, и в особенности детского транспорта, их пригодность и для игры, и для труда. Санки —средство развлечения, но они могут быть использованы и для привлечения ребенка к труду. Трехколесный велосипед или детская педальная машина, если прицепить к ним маленькую тележку, также могут служить для перевозки грузов. Но главное здесь состоит в том, что эти формы трудовой деятельности, близкие игре, быстрее будут приняты детьми, чем, скажем, перенесение тех же грузов на детских носилках. В этих формах трудовой деятельности, связанных с использованием детского транспорта, больше простора для детского воображения, для фантазии. Труд органически будет вплетаться в игру (рис. 10). В приобщении слепоглухонемого ребенка, к общественно полезному труду необходимо учитывать индивидуальные интересы воспитанников, так как это помогает обходиться без принуждения. Для выявления интересов к тому или иному труду детей постепенно включают в повседневное дежурство на разных участках подсобного хозяйства, где им прививаются различные трудовые навыки. Воспитатель внимательно наблюдает за тем, какие операции легче даются ребенку, к каким видам труда он больше тяготеет. Избранный ребенком и полюбившийся ему труд становится для него основным. По мере умножения и совершенствования навыков труда воспитанник включается в дежурство на данном участке подсобного хозяйства, а затем становится ответственным за выполнение определенных работ на этом участке. Однако не следует допускать, чтобы воспитанник все время делал только то, что ему интересно, В этом вопросе следует соблю-' дать меру. Каждому в жизни приходится выполнять массу неинтересных дел, К необходимости их выполнения должен быть приучен и слепоглухонемой ребенок, Поэтому ответственность за избранный труд не-освобождает ребенка от обязанности помогать товарищам, занятым работой в других подразделениях хозяйства. Труд организуется по месту жительства и учебы детей, чтобы общественно полезная деятельность была доступна им в. любое время. Труд не должен быть связан с систематическими выездами за пределы интерната. Поэтому в школе предусматривается многоотраслевое подсобное хозяйство, в котором должны быть представлены различные виды хозяйственной деятельности человека. Общественно полезный труд можно осу- Рис,0 Обществен»» полезный труд младших „«ельников с исполь; детского транспорта б А. В. Апраушев ществлять и при сельскохозяйственных работах в подсобном хозяйстве, и в школьных мастерских. Каждое отделение при подсобном хозяйстве обеспечивает фронт труда лишь для той части воспитанников, которые прикреплены к данному отделению или дежурят при нем. Отделения не делают большими, так как важно, чтобы все работы там, вплоть до выхода готовой продукции, могли быть обеспечены трудом воспитанников. Подсобному хозяйству при. школе для слепоглухонемых полезно иметь следующие подразделения: огород с парниками, теплицу, оранжерею, сад, ягодник, цветник, кроликоферму, овчарню, птичник. В огороде строго разграничивают зоны посадки различных овощей. В начале каждой гряды укрепляют выполненные брайлевским и крупным плоскопечатным шрифтами таблички с наименованием растения, высаженного в гряду. Желательно иметь некоторые виды мелкого рогатого скота (коз, овец) (рис. 11). Собака и кошка также должны быть непременными обитателями подсобного хозяйства. Огромную радость получают слепоглухонемые дети, ухаживая за животными. Особенно удобно ухаживать за кроликами. Они занимают ограниченное стенами клетки и осязаемое рукой слепоглухонемого ребенка пространство. Ребенок может рукой «осмотреть» кролика в клетке, проверить, есть ли у него вода и корм, насколько свежа подстилка. Клетки на ферме можно Рис. 11. Общение с животными — одно из доступных развлечений и база для общественно полезного труда дошкольников расположить компактно, что также -создаст удобства для обслуживания животных слепоглухонемыми детьми. Кроликов подбирают белого цвета породы «белый великан»— это помогает слабовидящим глухонемым различать их в глубине клетки. Не только обслуживание кроликов на ферме, но и заготовка кормов полезна для учебно-познавательной деятельности слепоглухонемых учащихся. Выезды в лес, на луг для заготовки веников, свежей травы или запасов сена на зиму доставляют детям много радости. Здесь они одновременно трудятся и учатся отличать растения, наиболее любимые животными," от тех, которые могут нанести им вред. Знакомятся с названиями этих растений. Такие поездки совмещаются с изучением природного материала, предусмотренного учебными программами. Работы по обеспечению животных свежим кормом и заготовка корма на зиму проводятся в весенний, летний и осенний сезоны; поэтому у слепоглухонемых детей есть возможность широко наблюдать и изучать, активно воздействуя на них, природные объекты в эти времена года. Во всех случаях появляется необходимость в сотрудничестве и взаимопомощи детей. Выращивание кроликов может приносить значительный доход. Деньги за сдачу кроликов живым весом государственным закупочным организациям следует использовать для стимулирования общественно полезного труда воспитанников. Для этого открывается специальный счет в местном отделении Государственного банка, на который поступают вырученные деньги. В практике Загорской школы вопросы расходования денег обсуждаются на комсомольских собраниях и пионерских сборах. На деньги со спецсчета могут быть куплены пионерская атрибутика, биллиард, цветной телевизор и многое другое. Птичник комплектуется различными видами птиц. Практика содержания птиц в птичнике показала, что хорошо уживаются между собой индюшки, куры, японские курочки, цесарки, утки, гуси. Всех этих птиц нетрудно приучить к кормлению из рук, чтобы слепоглухонемой ребенок мог осмотреть животных с помощью осязания; При кормлении птиц дети могут подзывать их обычным свистком, находить место их пребывания при помощи слабовидящего глухонемого товарища. Целесообразно-подбирать птиц яркой, лучше белой, окраски: летом слабовидящие воспитанники различают их на фоне зеленой травы, а зимой — в помещении птичника. Не рекомендуется стремиться к извлечению доходов из птичника и увеличивать для этого численность птиц. Для пополнения специального счета служит крольчатник. Птицы же нужны для того, чтобы слепоглухонемые дети могли изучать их жизнь и повадки. Поэтому достаточно иметь по паре птиц различных видов. Помимо привлечения к работам в подсобном хозяйстве, необходимо приобщать воспитанников к поддержанию чистоты во
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|