Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные технические средства




ОБЩЕНИЕ

Самая острая проблема слепоглухонемотыобщение. Его хронический дефицит ощущается при обучении слепоглухоне­мых. Это объясняется тем, что слепоглухонемой учащийся мо­жет воспринимать только обращенную персонально к нему кон­тактную речь. Однако дактильно-контактный способ общения требует больших физических усилий, так как дактилирующие пальцы учителя, встречая сопротивление считывающей руки ученика, быстро устают. Кроме того, наличие трех учеников в группе не позволяет учителю одновременно вести работу со всеми учащимися далее при условии дактилирования двумя ру­ками. Один из троих учащихся обязательно выпадет из сферы непосредственного педагогического воздействия. Можно, конеч­но, при объяснении материала двум ученикам предложить третьему выполнять задание самостоятельно, но это не всегда бывает оправдано. Если же учесть, что каждого ученика нужно индивидуально опросить, рассказать ему новый материал, отве­тить на вопросы, проверить письменные работы, выполненные на уроке брайлевским шрифтом, то малоэффективность обуче­ния группы слепоглухонемых учащихся с применением дактиль-но-контактного способа общения станет очевидной.

В общественной работе среди слепоглухонемых дефицит жи­вого общения еще более возрастает. Ограниченность дактильно-контактного способа общения препятствует эффективному про­ведению массовых мероприятий. Вот как проводились комсо­мольские собрания, беседы, коллективные читки газетных и журнальных материалов, выполненных средствами обычной пе­чати. На стульях, поставленных в ряд, рассаживались слепо­глухонемые воспитанники. Сообщение передавалось выступаю­щим к соседу и далее от звена к звену этой живой цепи, в бук­вальном смысле из рук в руки. Однако каждый, составляющий эту цепь, принимая информацию, интерпретирует ее в соответ­ствии со своим уровнем развития и уже в таком виде передает дальше, искаженную и перефразированную. Но иного способа нет. И если цепь длинная (пять и более человек), то инфор­мация до последнего звена доходит в столь измененном виде, что серьезное мероприятие обращается в известную детскую игру «испорченный телефон». Между тем перед школой слепо­глухонемых стоит задача добиться гармонического развития личности учащихся при условии' их группового воспитания и "бучения. Мы же сталкиваемся с непреодолимым дефицитом информации, который накладывается на уже имеющуюся у ча- 1 слепоглухонемых детей педагогическую запущенность.


Уже в первые годы существования Загорской школы для слепоглухонемых встал вопрос об интенсификации общения воспитанников путем разработки специальных технических средств.

Разработкой и применением этих средств стали заниматься в начале текущего столетия. Первыми появились специальные технические средства индивидуальной коммуникации: пере­говорный диск, переговорная перчатка, механический коммуни­катор, телетакторный телефон.

Переговорный диск представляет собой вращающийся на оси диск, по периметру которого расположены изображения дактильных букв, а на поверхности — обычные буквы. Для пе­редачи сообщения слепоглухонемому зрячий собеседник подво­дил под руку слепоглухонемого дактильные буквы, совпадаю­щие по значению с нанесенными на поверхности круга. Слепо­глухонемой считывает их с помощью осязания.

Применялась и специальная перчатка, на ладонной стороне которой располагались буквенные знаки. Перчатка надевалась на руку слепоглухонемого, заучившего порядок расположения знаков. Для передачи сообщения зрячий в определенной после­довательности касался знаков на перчатке, а слепоглухонемой расшифровывал эти касания. Оба указанных устройства при­менялись для связи слепоглухонемых с людьми, не владеющи­ми специальными средствами общения.

Механический коммуникатор И. А. Соколянского представ­ляет собой портативное устройство, в корпусе которого распо­ложены подвижные штыри. При нажатии кнопок, размещенных на панели устройства, соответствующие им штыри приходят в движение и слегка выступают над поверхностью панели-такто-/ра, образуя буквы под воспринимающим пальцем слепоглухо­немого. Это устройство предполагает знание собеседником шрифта Брайля.

В практике обучения слепоглухонемых все перечисленные устройства не применялись, потому что процесс передачи сооб­щений с их помощью очень замедлен и требует контактного об­щения, для чего передающий и воспринимающий должны на­ходиться рядом. Эти способы передачи информации по удоб­ству и скорости не лучше обычного писания печатных букв на ладони слепоглухонемого.

Дальнейшее развитие технических средств шло по линии разработки электрических устройств, которые позволили ре­шить такие актуальные задачи, как: а) передача информации слепоглухонемым на расстояние; б) передача информации од­новременно группе слепоглухонемых; в) обеспечение прямой, обратной и взаимной связи; г) автоматическое перекодирование с брайлевского шрифта на плоскопечатный и наоборот; д) строчная индикация информации как в виде рельефно-то­чечных знаков, так и в образах букв, воспринимаемых зрячи-


 


ми; е) повышение скорости передачи и приема информации; ж) запись и хранение информации на магнитной ленте.

К электрическим устройствам относится прежде всего теле-такторный телефон, разработанный под руководством И. А. Со-колянского в 40-х гг. Телефон состоит из двух пультов, соеди­ненных многожильным кабелем. На каждом из пультов име­ется шестиклавишная клавиатура, электромеханический тактор и шестиламповое световое табло. Устройство обеспечивает двух­стороннюю связь. С его помощью могут переговариваться слепо­глухонемые между собой и зрячеслышащие со слепоглухоне­мыми. Однако зрячеслышащим для общения по телефону необ­ходимы навыки использования брайлевской клавиатуры, что требует специальной подготовки.

Для передачи информации группе слепоглухонемых с 1966 г. пытались применить телетактор, сконструированный И. А. Со-колянским. Центральный пульт телетактора предназначен для передачи информации от докладчика к слепоглухонемым слу­шателям; он снабжен.шестью передающими клавишами и со­единен с десятью индивидуальными пультами. При нажатии клавишей в определенной комбинации на индивидуальных пуль­тах появляются соответствующие выпуклые брайлевские буквы, образуемые.выступающими над поверхностью такторов метал­лическими штырьками. Слепоглухонемой читает эти буквы, дви­гая указательным пальцем по тактору.

Первые же испытания на практике выявили, однако, непри­годность аппарата для использования в процессе уроков; мало подходил он и к условиям' комсомольских собраний. Дело в том, что на уроках и собраниях требовалась, помимо прямой связи, которую обеспечивал аппарат, обратная связь и взаимо­связь.

Первый телетактор прямой, обратной и взаимной связи (со­кращенно ТЕПРОИВС) был разработан и изготовлен в Загор­ской школе слепоглухонемых в 1968 г. Его внедрение в прак­тику уроков позволяло педагогу без большого физического напряжения объяснять учебный материал одновременно неогра­ниченному числу слепоглухонемых учащихся. В качестве вы­зывного устройства использованы вентиляторы, подсоединенные к каждому из пультов. Достаточно педагогу нажать на цент­ральном пульте кнопку, как включался вентилятор соответст­вующего индивидуального пульта и поток воздуха устремлялся на ученика, которому надлежало отвечать. Взаимная связь по­зволяла всем ученикам группы слушать ответ товарища, счи­тывая с тактора, дополнять и исправлять его, печатая на кла­виатуре индивидуального пульта. Таким образом, ТЕПРОИВС впервые позволил ввести в практику школы слепоглухонемых фронтальные методы работы.

Однако разработка приборов и ее воплощение в условиях школы требовали большого напряжения сил и наличия своей


материально-технической базы. Возникла необходимость в коо­перации.

Одним из детищ этой кооперации явился «Специализирован­ный класс», успешно заменивший цепочку «испорченного теле­фона». Он состоял из центрального пульта, расположенного стационарно в головной части подковообразного стола, и инди­видуальных пультов, размещенных на его периферии. К столу подсоединялся второй подковообразный стол с пятью индиви­дуальными пультами таким образом, что внутри двух «подков» на стуле размещался оператор. Между всеми пультами обеспе­чивалась прямая, обратная и взаимная связь. На центральном пульте, кроме брайлевской клавиатуры, имелась клавиатура обычной плоскопечатной машинки, что позволяло общаться со слепоглухонемыми любому грамотному человеку, даже не вла­деющему навыками работы на брайлевской клавиатуре. Стало возможным приглашать на комсомольские собрания, встречи, беседы интересных людей, а в период подготовки выпускников школы к поступлению в институты — организовывать встречи с преподавателями вузов и учеными. «Специализированный класс» снабжен сигнализацией, которая представляет собой систему кнопок и вибраторов. Нажатием кнопки на индивидуальном пульте любой из присутствующих мог включить вибратор цент­рального пульта и сообщить таким образом председателю со­брания о своем желании выступить. Ведущий собрание поворо­том соответствующего рцчага включал в сеть обратной связи индивидуальный пульт слепоглухонемого, желающего высту­пить, и тот, работая на клавиатуре, передавал свое выступле­ние всем присутствующим (рис. 18).

Затем появился «Комплект брайлевских строк». Необходи­мость в разработке этого аппарата вызвана тем, что все уже существующие специальные технические средства общения вы­давали на такторе под считывающий палец слепоглухонемого. одиночную букву, исчезающую прежде чем появлялась следую­щая. Такой принцип подачи информации на тактор приводил к побуквенному ее считыванию, нарушалась сигнальность вос­приятия текста. Около каждого ученика имеется вентилятор, который потоком воздуха при нажатии соответствующей кноп­ки на центральном пульте сигнализирует о том, что именно это­му ученику надлежит отвечать на вопрос, заданный группе.

Внедрение в практику «Комплекта брайлевских строк» пол­ностью удовлетворяло принципу сигнальности восприятия. Сле­поглухонемые получили возможность считывать с тактора ин­формацию так же, как читают они брайлевские книжные тек­сты. Значительно увеличилась скорость считывания.

Все испытания новых технических средств и их внедрение проходили с участием самих учащихся. Каждый из учащихся старшей группы письменйо излагал свои соображения по ре­зультатам испытаний. Вот выдержка из одного отчета.


Рис. 18. Различные мероприятия проводятся в школе с применением -«Спе­циализированного класса»

«13 ноября мы побывали во Владимирском пединституте, где испыты­вали новый аппарат «Комплект брайлевских строк». Аппарат отличается от прежних тем, что в нем применена новая 'методика считывания — такторы имеют целые строки. Еще одно оригинальное новшество в аппарате — это магнитограф, с помощью которого можно записывать и воспроизводить сообщения, однажды воспроизведенные на строках.

Каковы же. преимущества нового аппарата? Он позволяет приучать учеников к повседневному чтению книг и развивать скорость чтения. Еще одно преимущество комплекта — возможность неоднократного прочитывания одной и той же строки для ее более прочного запоминания. Я, например, лучше запоминаю предложение или новые слова,.если несколько раз прочту их. Аппарат позволяет два или более раз пробегать пальцами по написан­ному, что избавляет собеседника от лишних повторений. Но главное — уве­личение скорости считывания».

ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Для слепоглухонемых учащихся важную роль играют сред­ства, фиксирующие информацию, которые служат не только для ее сохранения, но и являются одним из немногих способов об­щения между слепоглухонемыми людьми и слепоглухонемыми и зрячеслышащими.

Существует несколько видов приборов, фиксирующих ин­формацию по системе Брайля с помощью грифеля.

Одним из наиболее распространенных приборов является 18-строчечное металлическое устройство размером 240Х 180мм,. в каждой строчке которого имеется по 24 клетки. На этом при-


боре может быть записано около 400 знаков без смены бумаги. Прибор состоит из двух металлических пластин. На нижней пластине выдавлены шеститочия, расположенные в строчку; в верхней пластине вырезаны клетки, по расположению соответ­ствующие шеститочиям нижней пластины. Для письма лист бумаги вкладывается между этими пластинами и закрепляется при помощи зубцов, находящихся на раме прибора. Запись про­изводят грифелем, выдавливая точки на плотной перфокарточ-ной бумаге, употребляемой в школах слепых для письма. На приборе пишут справа налево, переходя от одной строчки к другой.

Приборы для письма по Брайлю используются в школе сле­поглухонемых для выполнения чертежей, схем, графиков, со­ставления черновиков по различным предметам, но особое при­менение приборы находят во время.экскурсий, прогулок, пред­метных уроков, когда приходится вести записи вне школы. Однако такие металлические приборы весят от 600 до 700 г, по­этому пользоваться ими на экскурсиях неудобно. Предпочти­тельнее малогабаритные приборы из оргстекла, размером 170x85 мм и весом 38 г. Эти приборы содержат 28 клеток и вмещают 140 знаков.

Более эффективное средство, фиксирующее информацию по системе Брайля,— пишущая машинка для слепых, печатающая рельефно-точечным шрифтом. По эксплуатационным качествам она превосходит все приборы для письма по Брайлю, позволяя печатать без остановки по всей площади листа размером 250x380 мм, где умещается около 800 знаков; читать написан­ное, производить текущий самоконтроль и исправление ошибок, не вынимая листа из машинки; расходовать меньше физической энергии по сравнению с работой грифелем на приборе, увели­чивать скорость печатания в среднем до 145 знаков в минуту -(при 50 на приборе). Печатающий нажимает клавиши пальца­ми обеих рук. Количество пальцев, одновременно участвующих в воспроизведении брайлевского знака, зависит от количества точек, составляющих данный знак.

Как основное средство, фиксирующее информацию, брай-левские машинки типа «Ласточка», «Пихта» используются в младших и средних классах школы, где еще нецелесообразно вводить плоскопечатные машинки из-за низкого уровня грамот­ности учащихся, которым необходимо осуществлять частый самоконтроль, что возможно лишь при письме по Брайлю. В стар­ших классах брайлевские машинки используются при написа­нии черновиков по литературе, русскому языку, вычислитель­ных операциях по математике, фиксации промежуточных ре­зультатов лабораторных работ по физике, химии, при ведении дневниковых записей. Важное место брайлевские машинки за­нимают в сфере общения внутри коллектива слепоглухонемых посредством стенной печати и переписки, которая в жизни дан-


ной категории детей играет большую роль, чем в жизни зря-чеслышащих, когда широко используется звуковая речь.

Очень важным техническим средством фиксации информации являются плоскопечатные машинки со стандартным шрифтом типа «Украина», «Башкирия», применяемые в педагогическом процессе школы слепоглухонемых. Удобны они также при об­щении слепоглухонемых детей со зрячими и слабовидящими через стенную печать, для переписки с родными и знакомыми. Обучение слепоглухонемых печатанию на плоскопечатных ма­шинках дает им в руки еще один, пожалуй, самый понятный для окружающих способ общения, так как дактильная речь и брайлевское письмо доступны лишь ограниченному кругу лиц, а искусственная звуковая речь слепоглухонемых с ее неизбеж­ными недостатками требует тренированного слуха.

Плоскопечатные машинки позволяют интенсифицировать процесс обучения и освобождают педагогов от неквалифициро­ванного труда по переводу письменных работ уч-ащихся с брай­левского текста на плоский. Плоскопечатный текст можно про­верить значительно быстрее, чем брайлевский, что увеличивает долю урочного времени, используемого учениками непосредст­венно на выполнение упражнений и дактильное общение с учи­телем; при этом увеличивается частота обратных связей.

Ученики под руководством педагогов овладевают десяти-пальцевым методом печатания, не требующим зрительного конт­роля при работе на клавиатуре. С самого начала обучения от детей.требуется максимальная самостоятельность в работе с машинкой и в ее обслуживании. Некоторым специфическим приемам приходится обучать специально. Так, для выравнива­ния листа бумаги при закладывании его в машинку слепоглу­хонемых детей обучают вращать вал до тех пор, пока вставляе­мый лист не появится с другой стороны вала. Затем ученик при помощи рычага освобождает вал и соединяет обе попереч­ные кромки листа до полного их выравнивания. Наконец вал каретки возвращается в рабочее состояние.

Обучение слепоглухонемых детей печатанию на плоскопечат­ной машинке на первом этапе нуждается в применении спе­циальных приспособлений. Например, граница хода каретки слышащими людьми определяется по звонку, что недоступно слепоглухонемым. Поэтому буквы у них часто вылезают за пределы листа и при остановке каретки слово оказывается в самом неудобном для переноса положении. Для устранения этого недочета полезно снабдить машинку приспособлением, позволяющим предупредить слепоглухонемого об окончании строки до остановки каретки. Приспособление представляет со­бой консоль с пластиной, выдающейся в сторону печатающей руки; консоль укреплена с правой стороны каретки. Одновре­менно со звонком эта пластина касается руки ученика, преду­преждая его о предстоящей остановке каретки.


Имеются и другие приспособления, позволяющие слепоглу­хонемым без особых затруднений обучаться печатанию на пло­скопечатных машинках. С приобретением учащимися достаточ-. ных навыков эти приспособления становятся ненужными и снимаются с машинки.

Опыты показали, что при печатании на плоскопечатной ма­шинке ученик затрачивает меньше усилий и меньше утомляет­ся, чем при печатании на брайлевской машинке, потому что усилие от нажима на клавиши плоскопечатной машинки почти в три раза меньше, чем от нажима на клавиши брайлевской. Следует добавить,'что количество опечаток при работе на пло­скопечатных машинках не превышает количества опечаток при работе слепоглухонемых учащихся на брайлевских машинках. В этом случае компенсацией зрительного контроля является двигательный самоконтроль, основанный на комплексе кинесте­тических ощущений.

Таким образом, применение плоскопечатных машинок при обучении слепоглухонемых позволяет: 1) интенсифицировать педагогический процесс; 2) обеспечить своевременную оценку действий учащихся и увеличить частоту обратных связей; 3) снизить физическую утомляемость учащихся; 4) высвобо­дить добавочное время для дополнительного общения учителя с учениками на уроке; 5) освободить учителя от неквалифици­рованного и утомительного труда по переводу брайлевских тек­стов.

Средства, фиксирующие информацию, используются также как дополнительные узлы в специальных технических средст­вах. Так, в «Комплекте брайлевских строк» применяют при­ставку-магнитограф, которая позволяет автоматически фикси­ровать всю проходящую через устройство информацию. Магни­тограф обеспечивает протоколирование собраний, запись лекций и бесед, проводимых со слепоглухонемыми учащимися учителями и преподавателями вузов. Возможность длительного сохра­нения фиксированных лекций и бесед позволяет слепоглухоне­мым неоднократно возвращаться к ним для тщательного изуче­ния. Подключенная в режим воспроизведения приставка-магни­тограф выдает информацию через устройство на его строчные такторы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...