Специальные технические средства
ОБЩЕНИЕ Самая острая проблема слепоглухонемоты — общение. Его хронический дефицит ощущается при обучении слепоглухонемых. Это объясняется тем, что слепоглухонемой учащийся может воспринимать только обращенную персонально к нему контактную речь. Однако дактильно-контактный способ общения требует больших физических усилий, так как дактилирующие пальцы учителя, встречая сопротивление считывающей руки ученика, быстро устают. Кроме того, наличие трех учеников в группе не позволяет учителю одновременно вести работу со всеми учащимися далее при условии дактилирования двумя руками. Один из троих учащихся обязательно выпадет из сферы непосредственного педагогического воздействия. Можно, конечно, при объяснении материала двум ученикам предложить третьему выполнять задание самостоятельно, но это не всегда бывает оправдано. Если же учесть, что каждого ученика нужно индивидуально опросить, рассказать ему новый материал, ответить на вопросы, проверить письменные работы, выполненные на уроке брайлевским шрифтом, то малоэффективность обучения группы слепоглухонемых учащихся с применением дактиль-но-контактного способа общения станет очевидной. В общественной работе среди слепоглухонемых дефицит живого общения еще более возрастает. Ограниченность дактильно-контактного способа общения препятствует эффективному проведению массовых мероприятий. Вот как проводились комсомольские собрания, беседы, коллективные читки газетных и журнальных материалов, выполненных средствами обычной печати. На стульях, поставленных в ряд, рассаживались слепоглухонемые воспитанники. Сообщение передавалось выступающим к соседу и далее от звена к звену этой живой цепи, в буквальном смысле из рук в руки. Однако каждый, составляющий эту цепь, принимая информацию, интерпретирует ее в соответствии со своим уровнем развития и уже в таком виде передает дальше, искаженную и перефразированную. Но иного способа нет. И если цепь длинная (пять и более человек), то информация до последнего звена доходит в столь измененном виде, что серьезное мероприятие обращается в известную детскую игру «испорченный телефон». Между тем перед школой слепоглухонемых стоит задача добиться гармонического развития личности учащихся при условии' их группового воспитания и "бучения. Мы же сталкиваемся с непреодолимым дефицитом информации, который накладывается на уже имеющуюся у ча- 1 слепоглухонемых детей педагогическую запущенность.
Уже в первые годы существования Загорской школы для слепоглухонемых встал вопрос об интенсификации общения воспитанников путем разработки специальных технических средств. Разработкой и применением этих средств стали заниматься в начале текущего столетия. Первыми появились специальные технические средства индивидуальной коммуникации: переговорный диск, переговорная перчатка, механический коммуникатор, телетакторный телефон. Переговорный диск представляет собой вращающийся на оси диск, по периметру которого расположены изображения дактильных букв, а на поверхности — обычные буквы. Для передачи сообщения слепоглухонемому зрячий собеседник подводил под руку слепоглухонемого дактильные буквы, совпадающие по значению с нанесенными на поверхности круга. Слепоглухонемой считывает их с помощью осязания. Применялась и специальная перчатка, на ладонной стороне которой располагались буквенные знаки. Перчатка надевалась на руку слепоглухонемого, заучившего порядок расположения знаков. Для передачи сообщения зрячий в определенной последовательности касался знаков на перчатке, а слепоглухонемой расшифровывал эти касания. Оба указанных устройства применялись для связи слепоглухонемых с людьми, не владеющими специальными средствами общения.
Механический коммуникатор И. А. Соколянского представляет собой портативное устройство, в корпусе которого расположены подвижные штыри. При нажатии кнопок, размещенных на панели устройства, соответствующие им штыри приходят в движение и слегка выступают над поверхностью панели-такто-/ра, образуя буквы под воспринимающим пальцем слепоглухонемого. Это устройство предполагает знание собеседником шрифта Брайля. В практике обучения слепоглухонемых все перечисленные устройства не применялись, потому что процесс передачи сообщений с их помощью очень замедлен и требует контактного общения, для чего передающий и воспринимающий должны находиться рядом. Эти способы передачи информации по удобству и скорости не лучше обычного писания печатных букв на ладони слепоглухонемого. Дальнейшее развитие технических средств шло по линии разработки электрических устройств, которые позволили решить такие актуальные задачи, как: а) передача информации слепоглухонемым на расстояние; б) передача информации одновременно группе слепоглухонемых; в) обеспечение прямой, обратной и взаимной связи; г) автоматическое перекодирование с брайлевского шрифта на плоскопечатный и наоборот; д) строчная индикация информации как в виде рельефно-точечных знаков, так и в образах букв, воспринимаемых зрячи-
ми; е) повышение скорости передачи и приема информации; ж) запись и хранение информации на магнитной ленте. К электрическим устройствам относится прежде всего теле-такторный телефон, разработанный под руководством И. А. Со-колянского в 40-х гг. Телефон состоит из двух пультов, соединенных многожильным кабелем. На каждом из пультов имеется шестиклавишная клавиатура, электромеханический тактор и шестиламповое световое табло. Устройство обеспечивает двухстороннюю связь. С его помощью могут переговариваться слепоглухонемые между собой и зрячеслышащие со слепоглухонемыми. Однако зрячеслышащим для общения по телефону необходимы навыки использования брайлевской клавиатуры, что требует специальной подготовки.
Для передачи информации группе слепоглухонемых с 1966 г. пытались применить телетактор, сконструированный И. А. Со-колянским. Центральный пульт телетактора предназначен для передачи информации от докладчика к слепоглухонемым слушателям; он снабжен.шестью передающими клавишами и соединен с десятью индивидуальными пультами. При нажатии клавишей в определенной комбинации на индивидуальных пультах появляются соответствующие выпуклые брайлевские буквы, образуемые.выступающими над поверхностью такторов металлическими штырьками. Слепоглухонемой читает эти буквы, двигая указательным пальцем по тактору. Первые же испытания на практике выявили, однако, непригодность аппарата для использования в процессе уроков; мало подходил он и к условиям' комсомольских собраний. Дело в том, что на уроках и собраниях требовалась, помимо прямой связи, которую обеспечивал аппарат, обратная связь и взаимосвязь. Первый телетактор прямой, обратной и взаимной связи (сокращенно ТЕПРОИВС) был разработан и изготовлен в Загорской школе слепоглухонемых в 1968 г. Его внедрение в практику уроков позволяло педагогу без большого физического напряжения объяснять учебный материал одновременно неограниченному числу слепоглухонемых учащихся. В качестве вызывного устройства использованы вентиляторы, подсоединенные к каждому из пультов. Достаточно педагогу нажать на центральном пульте кнопку, как включался вентилятор соответствующего индивидуального пульта и поток воздуха устремлялся на ученика, которому надлежало отвечать. Взаимная связь позволяла всем ученикам группы слушать ответ товарища, считывая с тактора, дополнять и исправлять его, печатая на клавиатуре индивидуального пульта. Таким образом, ТЕПРОИВС впервые позволил ввести в практику школы слепоглухонемых фронтальные методы работы. Однако разработка приборов и ее воплощение в условиях школы требовали большого напряжения сил и наличия своей
материально-технической базы. Возникла необходимость в кооперации. Одним из детищ этой кооперации явился «Специализированный класс», успешно заменивший цепочку «испорченного телефона». Он состоял из центрального пульта, расположенного стационарно в головной части подковообразного стола, и индивидуальных пультов, размещенных на его периферии. К столу подсоединялся второй подковообразный стол с пятью индивидуальными пультами таким образом, что внутри двух «подков» на стуле размещался оператор. Между всеми пультами обеспечивалась прямая, обратная и взаимная связь. На центральном пульте, кроме брайлевской клавиатуры, имелась клавиатура обычной плоскопечатной машинки, что позволяло общаться со слепоглухонемыми любому грамотному человеку, даже не владеющему навыками работы на брайлевской клавиатуре. Стало возможным приглашать на комсомольские собрания, встречи, беседы интересных людей, а в период подготовки выпускников школы к поступлению в институты — организовывать встречи с преподавателями вузов и учеными. «Специализированный класс» снабжен сигнализацией, которая представляет собой систему кнопок и вибраторов. Нажатием кнопки на индивидуальном пульте любой из присутствующих мог включить вибратор центрального пульта и сообщить таким образом председателю собрания о своем желании выступить. Ведущий собрание поворотом соответствующего рцчага включал в сеть обратной связи индивидуальный пульт слепоглухонемого, желающего выступить, и тот, работая на клавиатуре, передавал свое выступление всем присутствующим (рис. 18). Затем появился «Комплект брайлевских строк». Необходимость в разработке этого аппарата вызвана тем, что все уже существующие специальные технические средства общения выдавали на такторе под считывающий палец слепоглухонемого. одиночную букву, исчезающую прежде чем появлялась следующая. Такой принцип подачи информации на тактор приводил к побуквенному ее считыванию, нарушалась сигнальность восприятия текста. Около каждого ученика имеется вентилятор, который потоком воздуха при нажатии соответствующей кнопки на центральном пульте сигнализирует о том, что именно этому ученику надлежит отвечать на вопрос, заданный группе. Внедрение в практику «Комплекта брайлевских строк» полностью удовлетворяло принципу сигнальности восприятия. Слепоглухонемые получили возможность считывать с тактора информацию так же, как читают они брайлевские книжные тексты. Значительно увеличилась скорость считывания.
Все испытания новых технических средств и их внедрение проходили с участием самих учащихся. Каждый из учащихся старшей группы письменйо излагал свои соображения по результатам испытаний. Вот выдержка из одного отчета. Рис. 18. Различные мероприятия проводятся в школе с применением -«Специализированного класса» «13 ноября мы побывали во Владимирском пединституте, где испытывали новый аппарат «Комплект брайлевских строк». Аппарат отличается от прежних тем, что в нем применена новая 'методика считывания — такторы имеют целые строки. Еще одно оригинальное новшество в аппарате — это магнитограф, с помощью которого можно записывать и воспроизводить сообщения, однажды воспроизведенные на строках. Каковы же. преимущества нового аппарата? Он позволяет приучать учеников к повседневному чтению книг и развивать скорость чтения. Еще одно преимущество комплекта — возможность неоднократного прочитывания одной и той же строки для ее более прочного запоминания. Я, например, лучше запоминаю предложение или новые слова,.если несколько раз прочту их. Аппарат позволяет два или более раз пробегать пальцами по написанному, что избавляет собеседника от лишних повторений. Но главное — увеличение скорости считывания». ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Для слепоглухонемых учащихся важную роль играют средства, фиксирующие информацию, которые служат не только для ее сохранения, но и являются одним из немногих способов общения между слепоглухонемыми людьми и слепоглухонемыми и зрячеслышащими. Существует несколько видов приборов, фиксирующих информацию по системе Брайля с помощью грифеля. Одним из наиболее распространенных приборов является 18-строчечное металлическое устройство размером 240Х 180мм,. в каждой строчке которого имеется по 24 клетки. На этом при- боре может быть записано около 400 знаков без смены бумаги. Прибор состоит из двух металлических пластин. На нижней пластине выдавлены шеститочия, расположенные в строчку; в верхней пластине вырезаны клетки, по расположению соответствующие шеститочиям нижней пластины. Для письма лист бумаги вкладывается между этими пластинами и закрепляется при помощи зубцов, находящихся на раме прибора. Запись производят грифелем, выдавливая точки на плотной перфокарточ-ной бумаге, употребляемой в школах слепых для письма. На приборе пишут справа налево, переходя от одной строчки к другой. Приборы для письма по Брайлю используются в школе слепоглухонемых для выполнения чертежей, схем, графиков, составления черновиков по различным предметам, но особое применение приборы находят во время.экскурсий, прогулок, предметных уроков, когда приходится вести записи вне школы. Однако такие металлические приборы весят от 600 до 700 г, поэтому пользоваться ими на экскурсиях неудобно. Предпочтительнее малогабаритные приборы из оргстекла, размером 170x85 мм и весом 38 г. Эти приборы содержат 28 клеток и вмещают 140 знаков. Более эффективное средство, фиксирующее информацию по системе Брайля,— пишущая машинка для слепых, печатающая рельефно-точечным шрифтом. По эксплуатационным качествам она превосходит все приборы для письма по Брайлю, позволяя печатать без остановки по всей площади листа размером 250x380 мм, где умещается около 800 знаков; читать написанное, производить текущий самоконтроль и исправление ошибок, не вынимая листа из машинки; расходовать меньше физической энергии по сравнению с работой грифелем на приборе, увеличивать скорость печатания в среднем до 145 знаков в минуту -(при 50 на приборе). Печатающий нажимает клавиши пальцами обеих рук. Количество пальцев, одновременно участвующих в воспроизведении брайлевского знака, зависит от количества точек, составляющих данный знак. Как основное средство, фиксирующее информацию, брай-левские машинки типа «Ласточка», «Пихта» используются в младших и средних классах школы, где еще нецелесообразно вводить плоскопечатные машинки из-за низкого уровня грамотности учащихся, которым необходимо осуществлять частый самоконтроль, что возможно лишь при письме по Брайлю. В старших классах брайлевские машинки используются при написании черновиков по литературе, русскому языку, вычислительных операциях по математике, фиксации промежуточных результатов лабораторных работ по физике, химии, при ведении дневниковых записей. Важное место брайлевские машинки занимают в сфере общения внутри коллектива слепоглухонемых посредством стенной печати и переписки, которая в жизни дан- ной категории детей играет большую роль, чем в жизни зря-чеслышащих, когда широко используется звуковая речь. Очень важным техническим средством фиксации информации являются плоскопечатные машинки со стандартным шрифтом типа «Украина», «Башкирия», применяемые в педагогическом процессе школы слепоглухонемых. Удобны они также при общении слепоглухонемых детей со зрячими и слабовидящими через стенную печать, для переписки с родными и знакомыми. Обучение слепоглухонемых печатанию на плоскопечатных машинках дает им в руки еще один, пожалуй, самый понятный для окружающих способ общения, так как дактильная речь и брайлевское письмо доступны лишь ограниченному кругу лиц, а искусственная звуковая речь слепоглухонемых с ее неизбежными недостатками требует тренированного слуха. Плоскопечатные машинки позволяют интенсифицировать процесс обучения и освобождают педагогов от неквалифицированного труда по переводу письменных работ уч-ащихся с брайлевского текста на плоский. Плоскопечатный текст можно проверить значительно быстрее, чем брайлевский, что увеличивает долю урочного времени, используемого учениками непосредственно на выполнение упражнений и дактильное общение с учителем; при этом увеличивается частота обратных связей. Ученики под руководством педагогов овладевают десяти-пальцевым методом печатания, не требующим зрительного контроля при работе на клавиатуре. С самого начала обучения от детей.требуется максимальная самостоятельность в работе с машинкой и в ее обслуживании. Некоторым специфическим приемам приходится обучать специально. Так, для выравнивания листа бумаги при закладывании его в машинку слепоглухонемых детей обучают вращать вал до тех пор, пока вставляемый лист не появится с другой стороны вала. Затем ученик при помощи рычага освобождает вал и соединяет обе поперечные кромки листа до полного их выравнивания. Наконец вал каретки возвращается в рабочее состояние. Обучение слепоглухонемых детей печатанию на плоскопечатной машинке на первом этапе нуждается в применении специальных приспособлений. Например, граница хода каретки слышащими людьми определяется по звонку, что недоступно слепоглухонемым. Поэтому буквы у них часто вылезают за пределы листа и при остановке каретки слово оказывается в самом неудобном для переноса положении. Для устранения этого недочета полезно снабдить машинку приспособлением, позволяющим предупредить слепоглухонемого об окончании строки до остановки каретки. Приспособление представляет собой консоль с пластиной, выдающейся в сторону печатающей руки; консоль укреплена с правой стороны каретки. Одновременно со звонком эта пластина касается руки ученика, предупреждая его о предстоящей остановке каретки. Имеются и другие приспособления, позволяющие слепоглухонемым без особых затруднений обучаться печатанию на плоскопечатных машинках. С приобретением учащимися достаточ-. ных навыков эти приспособления становятся ненужными и снимаются с машинки. Опыты показали, что при печатании на плоскопечатной машинке ученик затрачивает меньше усилий и меньше утомляется, чем при печатании на брайлевской машинке, потому что усилие от нажима на клавиши плоскопечатной машинки почти в три раза меньше, чем от нажима на клавиши брайлевской. Следует добавить,'что количество опечаток при работе на плоскопечатных машинках не превышает количества опечаток при работе слепоглухонемых учащихся на брайлевских машинках. В этом случае компенсацией зрительного контроля является двигательный самоконтроль, основанный на комплексе кинестетических ощущений. Таким образом, применение плоскопечатных машинок при обучении слепоглухонемых позволяет: 1) интенсифицировать педагогический процесс; 2) обеспечить своевременную оценку действий учащихся и увеличить частоту обратных связей; 3) снизить физическую утомляемость учащихся; 4) высвободить добавочное время для дополнительного общения учителя с учениками на уроке; 5) освободить учителя от неквалифицированного и утомительного труда по переводу брайлевских текстов. Средства, фиксирующие информацию, используются также как дополнительные узлы в специальных технических средствах. Так, в «Комплекте брайлевских строк» применяют приставку-магнитограф, которая позволяет автоматически фиксировать всю проходящую через устройство информацию. Магнитограф обеспечивает протоколирование собраний, запись лекций и бесед, проводимых со слепоглухонемыми учащимися учителями и преподавателями вузов. Возможность длительного сохранения фиксированных лекций и бесед позволяет слепоглухонемым неоднократно возвращаться к ним для тщательного изучения. Подключенная в режим воспроизведения приставка-магнитограф выдает информацию через устройство на его строчные такторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|