Значение чтения в жизни слепоглухонемого
ШКОЛЬНИКА. ЭТАПЫ ПРИОБЩЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО ШКОЛЬНИКА К КНИГЕ Невозможность познать окружающее с помощью основных дистантных анализаторов приводит к поиску иных каналов информации для слепоглухонемых. У обычного ребенка восприятие многоканально и синхронно. Зрением он воспринимает предметы и явления окружающей жизни, слухом улавливает сопровождающие их звуки, но, главное, слышит словесное обозначение этих предметов и явлений. Он одновременно, зрительно и через слово, знакомится с назначением окружающих предметов, узнает суть и причины явлений природы и общественной жизни. У слепоглухонемого ребенка отсутствует такая комплексная актуальная информация до тех пор, пока он не научится словесному общению, а главное, восприятию печатного слова. Книга открывает слепоглухонемому путь к вершине человеческих знаний, дает простор для беспредельного интеллектуального развития, для оперативного самостоятельного пополнения сведений об окружающей жизни. «...Знаниями и литературной речью,— пишет О. И. Скороходова,— я обязана чтению, чтению и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого— в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого. Когда это поймут те, кто руководит обучением и воспитанием слепоглухонемых, слепых и глухонемых, обучение это двинется вперед гораздо успешнее, чем теперь»1. После практического освоения языка приобщение слепоглухонемого ребенка к чтению становится первостепенной задачей. Опоздание с приобщением к чтению, отсутствие интереса к печатному слову может нанести непоправимый вред всему последующему развитию ребенка. Практика работы с слепоглухонемыми детьми показывает, что высокого интеллектуального развития достигают только те слепоглухонемые, у которых своевременно удалось развить интерес к чтению.
Во время чтения формируется эмоционально-образное мышление, раздвигаются границы познания; отчасти решаются во- 1 Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю -окружающий мир. М., 1972, с. 31. А. В. Апраушез просы «Кто я?», «Какой я?». В этой связи очень важно сохранение контактов с воспитателем, формирующим активную социальную позицию ребенка. Трудно переоценить роль чтения в сфере самосознания воспитанников, в развитии эмоционального сочувствия. Неотъемлемым фактором в становлении мировоззрения чтение является еще и потому, что все вопросы, противоречия, проблемы ребенок воспринимает интимно-личностно, эмоционально. Чтение помогает эмоциональному осознанию опыта, полученного в практической деятельности и общении. Очень сложный момент в воспитании слепоглухонемых — проблема уединения. Чтение позволяет и в уединении сохранить непрерывность воспитательного процесса. Чтение и обдумывание прочитанного в моменты уединения позволяют включать в эти процессы воспитание активной жизненной позиции, решение проблем общения, познания, обособления, самосознания, выработки мировоззрения, а также эмоциональные переживания и сопоставления с жизненным опытом. Уединение во время чтения имеет и компенсаторную функцию, проявляющуюся в эмоциональном переживании новых психических состояний, новых потребностей, переживании мечты. Иногда компенсируется отсутствующее признание товарищами через общение с героями книг. Именно для выявления таких состояний очень важны беседы с воспитателем о прочитанном.
Развивая любовь к, книге, следует учитывать прежде всего заинтересованность ребенка в информации, которую поставляет ему тот или иной текст. Замечено, что слепоглухонемые любят получать письма от родных и знакомых. Каждое письмо, сколь бы пространным оно ни было, прочитывается от начала до конца. Это обстоятельство используют для развития интереса к чтению у слепоглухонемых учащихся. Родителям рекомендуется писать письма чаще и объемнее, включая в содержание волнующие ребенка темы. Для развития у детей интереса к переписке устраиваются коллективные игры в почту, которые всегда вызывают, оживление и проходят при активном участии ребят. В этих играх закрепляются навыки письма и чтения, ведения почтовой переписки и ее оформления. Другое средство приобщения к печатному слову — систематические дневниковые записи учащихся. Дневниковые записи отражают личный опыт учащихся, связанный с их эмоциональными переживаниями, а потому содержание записей притягательно для ребят. • Большую пользу приносит чтение учащимися дневниковых записей друг друга. Из них каждый узнает о знакомых ему по личному опыту событиях, о поступках товарищей. Целесообразно также давать, для прочтения воспитанникам дневниковые записи старших учащихся, сделанные ими в прошлые годы. По форме изложения эти записи вполне доступны пониманию обучаемых, а их содержание раскрывает события, происходившие в школе ранее. Огромную роль в приобщении слепоглухонемых детей к чтению играет стенная печать. Заметки в стенгазету содержат материал из жизни школы, описывают события, участниками которых были сами дети. Поэтому заметки интересны и доступны пониманию читающих. Тем же, кто пишет заметки, они служат средством самовыражения и обретения навыков адаптированного изложения мыслей, так как часть читателей стенной газеты находится по уровню развития ниже составителей заметок. Регулярно обновляются адаптированные тексты о сезонных изменениях в растительном и животном мире. Эти тексты составляют воспитатели и вывешивают на панно с контурным.изображением имеющихся в школьном хозяйстве животных. Тексты расширяют возможности формирования письменной речи воспитанников, их содержание близко личному опыту слепоглухонемых учащихся, так как связано с их общественно полезным трудом в пришкольном хозяйстве. Тексты посвящают детей в различные забавные происшествия, происходящие в мире животных, дают рекомендации по уходу за животными, содержат критику воспитанников, нерадиво относящихся к хозяйственным обязанностям.
Систематически проводятся конкурсы на лучшие сочинения. Последующий их анализ под руководством педагогов позволяет совершенствовать у слепоглухонемых навыки правильного изложения мыслей, приобщать воспитанников к художественному слову. Для развития интереса учащихся к художественной литературе в методических объединениях составляют сборники адаптированных произведений детских писателей. Сборники рассчитаны на различные, уровни развития слепоглухонемых учащихся начальных классов. Библиотечная работа, проведение читательских конференций и диспутов позволяют развить у детей устойчивый интерес к книге. «...Отдыхаю хорошо,— писал своей учительнице Саша С., находившийся дома на каникулах.— Успокойте, пожалуйста, Л. И. и Р. С.— читаю рекомендованную ими «Войну и мир». Других произведений Л. Толстого по Брайлю здесь не оказалось. Для разнообразия взял двухтомник С. Есенина, «Железный поток» А. Серафимовича, а для развития способности «думать и мыслить» взял по рецепту Э. В. «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленина. В редакцию «Советского школьника» послал два своих стихотворения». Практика работы с различными категориями слепоглухонемых детей показывает, что не все они одинаково успешно приобщаются к книге. Наиболее быстро приходит интерес к чтению при тотальной и практической слепоглухонемоте. Последнее 9* 131 вызвано тем, что у этих двух категории детей крайне ограничены виды досуга, в которых они могут участвовать наравне со своими слабовидящими глухонемыми товарищами. Поэтому тотально слепоглухонемые и практически слепоглухонемые учащиеся в языковом и интеллектуальном развитии, как 'правило, обгоняют слабовидящих глухонемых. Этих последних отвлекает от чтения разнообразная зрительная информация. Часто можно наблюдать, как тотально слепоглухонемые учащиеся адаптированно в дактильно-жестовой форме пересказывают содержание прочитанных произведений своим слабовидящим глухонемым товарищам.
Известно, что скорость восприятия слепоглухонемыми книжного текста, выполненного брайлевским шрифтом, в два раза ниже, чем скорость чтения плоскопечатного текста зрячим человеком. В старших классах учащимся приходится много времени уделять чтению учебников и художественных произведений. Поэтому немаловажное значение на этом этапе имеют навыки быстрого чтения. Исследования показали, что восприятие брайлев-ского текста пальцем слепоглухонемого подчиняется принципу сигнальности так же, как и чтение плоскопечатных текстов. Этот принцип заключается в том, что каждый из нас не вчитывается в отдельные буквы, а узнает и считывает слова глобально по определенным сигналам в виде присущих словам немногих индивидуальных сочетаний букв. Скорость чтения зависит от индивидуальных способностей сигнального восприятия текста. Развитию сигнальности восприятия слов и целых словосочетаний уделяется особое внимание при обучении слепоглухонемых. В этом помогают специальные технические средства общения («Специализированный класс» и «Комплект брайлев-ских строк»). Самостоятельное чтение слепоглухонемыми художественной литературы бывает затруднено незнанием некоторых слов и выражений. Поэтому совершенно необходимо иметь слепоглухонемым учащимся старших классов толковый словарь. В школьной практике используется переведенный на шрифт Брайля.«Словарь русского языка» (сост. С. И. Ожегов). В подростковый период и в юношеском возрасте слепоглухонемые учащиеся начинают задумываться над необычностью своей судьбы, над личными жизненными перспективами. В это время их нельзя оставлять в одиночестве с тяжелыми раздумьями. Нужно помочь им найти достойный путь сопротивления обстоятельствам. Большую помощь может оказать художественная литература. В этот период важно дать учащимся образцы борьбы и побед сильных духом людей над жизненными невзгодами. Для подросткового периода доступны такие произведения, как А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Для более старшего возраста можно ре- комендовать произведения и биографию Н. Островского, книгу О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», знакомить учащихся с жизнью п творчеством слепого скульптора Лины По.
Воспитанию у слепоглухонемых учащихся активной жизненной позиции служат газетные статьи, дающие образцы стойкости советских людей в различных экстремальных условиях. Газетные материалы используют для коллективных читок с помощью специальных технических средств или в качестве заметок, переведенных на брайлевский шрифт в школьной стенгазете. Иногда газетные статьи приходится адаптировать. Наконец, большой интерес для слепоглухонемых учащихся в плане осознания себя полноправными членами общества, способными преодолевать трудности, получать высокое интеллектуальное развитие и иметь жизненные перспективы, представляют опубликованные в различных популярных журналах, а также специальном журнале для слепых «Наша жизнь» статьи их старших товарищей, бывших воспитанников школы слепоглухонемых. В этих статьях они описывают свою учебу в МГУ, делятся впечатлениями о начале своей трудовой деятельности в качестве младших научных сотрудников Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР, Систематическое чтение специальных журналов «Наша жизнь» и «В едино.м строю», в которых отражен быт и труд людей с дефектами зрения и слуха на современных учебно-производственных предприятиях, также представляет интерес для слепоглухонемых. Полезно знакомить учащихся с заметками о научных достижениях в области офтальмологии, оториноларингологии, специальной техники, способствующей коррекции и компенсации дефектов. Часто эти материалы нуждаются в разъяснении, а терминология — в доступном для слепоглухонемых толковании. Процесс формирования личности -слепоглухонемого ребенка при всей специфике решения многих вопросов воспитания и обучения основывается на ведущей роли предметно-практической и трудовой деятельности. Основным механизмом приобщения слепоглухонемых детей к духовному развитию и саморазвитию является предметно-практическая деятельность в условиях развитых форм общения, становление которых — постоянная забота воспитателей. Через воспитательное и первостепенное значение трудовой деятельности (как бытовой по самообслуживанию, так и коллективно значимой) возможен подход к нравственному, физическому, эстетическому воспитанию. Воспитание личности слепоглухонемого в коллективе основывается на связи видов деятельности с формированием оптимистического мироотношения личности, на влиянии развитых форм общения на ее самосознание, где общение рассматривается как один из важнейших видов деятельности. Огромное значение для формирования эмоциональной культуры в процессе социализации ребенка имеет личный опыт, приобретаемый им в условиях непрерывного воспитательного процесса, а также своевременное формирование интереса к чтению как пути становления активной жизненной позиции. Претворение в жизнь этих положений позволяет решить проблему индивидуализированного подхода в целостном воспитании личности. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Раскройте роль труда в коммунистическом воспитании слепоглухо 2. Проследите связь нравственного воспитания с трудовой деятельно- 3. Каковы особенности эстетического воспитания слепоглухонемых?
4. «Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого — в 5. Какие виды спорта вы считаете приемлемыми для физического раз ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Роль труда в установлении контактов и развитии общения между 2. Труд и познание при слепоглухонемоте. 3. Особенности взаимодействия членов разновозрастного коллектива сле 4. Значение физического воспитания для общего развития слепоглухо 5. Общественная жизнь слепоглухонемых школьников. Используя заметки воспитанников в стенгазету, выполните следующие задания. 6. Рассмотрите, как слепоглухонемые подростки оценивают свое поло 7. Проанализируйте отношение слепоглухонемых подростков к общест 8. Раскройте отношение слепоглухонемых подростков к учебе, к челове 9. Укажите мотивы профессионального труда слепоглухонемых. Сопо 10. Что вы можете сказать об интеграции слепоглухонемых, соответ ЛИТЕРАТУРА Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 40. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1979. А п р а у ш е в А. В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей. М„ 1973. Апраушев А. В. Трудовое воспитание слепоглухонемых детей. М., 1979. К а п л а н А. И., Морозова Н. Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. М., 1979. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. Ч е р н ы ш е в с к ий Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности.—Избр. соч. М., 1950, Глава VI
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|